Шемендюк Татьяна Викторовна специалист-эксперт





Скачать 162.19 Kb.
НазваниеШемендюк Татьяна Викторовна специалист-эксперт
Дата публикации08.11.2014
Размер162.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Шемендюк Татьяна Викторовна

специалист-эксперт

отдела государственных закупок
Формирование единого экономического и информационного пространства в сфере государственных закупок

Государство обладает значительными финансовыми ресурсами и по праву может считаться крупнейшим субъектом рыночных отношений. Понятие «государственные закупки» для России не новое, а возникновение аналогов современного конкурса как способа заключения договора относится к середине XVII в. В 1654 г. был издан указ царя Алексея Михайловича (отца Петра I) о подрядной цене на доставку продуктов в Смоленск взамен на освобождение подрядчика от уплаты пошлины.

Первый документ, четко регламентирующий процедуры торгов, был издан в период правления Петра I - «Регламент Адмиралтейства и Верфи». Под эффективностью понималась «нижайшая цена подряда». Был регламентирован прообраз конкурсных процедур: печатались билеты с условиями конкурса, проводилась проверка обязательности и состоятельности подрядчика, был назначен трехнедельный срок заключения подряда (плюс время горения "суточной" свечи). Отвечало за проведение торгов само Адмиралтейство (говоря современным языком - государственный заказчик).

Первые объявления о конкурсе вывешивались на всех городских воротах, чтобы лица, входящие в город или покидающие его, могли с ними ознакомиться. Здесь же обычно сообщалось о льготах подрядчикам и поставщикам, перечислялись лица, уже работающие по госзаказам. Стала обязательной фиксация всех поступивших предложений, для чего претенденты являлись в приказы и канцелярии, где их устные предложения письменно регистрировались. В 1714 г. решением Сената было установлено публичное сообщение результатов не только важнейших, но и «мелких» торгов. В них указывалось, кто и на что подрядился, по каким ценам, кто стал поручителем.

На протяжении двух веков, до самой революции, система конкурсного поиска исполнителей государственных заказов развивалась и совершенствовалась.

Революционные события 1917 г., а затем внедрение системы планового хозяйства и централизованного распределения материальных ресурсов ликвидировали саму необходимость публичных торгов на государственные поставки и подряды.

В советское время использование торгов было во многом нетипичной конструкцией заключения договора, можно сослаться лишь на отдельные примеры. Так, начиная с 1931 г. Министерство внешней торговли СССР проводило в г. Ленинграде аукционы по продаже пушнины. Покупали пушнину на аукционах только иностранные компании, расчет велся в иностранной валюте.

Несмотря на небольшое распространение торгов, советские ученые-экономисты уделяли исследованию торгов большое внимание. В советской экономической литературе выделялись следующие характеристики торгов: область применения, публичная форма объявления и временные лимиты. Торги считались своеобразной или особой формой закупки машин, оборудования, размещения заказов на строительство, при которой поставщиков (подрядчиков) привлекают к участию в конкурентном споре.

Формирование конкурсного законодательства в современной России начинается с 1992 г. В этот период был издан ряд нормативных актов, среди которых Федеральный закон от 10 ноября 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральный закон от 02 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».

Однако, в названных законах лишь констатировалась необходимость проведения торгов, но не были определены: технология проведения конкурсов, порядок формирования конкурсных комиссий, не были прописаны механизмы внеконкурсных способов закупок. Расходование бюджетных ресурсов было под тотальным контролем государства, поэтому законодательство носило формальный характер.

Конкурсные закупки вернулись в России на государственный уровень только, когда был принят Указ Президента от 8 апреля 1997 г.
 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Данный Указ определил способ, порядок и процедуры закупок для государственных нужд, а также ввел понятия государственных заказчиков и технологии проведения конкурсных и внеконкурсных процедур для размещения государственного заказа.

Однако, уже в 1999 г. был принят Федеральный законот 06 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» который, по мнению специалистов, вернул страну назад примерно лет на семь, в состояние 1992 г. И тому есть следующие подтверждения.

Во-первых, в соответствии с этим законом торги вновь становятся необязательными. Во-вторых, сделаны серьезные шаги по ограничению конкуренции, поскольку налицо попытка отсечь от участия в государственных закупках многих потенциальных поставщиков, в частности иностранных, и всю российскую сферу обращения. В-третьих, закон утратил общественно признанные критерии определения победителя торгов. Их просто нет, что неминуемо расширяет плацдарм для коррупции. В-четвертых, в ряде положений закона открыто допускается возможность отбора, оценки и принятия решения о победителе конкурса не только государственным заказчиком. Таким образом, в случае недостаточно квалифицированного составления договора о передаче государственным заказчиком части своих функций по проведению конкурса другому юридическому лицу закон позволял отстранить государственного заказчика от всех ключевых решений по конкурсу.

Начало формирования современного института государственных закупок как самостоятельного механизма по праву связывают с принятием в 2005 г. Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Основными целями принятия данного закона были борьба с коррупцией и эффективное расходование бюджетных средств. Этот закон с самого момента принятия вызывал неоднозначную реакцию общественности: одни видели в нем панацею от всех бед, другие называли этот закон легализованным механизмом для проведения в жизнь различных коррупционных схем. За время действия закона в него был внесено более тридцати поправок.

Несмотря на это, принятый в 2005 г. Федеральный закон № 94-ФЗ стал первым нормативным правовым актом, который законодательно закрепил единый для государственных и муниципальных заказчиков порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг и ввел в нашу жизнь ряд новых терминов и понятий. Принятый закон положил начало формированию единого экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, поскольку предусматривает абсолютно одинаковые принципы и процедуры независимо от уровня бюджета на всей территории нашей страны.

В 2011 г. был принят еще один специальный закон, направленный на отношения в сфере закупок государственным сектором – Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Под его действие попадают государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, а также их дочерние общества. Данный закон носит рамочный характер и устанавливает лишь общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к такой закупке. А свою деятельность попадающие под сферу действия данного закона юридические лица обязаны осуществлять в соответствии с Положением, которое разрабатывают сами, и законодательно имеют возможность устанавливать разные способы и условия, удобные для каждого конкретного случая.

Итоги реализации Федерального закона № 94-ФЗ, не оправдали возлагаемых на него надежд. Детально регламентируя лишь стадию размещения заказа, он не достиг поставленных целей: коррупция в сфере государственных закупок на сегодня остается крайне высокой, да и эффективного расходования бюджетных ресурсов достичь не удалось. Направления развития современной российской экономики, предопределили и вектор реформирования сферы государственного заказа.

Уже с 01 января 2014 г. вступает в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Федеральная контрактная система России представляет собой совокупность процедур и правил, регулирующих отношения, связанные с планированием обеспечения государственных нужд, размещением заказов на поставку товаров (работ, услуг) и исполнением государственных контрактов в рамках бюджетных ограничений.

Основной идеей федеральной контрактной системы является охват полного цикла закупок: планирование, размещение, исполнение, анализ результатов закупок и возможность адаптации этих результатов для будущих закупок.

В целях функционирования федеральной контрактной системы формируется организационно-функциональная структура и единая интегрированная информационная среда федеральной контрактной системы.

Процесс формирования единого информационного пространства в сфере государственных закупок заслуживает отдельного внимания.

До выхода Федерального закона № 94-ФЗ информационное обеспечение не выделялось в отдельное направление обеспечения государственных закупок, и ограничивалось лишь публикацией извещений о конкурсах и результатов их проведения. При этом объем данных о результатах закупок не устанавливался, и ограничивался указанием заказчика, наименованием конкурса, лота и победителя. Никаких промежуточных сведений о ходе принятия решений заказчиками и комиссиями, причинах и обстоятельствах, влияющих на оценку предложений поставщиков, не публиковалось. Технологически в информационном обеспечении закупок использовались только печатные СМИ, вследствие своей инерционности не позволяющие всесторонне и оперативно информировать участников процесса закупок.

Разумеется, дефицит информации негативно влиял на рынок государственных закупок, заведомо предполагая искусственную закрытость схемы распределения заказов и ограничение круга поставщиков.

С принятием Федерального закона № 94-ФЗ информация о закупочных процедурах стала обязательной для публикации в электронном виде в сети Интернет – на официальных сайтах субъектов Российской Федерации, официальных сайтах муниципальных образований.

С 1 января 2011 г. был введен единый Официальный сайт Российской Федерации в интернете для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт), который с указанного срока является единственным официальным источником для размещения информации о размещении заказов в соответствии с Федеральным № 94-ФЗ. Иные сайты в сети Интернет (федеральный официальный сайт, официальные сайты субъектов Российской Федерации, официальные сайты муниципальных образований) и печатные издания по усмотрению заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций могут использоваться в качестве вспомогательных источников распространения информации о размещении заказов, но не могут заменить размещения информации на Официальном сайте.

С 1 октября 2012 г. компании с государственным участием согласно требованиям № 223-ФЗ начали публиковать информацию о своих закупках на Официальном сайте. Публикации подлежит следующая информация: план закупок, положение о закупке, информация о закупке, сведения о количестве и общей стоимости заключенных договоров, изменения, вносимые в договор при его заключении и исполнении.

В 2009 г. Правительство Российской Федерации приняло ряд важнейших решений по масштабному переводу системы государственного и муниципального заказа на электронные аукционы на нескольких крупных общероссийских электронных площадках. Министерством экономического развития РФ совместно с ФАС России проведен отбор операторов электронных площадок. По результатам отбора определены пять операторов электронных площадок (ОАО «Единая электронная торговая площадка», ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ», ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная Система Торгов», ОАО «Индексное агентство РТС», ЗАО «ММВБ — Информационные технологии»).

Были приняты поправки к Закону № 94-ФЗ о поэтапном введении обязанности заказчиков всех уровней размещать заказы путем проведения открытых аукционов в электронной форме:

с 1 января 2010 г. для федеральных заказчиков по пилотному, узкому перечню товаров, работ, услуг, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1996-р;

с 1 июля 2010 г. для федеральных заказчиков перечень расширился до всего аукционного списка, установленного распоряжением Правительства РФ № 236-р, это более 60 процентов номенклатуры, закупаемой по госзаказу; 

с 1 января 2011 г. по тому же широкому перечню (236-р) установлена обязательность проведения электронных аукционов уже для региональных и муниципальных заказчиков.

Все пять отобранных торговых площадок интегрированы с Официальным сайтом, что обеспечивает автоматический обмен информацией между ними. Участники размещения заказов получили возможность узнавать информацию о проводимых закупках заказчиков разного уровня и территориального нахождения из одного источника – на Официальном сайте.

Юридические лица, попадающие под действие Федерального закона № 223-ФЗ, как уже отмечалось ранее, также публикуют информацию о проводимых закупках на Официальном сайте. Но для них, в отличие от государственных и муниципальных заказчиков, работающих по Федеральному закону № 94-ФЗ, законом не определен перечень торговых площадок, на которых можно проводить торги. Это факт вызывал и до настоящего времени вызывает немало опасений с точки зрения организации информационного взаимодействия между Официальным сайтом и достаточно обширным списком торговых площадок. Вопрос организации безопасного и эффективного информационного взаимодействия Официального сайта, площадок, заказчиков, поставщиков, контролирующих органов является основополагающим и не может быть решен одномоментно. Но общий вектор развития сферы государственных закупок направлен на повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов и удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Итак, 1 января 2014 г. исполнится четыре года крупнейшему государственному порталу - Официальному сайту, оператором которого является Федеральное казначейство. Официальный сайт сформировал единое информационное пространство закупок, обеспечив открытый и удобный доступ к информации о государственном заказе. Официальный сайт всегда вызывал немало критики. Проблемы при размещении заказов, при публикации сведений в реестре контрактов, медленная работа сайта, частые регламентные работы, сбои при синхронизации информации с торговыми площадками, короткие по времени тайм-ауты, отсутствие аналитической информации и ряд других замечаний. За годы функционирования Официального сайта многие недочеты были устранены. И сейчас хотелось бы подробнее остановиться на функциональности Официального сайта.

22 июля 2013 г. была введена в эксплуатацию новая версия открытой части Официального сайта. Обновленная версия Официального сайта представляет собой единый портал закупок, который объединяет информацию о размещении заказов в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.

Обновленная версия Официального сайта поддерживает следующие основные функции:

- реестр планов графиков размещения заказов и планов закупок; единый гибкий механизм поиска размещаемых заказов и закупок отдельных видов юридических лиц по различным параметрам;

- реестр государственных и муниципальных контрактов, реестр плановых проверок, реестр результатов контроля по Федеральному закону № 94-ФЗ, реестр положений о закупках, реестр отчетности по договорам по Федеральному закону № 223-ФЗ, реестры недобросовестных поставщиков по Федеральному закону № 223-ФЗ и Федеральному закону № 94-ФЗ;

- реализована возможность установки на локальных компьютерах пользователей приложения Официального сайта Офлайн клиент (размещение сведений о контрактах) для использования при работе с Официальным сайтом. Офлайн является частью программного обеспечения Официального сайта, которая позволяет без подключения к сети Интернет подготовить сведения о контракте, сведения об изменении контракта, сведения об исполнении (о расторжении) контракта для публикации на Официальном сайте. Для передачи подготовленных сведений на Официальный сайт требуется подключение к сети Интернет;

- объединенный реестр организаций, участвующих в размещении заказов согласно Федеральному закону № 94-ФЗ и закупках согласно Федеральному закону № 223-ФЗ. Ежедневно на Официальном сайте обновляется общедоступная статистика о размещении заказов согласно Федеральному закону № 94-ФЗ и Федеральному закону № 223-ФЗ.

Аналитическая информация представлена в следующем виде:

- закупки в цифрах (основные показатели размещения заказов и закупок);

- экономия (информация об экономии, достигнутой при размещении заказов);

- топ рейтинг заказчиков (94-ФЗ);

- топ рейтинг поставщиков (94-ФЗ);

- топ рейтинг заказов и контрактов (94-ФЗ);

- распределение контрактов по уровням заказчиков;

- закупки в разрезе номенклатуры;

- распределение заказа по способам размещения;

- электронные площадки (94-ФЗ).

Формирование единого экономического и информационного пространства в сфере государственных закупок – сложный, системный процесс. С каждым днем возрастает интерес общественности к эффективности расходования бюджетных ресурсов, что играет существенную роль в выборе направления развития. Повышение уровня прозрачности и публичности закупок, повышение уровня доступности информации о ходе размещения заказов, повышение уровня конкуренции – это те проблемы, которые сегодня занимают центральное место.

К настоящему моменту проделана колоссальная работа: сформирован единый, унифицированный механизм обеспечения государственных и муниципальных нужд на всей территории нашей страны, степень развития единого информационного пространства в сфере закупок возрастает с каждым днем. Однако, остается и внушительный перечень проблем: пробелы законодательства, совершенствование информационно-технического обеспечения процесса закупок, кадровая проблема и ряд других, решение которых требует к себе комплексного, системного подхода со стороны государства, бизнеса и гражданского общества.
1654

1917

1992

1997

1999

2005

2011

2014

А

B

C

D

E

F

G

H

Годы

Степень

развития сферы закупок

Приложение

Рис. 1. Процесс формирования единого экономического и информационного пространства в сфере государственных закупок

А - был издан «Регламент Адмиралтейства и Верфи»; был регламентирован прообраз конкурсных процедур: печатались билеты с условиями конкурса, проводилась проверка обязательности и состоятельности подрядчика, был назначен трехнедельный срок заключения подряда.

B - внедрение системы планового хозяйства и централизованного распределения материальных ресурсов ликвидировали саму необходимость публичных торгов на государственные поставки и подряды в том числе.

C - в этот период был издан ряд нормативных актов, в которых лишь констатировалась необходимость проведения торгов, но не были определены: технология проведения конкурсов, порядок формирования конкурсных комиссий, не были прописаны механизмы внеконкурсных способов закупок; законодательство носило формальный характер.

D - был принят Указ Президента № 305, который определил способ, порядок и процедуры закупок для государственных нужд, а также ввел понятия государственных заказчиков и технологии проведения конкурсных и внеконкурсных процедур для размещения государственного заказа

E - был принят Федеральный закон № 97-ФЗ, который, по мнению специалистов, вернул страну назад примерно лет на семь: торги вновь становятся необязательными, сделаны серьезные шаги по ограничению конкуренции, закон утратил общественно признанные критерии определения победителя торгов, в ряде положений закона открыто допускается возможность отбора, оценки и принятия решения о победителе конкурса не только государственным заказчиком.

F - был принят Федеральный №94-ФЗ, который стал первым нормативным правовым актом, который законодательно закрепил единый для государственных и муниципальных заказчиков порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг и ввел в нашу жизнь ряд новых терминов и понятий; принятый закон положил начало формированию единого экономического пространства на территории России.

G – был принят Федеральный закон N 223-ФЗ, под действие которого попадают государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, а также их дочерние общества.

Введен в эксплуатацию единый Официальный сайт Российской Федерации в интернете для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Заказчики всех уровней перешли на электронные аукционы.

H - вступает в силу Федеральный закон № 44-ФЗ, основной идеей которого является охват полного цикла закупок: планирование, размещение, исполнение, анализ результатов закупок и возможность адаптации этих результатов для будущих закупок.

Список использованных источников


  1. «О государственном материальном резерве» Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ.

  2. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» Федеральный закон от 02 декабря 1994г. №53-ФЗ.

  3. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ.

  4. «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» Федеральный закон от 06 мая 1999 г.№ 97-ФЗ.

  5. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

  6. «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» Указ Президента от 8 апреля 1997 г.  № 305.

  7. «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона»Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236- р. 

  8. «О перечне товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых для федеральных нужд осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме с 1 января 2010 года по 30 июня 2010 года»Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1996-р. 

  9. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»Федеральный закон от 10 ноября 1994 г.60-ФЗ.

  10. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»Федерального закона от 21 июля 2005г. №94-ФЗ.

  11. Анощенко Е.Н. Из истории проведения подрядных торгов. Киев: «Пирамида». 1994 г.

  12. Веденеев Г.М., Гончаров Е.Ю., Кобзев Г.Н. Конкурсные торги в России: исторический опыт. М.: Изд-во МЭИ, 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шемендюк Татьяна Викторовна специалист-эксперт iconСотрудники уфмс россии по Новосибирской области открыли курсы русского...
Чению русского языка для трудовых мигрантов. На вопросы представителей сми о программе изучения русского языка ответили начальник...
Шемендюк Татьяна Викторовна специалист-эксперт iconЗаконодательные и нормативные акты, необходимые для исполнения должностных обязанностей
Должность: Главный специалист-эксперт отдела гимс главного управления мчс россии по Оренбургской области
Шемендюк Татьяна Викторовна специалист-эксперт iconКраткое содержание проекта Данный проект посвящен теме курса математики 6-го класса «Пропорции»
Вакалова Наталья Николаевна, Ильяшенко Татьяна Алексеевна, Лепяка Елена Николаевна, Перепелица Наталья Васильевна, Чикунова Татьяна...
Шемендюк Татьяна Викторовна специалист-эксперт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составитель: Л. А. Кудряшова, главный специалист-эксперт отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления...
Шемендюк Татьяна Викторовна специалист-эксперт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Михайлов Анатолий Егорович, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности Дьяков Михаил Иванович. На год позже пришли...
Шемендюк Татьяна Викторовна специалист-эксперт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зайнашева Роза Борисовна, главный специалист-эксперт отдела организации отдыха и оздоровления, воспитания и дополнительного образования...
Шемендюк Татьяна Викторовна специалист-эксперт icon«Визитная карточка» проекта
Куренкова Татьяна Александровна, Неудахина Оксана Викторовна, Лагун Нина Константиновна
Шемендюк Татьяна Викторовна специалист-эксперт iconТип работы
Ф. И. О (полностью) члена жюри: Выборова Татьяна Ивановна, Анисимова Елена Александровна, Шереметьева Юлия Викторовна
Шемендюк Татьяна Викторовна специалист-эксперт iconТип работы
Ф. И. О (полностью) члена жюри: Выборова Татьяна Ивановна, Анисимова Елена Александровна, Шереметьева Юлия Викторовна
Шемендюк Татьяна Викторовна специалист-эксперт iconПанкова-Козочкина Татьяна Викторовна
Автор программы: Литвинова Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Шемендюк Татьяна Викторовна специалист-эксперт iconАвтор: студентка 3 курса Гапеева Татьяна Викторовна
Научный заведующий кафедрой фундаментальной медицины, доктор медицинских наук Изранов Владимир Александрович
Шемендюк Татьяна Викторовна специалист-эксперт iconУчитель истории и обществознания Беляева Татьяна Викторовна
...
Шемендюк Татьяна Викторовна специалист-эксперт iconЛегко ли быть молодым?
Разработали: учитель литературы Попова Екатерина Юрьевна, учитель истории Рюмина Татьяна Викторовна
Шемендюк Татьяна Викторовна специалист-эксперт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Маркова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов второй квалификационной категории
Шемендюк Татьяна Викторовна специалист-эксперт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ответственный за работу площадок: Назарова Татьяна Викторовна, Милимбаева Оксана Николаевна
Шемендюк Татьяна Викторовна специалист-эксперт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ответственный за работу площадок: Назарова Татьяна Викторовна, Милимбаева Оксана Николаевна


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск