Элективный курс для 10 Х классов «Письменность подспорье языка»





Скачать 94.05 Kb.
НазваниеЭлективный курс для 10 Х классов «Письменность подспорье языка»
Дата публикации04.12.2014
Размер94.05 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Право > Элективный курс
Рассмотрено и утверждено

на заседании методического совета школы

_____сентября ______ года

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»

Элективный курс для 10 - х классов

«Письменность – подспорье языка»

Курс подготовлен

учителем русского языка и литературы

Горшковой О.А.

Пояснительная записка

Цель курса: повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, совершенствования умений в области культуры письменной речи.

Учащимся предлагается по – новому взглянуть на привычные проблемы правописания в контексте исторического развития, проанализировать их исходя из представлений об орфографии и пунктуации как особых лингвистических системах.

Особенностями данной программы являются систематизация и обобщение знаний в области правописания с опорой на работу со словарями, помогающими решать проблемы орфографии и пунктуации, выявление роли изобразительных возможностей средств письма.

Программа дает представление о том, как можно распределить материал по темам, чтобы в результате обучения у учащихся укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в значимости ее практического применения.

Программа построена по модульному принципу.

Задачи курса в условиях профильной подготовки: уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; поддержать мотивацию ученика, способствуя тем самым внутрипрофильной специализации; и т.п.

Программа курса реализована в объеме 17 часов и предложена в первом полугодии.

В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся, необходимые в их дальнейшей профессиональной подготовке (чтение и анализ текстов, работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада и т.п.).

При составлении учитывался опыт авторских программ:

Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация.

Перова Т.Е. «Живой как жизнь». ( Общие сведения о языке.)

Баранов М. Т. Правописание и культура речи.


Учебно – методический план

п/п

Тема

Количество часов


Виды деятельности

1

Из истории письменности

3

Сообщение, доклад, реферат, викторина, лингвистическое путешествие


2

Вклад ученых – лингвистов в разработку проблем орфографии и пунктуации

1

Деловая игра «Юный лексикограф»,

сочинение – миниатюра (этюд, очерк), конференция, заседание круглого стола


3

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении

5

Практические работы: работа с тестами, учебником, составление обобщающих таблиц «правописание корня», «НЕ с различными частями речи», «Дефисные написания» и др., составление текстов или подбор примеров для диктанта на предложенную орфографическую и пунктуационную темы


4

Современные словари русского языка и их информативные возможности для решения проблем орфографии и пунктуации


3

Сопоставительный анализ словарей, использование словарей при выполнении практических работ, защита проекта

5

Изобразительные возможности средств письма

4

Многоаспектный анализ художественных текстов, сочинение – миниатюра


6

Итоговое занятие курса

1

Круглый стол, викторина



Содержание курса

1.Из истории письменности (3 часа)

« Прежде убо словене не имяху письмен…»

Предпосылки возникновения письма. Типы письма (пиктографическое, идеографическое, фонетическое). Другие классификации типов письма. Тип современного русского письма. Из истории алфавитного письма. Основные этапы и истоки развития современного русского письма. Формы письменных высказываний (письма, записки, деловые бумаги, статьи, планы, рефераты). Развитие техники и новые виды письма (машинопись, печать, электросветовая реклама (бегущее письмо), ЭВМ, факс, компьютер и др. Реформы орфографии.

2. Вклад ученых – лингвистов в разработку проблем орфографии и пунктуации (1 час)

Роль В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, Я.К. Грота в становлении русских орфографических норм. Русская пунктуация в историческом развитии в трудах М.В. Ломоносова, Ф.И. Буслаева, С.И. Абакумова, А.Б. Шапиро, Л.В. Щербы, А.М. Пешковского, Л.А. Булаховского.

3. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении ( 5 часов)

«Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка» (Я.К. Грот).

Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи. Разделы русской орфографии и принципы написания (фонетической, морфологический, исторический (традиционный). Орфография как система правил. Правописание морфем. Системные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Перенос слова. Дифференцирующие написания. Роль лексического, грамматического, этимологического анализа при написании слов. Трудные случаи орфографии.

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Назначение русской пунктуации, ее связь с речью. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Функции знаков препинания. Авторская пунктуация. Трудные случаи пунктуации.
4.Современные словари русского языка и их информативные возможности для решения проблем орфографии и пунктуации (3 часа)

« Учу того, кто сам ищет знаний» (Конфуций).

Понятие о лексикографии. Типы словарей: энциклопедические и лингвистические. Словари – помощники в решении правописных задач: орфографический, толковый, этимологический, иностранных слов. Комплексные учебные словари. Умение работать со словарем – важнейший навык образованного человека и необходимое условие интеллектуального труда.

5. Изобразительные возможности средств письма ( 4 часа)

«Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее у разных хороших писателей…» ( Л. В. Щерба)

Приемы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений.

Акростих как разновидность поэтического произведения, рассчитанного на зрительное восприятие.

Словесное ударение как средство различения слов – омографов в языковых каламбурах.

Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названий старых букв алфавита в литературных произведениях прошлого, а также в составе устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).

Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный прием и его основные функции: привлечение внимания к ключевому слову текста, передача ненормативного произношения слова литературным героем, его внутреннего состояния; игра слов, средство эзоповского языка.

Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации высказывания. Стилистические возможности знаков препинания (?, !, . . ., др. ) и сочетания знаков ( !!!, ?!, ??? и т. п.).

Знаки препинания как средство иносказания (эзоповского языка).

Отсутствие знаков препинания в художественном тексте как изобразительный прием. Сознательное нарушение пунктуационных правил как художественный прием. Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов. Авторские знаки.

Календарно – тематический план

занятия


Тема занятия


Дата

Из истории письменности

1

Возникновение письма. Типы письма. Основные этапы и истоки развития современного русского письма.




2

Формы письменных высказываний.




3

Развитие техники и новые виды письма. Реформы орфографии.





Вклад ученых – лингвистов в разработку проблем

орфографии и пунктуации

4

Роль В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, Я.К. Грота в становлении русских орфографических норм. Русская пунктуация в историческом развитии в трудах М.В. Ломоносова, Ф.И. Буслаева, С.И. Абакумова, А.Б. Шапиро, Л.В. Щербы, А.М. Пешковского, Л.А. Булаховского.





Роль орфографии и пунктуации в письменном общении

5

Роль орфографии в письменном общении людей. Разделы русской орфографии и принципы написания.




6

Орфография как система правил. Правописание морфем. Системные, дефисные и раздельные написания. Дифференцирующие написания. Употребление прописных и строчных букв. Перенос слова.




7

Роль лексического, грамматического, этимологического анализа при написании слов. Трудные случаи орфографии.




8

Из истории русской пунктуации. Назначение русской пунктуации, её связь с речью. Принципы русской пунктуации.




9

Функции знаков препинания. Авторская пунктуация. Трудные случаи пунктуации.





Современные словари русского языка

и их информативные возможности

для решения проблем орфографии и пунктуации

10

Понятие о лексикографии. Типы словарей.





11

Словари – помощники в решении правописных задач. Комплексные учебные словари.




12

Умение работать со словарем – важнейший навык образованного человека и необходимое условие интеллектуального труда.




Изобразительные возможности средств письма

13

Приемы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики




14

Акростих как разновидность поэтического произведения, рассчитанного на зрительное восприятие.

Словесное ударение как средство различения слов – омографов в языковых каламбурах.

Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте.




15

Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный прием.




16

Пунктуация и смысл высказывания. Отсутствие знаков препинания в художественном тексте как изобразительный прием.





17

Итоговое занятие






Литература

1.Баранов М.Т. Правописание и культура речи: Сборник программ. Русский язык. М., 1999.

2. Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо: Книга для учащихся. М., 1987.

3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации: Книга для учащихся. М., 1987.

4. Дроздова О.Е. Уроки языкознания: Пособие для учащихся. М., 2001.

5. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М., 1991.

6. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1977.

7. Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры. М., 1987.

8. Львова С.И. Знай и люби родной язык. Факультативный курс для учащихся 7- 8-х классов: Сборник программ. Русский язык. М., 1992.

9. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (спецкурс для 10-11-х классов): Сборник программ. Русский язык. М., 1997.

10.Львова С.И. Язык в речевом общении. Факультативный курс для учащихся 8-9-х классов: Книга для учащихся. М., 1991.

11. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9-е классы: Пособие для учителя. М., 1996.

12.Львова С.И. Язык и речь: Книга для учителя 8-9-х классов. М.,2000.

13.Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. М.,2000.

14.Львова С.И. За страницами школьного учебника. Русский язык: Пособие для учащихся 5-х (6-х) классов . М., 2002.

15. Янченко В.Д. Занимательное путешествие. По страницам истории русской лингвистической науки. М., 2002.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс для 10 Х классов «Письменность подспорье языка» iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Элективный курс для 10 Х классов «Письменность подспорье языка» iconЭлективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся...
Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую...
Элективный курс для 10 Х классов «Письменность подспорье языка» iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов
Элективный курс для 10 Х классов «Письменность подспорье языка» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс для 10 Х классов «Письменность подспорье языка» iconПрограмма элективного курса для учащихся 10 11 классов «Деловой немецкий»
Элективный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов школ с углубленным изучением немецкого языка гуманитарного и филологического...
Элективный курс для 10 Х классов «Письменность подспорье языка» iconЭлективный курс по биологии Загадки и тайны генов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней...
Элективный курс для 10 Х классов «Письменность подспорье языка» iconЭлективный курс "История русской культуры"
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры
Элективный курс для 10 Х классов «Письменность подспорье языка» iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Элективный курс для 10 Х классов «Письменность подспорье языка» iconПояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных...
Элективный курс для 10 Х классов «Письменность подспорье языка» iconЭлективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов»
Элективный курс «Необычные истории обычных слов (история языка и история общества)» рассчитан на 35 часов (1 раз в неделю) для учащихся...
Элективный курс для 10 Х классов «Письменность подспорье языка» iconЭлективный курс по теме: Живой организм
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения....
Элективный курс для 10 Х классов «Письменность подспорье языка» iconУрока
Элективный курс предназначен для учащихся 9-10 классов (также может преподаваться в 11 классе как факультативный курс)
Элективный курс для 10 Х классов «Письменность подспорье языка» iconЭлективный курс «Задачи с параметром»
Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы
Элективный курс для 10 Х классов «Письменность подспорье языка» iconКонкурс рефератов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс для 10 Х классов «Письменность подспорье языка» iconЭлективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся...
Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно...
Элективный курс для 10 Х классов «Письменность подспорье языка» iconЭлективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся...
Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск