Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 437.16 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации02.12.2013
Размер437.16 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

профессор

________________П.Б. Акмаров

«_____» _______________2009 г.

ПОЛИТОЛОГИЯ

Методические указания для студентов

очной формы обучения


Составители:

П.М. Орехов

В.С. Сорокина

С.Н. Уваров

Ижевск


ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

2009



УДК 32.001(078)
ББК 66.0я73-9

П 50
Методические указания составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденного в 2000 г.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от __________________ 2009 г.

Рецензент

Ю.В. Семёнов – кандидат философских наук, доцент

Под общей редакцией С.Н. Уварова

Составители:

П.М. Орехов, В.С. Сорокина, С.Н. Уваров –

доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии




П 50

Политология : методические указания / Сост. : П.М. Орехов, В.С. Сорокина, С.Н. Уваров; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск : ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009. – 32 с.




В методические указания включены материалы, которые помогут студентам при изучении политологии: план семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, вопросы к зачёту.

Адресованы студентам Ижевской ГСХА очной формы обучения.
УДК 32.001(078)

ББК 66.0я73-9
© Орехов П.М., составление, 2009

© Сорокина В.С., составление, 2009

© Уваров С.Н., составление, 2009

© ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009

ВВЕДЕНИЕ
Не спрашивай, что твоя страна может для тебя сделать;

спроси, что ты можешь сделать для своей страны.

Дж.Ф. Кеннеди
Высшая школа готовит не только профессиональные кадры, но и оказывает большое влияние на формирование мировоззренческих позиций молодёжи. Ведущую роль в этом играет политология, знание которой нужно не только тем, кто занимается политикой. Все стороны жизни общества – учеба, работа, быт, досуг – окрашены в политические тона. Любой человек неизменно взаимодействует в обществе с другими людьми, социальными группами и государством. Собственно, человек и появился после того, как научился участвовать в общих делах и гармонично строить взаимоотношения с окружающим миром.

Необходимость изучения политологии особенно возрастает в переломный исторический период, в котором до сих пор находится Россия. Не зная важнейших свойств политики, мы никогда не определим оптимальных путей и способов политического развития, будем продвигаться методом проб и ошибок, последствия которых могут выразиться в кризисах, войнах, несправедливости и т.д.

Очевидно, что в целях возрождения величия нашей страны необходима активизация энергии миллионов россиян. Высокий уровень политической грамотности превращает каждого гражданина в субъект общественного процесса, определяющего ход и историю развития страны, несущего ответственность за судьбы остальных людей.

Прочные и разносторонние знания о политике – одна из решающих предпосылок формирования гражданской и деятельной жизненной позиции. Рядовому гражданину – именно для того, чтобы стать гражданином – нужен довольно солидный запас сведений о политической сфере общества и своей родной страны.

Политология не только вооружает необходимыми знаниями, позволяет понять происходящие события и осмыслить политические реалии. Она также учит использовать эти необходимые знания и умения в своей повседневной и профессиональной деятельности. Вузовский характер обучения дополнительно помогает студентам обрести деловые качества и организаторские способности – без преувеличения лидерского характера.

Современный курс на формирование инновационной экономики, «экономики знаний», взятый российским государством в качестве ответа на вызовы быстро меняющихся мировых реалий, требует нового поколения молодых людей: творческих, всесторонне образованных, инициативных. Изучение политологии в значительной мере позволяет подготовить такое поколение.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
Уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагаются методические указания по курсу «Политология». Целью курса является политическая социализация студентов вуза, обеспечение политического аспекта подготовки высококвалифицированного специалиста на основе современной мировой и отечественной политической мысли.

Задача курса – предоставление будущему выпускнику первичных политических знаний, которые послужат теоретической базой для осмысления политических процессов, для формирования политической культуры, выработки личной позиции и более четкого понимания меры своей ответственности.

В настоящее издание включены материалы, необходимые студенту для успешного изучения политологии. Это возможно лишь путем освоения достижений политической науки, отраженных в научных исследованиях, учебных пособиях и представленных в списках рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.

Учебная программа курса «Политология» в Ижевской ГСХА в основном построена на комплексном и системно-проблемном изучении политических явлений и процессов с выявлением их причинно-следственных связей, противоречий и тенденций, а также анализом их последствий применительно к современной практике.

Проведение занятий по политологии включает в себя следующие формы: аудиторные занятия (лекции и семинары), самостоятельная работа студентов (доклады, рефераты, аналитические и историографические обзоры, эссе, научные исследования) и проверка знаний (опрос, тесты, контрольные работы). Итоговой формой проверки знаний является зачёт.

Посещение аудиторных занятий и подготовка к ним являются обязательными. Наиболее активно необходимо готовиться к семинарам (практическим занятиям), которые представляют собой изучение и обсуждение ряда ключевых тем политической науки. Каждая тема семинара состоит из нескольких вопросов, ориентирующих студентов на анализ дискуссионных проблем и выявление различных точек зрения по ним. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем.

На занятии может быть проведена деловая игра или устроена дискуссия, о подготовке к которым преподаватель предупреждает особо.

Подготовка к практическим занятиям может основываться на использовании учебников и монографий, рекомендованных на стр. 26-27 данного пособия, либо на использовании литературы, отдельно указанной для каждой темы. Основная литература, как правило, имеется в библиотеке или читальных залах Ижевской ГСХА. В неё включены те учебники, в которых соответствующая тема освещена наиболее доступно и качественно. При этом можно пользоваться предыдущими изданиями указанных трудов или другими учебниками.

Дополнительная литература позволяет составить более детальное представление. Она делится на источники, монографии и статьи научных журналов (журналы «Социально-гуманитарные знания», «СОЦИС», «Общественные науки и современность» имеются в читальном зале №3 учебного корпуса №1 академии). Многое из предлагаемой литературы, в том числе и учебники, «выложено» в Интернете, но для их обнаружения необходимо воспользоваться поисковыми системами (данное пособие содержит не все ссылки на электронные версии).

После вопросов каждой темы следует список терминов, знание которых обязательно для студентов вузов. План семинаров содержит также перечни докладов, рефератов, обзоров, которые выполняются по выбору студентов (требования к их выполнению в п. 12 рекомендуемой учебной литературы).

Особая роль среди данных видов самостоятельной работы принадлежит эссе, которое представляет собой сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу. По сути, это размышление студента, отражающее его позицию. По объёму эссе сравнимо с объёмом доклада.

В конце пособия в отдельной главе приводятся вопросы для самостоятельного изучения и размышления, которые по желанию студента могут быть рассмотрены с помощью предлагаемой литературы и представлены преподавателю в форме эссе, реферата или обзора на оценку.

Кроме того, студенты вуза обязаны заниматься в учебном процессе научными исследованиями. Возможные темы политических исследований приводятся в плане семинарских занятий. Рекомендации к их выполнению – в отдельной главе. Студент может предложить свою тему, но приступает к её выполнению только после согласования с преподавателем.

Требования к уровню освоения содержания курса в соответствии с примерной программой дисциплины предусматривают, что по завершении курса студенты должны:

- изучить историю и достижения отечественной и зарубежной политологической мысли, освоить понятийно-категориальный аппарат науки;

- систематически и всесторонне изучить политическую сферу общества с учетом постоянных изменений, овладев методологией анализа политической ситуации;

- всесторонне освоить прикладную политическую проблематику;

- обучиться искусству вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою позицию, ориентироваться в системе современных политических технологий, реально оценивать геополитическую ситуацию.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ


  1. Происхождение политики. Подходы к её пониманию.

  2. Структура политики и её функции.

  3. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни (экономикой, моралью, правом, культурой, СМИ и др.).


Основные понятия: внешняя политика, внутренняя политика, политика, политическая деятельность, политическая сфера, политические отношения, политический актор, политический институт.
Темы докладов, рефератов, эссе и обзоров

  1. Взаимосвязь политики и морали (доклад).

  2. Бизнес и политика в России (доклад).

  3. Роль политики в общественном развитии (реферат).

  4. Религиозный фактор в политике (реферат).

  5. Аграрная политика и продовольственная безопасность в современной России и Удмуртии (реферат).

  6. Молодёжь и политика в современной России (эссе).

  7. «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все» (эссе).

  8. «Для достижения политической цели любые средства хороши» (эссе).


Научно-исследовательские темы

  1. Отношение сельского населения УР к политической деятельности.

  2. Участие студентов Удмуртии в политической жизни: формы, масштаб.



Основная литература

  1. Желтов, В.В. Основы политологии / В.В. Желтов. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 544 с.

  2. Ирхин, Ю.В. Политология: учебник / Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова [Электронный ресурс]. – М. : Юристъ, 2001. – 512 с. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/59311.

  3. Кравченко, А.И. Политология: учебник / А.И. Кравченко. – М. : Проспект, 2007. – 408 с.

  4. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. – М. : Приор-Издат, 2003. – 432 с.

  5. Панарин, А.С. Политология : Учебник / А.С. Панарин. – М. : ТК Велби, 2004. – 440 с.

  6. Пушкарёва, Г.В. Политология: конспект лекций / Г.В. Пушкарёва. – М. : Айрис, 2005. – 208 с.

Дополнительная литература

Источники

  1. Аристотель. Политика / Аристотель // Антология мировой политической мысли. Т. 1. – М. : Мысль, 1997. – С. 106-127.

  2. Вебер, М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Избранные произведения. – М. : Прогресс, 1990. – С. 644-706.

  3. Тихомиров, Л.А. Христианство и политика / Л.А. Тихомиров. – М. : Облиздат, 2002. – 616 с.

  4. Шмит, К. Понятие политического / К. Шмитт // Антология мировой политической мысли. Т. 2. – М. : Мысль, 1997. – С. 291-309.


Монографии

  1. Вершинин, М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М.С. Вершинин. – М. : Издательство Михайлова В.А., 2001. – 253 с.

  2. Кравченко, И.И. Политика и сознание / И.И. Кравченко. – М. : ИФ РАН, 2004. – 216 с.

  3. Назаров, М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М.М. Назаров. – М. : Едиториал УРСС, 2002. – 240 с.

  4. Почепцов, Г.Г. Информационные войны / Г.Г. Почепцов. – М. : Рефл-бук, 2001. – 576 с.


Статьи из научных журналов

  1. Васильева, Л.Н. Кто он – Homo politicus? / Л.Н. Васильева // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №4.

  2. Киричек, П.Н. Современная информационная политика / П.Н. Киричек // СОЦИС. – 2007. – № 10.

  3. Козырев, Г.И. Политика как общественное явление / Г.И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №1.

  4. Локосов, В.В. Влияет ли религиозность на политическую консолидацию общества? / В.В. Локосов // СОЦИС. – 2006. – №1.

  5. Лысенко, Г.В. Взаимодействие власти и СМИ: стратегия и технология её реализации (региональный аспект) / Г.В. Лысенко // СОЦИС. – 2008. – №4.

  6. Оболонский, А.В. Мораль и право в политике и управлении / А.В. Оболонский // Общественные науки и современность. – 2007. – №1.

  7. Трофимов, М.И. Политика и экономика / М.И. Трофимов // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №5.

  8. Якунин, В.И. Актуальные проблемы формирования и реализации государственной политики как управленческой практики / В.И. Якунин // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №1.



ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ


  1. Политическая мысль на Древнем Востоке и в эпоху античности: Конфуций, Аристотель, Платон, Цицерон.

  2. Политическая мысль в эпоху Средневековья и Возрождения: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Н. Макиавелли, Ж. Боден.

  3. Политическая мысль в эпоху Нового времени: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс.

  4. Политическая мысль XX века, основные направления и школы: М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, Ч. Мерриам, Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай и др.

  5. Политическая мысль России с образования государственности до конца XVIII века: религиозная традиция (И. Пересветов и др.), просветительство (Ф. Прокопович и др.).

  6. Политическая мысль России XIX – начала XX века: западники и славянофилы (П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин, А.С. Хомяков и др.), радикализм (А.Н. Радищев, М.А. Бакунин, В.И. Ленин и др.), либерализм (М.М. Сперанский, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский и др.), религиозный консерватизм (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.).


Основные понятия: анархия, аристократия, бихевиоризм, «гражданское состояние», «естественное состояние», «естественные права», классовая концепция, концепция «общей воли», олигархия, полития, «русская идея», секуляризация, соборность, структурализм, теократия, теория общественного договора, тимократия.
Темы докладов, рефератов, эссе и обзоров

  1. Теория «договорной» основы происхождения государства (реферат).

  2. Специфика российской политической мысли (реферат).

  3. Современные направления и школы в политической науке (реферат).

  4. Политическое творчество Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого (реферат).

  5. «Зачем мне надо читать политическую литературу?» (эссе).

  6. Проблема человека как «существа политического» в спектре политических учений (историографический обзор).

  7. Концепция «русской идеи» (историографический обзор).

  8. Сравнительная характеристика различных периодов развития политической мысли (аналитический обзор).

  9. Политическая мысль Западной Европы и России: общее и особенное (аналитический обзор).


Научно-исследовательская тема

  1. Изучение селянами (студентами) Удмуртии политической литературы.

Основная литература

  1. Богомолов, С.А. История политических и правовых учений : учебное пособие / С.А. Богомолов. – М. : Дашков и Ко, 2004. – 248 с.

  2. Желтов, В.В. Основы политологии / В.В. Желтов. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 544 с.

  3. Кравченко, А.И. Политология: учебник / А.И. Кравченко. – М. : Проспект, 2007. – 408 с.

  4. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. – М. : Приор-Издат, 2003. – 432 с.

  5. Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 591 с.

  6. Понеделков, А.В. Основы политологии: учебное пособие / А.В. Понеделков [и др.]. – М. : МарТ, 2007. – 400 с.

  7. Пушкарёва, Г.В. Политология: конспект лекций / Г.В. Пушкарёва. – М. : Айрис, 2005. – 208 с.


Дополнительная литература

Источники

  1. Антология мировой политической мысли: В 5 т. / Рук. проекта Г.Ю. Семигин, Л.Н. Анисова, В.В. Баев. – М. : Мысль, 1997.

  2. Вся политика. Хрестоматия / сост.: В.Д. Нечаев, А.В. Филиппов. – М. : Европа, 2006. – 440 с.

  3. Политическая мысль второй половины ХХ века. Хрестоматия по политологии для студентов вузов / Сост. В.А. Мальцев. – Пермь : Звезда, 1999. – 588 с.

  4. Политология. Хрестоматия / Сост. Б. А. Исаев, А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. – СПб. : Питер, 2006. – 464 с.

  5. Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, М.С. Вершинин. – М. : Гардарики, 2000. – 843 с.

  6. Современная сравнительная политология: хрестоматия / Науч. ред. Г.В. Голосов, Л.А. Галкина. – М. : МОНФ, 1997. – 378 с.


Статьи из научных журналов

  1. Ельчанинов, М.С. Проблема взаимодействия порядка и хаоса в социальной философии Н. Макиавелли и Т. Гоббса / М.С. Ельчанинов // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №4.

  2. Колотуша, В.В. Идея силового принуждения в истории философской мысли / В.В. Колотуша // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №4.

  3. Тимофеев, Д.В. Понятие «конституция» в России первой четверти XIX века / Д.В. Тимофеев // Общественные науки и современность – 2007. – №1.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск