Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология»





НазваниеМетодические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология»
страница1/17
Дата публикации30.11.2014
Размер2.08 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный

медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

Министерства здравоохранения

и социального развития»
Кафедра сестринского дела


РЕАБИЛИТОЛОГИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3- 4 КУРСА

ФАКУЛЬТЕТА ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по специальности 060109 сестринское дело

( дневная и заочная формы обучения)

Красноярск

2009
1.УДК 616-08-036.863(07)

ББК 53.5

Р31
2.Реабилитология: методические указания к аудиторной работе для студентов

3-4 курса факультета высшего сестринского образования ( дневная и заочная формы обучения) /сост.Ж.Е.Турчина, Т.Р.Камаева.-Красноярск: типография КрасГМУ, 2009. – 141 с.

3.Составители: к.м.н. Турчина Ж.Е, к.м.н. Камаева Т.Р.

4.Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

(2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология»

(2007 г.) и стандарта академии системы менеджмента качества

«Учебно-методические комплексы дисциплин» - СТА 4.2.01-07.

В методических указаниях к аудиторной работе изложены темы по наиболее актуальным вопросам общей и частной реабилитологии. При разборе каждой темы уделяется большая роль медицинской сестры в том или ином аспекте реабилитации.

Для каждой темы представлены аннотация, ситуационные задачи, тестовые задания, список тем по УИРС.

5.Рецензенты:

1.Ким Ю.О.- д.м.н., профессор,

заведующий кафедрой сестринского дела

Новосибирского Государственного Университета.
2.Клеменков С.В. - д.м.н., профессор,

заведующий кафедрой

восстановительной медицины и курортологии ИПО КрасГМУ.
6. Протолол ЦКМС № _________________


КрасГМУ

2009
СОДЕРЖАНИЕ

Список литературы

Тема № 1: Основы реабилитологии. Методы и средства медицинской реабилитации. Принципы. Этапы. Приоритетность. Показания, противопоказания. Региональная специфика предмета.
2. Значение изучения темы: Актуальность занятия данной темы характеризуется тем, что значительное место в системе оздоровления различных групп населения уделяется в современных условиях методам социально-психологического и реабилитационного воздействия, призванным оптимизировать условия жизни и предупредить проявления болезней уже на стадии профилактики.

3. Учебная цель: после изучения темы обучающийся должен:

иметь представление: об истории реабилитологии, как науки, роли в медицине.

знать: общее понятие (определение) реабилитации, цели, задачи и принципы реабилитации; средства реабилитации; учреждения, занимающиеся реабилитацией; характеристику 5 этапов медицинской реабилитации, мероприятия, проводимые на данных этапах.

уметь: составить индивидуальную программу реабилитации (ИПР) по конкретному заболеванию

уметь: составить план реабилитационных мероприятий на этапах медицинской реабилитации.

4. План изучения темы:

Самостоятельная работа

    1. Работа в учебной комнате с тематическими таблицами,

изучение буклетов по теме- 45 мин

Изучение программ реабилитации (ИПР) -45 мин.

4.2 Исходный контроль знаний (устный опрос, тесты)-45 мин.

4.3 Самостоятельная работа по теме:-55 мин.

- знакомство с организацией реабилитационного центра

-заслушивание рефератов по УИРС

4.4 Итоговый контроль знаний:-45 мин.

-решение ситуационных задач

-подведение итогов

5. Основные понятия и положения темы:

1. Реабилитология - происхождение термина. Понятие о реабилитологии в широком смысле как о междисциплинарной области, в рамках которой различные профессиональные группы преследуют и решают свои социальные задачи для общей цели восстановления трудоспособности больного (юристы, врачи, психологи).

2.Цели реабилитации. Аспекты реабилитации.

3.Медицинский аспект реабилитации. Определение понятия, формы, место в общей системе восстановительного лечения.

4.Физический аспект реабилитации. Определение понятия, формы, роль на различных этапах восстановительного лечения.

5.Задачи психологической реабилитации, ее формы и методы.

6.Профессиональный, социально-экономический аспекты реабилитации – их место в общей системе восстановительного лечения, формы и методы.

7.Этапы реабилитационных мероприятий. Стационарный этап реабилитации: цели, задачи. Послебольничный или поликлинический этап реабилитации: формы и место проведения реабилитации, цели, задачи. Необходимость, места реализации, цели и задачи, три этапа восстановительного лечения. ИПР- индивидуальная программа реабилитации, правила составления.

8. Основные методы реабилитации.

9.Роль среднего медицинского персонала в проведении реабилитации.

Реабилитация – это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных, болезнями, травмами или физическими, химическими факторами.

Реабилитация (по ВОЗ) - совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов, приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут.

История развития реабилитологии, как науки

I этап -годы первой мировой войны, когда в Великобритании были созданы ортопедические госпитали для лечения инвалидов войны. Особенностями этих учреждений являлось широкое использование трудотерапии.

II этап-годы второй мировой войны и далее в послевоенном периоде в современном виде начала складываться медицинская реабилитация. Толчком к этому послужило скопление в обществе большого числа инвалидов войны.

III этап - XX столетие ознаменовалось различными этапами по внедрению реабилитации в практику, больше во 2-й половине XX века
IV этап - XXI век (современный этап) характеризуется комплексным подходом, совершенствованием (оптимизацией) различных реабилитационных воздействий.

Рост интереса к реабилитации обусловлен многими факторами, среди которых ведущее значение имеют:

1.Рост научно-технического прогресса;

2.Изменение в демографической структуре (рост удельного веса лиц пожилого и старческого возраста);

3.Изменение в состоянии здоровья населения (рост хронических заболеваний с длительным ограничение определенных возможностей жизнепроявления);

4.Наличие инвалидности;

5.Рост травматизма по различным причинам;

6.Неблагоприятная обстановка в Северо-Кавказском регионе.

В научной разработке проблемы «реабилитации» приняли участие представители различных отраслей (врачи, педагоги, психологи и т.д.), что способствовало формированию системного подхода к проблеме реабилитации.

С позиции системного подхода реабилитация – это система государственных, социально-экономических, психологических, педагогических и других мероприятий, направленных на восстановление здоровья, трудоспособности, личного и социального статуса больного или инвалида.

Основные принципы реабилитации

1. Принцип партнерства предусматривает сотрудничество пациента и специалиста – реабилитолога при руководящей и направляющей роли последнего;

2. Принцип разносторонности усилий предполагает учет всех сторон реабилитации для каждого больного.

Реабилитация в настоящее время сформировалась в самостоятельную науку, которая располагает своими методами исследования, специальными методами лечения, которая должна иметь хорошо подготовленных специалистов широкого профиля (реабилитолог).

Реабилитолог - это высококвалифицированный специалист, прошедший подготовку на специализированном цикле обучения, хорошо знающий проблемы реабилитации,

компетентный в специфических методах реабилитации, владеющий основами педагогики, психологами, правовыми знаниями, который в состоянии определить пациенту программу реабилитации, обеспечит ее реализацию.

Реабилитолог должен составить кратковременную и долговременную программы реабилитации.
Кратковременная программа определяет объем и порядок работы с пациентом на протяжении текущего этапа, устанавливает цель данного этапа.
Долговременная программа определяет количество и последовательность этапов реабилитации, формирует ее стратегию.

Виды (аспекты) реабилитации:
1. Медицинская реабилитация;
2. Физическая реабилитация;
3. Психологическая реабилитация;
4. Социальная (бытовая) реабилитация;
5. Трудовая (профессиональная) реабилитация.

Медицинская реабилитация

- комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление здоровья больного. Этот аспект реабилитации связан с лечебными мероприятиями на протяжении всего наблюдения за больным, проводится мед персоналом различного уровня (врачи, средний и младший медицинский персонал) всех ЛПУ.

Физическая реабилитация

Включает в себя назначение различных средств физической реабилитации (ЛФК, различные виды массажа, преформированные и природные факторы).

Проводится врачами физиотерапии, ЛФК и массажа, а также средний медицинский персонал (физиосестры, массажисты, инструктора ЛФК)

Психологическая реабилитация

Обеспечивает:

- оценку уровня интеллекта, личности пациента;

- консультирование по личностным, эмоциональным проблемам;

- психотерапию;

- участие в планировании и проведении образовательных и профилактических программ;

- консультирование родителей.

Психологическая реабилитация проводится психологами, врачами-психотерапевтами.

Социальная (бытовая) реабилитация

Включает вопросы:

- изучение домашнего окружения, семейных взаимоотношений;

- беседы с родителями (родственниками) для сотрудничества и удовлетворения нужд пациента;

- обучение пациента (инвалида) навыкам самообслуживания.

Социальная реабилитация проводится органами социальной защиты, социальными работниками, которым отводится большая роль в реабилитации.

Трудовая (профессиональная) реабилитация

- подготовка пациента (инвалида) к конкретной трудовой деятельности с учетом его способностей и возможностей

Трудовая реабилитация

1. Адаптация на прежнем рабочем месте;
2. Реадаптация – работа на новом рабочем месте с изменением условий труда, но на том же предприятии;
3. Работа с пониженной физической нагрузкой в связи с приобретением новой квалификации, близкой к прежней специальности;
4. Переквалификация на том же предприятии;
5. Переквалификация в реабилитационном центре с последующим подбором работы на новой специальности.

Цели реабилитации

  1. Эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к трудовым и бытовым процессам, в общество;

  2. Восстановление личностных свойств человека, духовного и психологического статуса.

Задачи реабилитации

  1. Полноценное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и опорно-двигательного аппарата;

  2. Развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду;

  3. Восстановление бытовых возможностей;

  4. Предупреждение развития патологических процессов, т.е. осуществление мер вторичной профилактики.

Общие правила проведения реабилитационных мероприятий
(по Юмашеву Г. С., Ренкеру К.)


Раннее начало

Непрерывность (этапность)

Комплексный характер

Индивидуальный подход

Возвращение к активному общественно-полезному труду.

Этапы медицинской реабилитации

Превентивный

Стационарный

Амбулаторно-поликлинический

Санаторно-курортный

Этап метаболической реабилитации

Стационарный этап

Цель: спасение жизни человека (при угрозе), предупреждение осложнений болезни.

Поликлинический этап

Цель: завершение патологического процесса. Для этого продолжаются лечебные мероприятия, направленные на ликвидацию остаточных явлений. В этот период необходимо продолжать терапию на завершение патологического процесса. Большая роль на данном этапе отводится ЛФК, физиотерапии, приему адаптогенов, витаминов, поддерживающие дозировки лекарственной терапии.

Санаторно-курортный этап

Цель: профилактика рецидивов болезни, а также ее прогрессирования. Для реализации этих задач используются преимущественно природные факторы с целью нормализации микроциркуляции, повышения кардиореспираторных резервов, стабилизации функций нервной, эндокринной и иммунной систем, органов ЖКТ и мочевыделения. С этой целью назначают внутренний прием минеральной воды, водолечение, бальнеолечение, пеллоидолечение.

Метаболический этап

Создаются условия для нормализации структурно-метаболических нарушений, имевшихся на доклинической стадии болезни и сохранившихся после завершения клинической стадии. Это достигается при помощи диетической коррекции, методик ЛФК, физиолечения, климато-витаминотерапии.

Средства реабилитации

1.Медикаментозная коррекция

2.Физиотерапия

3.Лечебная физкультура (кинезотерапия)

4.Различные виды массажа

5.Климатотерапия

6.Трудотерапия

7.Психотерапия

8.Социальная помощь

9.Педагогическая помощь

10.Логопедическая помощь
Учреждения, занимающиеся реабилитацией

1. Все ЛПУ

2. Санаторно-курортные учреждения

3. Научно-исследовательские медицинские учреждения

4. Специализированные реабилитационные учреждения:

- реабилитационные кабинеты (отделения) амбулаторно-

поликлинических учреждений;

- реабилитационные кабинеты (отделения) при стационарах;

- реабилитационные центры (кардиологические, неврологические, ортопедические);

5. Центры профессиональной реабилитации (лечебно-трудовые мастерские, цеха комбинаты)

6. Учреждения социальной защиты (социальная помощь, отделения (кабинеты) медико-социальной реабилитации).

Недостатки в реабилитационном процессе на современном этапе

1. Отсутствие должной преемственной связи между учреждениями, занимающимися проблемами реабилитации; отсутствие единых методологических подходов к медико-социально-педагогической реабилитации.

2. Применяемые в отечественной реабилитации методы восстановительного лечения представлены в основном ограниченными схемами ЛФК, массажа, физиотерапии, медикаментозного лечении; недостаточно используются методы коррекции психического состояния больных; роль больного остается пассивной; не на должном уровне отработаны преемственность, системность подхода к реабилитации неврологических больных.

3. Отсутствует целенаправленная система обучения кадров реабилитологов, специалистов, имеющих широкий диапазон знаний в клинических дисциплинах, технике реабилитологии, в педагогике, психологии, юриспруденции, социологии, которые в состоянии определить пациенту программу реабилитации и обеспечить ее реализацию.

4. Является актуальным введение в номенклатуру специалиста – реабилитолога.

  1. Задания на уяснение темы занятия:

Тестовые задания:

1. Общие правила проведения реабилитационных мероприятий:

А.Раннее начало

Б. Непрерывность, этапность

В. Комплексный подход

Г. Индивидуальный подход

Д. все верно

2. К 3-му этапу медицинской реабилитации относится:

А. Стационарный

Б. Санаторно-курортный

В. Амбулаторно-поликлинический

Г. Превентивный

3. Цель стационарного этапа в реабилитологии:

А. Борьба с факторами риска

Б. Спасение жизни человека

В.Завершение патологического процесса продолжения

лечебных мероприятий

Г. профилактика рецидивов болезни

4. Цель амбулаторно-поликлинического этапа в реабилитации является:

А. Борьба с факторами риска

Б. Спасение жизни человека

В. Завершение пат процесса, продолжение лечебных мероприятий

Г. Профилактика рецидивов болезни.

5. Этап медицинской реабилитации главной целью, которого является завершение патологического процесса:

А. Превентивный

Б. Стационарный

В. Амбулаторно-поликлинический

Г. Санаторно-курортный

Д. Метаболический

6. Основные виды реабилитации:

А.Медицинская

Б. Физическая

В. Психологическая

Г. Социальная

Д. Профессиональная

Е. Все верно

  1. Борьба с факторами риска проводится на следующем этапе медицинской реабилитации:

А. Стационарный

Б. Амбулаторно-поликлинический

В. Санаторно-курортный

Г. Превентивный

Д. Метаболический

8. Учреждения для проведения реабилитации:

А. Все ЛПУ

Б. Специализированные отделения и центры реабилитации

В.Только поликлиники

Г. Только стационары

Д. Правильно а и б

9. Цель санаторно-курортного этапа реабилитации:

А. Завершение патологического процесса

Б. Предупреждение осложнений болезней

В. Профилактика рецидивов болезни

Ситуационные задачи

Задача №1

Больной Н., 35 лет проходил лечение у участкового врача терапевта с Диагнозом: Эссенциальная гипертония 2 стадии. Прошел курс медикаментозной терапии.

Вопросы:

1.Какие ещё средства реабилитации может рекомендовать медсестра данному пациенту?

2.Какой этап реабилитации может рекомендовать медсестра данному пациенту?

3. Показана ли в данном случае психологическая реабилитация?

Задача №2

Больному 32г, находился на стационарном лечении по поводу язвенной болезни ДПК. Прошел полный курс медикаментозной терапии. На данный момент жалоб не предъявляет. Курит до 10 сигарет в сутки.

Вопросы:

1. В чем заключается дальнейшая реабилитация?

2. Можно ли рекомендовать санаторно-курортный этап?

3.Какие этапы медицинской реабилитации должна указать медсестра при составлении индивидуальной программы реабилитации?

7.Список тем по УИРС.

1.История развития реабилитологии в России и за рубежом.

2.Роль среднего медицинского персонала в проведении
реабилитационных мероприятий.

3.Использование психотерапии на этапах медицинской реабилитации.

4.Социальная реабилитация: цели, задачи, учреждения.
1.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология» iconМетодические указания по подготовке контрольных работ по дисциплине «реабилитология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология» iconМетодические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Луговые ландшафты и газоны»
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Луговые ландшафты и газоны» составлены на основе рабочей программы дисциплины...
Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология» iconМетодические указания по дисциплине «Рынок ценных бумаг» по выполнению...
Методические указания составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические указания составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу...
Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология» iconМетодические указания по проведению практических занятий и самостоятельной...
Методические указания составлены на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и...
Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология» icon«Основы аудита» Методические указания по проведению практических...
Методические указания составлены на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и...
Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология» iconМетодические указания по выполнению рефератов, курсовых, самостоятельных...
...
Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология» iconМетодические указания по проведению практических занятий и самостоятельной...
Методические указания составлены на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и...
Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология» iconМетодические указания по их выполнению 42 вопросы для подготовки к зачету 46
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Товароведение и экспертиза в таможенном деле» составлен в соответствии с требованиями...
Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология» iconМетодические указания по их выполнению Вопросы для подготовки к экзамену
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы рекламы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология» iconТемы вашего учебного проекта
Содержание проекта соответствуют следующим разделам Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология» iconРабочая программа по дисциплине «Экономическая демография» для специальности...
Рабочая программа составлена в соответствии с методическими рекомендациями по составлению рабочей программы и требованиям Государственного...
Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология» iconРабочая программа Шифр Наименование дисциплины б. 8 Управление человеческими ресурсами
Структура и содержание дисциплины «Управление человеческими ресурсами» соответствуют требованиям государственного образовательного...
Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское процессуальное...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 27. 03. 2000


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск