Совершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности





Скачать 338.2 Kb.
НазваниеСовершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности
страница1/2
Дата публикации18.11.2014
Размер338.2 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2


На правах рукописи

Хисматуллина Лилия Ринатовна


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертация на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Йошкар-Ола – 2010

Работа выполнена на кафедре педагогики

ГОУ ВПО "Башкирский государственный университет"


Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Баймурзина Виля Искандаровна


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Морова Наталья Сергеевна

ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»;
доктор педагогических наук, профессор

Харисов Тагир Бурганович

ГОУ ВПО «Казанский государственный университет»


Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»



Защита диссертации состоится «26» июня 2010 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.116.03 при ГОУ ВПО "Марийский государственный университет" по адресу: 424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 44.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО "Марийский государственный университет".
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» «26» мая 2010 г. Режим доступа: http:\www.marsu.ru
Автореферат разослан «26» мая 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета, доктор педагогических наук,

профессор




С.А. Арефьева


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29.12.01 № 1756-Р), Программе модернизации педагогического образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.04.03 г. №1313) определены приоритетные направления образования: развитие современной системы непрерывного профессионального образования, совершенствование содержания и форм подготовки педагогов, разработка и апробация современного содержания и новых форм повышения квалификации работников педагогических образовательных учреждений и др. Их развивают Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Федеральная программа развития образования на 2000-2005 годы и Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 гг., проект «Наша новая школа». В последнем документе особый акцент делается на сохранение ценных педагогических кадров и пополнение их новыми, даже за счет специалистов из другой сферы, имеющих соответствующую подготовку.

В числе важнейших задач, нуждающихся в концентрации усилий данного направления, является совершенствование научно-методической работы учителей. От уровня развития профессионализма учителя зависит результат учебно-воспитательного процесса. Включение педагогов в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу в рамках научно-методической работы в инновационной деятельности способствует не только развитию педагогического мастерства, развитию его личности, но и повышению качества образования. Поэтому работа, направленная на совершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности, приобретает особую значимость.

Многогранность проблемы требует пристального внимания к ней философов, педагогов, психологов, социологов и др.

Проблема обучения, роли учителя в обучении привлекала внимание многих исследователей и ранее. На различных этапах развития общества она решалась по-разному с учетом потребностей практики. Методологические подходы, практические советы и рекомендации по ее решению мы находим в трудах классиков педагогики Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.

В отечественной педагогической науке существует значительное количество научных исследований по инновационной деятельности, проблемам организации и содержания методической работы в школе, повышению квалификации учителей. В частности, проведены исследования, посвященные как общетеоретическим основам (Н.В. Гоноболин, В.И. Загвязинский, Н.К. Кушков, Н.Д. Левитов и др.), так и отдельным вопросам: методологическому, методическому и организационному аспектам (С.И. Архангельский, З.Ф. Есарева, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров и др.); педагогической подготовке преподавателей профессиональной школы (В.И.Андреев, Б.А. Белькевич, Д.И. Васильев, Л.Ф. Лисс, В.И. Турченко и др.); повышению педагогической квалификации научно-педагогических кадров (А.Х. Бенуни, С.Г. Вершловский, В.А. Ежов, А.П. Киселев, Б.Д. Лебин, А.П. Шапошникова и др.); компетентности учителя (А.А. Бусыгин, Н.П. Гришин, Н.Е. Костылев, А.К. Марков, Д.Ю. Осягин и др.).

Достаточно широкое освещение вопросов, связанных с профессиональной деятельностью учителя, говорит об актуальности и практической сложности решения данного феномена. Вместе с тем не рассматривается специфика данной работы в исследуемом регионе. На практике недостаточно уделяется внимание подготовке учителей общеобразовательной школы к реализации инновационных подходов в научно-методической работе.

Таким образом, актуальность исследования проблемы совершенствования научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности обусловлена обострением противоречий между:

– потребностью педагогики в теоретическом осмыслении совершенствования научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности как новой практики в образовании и недостаточной разработанностью данной проблемы;

– необходимостью совершенствования научно-методической работы учителей в общеобразовательной школе и существующими традиционными подходами, не обеспечивающие эффективность данного процесса.

Отмеченные противоречия определили проблему исследования, которая состоит в разработке модели совершенствования научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности. Актуальность обозначенной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность, выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Совершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности».

Объект исследования – система научно-методической работы общеобразовательной школы.

Предмет исследования – педагогические условия совершенствования научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности.

Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели совершенствования научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой внедрение и функционирование модели совершенствования научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности будут эффективными, если:

– уточнены и конкретизированы ключевые понятия «совершенствование», «инновационная деятельность», «инновационные подходы», «научно-методическая работа» как теоретическая основа совершенствования научно-методической работы учителей общеобразовательной школы;

– определены содержание, формы, методы, средства научно-методической работы учителей общеобразовательной школы и пути ее дальнейшего совершенствования;

– разработана и внедрена модель совершенствования научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности;

– разработаны критерии и показатели совершенствования научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи исследования:

1. Уточнить и конкретизировать ключевые понятия «совершенствование», «инновационная деятельность», «научно-методическая работа».

2. Охарактеризовать систему научно-методической работы общеобразовательной школы и определить путей ее совершенствования в инновационной деятельности.

3. Разработать модель совершенствования научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности и экспериментально проверить ее эффективность.

4. Разработать критерии и показатели совершенствования научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности.

Методологические и теоретические основы исследования. Общую методологическую основу исследования составляют философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности мира; о социальной, деятельностной и творческой сущности личности как целостной системы.

В ходе исследования диссертант опирался:

– на философско-социологические (М.М. Бахтин, Э.В. Ильенков, В.А. Конев и др.) и психологические теории (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Деркач, Л.М. Веккер, А.Г. Ковалев, В.С. Мухина, Б.М. Петров и др.);

– на теорию системно-структурного подхода как выражения диалектического метода науки (Б.Г. Ананьев, А.П. Беляев, В.А. Ганзен, А.В. Ермоленко, В.А. Якунин и др.);

– на научную концепцию индивидуальной формы общественного бытия человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов и др.);

– на педагогические теории об эффективности деятельности форм и методов повышения квалификации (Н.И. Болдырев, О.С. Газман, М.М. Поташник и др.);

– научно-методическую работу как средство повышения квалификации, педагогического мастерства и профессионализма учителя, его профессионального общения (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, В.С. Лазарев, Л.Н. Митина, Л.А. Петровская) и др.

Методами исследования, способствующими проверке выдвинутой гипотезы и решению поставленных задач, выступили:

– общетеоретические (анализ, синтез, сравнение и сопоставление, обобщение, систематизация, группирование и др.);

– констатирующие (анализ содержания деятельности учителей; анализ практических и методических умений учителей; анализ теоретических знаний учителей по педагогике, психологии и методике);

– экспериментально-диагностические (обобщение передового педагогического опыта, опросные методы  беседа, интервью, анкетирование, наблюдение, тестирование и др.);

– прогностические (педагогическое моделирование);

– статистическая и математическая обработка диагностических данных.

Нормативно – правовую базу исследования составили: Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г., государственные образовательные стандарты по педагогическим специальностям, Федеральная программа развития образования на 2000- 2005 г., проект «Наша новая школа» (сентябрь 2009 г.).

Экспериментальной базой исследования являются: Белорецкий башкирский лицей-интернат и муниципальный башкирский лицей-интернат №3 г. Стерлитамака.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2003-2004 гг.) осуществлялась поисковая работа: определена проблема, обоснована и выбрана тема, проанализирована литература по проблеме исследования; рассмотрены концептуальные подходы к исследованию проблемы; сформулированы проблема и рабочая гипотеза; обозначены предмет, объект и задачи исследования; проведен констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (2004-2008гг.) был проведен формирующий этап эксперимента; были определены компоненты инновационной деятельности и раскрыты их сущностные характеристики, способствующие совершенствованию научно-методической работы учителей общеобразовательной школы. Разработана и апробирована модель совершенствования научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности.

На третьем этапе (2009-2010 гг.) обобщены результаты исследования; систематизированы полученные данные; внесены уточнения; проверена гипотеза исследования; осуществлено оформление полученных результатов в виде диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

– уточнены и конкретизированы ключевые понятия «совершенствование», «инновационная деятельность», «инновационные подходы», «научно-методическая работа» как теоретическая основа совершенствования научно-методической работы учителей общеобразовательной школы;

– определены содержание, формы, методы, средства научно-методической работы учителей общеобразовательной школы и пути ее дальнейшего совершенствования;

– разработана и внедрена модель совершенствования научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности;

– разработаны критерии и показатели совершенствования научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует решению научной проблемы, имеющей важное социально-культурное значение и посвящено поиску эффективных средств совершенствования научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности. Исследование расширяет направление научных разработок, связанных с теоретико-методическим обеспечением совершенствования научно-методической работы; вносит вклад в развитие категориального аппарата педагогической науки: уточнены понятия «совершенствование», «инновационная деятельность», «инновационные подходы», «научно-методическая работа». Определены критерии оценки и показатели совершенствования научно-методической работы в инновационной деятельности.

Обоснование совершенствования научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности составит основу для новых научных представлений о решении проблемы данного направления.

Практическая значимость диссертационного исследования связана с возможностью использования его положений и выводов при изучении проблем совершенствования научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности; при разработке спецкурсов по педагогике для студентов педагогических вузов; при чтении лекций в повышении квалификации учителей, работников образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исследования; использованием комплекса методов исследования, адекватных его целям и задачам; последовательным проведением этапов эксперимента; объективностью и результативностью полученных экспериментальных данных; личным опытом работы диссертанта в общеобразовательной школе в качестве учителя; применением математических методов для обработки результатов исследования.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Научно-методическая работа является целостной развивающейся системой и включает такие компоненты, как цель, задачи, содержание, методы, организационные формы, условия и результаты. Она определяется современным образовательным пространством с его вариативностью, выборностью, модернизацией и взаимообусловленностью всех образовательных процессов в школе. Научно-методическая работа выполняет следующие функции: педагогический анализ и прогнозирование, планирование, организация, мотивация, регулирование, координирование, контроль и корректирование. Совершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности выражается в реализации инновационных подходов в научно-методической работе, в проведении экспериментального исследования учителями параллельно с внутришкольным повышением квалификации, разработке авторских программ и проектов, развитием практических и методических уровней.

2. Педагогические подходы, ранее известные, адаптированы и расширены как идеи и положения для совершенствования научно-методической работы учителей в инновационной деятельности. Оно проходит на основе интеграции основных положений системного, культурологического, антропологического, аксиологического, персонологического подходов, способствующих разработке критериев оценки и их показателей совершенствования научно-методической работы учителей.

3. Модель совершенствования научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности представляет собой единство и взаимосвязь следующих блоков (модулей): ориентационно-целевого, представленного предметом, задачами и результатом (определенным уровнем реализации инновационных подходов); организационно-управленческого, включающего совокупность принципов реализации инновационных подходов, а также факторов, учитываемых в процессе последовательной поэтапной их реализации; содержательно-технологического, представленного формами, методами и средствами реализации инновационных подходов; критериально-оценочного, отражающего совокупность критериев и показателей для оценки уровней реализации инновационных подходов и уровней развития практических, методических умений, теоретических знаний учителей.

4. Объективность исследований, связанных с проблемой совершенствования научно-методической работы учителей общеобразовательной школы обеспечивается комплексом диагностических средств: тестами, анкетами, наблюдениями, самооценкой, взаимооценкой, экспертной оценкой. Для выявления уровня реализации инновационных подходов в научно-методической работе учителей, повышения уровня квалификации учителей, развития практических и методических умений, пополнения теоретических знаний по педагогике, психологии и методике был отобран блок критериев:

− Когнитивный − теоретическое знание своего предмета. Критериальным показателем является наличие знаний, их осознанность, полнота, системность, конкретность, прочность и устойчивость.

− Эмоционально-ценностный − знание учителем основ общечеловеческой морали, его положительно-эмоциональный настрой на повышение квалификации, устойчивость, глубину и силу эмоциональных переживаний. Критериальным показателем является позитивное отношение к научно-методической работе как средству повышения квалификации.

− Поведенческий − система поступков, объективно обусловленных и выражающих практические и методические умения учителей. Критериальным показателем являются устойчивость и активность в повышении уровня квалификации, использование, наряду с традиционными, инновационных форм научно-методической работы и умение применять знания для анализа своего поведения.

В соответствии с критериями и их показателями определены уровни реализации инновационных подходов в научно-методической работе учителей: высокий уровень (творческий, средний уровень (репродуктивный), низкий уровень (эмпирический).
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Совершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности iconПлан работы методического объединения учителей словесников
Методическая тема школы: Формирование инновационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности школы
Совершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности iconИтоги методической работы за 1 четверть 2013-2014 учебного года Важнейшим...
Основным направлением методической деятельности школы является работа над единой методической темой «Современные подходы к организации...
Совершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности iconПлан работы городского методического объединения учителей информатики на 2011-2012 учебный год
Тема: научно-методическое обеспечение и совершенствование педагогической деятельности учителей информатики
Совершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности iconПоложение о Публичном докладе директора Муниципального казенного...
Плану методической работы, где были поставлены цели и задачи методической работы на учебный год и определены основные направления...
Совершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности iconАнализ инновационной, экспериментальной и научно- методической работы...
Направление работы гимназии «Обеспечение высокого уровня качества гимназического образования в соответствие с образовательным заказом...
Совершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности iconАнализ методической работы школы
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая...
Совершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности iconОтчет по инновационной деятельности и информатизации гбоу сош №1912...
Гэп 2 уровня «Создание системы научно-методической поддержки сетевого взаимодействия образовательных учреждений, внедряющих модель...
Совершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности iconРабота методического объединения учителей русского языка и литературы...
Целью методической работы являлось совершенствование профессиональной деятельности педагогов
Совершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности iconАнализ учебно-методической и инновационной работы
Поставленные цели учебно-методической и инновационной службы на 2012-2013 уч год
Совершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности iconЗадачи работы «МО» на 2010-2011 учебный год
Методической грамотности и инновационной культуры учителей общественных дисциплин
Совершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности iconПлан работы с одаренными детьми на 2013-2014 учебный год
Организация научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в общеобразовательной школе
Совершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности iconУчебно-тематический план «Школы молодого педагога»
Цель: совершенствование психолого-педагогической и научно методической компетентности молодых преподавателей, повышение их общей...
Совершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности iconИнновационный или авторский компонент, представленный в принципах,...
Основные направления инновационной деятельности учителей участников пнпо 2008г
Совершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности iconПлан работы шмо учителей оот «Технология» на 2008 – 2009 учебный год
Повышение научно-методической компетентности учителей через освоение воспитательного потенциала урока
Совершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рф по вопросам обучения и воспитания, организации методической работы среди педагогического коллектива школы и определяет задачи,...
Совершенствование научно-методической работы учителей общеобразовательной школы в инновационной деятельности iconОтчет о методической работе гимназии в 2009-2010 учебном году Важнейшим...
Роль методической работы школы «мучительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально, оперативно и творчески...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск