Основные направления инновационной деятельности учителей - участников ПНПО 2008г.
1. Обеспечение новых образовательных результатов
Включение учителем в преподавание своего предмета инновационных компонентов: развитие ключевых компетенций учащихся, коммуникативных умений, рефлексии, умения работать с информацией, умения самостоятельно учиться и т.д. Некоторые из педагогов уделяют внимание развитию общих интеллектуальных способностей (умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, классифицировать, доказывать, делать выводы и др.) и обучают обобщенным способам деятельности.
п\п №
| Учитель
| ОУ, округ
| Преподаваемый предмет
| Инновационный или авторский компонент, представленный в принципах, целях, задачах, направлениях и результатах инновационной деятельности
| 1
| Ананишнев Вячеслав Владимирович
| Кадетская школа-интернате №5 «Преображенский кадетский корпус», ВАО
| Английский язык
| Направления профессиональной деятельности:
1.Включение в преподавание предмета «английский язык» нового содержания образования, в частности:
- обучение способам проектной и исследовательской деятельности;
- формирование способностей самоконтроля, рефлексии у учащихся.
2. Применение современных педагогических технологий, и информационно-коммуникационных в обучении.
3. Разработка новых форм преподавания предмета:
- элективных курсов, профильного и предпрофильного образования;
- методики учебных проектов и исследовательской деятельности для подготовки к экзаменам по английскому языку.
4. Внедрение образовательных технологий с учетом индивидуальных особенностей учащихся:
- разноуровневое обучение;
- ролевые игры;
- обучение рефлексии;
- метод проектов.
5. Обеспечение активного взаимодействия с учреждениями и организациями за пределами кадетского корпуса.
6. Интеграция дополнительного и общего образования:
- образовательный туризм
| 2.
| Коршунова Нина Владимировна
| ГОУ СОШ № 357, ВАО
| Химия и экология
| Задачи педагогической деятельности:
создание условий для максимально полной реализации личности школьника
обеспечение прочного и осознанного усвоения основ фундаментальных и иных наук, фундаментальная общекультурная подготовка как база профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования
обучение основным способам самостоятельного приобретения знаний, в том числе с использованием современных информационных ресурсов, формирование критического мышления,
формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей различных культур и концессий, в том числе и национальной культуры,
обучение жить в социуме,
воспитание гражданственности и патриотизма,
формирование экологической культуры, экологического мышления
сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
| 3.
| Хижняк Ирина Владимировна
| ГОУ СОШ №741, ВАО
| Математика
| Цели преподавательской работы :
1. Учебно-организационные: планирование, контроль деятельности, рефлексия, умение работать в заданном темпе;
2.Учебно-интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, умение проводить аналогии, классифицировать, приводить доказательства, делать выводы и принимать решения;
3.Учебно-информационные: умение работать с литературными источниками, ориентироваться в информационном пространстве, умение систематизировать информацию;
4.Учебно-коммуникативные: общение, взаимодействие с партнерами для получения результата.
| 4.
| Макаров Михаил Иванович
| СОШ № 892
«Школа здоровья», ВАО
| Русский - литература
| Использует в работе:
-когнитивное моделирование художественного текста.
-знания должны открываться в ходе исследования, проведенного под руководством учителя, а не передаваться обучаемым в готовом виде
учитель не транслирует информацию, а учит обобщенным способам деятельности, т. е. самому мышлению.
Анализ любого художественного произведения начинает с рассмотрения поэтики заглавия. Результат- выявление целой системы смыслов и значений, которая вводит учеников во внутренний мир произведения, приближение к авторской интерпретации текста.
| 5.
| Яркова Екатерина Алексеевна
| ГОУ СОШ № 273, ВАО
| физика
| Целью учительской деятельности является формирование, развитие и наращивание умений в проектных действиях, операциях, проектной деятельности в целом.
Формы работы:
эвристическая беседа, дискуссии, погружение учащихся в рассмотрение темы и проблемы проекта, поддерживает взаимодействие детей между собой, с экспертами, консультантами, которые постепенно стали появляться в работе, учит поиску информации.
Необходимой частью проекта по физике является исследовательская задача. Методам естественнонаучного исследования можно и нужно учить фронтально, в рамках лабораторных уроков.
| 6.
| Жуков Павел Никонович
| ГОУ СОШ № 350,ВАО
| химия
| В процессе наблюдения активно развиваются способности анализировать, моделировать, формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, формируются теоретические представления.
Эти результаты обучения могут быть получены, если будет осуществляться:
постановка химического эксперимента (лабораторного и демонстрационного) на уроках химии.
планирование и руководство формированием практических умений и мыслительных операций в ходе эксперимента во внеурочной деятельности (факультативы, кружки);
обобщение, систематизация, вывод эмпирических обобщений и теоретических положений на уроках и во внеурочной деятельности.
| 7.
| Сафронова Валентина Борисовна
| ГОУ СОШ №1026, ВАО
| русский язык и литература
| Приоритетным направлением в преподавании русского языка и литературы является:
Приобщение учащихся к языковым ценностям русской культуры,
Обеспечение формирования коммуникативной компетенции,
Освоение языка как средства культурного саморазвития человека,
Развитие эстетического вкуса, общей и речевой культуры, нравственно-эстетического идеала, опыта эмоционально-ценностного отношения к людям, к миру, к себе,
Развитие исследовательских умений, творческого подхода к решению проблем,
Развитие критического мышления,
Формирование умений и навыков самостоятельного решения практических задач. В работе использует современные педагогические технологии, позволяющие достигать новых образовательных результатов, являющихся критерием создания модели культурообразующей гимназической среды:
личностно-ориентированные технологии,
технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталова),
технологии современного проектного обучения,
интерактивные технологии,
технологию коммуникативного обучения,
здоровьесберегающие технологии,
технологии групповой деятельности,
технологию «Портфолио»,
информационные технологии,
игровые технологии.
Проводит: уроки-конференции, уроки-дискуссии, уроки-праздники, литературные гостиные, на которых учащиеся обсуждают проблемы, связанные с ролью литературы в формировании духовной культуры общества, перспективы развития науки языкознания.
| 8.
| Бодрягина Людмила Леонидовна
| ГОУ СОШ №37, ЗАО
| Начальные классы
| Проводит факультативные занятия по математическому курсу «Интеллектика», разработанного, специалистом по развитию мышления, доктором психологических наук А. З. Заком.
Применяет поисково-творческие занимательные задания разнообразных интеллектуальных игр, построенных на внеучебном материале, которые развивают основные мыслительные способности у детей 6-10 лет, способствуя развитию способностей:
анализировать, совершенствовать зрительное восприятие и произвольное внимание;
планировать и совершенствовать действия в мыслительном плане;
комбинировать и совершенствовать наглядно-образное мышление;
рассуждать, умозаключать, совершенствуя логическое мышление.
На консультациях по предметам: русский язык и математика, использует свои дидактические пособия: тренажёры по русскому языку «Орфограммы» и «Мягкий знак», по математике тренажёр «Учись считать» и наглядные раздаточные дидактические пособия по таблице умножения и многозначным числам, дети корректируют и углубляют знания по предметам, повышая свою успеваемость.
| 9.
| Янутенене Светлана Александровна
| НОУ «ЛОМОНОСОВСКАЯ ШКОЛА», ЗАО
| биология
| Свою педагогическую деятельность строит на принципах гуманистической педагогики и психологии. Особое внимание в работе уделяет экологическому воспитанию подрастающего поколения и формированию экологической культуры у школьников.
Целью своей деятельности – подготовить учеников к жизни, практической деятельности, ориентации на рациональное природопользование и здоровый образ жизни.
| 10.
| Чебаненко Антонина Алексеевна
| ГОУ СОШ
«Школа здоровья» № 384, ЗАО
| Русский язык и литература
| развивает общеучебные умения и навыки;
способствует формированию всесторонне развитой личности;
пропагандирует здоровый образ жизни,
способствует сохранению здоровья учеников.
| 11.
| Шустикова Ольга Валентиновна
| ГОУ СОШ № 762, СВАО
| химия и биология
| Критерием результата являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в учебном процессе и образовательном пространстве в целом.
Строя деятельность учеников на уроке учитель:
1) дает им возможность самим определять:
цели и задачи своей деятельности,
выделять ее предмет,
подбирать методы, средства и формы ее выполнения,
определять состав действий,
по окончании получать продукт деятельности, в соответствии с целью.
2) На уроке создает комфортные психолого-педагогические условия, независимо от ведущего типа восприятия (аудиал, визуал, кинестетик) каждый ученик пребывает в состоянии комфортности, отсутствует тревожность, создается «ситуация успеха».
3) Формирует:
логические приемы мышления (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, формулировать и подводить под понятие, делать выводы);
общедеятельностные знания и умения (работа с текстом, схемой, рисунком, составление опорных конспектов, карт);
практические (умение работать с химическим оборудованием);
психические новообразования - рефлексия, мотивация учения и др.
| 12.
| Черникова Светлана Александровна
| ГОУ СОШ № 1955 с углублённым изучением английского и немецкого языков, СВАО
| Начальные классы
| Формирует у учащихся следующие умения:
Адаптация в меняющихся жизненных ситуациях;
Самостоятельное приобретение необходимых знаний, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
Осознанно строить свою деятельность по достижению цели, видеть возникающие в действительности проблемы и находить пути их решения;
Самостоятельно развивать такие личностные качества, как коммуникабельность и толерантность,
Оценивать собственную деятельность и её результаты.
Основная цель:
достижение высокого уровня мотивации для детей с различными уровнями психофизического развития.
| 13.
| Сухарева Людмила Ивановна
| ГОУ Центра образования №1420, ЮВАО
| русский язык и литература
| На уроках решает не только специальные цели и задачи, но и общеучебные:
развитие операций логического мышления (сравнение, сопоставление, классификация, абстрагирование, обобщение, анализ, синтез);
обучение основным приёмам мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, конкретизация, определение и объяснение понятий, доказательство и опровержение, моделирование, системный подход);
познакомит с особенностями чтения и аудирования как видов речевой деятельности, совершенствовать умение читать и аудировать;
дает представление о типах и видах справочной литературы, обучить пользоваться справочной лингвистической литературой.
ознакомление с нравственными категориями, выражаемыми в языке через слова, словосочетания, предложения формировать общечеловеческие нравственные ценности.
| 14.
| Дятлова Ольга Александровна
| ГОУ СОШ № 804, Зеленоград
| Начальные классы
| Цель педагогической работы:
Воспитание интеллектуально и психоэмоционально развитой, толерантной личности, способной адаптироваться к современным условиям социума, способной к культурному общению, к творческой деятельности.
Поставленные задачи:
развитие психических процессов учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения);
развитие умственного опыта учащихся;
развитие способности к общению;
развитие творческих способностей на основе практической деятельности;
воспитание таких черт характера учащихся, как целеустремленность, воля, трудолюбие, самостоятельность;
ознакомление с культурно-историческим наследием нашей страны;
обучение детей видеть проблему; уметь выдвинуть замысел ее разрешения; сформулировать выводы и уметь проверить гипотезу с помощью наблюдения или эксперимента;
обучение детей сотрудничеству, путем создания в классе дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем;
развитие речи детей, которая должна быть грамотной, осознанной, эмоциональной;
обучение способам самостоятельного поиска знаний, т. е. учить детей учиться;
воспитание в детях толерантности, т. е. терпимости; пытаться убедить детей в том, что «у человека не бывает недостатков, а бывают лишь особенности» (В.М. Лизинский).
| 15.
| Лотова Наталья Станиславовна
| ГОУ СОШ № 852, Зеленоград
| математика
| В процессе работы формирует у учащихся следующие умения:
1) самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
2) ставить реальные образовательные цели и реализовывать их;
3) контролировать свои эмоции и поступки;
4) нести ответственность за действия;
5) согласовывать свою позицию с другими людьми.
| 16.
| Гарманова Лариса Николаевна
| ГОУ НОШ № 1703 «Школа здоровья», Зеленоград
| Начальные классы
| Развивает следующие способности:
умение логически мыслить, проводить аналитическую и сопоставительную работу, умение самостоятельно и осознанно работать с материалом и выбирать из всей массы необходимое, аргументировать свой выбор, привлекать различную справочную литературу.
Формирует межпредметных компетенции: организационное (планирование, регулирование, самоконтроль за организацией труда и распределением его по времени), информационной (подбор круга литературы, переработка, выделение нужной информации, работа с текстом), коммуникативной (культура общения с другими людьми, организация совместных действий, умение принять критику и пересмотреть результаты, публичная презентация работы), интеллектуальной (владение навыками анализа и синтеза материала, культура речи).
| 17.
| Бухтенкова Изабелла Семеновна
| ГОУ СОШ с углубленным изучением иностранных языков № 1302, Зеленоград
| учитель информатики
| 9 лет ведет курс (в системе дополнительного образования) для учащихся 9-11 классов «Методология проектной деятельности» (3часа в неделю).
Цель изучения:
Развитие исследовательской и коммуникативной компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений проектной деятельности.
Задачи курса:
учащиеся должны знать основы методологии проектной деятельности, структуру и правила оформления проекта;
учащиеся должны уметь формулировать тему проектной работы, доказывать ее актуальность, составлять индивидуальный план работы, выделять объект и предмет работы, определять цель и задачи, формулировать гипотезу, работать с различными источниками, оформлять библиографические ссылки, оформлять теоретические и экспериментальные результаты проекта;
учащиеся должны владеть понятийным аппаратом: анализ, синтез, концепция, апробация, теория и т.д. (вести «Тетрадь исследователя»).
Для эффективной работы курса учащимся необходимы навыки работы на компьютере, с электронными источниками информации (Интернет, СD-), навыки компьютерной презентации проекта.
| 18.
| Мартынова Лариса Анатольевна
| ГОУ СОШ № 651,СЗАО
| учитель русского языка и литературы
| Цели работы:
Первая цель - развитие самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; формирование на уроках словесности настоящего читателя, способного к восприятию литературы как искусства слова; воспитание в учащихся с помощью классической литературы эстетических и гражданских чувств.
Вторая цель - формирование любви к родному языку, его красоте, яркости и выразительности.
Третья цель - обучение своих учеников свободному и грамотному владению устной и письменной русской речью, умению строить логичные, доказательные, стилистически грамотные высказывания, умению творчески мыслить, обрабатывать и структурировать информацию. Считает важным коммуникативный компонент обучения, способствует формированию целостного представления о мире.
Инновационный авторский компонент:
Методика работы с текстом «Навигатор по тексту» и написания творческих работ;
Элективный курс к изучению предмета «Деловая коммуникация в профессиональной деятельности».
| 19.
| Ершова Анжела Геннадьевна
| ГОУ СОШ № 144, САО
| учитель истории
| Применяет индивидуальный и дифференцированный подходы, активизирует познавательную деятельность учащихся, эффективно формирует критическое и логическое мышления учащихся.
В научном обществе учащихся с 2001года Ершова А.Г. руководит секцией «Загадки истории».
На занятиях научного общества ведется работа по обучению учащихся выполнению проектных работ, подбору и систематизации материала, подготовке публичных выступлений, подготовке презентаций работ. В процессе учебной деятельности Ершова А.Г. особое внимание уделяет формированию коммуникативных умений:
- умению инициировать учебное взаимодействие;
- умению вести дискуссию;
- умению отстаивать свою точку зрения;
- умению находить компромисс;
- навыкам интервьюирования, устного опроса и т.д.
| 20.
| Авдеева Наталья Игоревна
| ГОУ Прогимназия № 1773 "Созвездие", САО
| учитель начальных классов
| Учитель ставит новые цели и задачи при работе с одаренными детьми:
Развитие системного мышления и целостного миропонимания (целостной картины мира – понимания сложности мира в его взаимосвязанности и единстве, наряду с постижением его красоты, а также места в нем человека).
Развитие творческого, критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению проблем.
Развитие способностей к самостоятельному обучению и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям.
Обучение сотрудничеству: умениям работать совместно с другими детьми (решать проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог, принимать точку зрения другого человека).
Формирование положительной «Я-концепции» и понимания ценности и уникальности другого человека.
| 21.
| Романова Ирина Викторовна
| ГОУ Гимназия № 1552, ЮАО
| учитель истории
| Целями и задачи педагогической деятельности являются:
- формирование у учащихся устойчивых знаний историко-обществоведческих процессов в современном понимании, интереса к изучаемым предметам;
- обучение навыкам анализа и обобщения, самостоятельности мышления, умению логично излагать свои мысли, внимательному отношению к историческому источнику;
- формирование у ребёнка целостную картину развития мира;
- приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям;
- развитие ценностно ориентированной личности учащегося, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания россиянина;
- развитие творческих способностей учащихся, этических и эстетических представлений о духовном освоении действительности;
- воспитание бережного, уважительного отношения к родной истории; максимальное приобщение к сокровищнице русской и мировой духовной культуры;
- формирование навыков ведения исторических дискуссий и диспутов, отстаивания своего мнения, корректного поведения с оппонентами.
| 22.
| Бученкова Татьяна Ивановна
| ГОУ СОШ с этнокультурным греческим компонентом образования № 551, ЮАО
| учитель биологии
| Целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению. Цель достигается решением следующих задач:
формирование активной жизненной позиции по отношению к себе и окружающим;
формирование способности и готовности принимать самостоятельные ответственные решения;
умение выдвигать и отстаивать свою точку зрения;
умение ставить цели;
умнее оценивать степень риска;
умение планировать свои действия, прогнозировать их последствия;
принятие того, что мир изменчив;
укрепление психофункциональной устойчивости, включая стрессоустойчивость;
владение навыками саморегуляции, снятие эмоционального напряжения, тревожности;
толерантность к новизне и неопределенности;
знание и принятие своих индивидуальных особенностей;
учет индивидуальных особенностей при распределении сил, планирование дел;
| 23.
| Курасова Елена Владимировна
| НОУ СОШ "Образовательный центр ОАО "Газпром", ЮЗАО
| учитель истории
| Ключевые компетенции, выделенные в Образовательной программе школы, согласуются с компетентностями, востребованными в корпорации ОАО «Газпром»:
1. Интеллект и мышление, открытость всему новому;
2. Рефлексия (способность адекватно оценивать свои возможности);
3. Самообразование;
4. Решение проблем;
5. Информационная компетентность (способность критически осмысливать информацию и не быть объектом для манипуляций);
6. Коммуникативная компетентность и социальное взаимодействие (способность подбирать команду и работать в команде, уметь понимать, слышать и слушать, вести диалог и т.д.);
7. Технологическая компетентность (способность, позволяющая осваивать и применять технологии в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях).
| 24.
| Иванова Ольга Мухтаровна
| ГОУ Центр образования "Школа здоровья" №1071, ЮЗАО
| учитель биологии
| Цели работы:
- научить организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
- научить объяснять явления действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;
- сформировать способность анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
- сформировать ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности – навыки решения проблем, принятие решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества;
- подготовиться к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
| 25.
| Ткачева Галина Ивановна
| ГОУ Центр образования №1445, ЮЗАО
| учитель начальных классов
| Педагогическая деятельность направлена на:
- качественное образование каждого ученика с учетом, интересов, склонностей и способностей,
-формирование коммуникативные компетенции, которые позволят устанавливать связи между знаниями и ситуациями, адекватно применяя знания для решения проблемы.
| 26.
| Шевяхова Юлия Олеговна
| ГОУ Центр образования №1445, ЮЗАО
| учитель биологии
| Целью педагогической деятельности:
-формирование ценностно-смысловой и информационно-коммуникативной компетентностей учащихся как совокупности навыков работы с любой информацией,
-развития самостоятельного мышления,
-умения ставить и реализовывать собственные познавательные цели для получения образования.
| 27.
| Мозжухина Любовь Николаевна
| ГОУ гимназия №1507, ЮЗАО
| учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры
| В настоящее время задача стоит не только в том, не только в том, чтобы дать художественно-эстетическое образование, но и развивать социально-значимые качества учащихся:
- самостоятельность, инициативность,
- способность к успешной социализации в обществе,
- умение работать в различных социальных группах
- вырабатывать коммуникативные умения,
- развивать умение ориентироваться в информационном поле,
- развивать навыки публичных выступлений,
- способность самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, культурного уровня, и др.
Мировая художественная культура - как основа эстетического воспитания, является главным звеном в системе художественного воспитания школьника.
| |