Преимущества групповой формы работы
на уроках истории и обществознания
Учитель истории и обществознания
Беляева Татьяна Викторовна
Основная цель преподавания истории – не приспособление ученика к внешней целесообразности, а его саморазвитие как личности . При изучении данного предмета важно не столько запоминание фактов, сколько понимание контекстов и наличие своей точки зрения у каждого ученика.
Важно сформировать личность ученика, способную к самоопределению,
человека:
- ориентирующегося в мире и действующего в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами;
- способного быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений,
- обладающего приемами учения и готового к постоянной переподготовке;
- для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
- понимающего, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения;
- хорошо владеющего устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми.
Ведущим здесь должно быть духовно- практическое отношение, а теоретическое должно занять место средства. В процессе изучения истории важно привить школьникам вкус к рассуждениям, анализу явлений, поиску объяснений тех или иных процессов. При этом наиболее эффективной формой организации учебной деятельности является работа в группах.
Группы на уроке – добровольные объединения учащихся, имеющих сходные позиции в отношении проблем, обсуждаемых в ходе урока. Чтобы занять определенную позицию, учащиеся должны соотнести свои ценности с ценностями других людей: авторов учебника, ученых, учителя, своих одно-
классников. Все это требует от учащихся определенной активности, критического мышления, самостоятельности в принятии решений. Главная задача учителя – направить их в русло определенной исторической концепции.
Групповая работа как активный метод обучения является составной частью
здоровьесберегающих технологий. Она основана на приоритете позитивных воздействий над негативными ( подкреплений над запретами, порицаниями).
Практика показывает, что ученик, услышав, что учитель собирается задать ему вопрос, по меньшей мере настораживается. А после неправильного ответа может и вовсе замолчать, познавательная активность школьника снижается.
Вот почему важно предлагать познавательно-развивающие вопросы, не ответить на которые совсем ( т.е. промолчать) было бы просто невозможно, и чтобы даже неправильный, неточный ответ не понижал, а, напротив, повышал познавательную активность ученика.
А самый эффективный прием работы с такими вопросами – свободное коллективное обсуждение в группах. Со времен Сократа известно, что подлинные знания, убеждения, собственные взгляды формируются лишь в ходе свободного общения, свободного обсуждения.
Конечно, далеко не на все предлагаемые вопросы ученики отвечают только правильно и только с первого раза. Но они никогда не молчат – версий всегда множество. Во время обсуждения вопросов и ответов учащиеся развивают умение думать, сравнивать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, находить свои и чужие ошибки, делать выводы.Во многом это происходит потому, что у них отсутствует опасение ответить неправильно, быть непонятым, получив в результате плохую оценку.
Осмысливая ответы на те или иные вопросы, требующие анализа, сравнения или обобщения, учащиеся вынуждены запоминать основные факты, события и имена. Происходит опосредованное, непроизвольное запоминание. Работа организуется так, чтобы прием информации ( так можно назвать первый этап урока, будь то самостоятельная работа с учебником, документами или рассказ учителя) был бы как можно меньше по времени. А вот второй этап, состоящий из анализа, обсуждения материала, высказывания точек зрения учениками и их обоснованием, делается более продолжительным, с тем, чтобы большее количество учащихся вовлечь в обсуждение и совместную деятельность.Создаются условия для активной работы всех учащихся на каждом уроке, а не эпизодическ, от оценки до оценки.
К преимуществам групповой работы следует отнести следующие:
- убеждает в ценности взаимопомощи;
- укрепляет контакт в классе;
- прививает коммуникативные навыки ( умение слушать, становиться на точку зрения других, правильно общаться, добиваться взаимопонимания, работать сообща ради общей цели);
- способствует положительной мотивации.
Групповая форма работы позволяет на личном опыте ощутить преимущества совместной деятельности, постичь ее трудности, испытать себя в различных ролях, выявить свои сильные и слабые стороны как делового партнера.
В ходе групповой работы можно руководствоваться этическим кодексом класса, который вырабатывается совместно:
Работать сообща.
Слушать, когда говорят другие.
Помогать другим.
Высказывать свое мнение с достоинством.
Морально поддерживать друг друга.
Уважать мнение другого.
Группа может быть от 2 до 12 учеников. Верхняя граница весьма условна. Для большинства форм групповой работы оптимальна группа из 4 учащихся.
Каждый участник общей работы выполняет определенную роль, например:
- капитан команды – следит, чтобы другие выполняли свои функции, организует работу группы;
- секретарь – делает записи по ходу работы;
- редактор – превращает всю информацию в связный текст;
- оратор – выступает перед классом, представляет мнение группы;
- « хранитель времени» - следит, чтобы группа укладывалась в отведенное время.
Организация работы в группах.
1.Группы получают одно и то же задание.
Результат работы группы может быть раскрыт спикером одной из групп, а другие ученики его дополняют или опровергают.
Если результаты работы групп противоречат друг другу, то учитель может выстроить проблемную беседу для разрешения создавшегося противоречия.
2. Группы получают разные задания.
Группы или их ораторы отчитываются перед классом. Таким образом возможно повторить тему разными способами. Одни группы работают над поставленными вопросами, активно обсуждают их, образуя малый «круглый стол». Другие группы получают практические задания: составить кроссворд, лото, игру, написать критическую заметку, составить план и т.д.
Спикеры групп могут обходить группы и работать с ними.
3. Группы получают разные, но работающие на общий результат, задания.
1) Поиск ответа на проблемный вопрос осуществляется каждой группой, работающей над своим разделом темы.
Группы используют имеющиеся необходимые материалы, определяют основного докладчика. В защите вопроса ( основное сообщение, дополнение к нему, ответы на вопросы) участвует вся группа.
2) Может быть определена ( посредством лотереи) роль группы – отвечающие, дополняющие, оппоненты, рецензенты.
В результате распределения дискуссионных ролей «оратором» ( « спикером») может стать ученик застенчивый и не пользующийся авторитетом в классе. Те ребята, которые на обычных уроках никак не проявляют себя, получают возможность показать себя с лучшей стороны.
4. Группы могут получить тексты со специально допущенными ошибками.
Ребята ищут ошибку группой, спорят. Спикер оглашает результат перед всем классом.
Тексты могут быть заранее приготовлены группой учащихся.
Учитель может доказывать заведомо неверную мысль, гипотезу. Задача групп учащихся – найти контраргументы.
5. Группы составляют опорный конспект урока или темы.
Объясняют друг другу опорные конспекты. Либо могут обменяться опорными конспектами и проговорить тему по опорному конспекту соседей.
Группа сильных учеников может заранее составить опорные конспекты по заранее изученным темам. На уроке эти учащиеся становятся тренерами: класс разбивается на группы, с каждой из них работает такой тренер по своему опорному конспекту.
Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача : составить к нему список вопросов.
Группы могут работать над одним и тем же текстом ( или частью лекции), но одни из них – над репродуктивными вопросами, другие – над расширяющими или развивающими.
Можно иначе: группы работают над разными частями текста или лекции.
Подобный прием можно использовать, когда учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы ( различные группы - репродуктивные расширяющие или развивающие вопросы).
Две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения.
Так можно моделировать столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, ученых разных направлений.
Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.
Группы вступают в диспут.
Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее, кто более убедителен эмоционально, кто допустил ошибки.
Примеры использования групповых форм работы на уроках.
Тема урока «Глобальные проблемы человечества»
( обществознание, 11 класс).
Урок пресс-конференция.
Класс делится на две группы:
1) эксперты по глобальным проблемам человечества,
2) журналисты.
Группы получают опережающее задание – используя текст учебника , материалы печати, ознакомиться с сущностью глобальных проблем человечества.
Каждый из «экспертов» выбирает одну из проблем и изучает ее более углубленно, готовясь к выступлению на перс – конференции и ответам на вопросы « журналистов».
« Журналисты» готовят вопросы « экспертам2.
Дискуссия – ответы «экспертов» на вопросы «журналистов».
По итогам урока « журналисты» пишут небольшую статью – отчет о
пресс-конференции.
Аукцион «Продается «пятерка»!» ( история, 6 класс).
Группа может приобрести «пятерку», назвав, например, как можно больше современников Ивана Грозного. Имена исторических деятелей комментируются.
«Герой, дата, событие» - группа учащихся называет имя исторического деятеля по определенной теме, другая группа – дату. Связанную с этим героем, третья – соответствующее событие.
Игра продолжается, пока какая–то группа не сможет больше предложить ответ.
Групповая форма работы помогает учащимся проявить максимум заинтересованности, внимательности, творчества, самостоятельности, вселить уверенность в их собственные силы. |