ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ (ФСТ РОССИИ)
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
Федеральной службы по тарифам
С.Г. Новиков
________________________ «___» ___________ 2013г.
ДОКЛАД
«О РЕЗУЛЬТАТАХ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТАРИФАМ НА 2013-2015 гг.»
Москва, июнь 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения………………………………………………………………..
| 4
|
|
| Раздел 1. Основные результаты деятельности ФСТ России
в отчетном финансовом году…………………………………………………….
|
12
|
|
| Развитие системы государственного регулирования ………………………….
| 13
|
|
| Повышение эффективности деятельности регулируемых субъектов………...
| 18
|
|
| Обеспечение защиты интересов потребителей ………………………………..
| 24
|
|
| Результаты деятельности по основным направлениям ценового
(тарифного) регулирования в сферах деятельности субъектов
естественных монополий.......................................................................................
|
27
|
|
| Раздел 2. Основные направления деятельности ФСТ России
на среднесрочную перспективу…………………………………………………
|
75
|
|
| План деятельности ФСТ России на 2013-2018гг……………………………….
| 75
|
|
| Основные направления ценового (тарифного) регулирования в сферах деятельности субъектов естественных монополий на среднесрочную перспективу……………………………………………………………………….
|
81
|
|
| Приложение 1. Цели и показатели достижения целей и решения задач Подпрограммы «Повышение эффективности функционирования естественных монополий и иных регулируемых организаций и развитие стимулирующего регулирования» Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», в том числе в рамках Плана деятельности ФСТ России на 2013-2018 годы...................................................
|
93
| Приложение 2. Направления и ключевые события, реализуемые в рамках Плана деятельности ФСТ России на 2013-2018 годы и Подпрограммы «Повышение эффективности функционирования естественных монополий и иных регулируемых организаций и развитие стимулирующего регулирования» Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»…………………………………………………………….
|
98
| Приложение 3. Распределение ассигнований федерального бюджета, администрируемых ФСТ России, по государственным программам и непрограммной части расходов………………………………………………………..
|
109
|
Настоящий Доклад разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 №252 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования процесса программно-целевого планирования в федеральных органах исполнительной власти".
Доклад является инструментом стратегического и операционного планирования на ведомственном уровне, разработка его осуществляется с целью повышения эффективности внутриведомственного планирования, результативности бюджетных расходов и открытости деятельности ФСТ России.
Доклад подлежит размещению на официальном сайте ФСТ России в сети Интернет и направлению в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации для проведения оценки эффективности и результативности деятельности федерального органа исполнительной власти и эффективности расходования бюджетных средств в рамках их компетенции.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основы ценовой политики согласно пункту «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (абзац 11 статьи 15) относит разработку и осуществление мер по проведению единой политики цен к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В 2004 году Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации преобразована в Федеральную службу по тарифам.
Согласно Указам Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» непосредственное руководство Федеральной службой по тарифам осуществляет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2004 №204 определены вопросы ФСТ России, а постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №332 утверждено Положение о Федеральной службе по тарифам, которым определены полномочия ФСТ России как федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за их применением, в том числе цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.
В соответствии с указанными постановлениями Правительства Российской Федерации Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Федеральная служба по тарифам осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
На основании и в порядке, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации определяет (устанавливает) цены (тарифы) и осуществляет контроль по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов):
в электроэнергетике;
в сфере теплоснабжения;
в сфере водоснабжения и водоотведения;
в газовой отрасли;
в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
в сфере железнодорожных перевозок (за исключением транзита) и предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (за исключением транзита);
в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах;
в сфере услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
в сфере аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации;
в сфере услуг по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
в сфере услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
в отношении продукции ядерно-топливного цикла;
в отношении продукции оборонного назначения;
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ФСТ России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
методические указания (методики), в том числе
по расчету цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования; по расчету стоимости отклонений объемов фактического производства (потребления) электрической энергии от объемов их планового почасового производства (потребления) с использованием повышающих (понижающих) коэффициентов; по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям;
по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа;
по вопросам государственного регулирования тарифов на железнодорожные перевозки; по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств; по расчету тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; по расчету предельного размера платы за проведение технического осмотра;
по определению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности);
правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий;
перечень документов, представляемых для принятия решения по вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и порядок рассмотрения таких документов;
правила применения тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также иные нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности;
нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
Формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов);
Формирует и ведет федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности;
Формирует сводный прогнозный (плановый) баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и субъектам оптового рынка с выделением объема поставок электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей;
Устанавливает размер платы за технологическое присоединение к Единой национальной (общероссийской) электрической сети, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы;
Рассматривает разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принимает решения, обязательные для исполнения, за исключением споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы;
Рассматривает разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса1, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отношении установленных тарифов и надбавок, принимает решения, обязательные для исполнения;
Рассматривает разногласия по вопросам установленных цен (тарифов) между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления поселений, городских округов, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии при обращении этих органов или организаций и принимает решения, обязательные для исполнения;
Рассматривает разногласия между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), органом местного самоуправления поселения или городского округа и организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования;
Рассматривает разногласия, возникающие между органами регулирования тарифов и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении установленных тарифов;
Согласовывает решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики и теплоснабжения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в указанных сферах, а также в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
Согласовывает решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении предельных индексов по муниципальным образованиям, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на уровне выше максимального и (или) ниже минимального предельного индекса, установленного для субъекта Российской Федерации;
Согласовывает решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала или об отказе от применения этого метода в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в соответствующих сферах;
Согласовывает долгосрочные параметры регулирования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в соответствующих сферах в городах с населением более 500 тыс. человек и в городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации;
Осуществляет урегулирование споров, связанных с применением платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, и споров, связанных с установлением платы за технологическое присоединение к сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы;
Рассматривает в досудебном порядке споры, возникающие между органами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии при установлении и применении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
Рассматривает в досудебном порядке споры, возникающие между органами регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и абонентами при установлении и (или) применении цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения;
Осуществляет в установленном порядке отмену решений об утверждении тарифов в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых ими с превышением полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и теплоснабжении, а также решений об утверждении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации;
Устанавливает требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемым видам деятельности для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций регулируются ФСТ России;
Осуществляет государственный контроль за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций регулируются ФСТ России, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых ФСТ России применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций;
Осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;
Осуществляет контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения этих цен (тарифов);
Осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере в электроэнергетики, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
Осуществляет мониторинг размеров платежей граждан за коммунальные услуги и мониторинг цен (тарифов) для потребителей электрической энергии (мощности) на оптовом и розничных рынках по субъектам Российской Федерации.
Рассматривает в досудебном порядке споры, связанные с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов);
Осуществляет отмену принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с нарушением законодательства Российской Федерации решений об установлении цен (тарифов) в области газоснабжения, государственное регулирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Осуществляет организацию и проведение проверок соблюдения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методики установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Правительством Российской Федерации утверждена нормативная правовая база по переходу к «программному» бюджету, включая Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ, Перечень государственных программ Российской Федерации, который включает 42 государственных программы.
ФСТ России является ответственным исполнителем подпрограммы «Повышение эффективности функционирования естественных монополий и иных регулируемых организаций и развитие стимулирующего регулирования» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. №467-р.
В соответствии с приоритетами государственной политики сформулированы основные цели деятельности ФСТ России.
Цель 1. Обеспечение эффективного и стабильного государственного регулирования цен и тарифов.
Цель 2. Повышение эффективности функционирования естественных монополий.
Цель 3. Защита интересов потребителей товаров (услуг) субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Цель 4. Повышение открытости, качества, и гражданского (общественного) контроля осуществления функций государственного регулирования, процедур выработки и реализации решений ФСТ России.
Цель 5. Развитие международного сотрудничества и интеграции.
В Приложении №1 к настоящему Докладу представлены цели и показатели достижения целей и решения задач, реализуемых ФСТ России.
|