Скачать 0.9 Mb.
|
ГОУ СПО ТО «Тульский промышленный техникум» АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЗА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД. Подготовила: зам.директора по учебно-методической и инновационной работе ФЕДЮНИНА Ю.А. Тула 2013г. АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЗА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД. Поставленные цели учебно-методической и инновационной службы на 2012-2013 уч. год:
задачи:
Методическая работа ориентирована в первую очередь на раскрытие творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом, на создание условий для роста профессионального мастерства преподавателей, а в конечном счете на повышение качества и эффективности образования. Модель методической службы включает 4 уровня: стратегический, тактический, деятельностный и информационно-базовый. Стратегический уровень представлен Методическим советом, который состоит из педагогических работников, умеющих мобилизовать себя и творческий коллектив на творческие дела. В состав Мтодического совета входят: директор, заместители директора по УВ и СР, УМ и ИР, председатели ЦК, заведующие отделениями. Тактический уровень представлен разными профессиональными объединениями педагогов: методическими объединениями, ЦК, временными проблемными группами. Деятельностный уровень представлен конкретными формами методической работы по выполнению основных задач краткосрочного и долгосрочного планирования. Информационно-базовый уровень предполагает решение вопросов планирования, информирования, диагностирования и стимулирования педагогов к повышению профессиональной компетентности и обобщения их опыта. Все перечисленные выше уровни деятельности способствуют реализации приоритетных направлений деятельности учебно-методической и инновационной службы. Процесс реализации целей.
Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами. В современной социально-экономический ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации молодёжи на образование. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью. Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодёжи, её включённости в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния её граждан. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Под педагогическими инновациями следует подразумевать целенаправленное, осмысленное, определённое изменение педагогической деятельности (и управления этой деятельностью) через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и пр.). Соответственно развитие инновационных процессов - есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.
ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО (СРЕДНЕГО) ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛОГИКЕ ФГОС НПО И СПО. Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов потребовало существенного пополнения, а по ряду дисциплин разработки нового содержания, дальнейшего развития учебно-методического обеспечения. Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) ориентированы на "открытую архитектуру" техникума, на инновационные формы организации педагогического процесса, современные информационно-коммуникационные технологии и доступность больших массивов образовательных источников. Структура электронного УМК по общеобразовательным дисциплинам. В будущем в состав ИУМК может входить учебник, методическое пособие для преподавателей цифровые образовательные источники и инструменты, а также сайт поддержки данного ИУМК. В этом направлении мы продолжим активно работать. Результаты проверки сформированности УМК. Согласно графику внутреннего контроля и графику проверки Учебно-методического комплекса дисциплин была проведена проверка УМК дисциплин. Таблица № Результаты проверки Хочется отметить работу в этом направлении:
Одним из основных направлений по проектированию УМК – Формирование ФОС ОПОП. 25 октября 2012г. учебно-методической и инновационной службой техникума для преподавателей и мастеров ПО был проведен общий внутренний практико-ориентированный семинар: «Формирование фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» Повестка дня. 1. Формирование фондов оценочных средств (ФОС) как необходимое условие реализации основной профессиональной образовательной программы. 2. Методические рекомендации по формированию контрольно-оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Методические рекомендации предназначены для всех профессий и специальностей, реализуемых в ГОУ СПО ТО «Тульский промышленный техникум». Разработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами НПО, Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 521), БУП по профессиям начального и среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС НПО, рабочим учебным планом. Методические рекомендации устанавливают порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру утверждения фондов оценочных средств (далее – ФОС) для контроля знаний обучающихся и студентов по дисциплинам и профессиональным модулям, входящим в основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Тульской области «Тульский промышленный техникум». 3. Структура пакета КОС по дисциплине/ профессиональному модулю.
ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ - В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИКУМА. На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу, происходит пересмотр социальных требований к образованию. Одним из мощных ресурсов преобразований в сфере образования является информатизация образования – целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях. Основной чертой сложившейся до недавнего времени в образовании ситуации с использованием в учебном процессе информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), является то, что соответствующая деятельность преподавателя поощрялась, однако не являлась для них обязательной. Ситуация существенно изменилась с принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и среднего профессионального образования, содержащим требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы; условиям реализации основной профессиональной образовательной программы; структуре основной профессиональной образовательной программы. ФГОС НПО и СПО фактически обязывают педагогический коллектив использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию обучающихся и студентов. Таким образом, необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в техникуме прямо определяется требованиями к результатам реализации основной профессиональной образовательной программы, определяемым ФГОС НПО и СПО. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, в свою очередь, неразрывно связана с условиями ОПОП. Использование ИКТ - технологий и ЭОР в образовательном процессе техникума. Таблица 1. Применение ЭОР в образовательном процессе техникума
Примером активной работы техникума в направлении использования ЭОР стал открытый урок преподавателя, мастера производственного обучения Кадухина Вадима Александровича по междисциплинарному курсу «КОНСТРУКЦИЯ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТО АВТОМОБИЛЕЙ». Урок получился яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Компьютерные технологии все больше и больше входят в нашу жизнь. И, наверное, это хорошо. Так как ИОС позволяют осуществлять дифференцированный подход, обучать способам самостоятельного получения знаний, обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, практики, тренинги, выставки, конкурсы, соревнования, конкурсы и т. д.), создают условия для продуктивной творческой деятельности обучающегося. Поэтому современному преподавателю необходимо владеть ИОС. Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности преподавателя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся. Это соответствует основным идеям ФГОС НПО и СПО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности обучающихся и студентов. Таблица 2. Применение ИТ-технологий в образовательном процессе техникума.
Хочется отметить открытый урок Котовой Т.В., который проходил 06.12.12г. в соответствии с графиком проведения открытых мероприятий в группе 102 по теме Ф. М. Достоевский Роман «Преступление и наказание». «ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО» Цель урока: показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам; актуализировать знания обучающихся о Петербурге в русской литературе XIX века; продолжать развивать умение обучающихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения. Урок дан на высоком методическим уровне. Структура урока соответствует целям. Продуман тип урока, правильно выбрана форма урока – урок – общение, урок – исследование. Преподаватель использовала разнообразные приёмы и методы: эвристическая беседа, практическая работа, работа с текстом художественного произведения, самостоятельная работа творческого характера. Преподавателем при подготовке к уроку опиралась на принципы: воспитывающего и развивающегося обучения; принцип научности, доступности, наглядности, связи с жизнью, последовательности, самостоятельности, активности, индивидуального и дифференцированного подход, диалоговых технологий, формирования коммуникативной компетентности. Татьяна Владимировна использовала различные средства обучения: тексты художественного произведения, компьютер, проектор, экран, музыкальное сопровождение, видеофрагменты. Работоспособность группы была отличная, что было достигнуто путём особой организации урока, эмоциональным настроем обучающихся и педагога. На уроке был создана отличная психологическая атмосфера. Все цели и задачи урока реализовались полностью. Таким образом, в техникуме активно используются интерактивные формы и методы обучения, которые стимулируют мотивацию и интерес в области изучаемых предметов, повышают уровень активности и самостоятельности обучаемых, саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем. Повышение квалификации в области использования ИКТ.
ЭОР в профессиональной деятельности преподавателя и мастера производственного обучения.
Использование в процессе преподавания электронных образовательных ресурсов Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИРО)
В сложившейся ситуации важно понимать, что этапу широкого использования информационных технологий, в том числе ЭОР, должен предшествовать целенаправленно организованный этап массового практического внедрения средств информационных технологий и ЭОР, в рамках которого должно быть осуществлено комплексное решение задач, связанных с обеспеченностью техникума оборудованием, наличием и доступностью для нас качественных учебных материалов и методик, подготовленностью педагогического коллектива и администрации к организации современного учебного процесса. В техникуме должны быть созданы условия для использования информационных технологий и ЭОР (формирование информационной среды, обеспечение педагогов и студентов компьютерами и другими средствами информационных технологий, обеспечение доступа к интернету, обеспечение ЭОР и информационными инструментами). Все эти задачи нельзя решить в одночасье, но учебно-методическая служба совместно с администрацией техникума намерены продолжить работу в этом направлении. Наша основная задача: создание условий для информатизации образовательного процесса, формирование локальной нормативной базы техникума, организацией работы с педагогическим коллективом.
СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА. Творческий потенциал преподаватели техникума стремятся реализовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности совместно со студентами. Если во время учебной деятельности студенты учатся решать самостоятельно ситуационные задачи, готовить семинары, писать рефераты, то во внеурочное время студенты активно вовлекаются в исследовательскую работу: готовят материалы для проведения предметных недель, выполняют курсовые проекты и работы, задания по практике, участвуют в научно-практических конференциях. В этом году для студентов техникума были проведены две научно-практических конференции: Первая - «НАУКА И ТЕХНИКА». Цели:
Были освещены вопросы Физика и техника, Математика в профессиях «Сварщик», «Автомеханик», Бионика. Вторая – Научно-практическая конференция по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». «ИЗОБРАЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ «ВОЙНА И МИР». Цели:
САЙТА ГОУ СПО ТО «ТПТ» С начала этого учебного года функционирует обновленный сайт техникума. Изменена структура сайта.
Учебно-методическая и инновационная служба планирует поместить на сайт электронные портфолио преподавателей. На данном этапе осуществляется разработка структуры портфолио, подборка материала.
Сущность инновационных процессов в ГОУ СПО ТО «ТПТ» применительно к образованию заключается в изучении, обобщении и внедрении в учебный процесс передового педагогического опыта и включение в практику достижений психолого-педагогической науки. Все эти направления всецело охватывает работа педагогического коллектива над ЕМТ техникума. Работа над единой методической темой Тульского промышленного техникума является одной из важных форм методической работы. Цель работы над ЕМТ ГОУ СПО ТО «ТПТ» - это повышение творческого потенциала и преподавателя и мастера и обучающихся, интенсификация учебно-воспитательного процесса и мотивация учения обучающихся. Единая методическая тема техникума: «Профессиональное развитие педагогического коллектива техникума в условиях компетентностно - ориентированного образования». На 2012-2013 уч.год. из ЕМТ техникума с учетом результатов опроса, проведенного в конце того учебного года выделена подтема: «ИКТ – компетентность участников образовательного процесса в контексте внедрения ФГОС» Единая методическая тема пронизывает все звенья образовательного процесса техникума: организационные, управленческие, методические и др. Она охватывает широкий спектр проблем, является перспективной с учетом возможности дальнейшего ее развития. Результаты опроса показали необходимость повышения ИКТ-компетентности педагогического коллектива техникума. Инновационные направления методической работы цикловых комиссий на 2012-2013учебный год в рамках ЕМТ техникума: «ИКТ – компетентность участников образовательного процесса в контексте внедрения ФГОС»
|
Анализ инновационной, экспериментальной и научно- методической работы... Направление работы гимназии «Обеспечение высокого уровня качества гимназического образования в соответствие с образовательным заказом... | Анализ методической работы в школе в 2010-2011 учебном году Оу волковской сош продолжил работу над методической темой «Модернизация методической работы как средство повышения мастерства педколлектива... | ||
1 Распределение обязанностей между членами администрации. Раздел... Анализ работы структур психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса | Анализ методической работы в 2012-2013 учебном год Организация работы школьных мо, методического совета, выстраивание структуры методической работы в скк | ||
Анализ учебно-методической и воспитательной работы школы за 2012-2013 учебный год Педагогический анализ учебно-методической и воспитательной работы школы за 2012-2013 учебный год (Приложение №1) | Анализ методической работы школы за 2011 2012 учебный год Модернизация методической работы как средство повышения профессионального мастерства с целью улучшения результатов обучения и воспитания... | ||
Анализ методической работы с учителями математики и информатики оу... Цель методической работы – оказание практической помощи педагогам в повышении их профессионального мастерства, развитии личностной... | Анализ методической работыза 1 полугод Организация работы школьных мо, методического совета, выстраивание структуры методической работы в скк | ||
Анализ работы методической службы школы за 2012-2013 учебный год ... | Анализ методической работы мбоу «Западнодвинская сош №1» за 2011-2012 учебный год Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в школе и ее роли в процессе включения педагогического коллектива... | ||
Анализ учебно-методической работы моу «Спасбардинская основная общеобразовательная... | Анализ методической работы мкоу натальинская сош Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально, оперативно и творчески... | ||
Анализ научно- методической работы школы 2011- 2012 уч год Организация учебно-воспитательного процесса в 2011-2012 учебном году выстраивалась в соответствии с методической темой школы. «Создание... | Анализ методической работы мбоу сош №2 гор. Гвардейска (II -iii ступень... ... | ||
Анализ учебно-воспитательной и методической работы за 2011-2012 учебный год Анализ работы муниципального автономного учреждения гимназия №1 г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан... | Анализ методической работы школы Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая... |