Скачать 2.08 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития» Кафедра сестринского дела РЕАБИЛИТОЛОГИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3- 4 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ по специальности 060109 сестринское дело ( дневная и заочная формы обучения) Красноярск 2009 1.УДК 616-08-036.863(07) ББК 53.5 Р31 2.Реабилитология: методические указания к аудиторной работе для студентов 3-4 курса факультета высшего сестринского образования ( дневная и заочная формы обучения) /сост.Ж.Е.Турчина, Т.Р.Камаева.-Красноярск: типография КрасГМУ, 2009. – 141 с. 3.Составители: к.м.н. Турчина Ж.Е, к.м.н. Камаева Т.Р. 4.Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология» (2007 г.) и стандарта академии системы менеджмента качества «Учебно-методические комплексы дисциплин» - СТА 4.2.01-07. В методических указаниях к аудиторной работе изложены темы по наиболее актуальным вопросам общей и частной реабилитологии. При разборе каждой темы уделяется большая роль медицинской сестры в том или ином аспекте реабилитации. Для каждой темы представлены аннотация, ситуационные задачи, тестовые задания, список тем по УИРС. 5.Рецензенты: 1.Ким Ю.О.- д.м.н., профессор, заведующий кафедрой сестринского дела Новосибирского Государственного Университета. 2.Клеменков С.В. - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой восстановительной медицины и курортологии ИПО КрасГМУ. 6. Протолол ЦКМС № _________________ КрасГМУ 2009 СОДЕРЖАНИЕ Список литературы Тема № 1: Основы реабилитологии. Методы и средства медицинской реабилитации. Принципы. Этапы. Приоритетность. Показания, противопоказания. Региональная специфика предмета. 2. Значение изучения темы: Актуальность занятия данной темы характеризуется тем, что значительное место в системе оздоровления различных групп населения уделяется в современных условиях методам социально-психологического и реабилитационного воздействия, призванным оптимизировать условия жизни и предупредить проявления болезней уже на стадии профилактики. 3. Учебная цель: после изучения темы обучающийся должен: иметь представление: об истории реабилитологии, как науки, роли в медицине. знать: общее понятие (определение) реабилитации, цели, задачи и принципы реабилитации; средства реабилитации; учреждения, занимающиеся реабилитацией; характеристику 5 этапов медицинской реабилитации, мероприятия, проводимые на данных этапах. уметь: составить индивидуальную программу реабилитации (ИПР) по конкретному заболеванию уметь: составить план реабилитационных мероприятий на этапах медицинской реабилитации. 4. План изучения темы: Самостоятельная работа
изучение буклетов по теме- 45 мин Изучение программ реабилитации (ИПР) -45 мин. 4.2 Исходный контроль знаний (устный опрос, тесты)-45 мин. 4.3 Самостоятельная работа по теме:-55 мин. - знакомство с организацией реабилитационного центра -заслушивание рефератов по УИРС 4.4 Итоговый контроль знаний:-45 мин. -решение ситуационных задач -подведение итогов 5. Основные понятия и положения темы: 1. Реабилитология - происхождение термина. Понятие о реабилитологии в широком смысле как о междисциплинарной области, в рамках которой различные профессиональные группы преследуют и решают свои социальные задачи для общей цели восстановления трудоспособности больного (юристы, врачи, психологи). 2.Цели реабилитации. Аспекты реабилитации. 3.Медицинский аспект реабилитации. Определение понятия, формы, место в общей системе восстановительного лечения. 4.Физический аспект реабилитации. Определение понятия, формы, роль на различных этапах восстановительного лечения. 5.Задачи психологической реабилитации, ее формы и методы. 6.Профессиональный, социально-экономический аспекты реабилитации – их место в общей системе восстановительного лечения, формы и методы. 7.Этапы реабилитационных мероприятий. Стационарный этап реабилитации: цели, задачи. Послебольничный или поликлинический этап реабилитации: формы и место проведения реабилитации, цели, задачи. Необходимость, места реализации, цели и задачи, три этапа восстановительного лечения. ИПР- индивидуальная программа реабилитации, правила составления. 8. Основные методы реабилитации. 9.Роль среднего медицинского персонала в проведении реабилитации. Реабилитация – это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных, болезнями, травмами или физическими, химическими факторами. Реабилитация (по ВОЗ) - совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов, приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут. История развития реабилитологии, как науки I этап -годы первой мировой войны, когда в Великобритании были созданы ортопедические госпитали для лечения инвалидов войны. Особенностями этих учреждений являлось широкое использование трудотерапии. II этап-годы второй мировой войны и далее в послевоенном периоде в современном виде начала складываться медицинская реабилитация. Толчком к этому послужило скопление в обществе большого числа инвалидов войны. III этап - XX столетие ознаменовалось различными этапами по внедрению реабилитации в практику, больше во 2-й половине XX века IV этап - XXI век (современный этап) характеризуется комплексным подходом, совершенствованием (оптимизацией) различных реабилитационных воздействий. Рост интереса к реабилитации обусловлен многими факторами, среди которых ведущее значение имеют: 1.Рост научно-технического прогресса; 2.Изменение в демографической структуре (рост удельного веса лиц пожилого и старческого возраста); 3.Изменение в состоянии здоровья населения (рост хронических заболеваний с длительным ограничение определенных возможностей жизнепроявления); 4.Наличие инвалидности; 5.Рост травматизма по различным причинам; 6.Неблагоприятная обстановка в Северо-Кавказском регионе. В научной разработке проблемы «реабилитации» приняли участие представители различных отраслей (врачи, педагоги, психологи и т.д.), что способствовало формированию системного подхода к проблеме реабилитации. С позиции системного подхода реабилитация – это система государственных, социально-экономических, психологических, педагогических и других мероприятий, направленных на восстановление здоровья, трудоспособности, личного и социального статуса больного или инвалида. Основные принципы реабилитации 1. Принцип партнерства предусматривает сотрудничество пациента и специалиста – реабилитолога при руководящей и направляющей роли последнего; 2. Принцип разносторонности усилий предполагает учет всех сторон реабилитации для каждого больного. Реабилитация в настоящее время сформировалась в самостоятельную науку, которая располагает своими методами исследования, специальными методами лечения, которая должна иметь хорошо подготовленных специалистов широкого профиля (реабилитолог). Реабилитолог - это высококвалифицированный специалист, прошедший подготовку на специализированном цикле обучения, хорошо знающий проблемы реабилитации, компетентный в специфических методах реабилитации, владеющий основами педагогики, психологами, правовыми знаниями, который в состоянии определить пациенту программу реабилитации, обеспечит ее реализацию. Реабилитолог должен составить кратковременную и долговременную программы реабилитации. Кратковременная программа определяет объем и порядок работы с пациентом на протяжении текущего этапа, устанавливает цель данного этапа. Долговременная программа определяет количество и последовательность этапов реабилитации, формирует ее стратегию. Виды (аспекты) реабилитации: 1. Медицинская реабилитация; 2. Физическая реабилитация; 3. Психологическая реабилитация; 4. Социальная (бытовая) реабилитация; 5. Трудовая (профессиональная) реабилитация. Медицинская реабилитация - комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление здоровья больного. Этот аспект реабилитации связан с лечебными мероприятиями на протяжении всего наблюдения за больным, проводится мед персоналом различного уровня (врачи, средний и младший медицинский персонал) всех ЛПУ. Физическая реабилитация Включает в себя назначение различных средств физической реабилитации (ЛФК, различные виды массажа, преформированные и природные факторы). Проводится врачами физиотерапии, ЛФК и массажа, а также средний медицинский персонал (физиосестры, массажисты, инструктора ЛФК) Психологическая реабилитация Обеспечивает: - оценку уровня интеллекта, личности пациента; - консультирование по личностным, эмоциональным проблемам; - психотерапию; - участие в планировании и проведении образовательных и профилактических программ; - консультирование родителей. Психологическая реабилитация проводится психологами, врачами-психотерапевтами. Социальная (бытовая) реабилитация Включает вопросы: - изучение домашнего окружения, семейных взаимоотношений; - беседы с родителями (родственниками) для сотрудничества и удовлетворения нужд пациента; - обучение пациента (инвалида) навыкам самообслуживания. Социальная реабилитация проводится органами социальной защиты, социальными работниками, которым отводится большая роль в реабилитации. Трудовая (профессиональная) реабилитация - подготовка пациента (инвалида) к конкретной трудовой деятельности с учетом его способностей и возможностей Трудовая реабилитация 1. Адаптация на прежнем рабочем месте; 2. Реадаптация – работа на новом рабочем месте с изменением условий труда, но на том же предприятии; 3. Работа с пониженной физической нагрузкой в связи с приобретением новой квалификации, близкой к прежней специальности; 4. Переквалификация на том же предприятии; 5. Переквалификация в реабилитационном центре с последующим подбором работы на новой специальности. Цели реабилитации
Задачи реабилитации
Общие правила проведения реабилитационных мероприятий (по Юмашеву Г. С., Ренкеру К.) Раннее начало Непрерывность (этапность) Комплексный характер Индивидуальный подход Возвращение к активному общественно-полезному труду. Этапы медицинской реабилитации Превентивный Стационарный Амбулаторно-поликлинический Санаторно-курортный Этап метаболической реабилитации Стационарный этап Цель: спасение жизни человека (при угрозе), предупреждение осложнений болезни. Поликлинический этап Цель: завершение патологического процесса. Для этого продолжаются лечебные мероприятия, направленные на ликвидацию остаточных явлений. В этот период необходимо продолжать терапию на завершение патологического процесса. Большая роль на данном этапе отводится ЛФК, физиотерапии, приему адаптогенов, витаминов, поддерживающие дозировки лекарственной терапии. Санаторно-курортный этап Цель: профилактика рецидивов болезни, а также ее прогрессирования. Для реализации этих задач используются преимущественно природные факторы с целью нормализации микроциркуляции, повышения кардиореспираторных резервов, стабилизации функций нервной, эндокринной и иммунной систем, органов ЖКТ и мочевыделения. С этой целью назначают внутренний прием минеральной воды, водолечение, бальнеолечение, пеллоидолечение. Метаболический этап Создаются условия для нормализации структурно-метаболических нарушений, имевшихся на доклинической стадии болезни и сохранившихся после завершения клинической стадии. Это достигается при помощи диетической коррекции, методик ЛФК, физиолечения, климато-витаминотерапии. Средства реабилитации 1.Медикаментозная коррекция 2.Физиотерапия 3.Лечебная физкультура (кинезотерапия) 4.Различные виды массажа 5.Климатотерапия 6.Трудотерапия 7.Психотерапия 8.Социальная помощь 9.Педагогическая помощь 10.Логопедическая помощь Учреждения, занимающиеся реабилитацией 1. Все ЛПУ 2. Санаторно-курортные учреждения 3. Научно-исследовательские медицинские учреждения 4. Специализированные реабилитационные учреждения: - реабилитационные кабинеты (отделения) амбулаторно- поликлинических учреждений; - реабилитационные кабинеты (отделения) при стационарах; - реабилитационные центры (кардиологические, неврологические, ортопедические); 5. Центры профессиональной реабилитации (лечебно-трудовые мастерские, цеха комбинаты) 6. Учреждения социальной защиты (социальная помощь, отделения (кабинеты) медико-социальной реабилитации). Недостатки в реабилитационном процессе на современном этапе 1. Отсутствие должной преемственной связи между учреждениями, занимающимися проблемами реабилитации; отсутствие единых методологических подходов к медико-социально-педагогической реабилитации. 2. Применяемые в отечественной реабилитации методы восстановительного лечения представлены в основном ограниченными схемами ЛФК, массажа, физиотерапии, медикаментозного лечении; недостаточно используются методы коррекции психического состояния больных; роль больного остается пассивной; не на должном уровне отработаны преемственность, системность подхода к реабилитации неврологических больных. 3. Отсутствует целенаправленная система обучения кадров реабилитологов, специалистов, имеющих широкий диапазон знаний в клинических дисциплинах, технике реабилитологии, в педагогике, психологии, юриспруденции, социологии, которые в состоянии определить пациенту программу реабилитации и обеспечить ее реализацию. 4. Является актуальным введение в номенклатуру специалиста – реабилитолога.
Тестовые задания: 1. Общие правила проведения реабилитационных мероприятий: А.Раннее начало Б. Непрерывность, этапность В. Комплексный подход Г. Индивидуальный подход Д. все верно 2. К 3-му этапу медицинской реабилитации относится: А. Стационарный Б. Санаторно-курортный В. Амбулаторно-поликлинический Г. Превентивный 3. Цель стационарного этапа в реабилитологии: А. Борьба с факторами риска Б. Спасение жизни человека В.Завершение патологического процесса продолжения лечебных мероприятий Г. профилактика рецидивов болезни 4. Цель амбулаторно-поликлинического этапа в реабилитации является: А. Борьба с факторами риска Б. Спасение жизни человека В. Завершение пат процесса, продолжение лечебных мероприятий Г. Профилактика рецидивов болезни. 5. Этап медицинской реабилитации главной целью, которого является завершение патологического процесса: А. Превентивный Б. Стационарный В. Амбулаторно-поликлинический Г. Санаторно-курортный Д. Метаболический 6. Основные виды реабилитации: А.Медицинская Б. Физическая В. Психологическая Г. Социальная Д. Профессиональная Е. Все верно
А. Стационарный Б. Амбулаторно-поликлинический В. Санаторно-курортный Г. Превентивный Д. Метаболический 8. Учреждения для проведения реабилитации: А. Все ЛПУ Б. Специализированные отделения и центры реабилитации В.Только поликлиники Г. Только стационары Д. Правильно а и б 9. Цель санаторно-курортного этапа реабилитации: А. Завершение патологического процесса Б. Предупреждение осложнений болезней В. Профилактика рецидивов болезни Ситуационные задачи Задача №1 Больной Н., 35 лет проходил лечение у участкового врача терапевта с Диагнозом: Эссенциальная гипертония 2 стадии. Прошел курс медикаментозной терапии. Вопросы: 1.Какие ещё средства реабилитации может рекомендовать медсестра данному пациенту? 2.Какой этап реабилитации может рекомендовать медсестра данному пациенту? 3. Показана ли в данном случае психологическая реабилитация? Задача №2 Больному 32г, находился на стационарном лечении по поводу язвенной болезни ДПК. Прошел полный курс медикаментозной терапии. На данный момент жалоб не предъявляет. Курит до 10 сигарет в сутки. Вопросы: 1. В чем заключается дальнейшая реабилитация? 2. Можно ли рекомендовать санаторно-курортный этап? 3.Какие этапы медицинской реабилитации должна указать медсестра при составлении индивидуальной программы реабилитации? 7.Список тем по УИРС. 1.История развития реабилитологии в России и за рубежом. 2.Роль среднего медицинского персонала в проведении реабилитационных мероприятий. 3.Использование психотерапии на этапах медицинской реабилитации. 4.Социальная реабилитация: цели, задачи, учреждения. 1. |
Методические указания по подготовке контрольных работ по дисциплине «реабилитология» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Луговые ландшафты и газоны» Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Луговые ландшафты и газоны» составлены на основе рабочей программы дисциплины... | ||
Методические указания по дисциплине «Рынок ценных бумаг» по выполнению... Методические указания составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические указания составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу... | ||
Методические указания по проведению практических занятий и самостоятельной... Методические указания составлены на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и... | «Основы аудита» Методические указания по проведению практических... Методические указания составлены на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и... | ||
Методические указания по выполнению рефератов, курсовых, самостоятельных... ... | Методические указания по проведению практических занятий и самостоятельной... Методические указания составлены на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и... | ||
Методические указания по их выполнению 42 вопросы для подготовки к зачету 46 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Товароведение и экспертиза в таможенном деле» составлен в соответствии с требованиями... | Методические указания по их выполнению Вопросы для подготовки к экзамену Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы рекламы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Темы вашего учебного проекта Содержание проекта соответствуют следующим разделам Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа по дисциплине «Экономическая демография» для специальности... Рабочая программа составлена в соответствии с методическими рекомендациями по составлению рабочей программы и требованиям Государственного... | ||
Рабочая программа Шифр Наименование дисциплины б. 8 Управление человеческими ресурсами Структура и содержание дисциплины «Управление человеческими ресурсами» соответствуют требованиям государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское процессуальное... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 27. 03. 2000 |