Скачать 0.94 Mb.
|
Челябинский институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»Казарина С. А. Луцук В. В. Основы библиографии и информационной культуры Учебное пособие Челябинск 2004 Челябинский институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»Казарина С. А. Луцук В. В. Основы библиографии и информационной культуры Учебное пособие Челябинск 2004 УДК 02 (075.8) ББК 78 К 14 Казарина, С. А. Основы библиографии и информационной культуры [Текст]: Учеб. пособие/ С. А. Казарина, В. В. Луцук; Челяб. ин-т (фил.) ГОУ ВПО «РГТЭУ», Б-ка. – Челябинск: [Б. и.], 2004. – 93 с. В учебном пособии освещаются общие и частные вопросы, касающиеся основных направлений практической деятельности библиотек. Особое внимание уделяется библиографическому поиску, отраслевым информационным ресурсам и составлению библиографического описания по новому ГОСТу 7.1-2003. Пособие предназначено для студентов дневной и заочной формы обучения, аспирантов; написано с учетом специфики экономических высших учебных заведений. Может оказаться полезным преподавателям для использования в учебном процессе. Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Челябинского института (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ», протокол №5 от 19 июня 2004 года. Рецензенты: Бургер И. П. - к. п. н., директор Научной библиотеки Южно-Уральского государственного университета. Зайцева Т. В. - к. п. н., ст. преподаватель кафедры библиотековедения Челябинской государственной академии культуры и искусств. Моковая Т. Н. – зав. сектором справочно-информационного отдела научной библиотеки Челябинской государственной академии культуры и искусств. ISBN © Казарина С.А., Луцук В.В., 2004 © Челябинский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2004 Предисловие Происшедшие в последние годы преобразования в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, переход к рыночной экономике усиливают роль библиотек как информационных центров, призванных создавать необходимые условия для реализации права граждан на свободное получение информации. Библиотека выступает как связующее звено, объединяющее задачи и функции информационной, культурной и образовательной сфер. Внешне, то есть в том ракурсе, в котором работа библиотеки открыта и понятна для посторонних глаз, ее миссия и социальная роль не являются в полной мере воспринятыми общественностью. Как правило, читатели не догадываются, что предоставление в ответ на запрос нужной информации является лишь малой надводной частью «библиотечного айсберга». В «подводной» же его части находятся процессы комплектования, а значит, поиска, оценки и отбора документов на традиционных и электронных носителях; классификации, то есть сопряжения знаний; формирования поисковых систем; уточнения читательских запросов в ситуациях, когда люди не могут точно выразить собственные потребности; сохранения информации для обеспечения возможности ее многократного и многоцелевого использования. В результате в общественном сознании складывается стереотип простоты библиотечного труда. Библиотека – это неисчерпаемый «океан» информации и, чтобы не утонуть в этом «океане», посетитель должен обладать определенными библиотечно-библиографическими знаниями; одного ознакомления с правилами пользования библиотекой и получения читательского билета недостаточно. Читатель, не обладающий этими знаниями, может провести долгие часы в бесплодных поисках необходимой литературы, потеряться в справочном аппарате библиотеки и, в результате, уйти, так и не получив необходимой ему информации. Поэтому каждому будущему читателю библиотеки необходимо знать ее устройство, методику пользования каталогами и картотеками, а если он занимается научной или образовательной деятельностью, то и основные правила библиографического описания. Практика работы вузовской библиотеки показывает, что очень часто информационные потребности студентов зависят от информационной культуры, как самого пользователя, так и преподавателя, направившего студента на поиски определенного вида информации. В предлагаемом учебном пособии освещаются общие и частные вопросы, касающиеся основных направлений практической деятельности библиотек. В результате изучения курса пользователь должен: - получить представление об общих принципах организации библиотечного дела, а также об основных функциях библиотек разных типов; - познакомится со справочно-библиографическим аппаратом, с входящими в его состав наиболее значительными справочными и библиографическими источниками;
- освоить технологию, приобрести практические навыки библиографирования и осуществления информационного поиска. Настоящее пособие, предназначенное для студентов первых курсов дневной и заочной формы обучения, аспирантов, написано с учетом специфики экономических высших учебных заведений. Может оказаться полезным преподавателям для использования в учебном процессе. Правовое обеспечение деятельности библиотек. Правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации является Федеральный закон о библиотечном деле от 29 декабря 1994 года. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. В соответствии с данным законом право на библиотечное обслуживание имеет каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии. Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставами библиотек, законодательством об охране государственной тайны и законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния народов Российской Федерации. Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотеками. Пользователи, нарушившие правила пользования библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Согласно статье 7 Федерального закона о библиотечном деле все пользователи библиотеки имеют право: бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования; бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов; пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой. Федеральный закон о библиотечном деле дает библиотекам право: утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками; определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования библиотекой; определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек. В своей деятельности библиотеки опираются также на такие документы как Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации, Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994г.) и «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» (1999г.). Различные по типам и видам библиотеки руководствуются также иными нормативными актами Российской Федерации, органов управления профильных министерств и ведомств, Положением о библиотеке. Разнообразие библиотек. В России насчитывается около 15 тыс. библиотек разного профиля и различной ведомственной принадлежности. Система библиотек включает в себя множество типов и видов библиотек. По назначению библиотеки подразделяются на: массовые, научные, специальные. Крупнейшими библиотеками России являются две общероссийские национальные библиотеки – Российская государственная библиотека (РГБ) в Москве и Российская национальная библиотека (РНБ) в Санкт-Петербурге. Эти библиотеки выполняют функцию формирования фонда отечественных документов, основными принципами которой являются исчерпывающая полнота комплектования фонда и вечность его хранения. В республиках Российской Федерации функции центральной библиотеки выполняют национальная или республиканская библиотека. В крае или области ими являются, соответственно, краевая или областная библиотека. К центральным библиотекам на уровне района отнесена центральная районная библиотека, а в городе – центральная городская библиотека. Основные функции центральной библиотеки – всестороннее и максимально полное раскрытие уникальности данного региона, его духовного наследия, научной и культурной деятельности. Центральная городская библиотека является головной для массовых библиотек города, объединенных в централизованную библиотечную систему (ЦБС). Массовая библиотека ориентируется практически на все группы читателей, проживающих в микрорайоне обслуживания. Ее фонды укомплектованы разнообразной литературой по гуманитарным, естественным и точным наукам. Научные и специальные библиотеки призваны удовлетворять запросы читателей, связанные с производственной и научной деятельностью, с воспитанием и подготовкой кадров высшей квалификации для всех отраслей хозяйства и культуры. Научные библиотеки бывают универсального профиля, специализированные, вузовские. Крупнейшими научными библиотеками Российской Федерации являются библиотека Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН), Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) в Новосибирске и Библиотека по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН) в Москве. Особенность академических библиотек в том, что они работают в тесном сотрудничестве с коллективами ученых и специалистов. Особую систему образуют библиотеки высших и средних учебных заведений. Библиотеки высших учебных заведений являются научными, учебно-вспомогательными и культурно-просветительными учреждениями. Задача библиотек вузов – обеспечить литературой и научно-библиографическим обслуживанием профессорско-преподавательский состав, аспирантов, студентов, других сотрудников вуза, содействовать воспитанию студентов, пропагандировать научную литературу по профилю вуза, его факультетов и кафедр. Крупнейшими из них являются научные библиотеки Московского государственного университета и Санкт-Петербургского государственного университета. |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... С информацией по данному вопросу выступил руководитель мо марковской В. А. Он сказал | Российский государственный торгово-экономический университет Учебно-методический комплекс Организационное поведение составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Общие сведения об образовательной организации Гуковский институт экономики и права (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального... | Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Российский государственный торгово-экономический университет (ргтэу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тестовый контроль знаний учащихся Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «российский государственный... | ||
Отчет о самообследовании Челябинского филиала фгбоу впо мггэи челябинск,... Гоу дпо челябинский институт развития профессионального образования (повышения квалификации) специалистов 20 | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский... | ||
Экзаменационные вопросы по дисциплине "Функциональное и логическое программирование" Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования российский государственный торгово-экономический... | Учебно-методический комплекс по дисциплине История Сибайский институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный... | ||
Методические указания по выполнению реферата Волгоград Ысшего профессионального образования «волгоградский государственный технический университет» камышинский технологический институт... | Программа утверждена Ученым советом естественно-технологического... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал | Отчет о результатах самообследования филиала федерального государственного... «ростовский государственный экономический университет (ринх)» в г. Миллерово ростовской области | ||
Программа дисциплины "Международная экономика" для направления Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Запишите, что среди множественных уродств встречаются … (Симметричные и асимметричные) |