Скачать 94.05 Kb.
|
Рассмотрено и утверждено на заседании методического совета школы _____сентября ______ года Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Кемлянская средняя общеобразовательная школа» Элективный курс для 10 - х классов «Письменность – подспорье языка» Курс подготовлен учителем русского языка и литературы Горшковой О.А. Пояснительная записка Цель курса: повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, совершенствования умений в области культуры письменной речи. Учащимся предлагается по – новому взглянуть на привычные проблемы правописания в контексте исторического развития, проанализировать их исходя из представлений об орфографии и пунктуации как особых лингвистических системах. Особенностями данной программы являются систематизация и обобщение знаний в области правописания с опорой на работу со словарями, помогающими решать проблемы орфографии и пунктуации, выявление роли изобразительных возможностей средств письма. Программа дает представление о том, как можно распределить материал по темам, чтобы в результате обучения у учащихся укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в значимости ее практического применения. Программа построена по модульному принципу. Задачи курса в условиях профильной подготовки: уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; поддержать мотивацию ученика, способствуя тем самым внутрипрофильной специализации; и т.п. Программа курса реализована в объеме 17 часов и предложена в первом полугодии. В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся, необходимые в их дальнейшей профессиональной подготовке (чтение и анализ текстов, работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада и т.п.). При составлении учитывался опыт авторских программ: Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация. Перова Т.Е. «Живой как жизнь». ( Общие сведения о языке.) Баранов М. Т. Правописание и культура речи. Учебно – методический план
Содержание курса 1.Из истории письменности (3 часа) « Прежде убо словене не имяху письмен…» Предпосылки возникновения письма. Типы письма (пиктографическое, идеографическое, фонетическое). Другие классификации типов письма. Тип современного русского письма. Из истории алфавитного письма. Основные этапы и истоки развития современного русского письма. Формы письменных высказываний (письма, записки, деловые бумаги, статьи, планы, рефераты). Развитие техники и новые виды письма (машинопись, печать, электросветовая реклама (бегущее письмо), ЭВМ, факс, компьютер и др. Реформы орфографии. 2. Вклад ученых – лингвистов в разработку проблем орфографии и пунктуации (1 час) Роль В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, Я.К. Грота в становлении русских орфографических норм. Русская пунктуация в историческом развитии в трудах М.В. Ломоносова, Ф.И. Буслаева, С.И. Абакумова, А.Б. Шапиро, Л.В. Щербы, А.М. Пешковского, Л.А. Булаховского. 3. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении ( 5 часов) «Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка» (Я.К. Грот). Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи. Разделы русской орфографии и принципы написания (фонетической, морфологический, исторический (традиционный). Орфография как система правил. Правописание морфем. Системные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Перенос слова. Дифференцирующие написания. Роль лексического, грамматического, этимологического анализа при написании слов. Трудные случаи орфографии. Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Назначение русской пунктуации, ее связь с речью. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Функции знаков препинания. Авторская пунктуация. Трудные случаи пунктуации. 4.Современные словари русского языка и их информативные возможности для решения проблем орфографии и пунктуации (3 часа) « Учу того, кто сам ищет знаний» (Конфуций). Понятие о лексикографии. Типы словарей: энциклопедические и лингвистические. Словари – помощники в решении правописных задач: орфографический, толковый, этимологический, иностранных слов. Комплексные учебные словари. Умение работать со словарем – важнейший навык образованного человека и необходимое условие интеллектуального труда. 5. Изобразительные возможности средств письма ( 4 часа) «Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее у разных хороших писателей…» ( Л. В. Щерба) Приемы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений. Акростих как разновидность поэтического произведения, рассчитанного на зрительное восприятие. Словесное ударение как средство различения слов – омографов в языковых каламбурах. Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названий старых букв алфавита в литературных произведениях прошлого, а также в составе устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц). Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный прием и его основные функции: привлечение внимания к ключевому слову текста, передача ненормативного произношения слова литературным героем, его внутреннего состояния; игра слов, средство эзоповского языка. Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации высказывания. Стилистические возможности знаков препинания (?, !, . . ., др. ) и сочетания знаков ( !!!, ?!, ??? и т. п.). Знаки препинания как средство иносказания (эзоповского языка). Отсутствие знаков препинания в художественном тексте как изобразительный прием. Сознательное нарушение пунктуационных правил как художественный прием. Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов. Авторские знаки. Календарно – тематический план
Литература 1.Баранов М.Т. Правописание и культура речи: Сборник программ. Русский язык. М., 1999. 2. Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо: Книга для учащихся. М., 1987. 3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации: Книга для учащихся. М., 1987. 4. Дроздова О.Е. Уроки языкознания: Пособие для учащихся. М., 2001. 5. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М., 1991. 6. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1977. 7. Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры. М., 1987. 8. Львова С.И. Знай и люби родной язык. Факультативный курс для учащихся 7- 8-х классов: Сборник программ. Русский язык. М., 1992. 9. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (спецкурс для 10-11-х классов): Сборник программ. Русский язык. М., 1997. 10.Львова С.И. Язык в речевом общении. Факультативный курс для учащихся 8-9-х классов: Книга для учащихся. М., 1991. 11. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9-е классы: Пособие для учителя. М., 1996. 12.Львова С.И. Язык и речь: Книга для учителя 8-9-х классов. М.,2000. 13.Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. М.,2000. 14.Львова С.И. За страницами школьного учебника. Русский язык: Пособие для учащихся 5-х (6-х) классов . М., 2002. 15. Янченко В.Д. Занимательное путешествие. По страницам истории русской лингвистической науки. М., 2002. |
Элективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки | Элективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся... Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую... | ||
Элективный курс по математике «решение сюжетных задач» Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов | Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Программа элективного курса для учащихся 10 11 классов «Деловой немецкий» Элективный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов школ с углубленным изучением немецкого языка гуманитарного и филологического... | Элективный курс по биологии Загадки и тайны генов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней... | ||
Элективный курс "История русской культуры" Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры | Программа элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы» Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится... | ||
Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных... | Элективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов» Элективный курс «Необычные истории обычных слов (история языка и история общества)» рассчитан на 35 часов (1 раз в неделю) для учащихся... | ||
Элективный курс по теме: Живой организм В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения.... | Урока Элективный курс предназначен для учащихся 9-10 классов (также может преподаваться в 11 классе как факультативный курс) | ||
Элективный курс «Задачи с параметром» Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы | Конкурс рефератов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Элективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся... Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно... | Элективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся... Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно... |