Примерная программа дисциплины «эстетика архитектуры и дизайна»





НазваниеПримерная программа дисциплины «эстетика архитектуры и дизайна»
страница1/7
Дата публикации22.11.2014
Размер0.88 Mb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Право > Примерная программа
  1   2   3   4   5   6   7



МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)
«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор

Московского архитектурного института

(государственной академии)



________________ Д.О. Швидковский
“____” _____________________ 2008 г.

Примерная программа дисциплины



«ЭСТЕТИКА АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА»
ОПД.Ф.15

федерального компонента

ГОС ВПО второго поколения
Направление: 630100 – АРХИТЕКТУРА

Квалификация специалиста:

– АРХИТЕКТОР

– АРХИТЕКТОР-ДИЗАЙНЕР

– АРХИТЕКТОР-РЕСТАВРАТОР

Москва – 2008


Примерная программа дисциплины «Эстетика архитектуры и дизайна» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 630100 АРХИТЕКТУРА (квалификация специалиста – АРХИТЕКТОР, АРХИТЕКТОР-ДИЗАЙНЕР, АРХИТЕКТОР-РЕСТАВРАТОР), утвержденного Министерством образования РФ 10.03.2000 г.



  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ




    1. Цель курса


Цель курса – дать студентам представление о развитии эстетических взглядов; ознакомить их с основными положениями современных отечественных и зарубежных эстетических концепций; выработать навыки практического использования эстетических знаний по архитектурному и дизайнерскому проектированию.



    1. Задачи курса


В соответствии с целью курса предполагается решение следующих задач:

  • способствовать приобщению студентов к эстетическим ценностям прошлого и настоящего (как зарубежной, так и отечественной эстетической мысли);

  • предоставить возможность студентам почувствовать свою самобытность в творческом процессе через призму эстетических ценностей;

  • создавать в учебном процессе условия для формирования у студентов собственной эстетическо-художественной концепции архитектурного и дизайнерского творчества.



    1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника


Эстетика – система теоретических представлений о ценностных отношениях человека в мире (в природе, обществе, искусстве, в повседневной жизни и творчестве) и к самому себе. Эстетика вобрала в себя исторический и современный практический опыт ценностного восприятия мира и преобразования его по эстетическим принципам. Эстетические знания и опыт помогают в организации Культурной Среды на принципах гармонии, целостности, меры и ритма, одухотворяя и оздоравливая её.

Творчество архитектора и дизайнера на основе профессионального владения эстетическими принципами формообразования может сделать мир, в котором живет человек, более комфортным, здоровым, человечным и одухотворенным. Эстетические знания и опыт помогут и в становлении, развитии духовного мира самой творческой личности в ее художественном аспекте. Они расширят и обогатят культурный кругозор студента, позволят по-новому взглянуть и на свою профессию. Эстетические знания - надежная и необходимая база формирования профессиональной культуры архитектора, градостроителя, специалиста по ландшафтной архитектуре и дизайнера; они способствуют раскрепощению его творческие художественные способности. Эстетическая культура позволит почувствовать студенту уверенность в своей личностной самобытности; она способна инициировать творческую деятельность архитектора, дизайнера, как ХУДОЖНИКА.

    1. Требования к уровню освоения содержания курса


В процессе изучения курса «Эстетика архитектуры и дизайна» весьма желательно ознакомление студентов не только с учебными пособиями, но и с отдельными первоисточниками, принадлежащими перу выдающихся мыслителей, художников и архитекторов прошлого: Платону, Аристотелю, Витрувию, Леонардо да Винчи, Дюреру, Альберти, Буало, Клоду Перро, Дидро, Лессингу, Гердеру, Гегелю, Гете, Белинскому, Чернышевскому, Толстому, Достоевскому, Вл. Соловьеву, Бердяеву, Гропиусу, Ле Корбюзье, Моррису и т.д.

В учебном процессе всячески приветствуется самостоятельная работа студентов в виде контрольных работ, докладов на научных конференциях, а также подготовка студентами творческих рефератов, которые будут учтены и соответственно оценены в ходе как зачетной, так и экзаменационной сессии. Темы рефератов утверждаются в процессе собеседования с каждым студентом индивидуально.

Рекомендуется в учебном процессе использовать для ознакомления новейшие исследования по архитектуре и дизайну.


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА




    1. Разделы курса


Курс «Эстетика архитектуры и дизайна» состоит из введения и двух разделов:

  • Введение.

  • Раздел I. История эстетической мысли в контексте общих культурных ценностей, и их влияние на опыт и теорию архитектурного и дизайнерского творчества.

  • Раздел II. Эстетико-художественные особенности архитектуры и дизайна конца XX – начала XXI вв.



    1. Темы и краткое содержание


Введение.
Тема 1. Предмет эстетики. Культурная Среда и эстетико-художественные ценности архитектуры и дизайна.

Архитектураэстетико-художественное явление. Архитектурное, дизайнерское творчество – как художественный процесс. Архитектор – Художник. Художественность архитектуры, архитектурного творчества, архитектора – сущность архитектуры. «Эстетическое» в архитектуре, в архитектурном творчестве, в архитекторе – основа рождения «художественности».

Эстетика – философско-теоретическая система представлений о специфической ценностной ориентации человека в мире. Сущность «эстетического» - субъектно-объектные отношения. Специфика «эстетического» - ценностные отношения на основе критериев: целостности, гармонии, меры, ритма и их производных. Место эстетических ценностей в «картине мира», в «мире воображения», в системе общекультурных ценностей.

Понятие «эстетическое», его происхождение и толкование в истории культуры. Многоликость и многофункциональность «эстетического».

Эстетические принципы – фундаментальные основы организации и функционирования Универсума и его составляющих. Универсальность эстетических принципов формообразования. Эстетические принципы – основа формотворчества архитектора и дизайнера. Эстетические принципы формообразования архитектуры и дизайна: целостность, гармония, мера, ритм.

Эстетические критерии - ориентиры и оценки творческой деятельности архитектора и дизайнера. Ценностное выражение (воплощение) эстетических ценностей в категориях: возвышенное, героическое, трагическое, комическое, безобразное, низменное, гармоническое, художественная мера и др. «Эстетическое», «художественное» и «прекрасное», родство, связь и специфика этих понятий.

Фундаментальность и универсальность эстетических принципов формообразования архитектуры и дизайна. Доминантные критерии эстетической ориентации (гармония, мера, целостность, ритм, идеал, духовность).

Эстетические принципы формообразования архитектуры и дизайна – основа рождения художественного образа.

Художественный образ – сущностный элемент архитектуры, дизайна. Художественный образ архитектуры, дизайнерского творчества как «летопись своего времени» и «исповедь творца».

Художественный образ – результат профессионального владения конструктивными, функциональными, эстетическими принципами формообразования и художественными средствами архитектуры и дизайна.

Художественный образ – носитель новизны и неповторимости, уникальности, выразительности, «заразительности», привлекательности архитектуры, дизайна.

Культурная Среда как исторические системы общекультурных ценностей Культурная Среда: ценностные представления человека об Универсуме, природе, социуме, человеке, его деятельности, о культуре, искусстве. Исторические системы ценности: древневосточная система ценностей (ДВЦ), европейская, атлантическая (глобальная) система ценностей (ЕЦ). Формирование новой системы ценностей на рубеже XX-XXI вв.

Культурная Среда – система основных ценностей, инициирующая творчество человека. Культурная Среда и эстетические отношения.

Профессионально значимые ценности архитектурной и дизайнерской деятельности: пространство, время, природа, материал, форма.

Культурная Среда и творческая деятельность архитектора, дизайнера.

Творческая личность и архитектурное, дизайнерское проектирование. Эстетические и художественные особенности творческой личности архитектора, дизайнера.

«Открытость» творческой личности. Творческая личность архитектора, дизайнера и ее «общение-диалог» с Культурной Средой.

Творческий процесс архитектурного и дизайнерского проектирования. Творческий процесс – подвижная, сложная, изменяющаяся, неравновесная система. Типы творческого проектирования.

Эстетические и художественные принципы творчества архитектора и дизайнера.

Роль эстетики в формировании общей и художественной культуры архитектора и дизайнера, их профессионального мастерства. Основные тенденции и актуальные проблемы развития эстетической культуры настоящего и будущего и перспективы архитектуры и дизайна в III тысячелетии.

Раздел I. История эстетической мысли в контексте общих культурных ценностей, и их влияния на опыт и теорию архитектурного и дизайнерского творчества
Тема 2. Эстетическая культура древневосточной цивилизации. Формирование эстетико-художественной системы «архитектура» в древневосточной системе ценностей

Эстетический опыт Древнего Востока. Реконструкция Древневосточной системы ценностей (ДВЦ). Иерархия ценностей. Место государства – ценностная вершина. Особое почитание порядка, иерархии, традиции, ритуала.

ДВЦ и место в ней эстетического интуитивно-созерцательного опыта Древнего Востока.

Культурная Среда ДВЦ и ценностно-сакральное восприятие пространства, времени, природы, материала, формы.

Родственностью и единством всех предметов Универсума в ДВЦ.

Пространство: «cвое» - освоенное и «отграниченное», «чужое», «чуждое», «враждебное». Архитектурное пространство в ДВЦ.

Время – как вечность. Ценностная установка жизни и деятельности человека ДВЦ; «возвращение на круги своя». Архитектурное воплощение вещности.

Небо – точка отсчета ценностной ориентации и организации пространства в Древнем мире. Небо – сакральные образец и идеал для подражания, прототип всего земного. Сакральный смысл Центра: соединение Неба и Земли, обыденного, повседневного и сакрального. Роль и смысл центра в архитектурной композиции ДВЦ.

Природа – старшая, глубоко почитаемая «родственница» человека. Природа – учитель и учебник для человека. Интуитивно-ценностная установка – «не навреди» и «уподобляйся». Роль Природы в жизни и архитектурной деятельности ДВЦ.

Выбор Места для строительства и архитектуры в ДВЦ. Место – сакральная точка освоенного пространства. Выбор материала для архитектурной деятельности. Материал – носитель образа вечности, надежности, прочности, стабильности.

Архитектура ДВЦ – по природе, по сути - ландшафтная архитектура.

Деятельность, ценимая как «служение», как выполнение благородной миссии. Творчество – ритуальное повторение первозданных сакральных образцов. Принципиальный традиционализм деятельности. Строительство, архитектура – ритуальное действо, повторяющее сакральный акт творения космоса. «Творчество» как мимесис.

Знания - синкретичные, утилитарно-прагматичные. Особое уважение к знаниям прошлого, знаниям и опыту предков. Ценность традиционного знания. Эмоционально-интуитивный и утилитарно-прагматичный «формат» знаний.

Преобразование строительной культуры в архитектуру.

Архитектура – как упорядоченная форма, подобная организации, устройству Вселенной. Подобие архитектуры сакральному прообразу – залог ее реальности, прочности, функциональности, вечности, «информативности». Сакральность – системообразующий элемент архитектуры ДВЦ.

«Сакральный образ» архитектуры - носитель важнейшей, социально значимой информации для древнего человека. Сакральные образы – основа и источник ценностно-значимых явлений для всей истории человечества. Поиски «художественной образности» прочности и пользы - условие рождения архитектуры. Архитектура и другие виды «художественной» деятельности. Первозданный синкретизм «художественности». Принципиальный символизм архитектуры ДВЦ.

«Художественная образность» и ее освоение средствами архитектуры. Выразительный язык архитектуры Древнего Востока. «Формат» художественной выразительности – сакральный символ. Символ монументальности, мощности, величественности, вечности сил Природы, Космоса, Богов.

Своеобразие «художественной образности» в ДВЦ. Архетипы содержания архитектурной формы - социально-значимая информация о мире, ценностях, о месте и роли человека в Культурной Среде ДВЦ.

Эстетические принципы формообразования архитектуры ДВЦ. Ценностная значимость и смысл: порядок, незыблемость, вечность оформленность, равновесность.

Целостность (композиция): органичная вписанность в природу, завершенность, замкнутость, вертикализм, ступенчатость как олицетворения вечности, традиционности, ритуальности, иерархичности.

Гармония: торжественно-степенная, суровая, спокойно-созерцательная.

Мера: космическая, нечеловеческая, олицетворение вечности.

Ритм: ритуально-повторяющийся, размеренно-монотонный, «эпический».

Архитектурная Форма (ЭПФ) – культурная организация обитания человека и информация о его ценностях. Архитектурные формы (круг, овал, вертикаль, крест)– символы – знаки культурной деятельности человека в мире.

Формы организованной среды обитания и ее космологические значения. Региональные особенности «работы» гармонии, меры, ритма, композиционного решения архитектурных комплексов как отражение своеобразия Культурной Среды регионов.

Эстетико-художественные особенности комплексов и ансамблей архитектуры ДВЦ. Эстетическо-выразительные особенности предметной среды в ДВЦ.
Тема 3. Античная эстетика и архитектурная практика; создание предметной среды в условиях перехода от древневосточной к европейской системе ценностей

Культурная Среда античной цивилизации и состояние «бифуркации» - выбора и перехода к новой системе ценностей. Переход от ДВЦ к ЕЦ. Становление новой системы ценностей. Первые шаги «проекта классика».

«Европейская система ценностей». Открытие и античная интерпретация ценности личности и ее свободы. Свободный гражданин античного полиса. Античное толкование идей равенства и братства. Оценка места и роли художника, архитектора.

Ценностная характеристика деятельности, как профессионального труда. Профессиональный труд в содружестве с ценностной установкой на служение. Профессиональный характер деятельности, творчества. Представление древних о творчестве. Учение о мимезисе. Творчество как подражание своему «эйдосу». Эйдосы-архетипы космоса, природы. Рождение профессионального искусства.

Аристотель о профессиональной художественной деятельности: естественная способность, знания, точность (навыки). Понятие мастерства. Профессиональная деятельность архитектора в античной культуре.

Знания - интеллектуально-теоретические, профессиональные, инициирующие на «открытия», на понимание сути и целесообразности деятельности.

Развитие эстетической мысли от интуитивно-созерцательного характера к философско-теоретической. Эстетика в Древней Греции: от мифологии к философии.

Основные категории: целостность, гармония, ритм, мера, мимесис, катарсис и др. Принципы математической эстетической художественной гармонии. Число и его сакральное толкование в конструировании. Закон художественной меры.

Эстетические взгляды Гераклита, Пифагора, Демокрита. Толкование «целого», «единого», «гармонии», «меры», «ритма» и архитектурное творчество.

Эстетические концепции Сократа, Платона, Аристотеля. Проблема красоты, прекрасного и целесообразности в античной эстетике. “Диалоги” Платона и “Поэтика” Аристотеля. Спор Аристотеля с Платоном о природе Прекрасного, об отношении искусства к действительности. «Прекрасное» как основополагающее, как закономерный аттрактор мироздания, человека и его деятельности. «Прекрасное» - как воплощение, носитель и «знак» доброго, истинного, целесообразного, добротного, прочного, функционального. «Прекрасное» и архитектура.

Эстетические принципы катарсиса и калокагатии в развитии античной эстетической культуры и толкование творчества, архитектурной деятельности.

Художественная жизнь в античности. «Хоровод муз». Искусство и действительность. Ценностная установка античной культуры – порядок как приоритетность целенаправленной культурной, преобразовательной деятельности, как проявление меры человека.

Теснейшая, родственная связь природы и культуры. Отношение к Природе как к стихии, но упорядоченной, организованной по меркам человека.

Архитектура в системе муз. Архитектура результат самостоятельной, профессиональной деятельности. Рождение ордерной архитектуры.

Архитектура – выражение естественно-родственной связи и культурного противопоставления природе. Периптер Y века - бесконечное пространство природы, из которого он вырастает.

Аттрактор системы античная архитектура – целесообразность. Целесообразность в работе архитектора с материалом. Поиск гармонии необходимости природного материала, физических законов и свободы творческого целеполагания. Целесообразность – основа творческой программы архитектора.

Античная архитектурная форма Художественный образ архитектуры античности – идеал «прекрасного». «Прекрасное» в архитектуре - как выражение простоты, соразмерности, комфортности, надежности по меркам человека. Древнегреческая ментальность и ее ценностное «прочтение» целостности, гармонии, меры и ритма в архитектуре.

Целостность (композиция): простота и завершенность как выражение совершенства культурной деятельности человека.

Гармония: «диалоговая соревновательность» с внутренним спокойствием.

Мера: человек – как микрокосм в макрокосме.

Ритм: естественно-природный, сообразный природе и достоинству свободного гражданина.

Художественная выразительность классической античной архитектуры и европейская система ценностей. Выразительность конструкций и функций античной классической архитектуры. Художественный образ античной архитектуры: целесообразность деятельности человека, исключающая случайность. Художественный образ архитектуры греческой классики как выражение гармоничного идеала, калокагатийности человека.

Европейская система ценностей и ее интерпретация римской культуры. Римская архитектура, как летопись римской истории от республики к империи. Новые ценностно-смысловые акценты. Римлянин - Гражданин Мира, воин-завоеватель и победитель. Ремесло - дар космоса (Витрувий). Знания для избранных. «Десять книг о зодчестве» Витрувия – обобщение опыта и знаний архитектурного творчества. Структурное обоснование архитектурного образа в триаде «польза, прочность, красота». Витрувий о тектонике и гармонии архитектурного сооружения, о роли интеллекта архитектора в его творчестве. Античный «архитектурный категориальный аппарат»: строй, расположение, эвритмия, соразмерность, украшение, экономия и их профессиональное прочтение в контексте античной системы ценностей.

Целостность (композиция): тенденция к «открытости».

Гармония: пафосная, героическая, строгая, сдержанная.

Мера: Гражданин Мира.

Ритм: «военно-чеканный», торжественный.

Разнообразие художественной выразительности римской культуры: от возвышенно-мужественного, торжественно-героического, «воинственного духа» до изящного, грациозно-утонченного.

Эстетическое освоение предметной среды в античном мире.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа дисциплины «эстетика архитектуры и дизайна» icon1. Цели и задачи дисциплины «Эстетика архитектуры и дизайна»
Учебно-методический комплекс «Эстетика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Примерная программа дисциплины «эстетика архитектуры и дизайна» iconПрограмма дисциплины дпп. В. 04 Дизайн в интерьере
Цели дисциплины: формирование знаний студентов по общим теоретическим вопросам дизайна в интерьере об основных понятиях дизайна в...
Примерная программа дисциплины «эстетика архитектуры и дизайна» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В четвёртой четверти при изучении раздела «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» объединены темы «Имидж и личина? Сфера имидж...
Примерная программа дисциплины «эстетика архитектуры и дизайна» iconОсновная образовательная программа по направлению подготовки (специальности)...
...
Примерная программа дисциплины «эстетика архитектуры и дизайна» iconСогласовано: «14» октября 2013г. «История дизайна науки и техники»...
Содержание дисциплины выстроено на анализе исторического развития архитектуры, предметного мира (ремесла, промышленных изделий, декоративно-прикладного...
Примерная программа дисциплины «эстетика архитектуры и дизайна» iconПрограмма дисциплины "История архитектуры и интерьера"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн"...
Примерная программа дисциплины «эстетика архитектуры и дизайна» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа устанавливает минимальные...
«Эстетика», и студентов. Курс «Эстетика» относится к региональной компоненте цикла огэс основных образовательных программ «Психология»...
Примерная программа дисциплины «эстетика архитектуры и дизайна» iconРабочая программа дисциплины «Web-дизайн»
Целью дисциплины является научить студентов технологии Web-дизайна и Internet-программирования. В результате изучения дисциплины...
Примерная программа дисциплины «эстетика архитектуры и дизайна» iconПримерная программа дисциплины «социология»
Гия федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Примерная программа дисциплины «эстетика архитектуры и дизайна» iconКубанский государственный университет кафедра философии эстетика
Эстетика: Материалы к изучению курса/ Сост. С. Б. Кожевников. Краснодар: Кубан гос ун-т, 2000
Примерная программа дисциплины «эстетика архитектуры и дизайна» iconПлан. Введение. Начало творческого пути. Серийное домостроение
...
Примерная программа дисциплины «эстетика архитектуры и дизайна» iconПрограмма дисциплины "История архитектуры"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн",...
Примерная программа дисциплины «эстетика архитектуры и дизайна» iconЭстетика киномузыки
Книга польского музыковеда Лиссы «Эстетика киномузыки» представляет собой капитальный труд, посвященный вопросу о роли музыки в создании...
Примерная программа дисциплины «эстетика архитектуры и дизайна» iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 02 История дизайна, науки...
Целью дисциплины "История дизайна, науки и техники" является формирование у студентов знаний, умений и навыков промышленного искусства,...
Примерная программа дисциплины «эстетика архитектуры и дизайна» iconКонцепция целевой архитектуры Листов Версия 2 Москва, 2013
Целью данного документа является описание концептуальной целевой архитектуры ит- ландшафта г. Москвы. Концептуальная целевая архитектура...
Примерная программа дисциплины «эстетика архитектуры и дизайна» iconXvii международная выставка архитектуры и дизайна арх москва
Целью данного проекта является привлечение внимания к проблеме разработки, производства и реализации мебели, продвижения российских...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск