Федеральное агенство по образованию





НазваниеФедеральное агенство по образованию
страница1/2
Дата публикации25.11.2014
Размер351 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2




`
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ

СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Учебно-методический комплекс для специальности

№ 0203000 – Социология

Москва – 2009



ББК 60.56я73

С69

СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Учебно-методический комплекс

Автор-составитель

С.А.Магарил канд. эк. наук, доц.
Учебно-методический комплекс утвержден

на совместном заседании кафедр прикладной социологии

теории и истории социологии 03.07.2007, протокол № 12


УМУ издан:

Российский государственный

Гуманитарной университет, 2009



СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………….4

ПРОГРАММА КУРСА……………………………………………....5

- Пояснительная записка ………………………………………5

- Содержание курса……………………………………………..8

- Контрольные вопросы по курсу…………………………….11

- Список литературы ………………………………………….12

- Тематические планы курса …………………………………15

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ…………………………...16

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ………………………21

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА …………..22

ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебная дисциплина «Социология общественно-политического процесса современной России» направлена на формирование у студентов социальной компетентности, гражданского самосознания и общественно-политической активности. Указанные качества принципиально важны, поскольку фундаментальным условием развития, а потому и благополучия социума является способность образующих его социальных групп поддерживать макросоциальный компромисс, путем согласования разнонаправленных интересов этих групп.
В современном, сложно-структурированном обществе подобное согласование осуществляется в рамках двуединого, неразрывного политико-правового процесса, в ходе которого формируется законодательство, как единая для всего общества система общеобязательных к исполнению норм. Исторический опыт свидетельствует: в процессе жизнедеятельности многоукладное общество России не может не порождать конфликты различного масштаба. Поэтому принципиально важно не допустить перерастания протестных настроений в масштабные проявления социальной агрессии. Для этого необходимо, чтобы законодательство отражало коренные интересы всех групп населения. Это требует осознанного участия граждан в работе политических партий, что, в свою очередь, позволяет депутатам от этих партий, избранным в законодательные органы всех уровней, продвигать в законодательство интересы избирателей.
Развивая навыки рационального, точно структурированного мышления, настоящая учебная дисциплина формирует у студентов способность к аналитическому мышлению, поиску доминирующих тенденций в жизни общества, оценке интересов субъектов происходящих общественно-политических процессов, вероятных последствий реализации тех или иных сценариев развития, а также сопряженных с этим рисков.
Учебно-методический комплекс состоит из программы курса, контрольных вопросов по курсу, планов семинарских занятий, библиографического списка, рекомендуемой тематики рефератов, а также рекомендаций по написанию реферата.

ПРОГРАММА КУРСА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус дисциплины: является дисциплиной специализации; вузовский компонент; охватывает, преимущественно, события с начала ХХ века и по настоящее время. Вместе с тем, для того, чтобы проследить истоки российских проблем, а также характерных массовых представлений и стереотипов общественного сознания, используются данные предшествующих исторических периодов.
Курс имеет отчетливо выраженный междисциплинарный характер. При его изложении используются знания в области исторической и политической социологии, политологии, политического анализа, макроэкономики и межстрановых сопоставлений, социальной психологии, социо-культурной динамики.
Учебно-методический комплекс адресован студентам дневного и заочного отделений факультета социологии, специальности «Социология». Специализация: «политическое проектирования и коммуникации». Дисциплина изучается студентами 2 курса дневной формы обучения и 5 курса заочной формы обучения.
Новизна методического подхода обусловлена акцентированием внимания аудитории и широким использованием материала, отражающего актуальные проблемы развития современного российского общества; перспективы и риски очередной российской модернизации. Для этого используется сочетание анализа важнейших событий в режиме «текущего времени», при учете мотивации и реакции на них общественного сознания (по данным социологических опросов), с исследованием социо-культурных программ массовой деятельности, сформированных на предшествующих этапах отечественного развития (история национального самосознания).
Предмет курса: общественно-политические процессы современной России конца ХХ – начала ХIХ вв.; их отражение в общественном сознании и социально-политическом поведении массовых слоев и групп российского общества.
Цель курса: формирование у студентов современной политической культуры, воспитание гражданственности, демократических принципов.
Задачи курса:

- Формирование представлений о единстве современного политико-правового процесса, как способе достижения и поддержания макросоциального компромисса, для чего используется анализ массовой политической культуры России;

- Формирование представлений о социальном, правовом государстве и его институтах;

- Анализ политической мифологии России, как механизмов манипулирования общественным

сознанием;

- Формирование представлений о национальных интересах России;

- Оценка социально-исторической роли российской интеллигенции, как субъекта инновационно-демократической модернизации;

- Знакомство с процессами общественной и политической самоорганизации в странах Запада;

- Изучение общественно-политических процессов современной России конца ХХ – начала ХХI в.в.; основных проблем, противоречий, возможных перспектив общества.

Студент, по окончании курса, должен:

Обладать основами рационально-критического мышления и политического анализа

Знать - иметь реалистические представления:

- Об основных социально-экономических характеристиках современной России

- О состоянии общественного сознания России; причинах порождающих современную общественно-политическую мифологию и методах манипулирования массовым сознанием

- О феномене политико-правовой культуры, в качестве одного из сегментов общественного сознания, а также ее национальных особенностях

- О специфике современного российского государства, качестве и проблемах национально-государственного управления; о национальных интересах России

- О проблеме политического экстремизма в России и способах противодействия ему

Уметь:

- Анализировать происходящие общественно-политические процессы,

- Уметь различать наиболее характерные тенденции общественно-политического процесса, его основные противоречия и сопряженные с этим риски.

- Оценить соответствие проводимой политики национальным интересам России, задачам ее развития

- Сформулировать важнейшие, коренные интересы основных социальных групп общества в качестве мотивов их общественно-политического поведения
Формы организации занятий:

Для студентов дневного обучения всего 32 часов

в т.ч. лекционных 14 часов

семинарских 18 часов
Для студентов заочного обучения всего 14 часов лекционных 14 часов

Методы изучения дисциплины

В процессе изучения дисциплины используются такие методы, как анализ научной литературы и источников, проблемные дискуссии, анализ конкретных ситуаций, подготовка студентами научных докладов по актуальным проблемам общественного сознания.
Формы текущего и итогового контроля: обсуждение лекционного материала, опрос, подготовка итогового реферата, зачет.
Использование современных информационных технологий

Курс «Социология общественно-политического процесса в современной России» имеет отчетливо выраженный аналитический, междисциплинарный характер и, в соответствии со своей спецификой, обязан откликаться на происходящие события в режиме текущего времени. Характерные примеры: российско – грузинский конфликт вокруг Южной Осетии; взрыв на Черкизовском рынке Москвы, осуществленный студентами московских ВУЗов; спровоцированные коррупцией массовые беспорядки в карельском городе Кондопога; события в Беслане и т.п.
В связи с изложенным, использование заблаговременно изданных учебников и учебных пособий имеет весьма ограниченный характер, а те издания общеметодического характера, которые могут быть рекомендованы, указаны в разделе «обязательная литература». С целью обеспечения студентов конкретными учебными материалами, преподавателем готовятся аналитические разработки по изучаемым темам, которые рассылаются студентам по каналам электронной почты. Это позволяет большую часть аудиторного времени использовать для организации занятий в форме «проблемной дискуссии», поскольку конспектирование ограничивается несколькими ключевыми тезисами.
Возможности Интернета используются и при подготовке студентами итоговых рефератов. План реферата по выбранной теме студенты высылают преподавателю для согласования и корректировки по электронной почте. Согласованный план реферата возвращается студентам, вместе с дополнительными материалами по данной теме. Подготовленный реферат студент, также по электронной почте, направляет преподавателю на рецензирование. Отрецензированный реферат, с вопросами для обсуждения, замечаниями, а при необходимости и рекомендациями для доработки, возвращается студенту. Таким образом, в режиме диалога студент имеет возможность довести реферат до необходимого уровня. К окончанию курса распечатывается полностью завершенная работа, которая и выносится на зачет.
Подведение итогов изучения дисциплины

Подведение итогов изучения дисциплины проводится в форме недифференцированного зачета. Условием допуска к зачету является подготовка студентом реферата по одной из тем, в рамках прослушанного курса.
Зачет проводится в форме собеседования по реферату и тем вопросам, которые возникли в процессе его рецензирования. При необходимости, привлекаются материал ключевых тем прослушанного курса. Особо обращается внимание на глубину проработки материала, широту кругозора и умение студента аргументировать собственную позицию.

Содержание курса

Тема 1. Реформы постсоветского периода: основные результаты

Основные итоги реформ. Почему Россия, страна богатейших природных ресурсов и многих миллионов образованных людей, в ходе реформ погрузилась в столь глубокое неблагополучие, движется по траектории демодернизации? Что не позволило обществу двигаться по иной, более благополучной траектории? Российское общество: на какие ценности опирается; почему «желаемые» россиянами основания жизни общества столь разительно не совпадают с «реальными»? Вероятные сценарии развития ситуации: подлинная инновационно-демократическая модернизация или ее имитация; проблема самовоспроизводства власти. Задача удвоения внутреннего валового продукта (ВВП), как необходимость перевода общества на траекторию национального развития.
Тема 2. Российский социокультурный архетип

Качество национально-государственного управления, чем оно обусловлено. Социальная компетентность властвующих групп и качество исходного человеческого материла. Национальная культура, как синтез интеллектуальных, материальных и духовных

достижений народа. Специфика национальной культуры России. Взаимосвязь

процессов территориального расширения, урбанизации и образования (просвещения). Отстающее образование: позиция духовных и светских властей; роль университетов. Проблема национальной духовности: мифы и реалии. Национальный социо-культурный архетип, как проблема модернизации. Недостаточная эффективность социо-культурных механизмов развития. Совмещение в массовом сознании рационально-критических знаний в естественно-научной и технико-технологической областях знания с иррационально-утопическими представлениями о жизни социума. Возможна ли рационализация социокультурного архетипа?
Тема 3. Национальные интересы России

Национальные интересы, как критерий оценки политики, проводимой правящими группами, степень ее соответствия интересам национального развития. Объективное содержание национальных интересов. Конкуренция различных сегментов правящей элиты за право интерпретации национальных интересов; роль интеллектуальных элит. Национальная идея и национальные интересы; их отражение в массовом сознании. Желательные и возможные (вероятные) сценарии национального развития, условия их реализации. Постсоветский режим: какие стратегии реализует: национальная деградация, стагнация, или национальное развитие? Макроэкономические и макросоциальные показатели, характеризующие национальное развитие: удельный ВВП; индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП); динамика численности населения; обеспеченность жилой площадью и т.п.
Тема 4. Очередная модернизация России

Необходимость очередной модернизации России, ее характер: авторитарно-мобилизационный или инновационно-демократический; какая модернизация может быть навязана “сверху” и востребована “снизу”.. Три актора российской истории: верховная власть - правящие элиты (политико-административная, финансово-экономическая, федеральная, региональная) – внеэлитные слои. Инициатор и движущие силы модернизации; проблема «профпригодности» правящих групп; необходимость и механизмы ротации элит. Финансирование процессов модернизации – за счет каких слоев общества? Проблема государственного насилия в российской модернизации. Прогноз возможного развития событий.


Тема 5. Интеллигенция России как социальный субъект модернизации

Интеллигенция или интеллектуалы: проблема модернизации системы ценностей. Нобелевский лауреат, физиолог Иван Павлов о специфике “русского ума”. Интеллигенция, как носитель национального интеллекта. История вопроса: как видели роль интеллигенции в ХХ веке отечественные мыслители. Почему массы поддержали общественно-политический проект революционной интеллигенции? Лев Толстой о насилии преобладающего невежества; структура образованности в предреволюционной России. Массовая подготовка интеллигенции в советский период. Почему постсоветская интеллигенция демонстрирует политико-правовую беспомощность? Действительно ли отечественное образование лучшее в мире? Способна ли высшая алгебра воспитать Гражданина?
Тема 6. Политическая мифология современной России

Политический миф, как технология манипулирования массовым сознанием. Причины воспроизводства современного мифа; наличный социо-культурный ресурс. Основные характеристики мифологического сознания. Структура мифа, его жизненный цикл. СМИ, как транслятор мифологии. Политические мифы современной России.
Тема 7. Государство в общественном сознании России

Понятие государства. Государство, как исторический организатор обороны русской земли; державность. Феномен государства в общественном сознании современной России: национальный миф о заботливом государстве; негативный образ власти; устойчивое недоверие к государственным институтам. Государство: сильное или эффективное? Двойственный характер современной российской государственности: государство общества или государство бюрократии; чьи интересы реализуются? Постсоветское государство, как генератор конфликтов.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное агенство по образованию iconФедеральное агенство по образованию
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Федеральное агенство по образованию iconФедеральное агенство по образованию
Цель: Познакомить учащихся с личностью А. И. Солженицына, историей создания рассказа «Матрёнин двор»
Федеральное агенство по образованию iconФедеральное агенство по образованию
Автор старший преподаватель кафедры социологии спб филиала гу-вшэ богданова Елена Владимировна
Федеральное агенство по образованию iconМетодические рекомендации подготовлены на кафедре «Государственное и международное право»
Федеральное агенство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования
Федеральное агенство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
«О проведении Дня 1150-летия славянской письменности и культуры в образовательных учреждениях 24 мая 2013г.»
Федеральное агенство по образованию iconФедеральное агенство по образованию российской федерации московский...
Социология: учебно-методический комплекс по всем специальностям и направлениям / авт сост. М. И. Ненашев. – Киров: филиал ноу впо...
Федеральное агенство по образованию iconФедеральное агенство по образованию и науке московский государственный...
Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского...
Федеральное агенство по образованию iconФедеральное агенство по образованию
Базисным учебным планом, курс рассчитан на изучение в 6 классе общеобразовательной средней школы общим объёмом 35 учебных часов (1...
Федеральное агенство по образованию iconФедеральное агенство по образованию
Умк афанасьевой О. В. и Михеевой И. В. «Английский язык. Учебник для XI класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев...
Федеральное агенство по образованию iconЦикла (тема занятия)
Федеральное агенство РФ по здравоохранению и социальному развитию Волгоградский Государственный медицинский университет
Федеральное агенство по образованию iconМинистерство образования и науки федеральное агенство по образованию
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с гос, учебным планом института для студентов высшего профессионального...
Федеральное агенство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Федеральное агенство по образованию iconФедеральное агенство по науке и инновациям
Юга России» и школу-семинар для студентов, молодых ученых и специалистов «Социальные, психолого-педагогические и духовно-нравственные...
Федеральное агенство по образованию iconРабочая программа выполняет две основные функции
М. А. 2001, учебники «История Оренбургская» ч 1 (с древнейших времён до 1920г). Ю. П. Злобин, А. Н. Поляков. Оренбург.: Оренб лит...
Федеральное агенство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Охватывает все основное содержание программного материала
Федеральное агенство по образованию iconРоссийское дорожное агенство типовые решения повосстановлению несущей...
Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем машиноведения Российской академии наук


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск