Рабочая программа учебной дисциплины





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
страница1/8
Дата публикации22.11.2014
Размер0.72 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
министерство здравоохранения и социального развития

российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северо-Осетинская государственная медицинская академия»




«УТВЕРЖДАЮ»




Ректор ГОУ ВПО СОГМА

Минздравсоцразвития России
_________________ Т.М.Гатагонова





«29» июня 2011г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Патологическая физиология –

патологическая физиология головы и шеи

Направление подготовки (специальность) 060201 Стоматология

Форма обучения очная
Срок освоения ООП – 5лет

Кафедра патологической физиологии

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060201 «Стоматология», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 08 » ноября 2010 г. № 118 (изменениями от 31 мая 2011 г.)




Учебный план по специальности 060201 «Стоматология», утвержденный Ученым советом ГОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия»

«27» апреля 2011г., Протокол № 7
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры патологической физиологии, от « 7 » июня 2011 г. Протокол № 5
Заведующий кафедрой Л.Г.Хетагурова

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым Советом ГОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития России от «29» июня 2011г., протокол № 10


Разработчики:

Зав.каф. патологической физиологии,

профессор Л.Г.Хетагурова
к.м.н., доцент И.Р.Тагаева
завуч кафедры

к.м.н., доцент С.Г.Пашаян


Рецензенты

Зав.кафедрой ортопедической стоматологии, д.м.н., доцент М.Г.Дзгоева
Зам. директора по НИР ИБМИ ВНЦ РАН, д.м.н., профессор Ф.С.Дзугкоева


2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины - овладение студентами знаниями об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и болезненных состояний, в том числе в тканях полости рта, принципах их выявления, лечения и профилактики.

При этом задачами дисциплины являются:

- изучение методов анализа результатов лабораторных и функциональных исследований;

- формирование методологической и методической основ клинического мышления и рационального действия врача – стоматолога;

- формирование умений патофизиологического анализа симптомов и синдромов заболеваний зубо-челюстно-лицевой области;

- приобретение студентом практических умений по установлению взаимосвязей между заболеваниями зубочелюстной области и общесоматическими заболеваниями.

2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп ГОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития Россия

2.2.1. Дисциплина «Патофизиология» относится к циклу математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин специальности «Стоматология» высшего профессионального медицинского образования; изучается в четвертом и пятом семестрах.

2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе дисциплинами:

Латинский язык:

Знания: Современная анатомическая номенклатура и другие медицинские номенклатуры. Латинские и греческие корни, участвующие в образовании медицинских терминов.

Умения: пользования терминами, имеющими в большинстве случаев латинское происхождение;

Владеть: понимания и использования анатомической и физиологической терминологии.

- в цикле математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин:
Физика и математика:

Знания: общие физические закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме; реологические свойства биологических тканей и жидкостей; назначение, основы устройства и практического использования медицинской аппаратуры, технику безопасности при работе с ней; основы математических методов обработки медицинских данных.

Уметь: пользоваться основными измерительными приборами; работать на физической (электронной) медицинской аппаратуре, представленной в лабораторном практикуме; обрабатывать результаты измерений.

Владеть: освоить методы определения различных физических и механических характеристик биологических объектов; практически использовать некоторые образцы лечебной и диагностической аппаратуры.

Для изучения предмета «патофизиология» студентам необходимо усвоить разделы и темы других дисциплин:
Биология с экологией:

Знать: правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными; - физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях; - строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений; законы генетики, ее значение для медицины, закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний человека; основные понятия и проблемы биосферы и экологии, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма взрослого человека и подростка на основе структурной организации клеток, тканей и органов;

Уметь: пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием; работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); производить расчеты по результатам эксперимента, проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных; объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков;

Владеть: навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий; методами изучения наследственности у человека (цитогенетический метод, генеалогический метод, близнецовый метод, портретной диагностики, популяционный, дерматоглифики).
Гистология, эмбриология, цитология:

Знать: физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; строение, топографию и развитие клеток, тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме и патологии, особенности организменного и популяционного уровней организации жизни; функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и патологии; структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы, основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа, методы иммунодиагностики.

Уметь: пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием; работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур; объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков; интерпретировать результаты наиболее распространенных методов функциональной диагностики, применяемых для выявления патологии крови, сердца и сосудов, легких, почек печени и других органов и систем.

Владеть: медико-анатомическим понятийным аппаратом; навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий; навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей человека.
Анатомия человека:

Знать: общих закономерностей происхождения и развития жизни; антропогенеза и онтогенеза

человека; основных закономерностей развития и жизнедеятельности организма взрослого человека и подростка на основе структурной организации клеток, тканей и органов; анатомо-физиологических, возрастно-половых и индивидуальных особенностей строения и развития здорового человека; методов анатомических исследований и анатомических терминов; анатомии органов, систем и аппаратов, деталей их строения, их основные функции; взаимоотношений органов друг с другом; проекцию их на поверхности тела; основных вариантов строения и пороков развития органов; круги кровообращения.

Умения: пользоваться анатомическими инструментами; находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения; находить методом препарирования крупные сосуды, нервы, протоки желез, отдельные органы; пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов; анализировать результаты рентгенологического обследования пациентов.

Владеть: медико-анатомическим понятийным аппаратом
Нормальная физиология:

Знать: базисные физиологические процессы, протекающие на молекулярно-клеточном уровне, особенности жизнедеятельности в различные периоды индивидуального развития человека и при беременности; организацию функциональных систем, поддерживающих относительное постоянство внутренней среды организма, основные механизмы регуляции функций физиологических систем (молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный); основные механизмы адаптации и защиты здорового организма при воздействии факторов среды; принципы взаимоотношений организма человека с внешней средой (сенсорные системы); механизмы формирования поведения человека для взаимодействия с окружающей средой, физиологические основы психической деятельности; основные методы оценки здоровья человека и показатели нормального состояния организма, принципы моделирования физиологических функций.

Уметь: интерпретировать и применять основные понятия общей и частной физиологии при освоении медицинской литературы; выделять главные механизмы регуляции гомеостатических функций; применять полученные знания для объяснения физиологического смысла регулирования функций организма; самостоятельно проводить простые функциональные пробы, оформлять и защищать протоколы исследований физиологических функций у человека, обосновывать целесообразность экспериментов на животных.

Владеть: методами экспериментального и клинического исследования физиологических функций организма в норме; методами исследования метаболизма ксенобиотиков, в том числе лекарственных средств; знаниями для изучения путей фармакологического регулирования физиологических функций.
Микробиология, вирусология, иммунология:

Знать: основных возбудителей инфекционных болезней; механизмы вызываемых ими заболеваний; методы лабораторной диагностики инфекционных болезней; методы профилактики и терапии; определение и общую характеристику иммунитета; виды иммунитета;

механизмы неспецифической резистентности; механизм патогенного действия токсинов разных видов микроорганизмов; тип иммунного ответа при попадании в организм соответствующего вида антигена; иметь представление о дисбактериозе.

Уметь: производить забор материала для микробиологических исследований; стерилизовать бактериальные петли, шприцы и др. инструментарий; готовить и окрашивать препараты для микроскопических исследований; микроскопировать препараты и дифференцировать микроорганизмы по морфологическим признакам, делать посев материала на различные питательные среды; обеззараживать отработанный инфицированный материал и контаминированные патогенными микробами объекты внешней среды; ставить и оценивать результаты определения чувствительности бактерий к антибиотикам, результаты серологических реакций (агглютинации, преципитации, связывания комплемента, иммунофлюоресценции, торможения гемагглютинации),

Владеть: проводить и оценивать результаты микробиологических исследовании инфекционных заболеваний.
Биологическая химия

Знать: строение и функции нуклеиновых кислот, природных белков; функции водорастворимых и жирорастворимых витаминов; основные метаболические пути превращения углеводов, липидов; аминокислот, пуриновых и пиримидиновых оснований; цикл Кребса; гормональную регуляцию обмена веществ; специфику метаболизма специализированных органов и тканей; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ.

Уметь: прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ; решать ситуационные задачи, моделирующие физико-химические процессы, протекающие в живом организме; отличать нормальные значения уровня метаболитов (глюкозы, мочевины, билирубина, мочевой кислоты, молочной и пировиноградной кислот и др.); отличать нормальную протеинограмму сыворотки крови от патологически измененных и объяснить причины различий.

Владеть: постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей.
Патологическая анатомия:

Знать: основные принципы классификации болезней; понятие о диагнозе, принципы построения клинического и патологоанатомического диагноза и клинико-анатомического сопоставления; принципы организации комиссии по изучению летальных исходов, работы лечебно-контрольной комиссии и клинико-анатомических конференций.

Уметь: визуально оценить и уметь запротоколировать изменения в органах и тканях трупа; сформулировать патологоанатомический диагноз, провести клинико-анатомическое сопоставление, дать заключение о причине смерти; определить категорию и причину расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов.

Владеть: провести забор, маркировку и оформить направление биопсийного или операционного материала на гистологическое исследование.

2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

2.3.1. В основе преподавания данной дисциплины лежат следующие виды профессиональной деятельности:

  1. профилактическая – осуществление мероприятий по формированию мотивированного отношения взрослого населения и подростков к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, к выполнению рекомендаций, направленных на повышение двигательной активности.

  2. диагностическая - на основе владения лабораторно-инструментальными методами исследования структуры и функции различных систем организма..

  3. научно-исследовательская – анализ научной литературы и официальных статистических обзоров, подготовка рефератов по современным научным проблемам; соблюдение основных требований информационной безопасности к разработке новых методов и технологий в области здравоохранения.

Преподавание патологической физиологии направлено на формирование у студента следующих компетенций:

а) общекультурными (ОК):

ОК-1

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

ОК-5

способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

ОК-8

способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо...
Рабочая программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск