Миф «враги народа»





Скачать 254.42 Kb.
НазваниеМиф «враги народа»
страница1/4
Дата публикации16.12.2014
Размер254.42 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
СЕКТОФОБИЯ И МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Тимощук Алексей Станиславович
Аннотация – Интересным является применение дискурсивного анализа к репрезентации новой религиозности в российском обществе. Апелляция к тоталитарным сектам, зомбированию, лже-гуру и т.п. представляется разновидностью дискурса, решающего задачи контроля, религиозной политики, этнорелигиозной идентичности и маркировки пространства свой чужой.
Ключевые слова – сознание, вера, мифологизация, гипостазирование, мифы.
Abstracts – It is an interesting application of discourse analysis to the representation of a new religion in Russian society. An appeal to the totalitarian sects, zombies, false gurus, etc. is a kind of discourse that is aimed at marking social space as “yours” and “alien”..
Keywords – conscience, belief, mythology, hypostatization, myths.



Наука как рациональная сфера познания должна познавать религию рассудочно. К сожалению, в этой области сохраняется гипостазирование явлений: зомбирование, деструктивная секта, тоталитарная секта – это фантомы, которые затрудняют познание процессов веры. Предлагаю провести феноменологическую редукцию по отношению к этим гипостазированным монстрам и заменить их более ясными терминами, с более конкретными контекстами: манипуляция сознанием, дезадаптация, закрытые социальные группы. Считаю необходимым провести исследование психологических установок, мешающих рациональному познанию процессов индоктринации: миф «зомби», миф «лжецы», миф «охота на ведьм» и т.п. Результаты исследования будут полезны правоохранительным органам, экспертным советам по религиозным организациям.

Мифологическое мировоззрение является устойчивым фактором, обуславливающим социальное взаимодействие, несмотря на высокий уровень рационализации и технизации. Несколько лет назад в одном из университетов США проводился эксперимент над людьми, считавшими себя на 100% рациональными, при этом они были атеистами. Им было предложено надеть чужой свитер за 10 $, на это согласились практически все. Затем было объявлено, что этот свитер принадлежит серийному насильнику и убийце. Желающих надеть свитер даже за деньги не нашлось. Предлагались также другие действия: поменять обручальное кольцо на идентичное по составу и массе, разорвать фотографию близких людей. При этом испытуемые осознавали, что фотография – это бумага и она никак не связана с человеком, что кольцо может быть полностью тождественным по физическим параметрам, что качества человека не передаются через одежду. Этот пример хорошо иллюстрирует, насколько устойчивы иррациональные установки. Особенно они значимы для коллективного общественного субъекта. Коллективное бессознательное зачастую представляет собой сложный утопический комплекс воззрений, который воздействует на предпочтения, поведение, выбор.

Миф «враги народа»


В этом мифе осуществляется редукция преследуемой группы до политически опасной клики или антиобщественной организации. Такие религиозные группы представляются как символ социального хаоса, беспорядка. Именно это позволяет обосновывать преследование религиозных меньшинств. Как только делается вывод в отношении опасности кого-либо для государства, следующий шаг состоит в том, чтобы признать, что это и есть основное намерение этой религиозной группы, в этом смысл ее деятельности, значит эти группы — просто шпионы. Их религиозные и духовные идеи есть просто прикрытие для незаконной деятельности. Таким образом получается разрешение на преследование этих групп. Так, методисты, а также англиканская церковь представлялись как шпионы. Даже в Новом завете говорится, что Христос обвиняется именно на основании его опасности для римской империи, чтобы затем опереться на императорскую власть в его преследовании. Квакеры и баптисты рассматривались как угроза теократии в Массачусетсе. Никто не интересовался их убеждениями, достаточно было лишь того, что они отказывались снимать шляпы в присутствии правителей и судей.

В XX веке cкандально известный ”отец депрограммирования“ Тед Патрик, преследовавший религиозные группы в 1970е годы, считал, что они суть происки мировых сил коммунизма, а служба безопасности в СССР, напротив, была убеждена, что новые религии были засланы из США в целях разложения молодежи. Так, в 1981 году заместитель председателя КГБ Семен Цвигун через журнал "Коммунист" утверждал: существует три величайшие угрозы советскому образу жизни: западная культура, рок-н-ролл и Харе Кришна1. Это было время «холодной войны». А что сегодня?

В июне 1995г. на храм Общества сознания Кришны в Ростове-на-Дону во время богослужения напали 20-25 хулиганов, вооруженных дубинками и саперными лопатами. В результате храм был разгромлен, а 10 человек - священнослужителей и прихожан – госпитализированы. В ходе предварительного следствия по нападению на ростовский храм установлено, что организатором и активным участником преступления является некий о. Сергий (Разумцев), священник Православной Церкви2. Православные священники так обосновывали свою религиозную нетерпимость: «кришнаиты... своей сатанинской философией разлагают государственное сознание народа», «секта кришнаитов запрещена в США, Германии и других западных странах»3.

Само обоснование преследования базируется на предполагаемой угрозе, которую несут, якобы, религиозные диссиденты для государства, семье и другим институционализированным ценностям общества. Так, сегодня новые религиозные движения называют источником угрозы с точки зрения возможности массового суицида их последователей. Справедливости ради нужно отметить, что такие мотивы могут быть свойственны апокалиптическим группам, заимствующих эти идеи из иудаизма и христианства. Все последние случаи массового религиозного суицида были совершены в замкнутых помещениях. То есть, видимо, миновало то время, когда тысячи христиан независимо друг от друга кончали с собой, не дожидаясь конца света (так было в конце 1000 года н.э., в 1666 году). Анализ группового самоубийства среди современных религиозных групп показал, что они в основном были совершены небольшим числом людей. В случаях больших трагедий ситуация нагнеталась самими правоохранительными органами, окруживших дом собрания верующих и требовавших их выхода из помещения (Джонстаун). В 1979 г. 900 человек были убиты или совершили самоубийство в народном храме Джима Джонса, причем эта религия считалась традиционной.

Было бы наивно считать, что развитие религиозных организаций никогда ставило под угрозу устоявшиеся ценности в обществе, но это обвинение относится тогда, возможно, к любой религии с ярким идеалом трансценденции.

Мы слышим обвинения Свидетелей Иеговы за то, что они разъединяют семьи, убеждая своих последователей проводить вечера на проповеди, на собраниях. Однако такие же обвинения могут быть предъявлены и «старым» религиям, где воцерковленная жена уходит рано утром на молитвы, не готовит завтрак мужу, так как до 12 есть нельзя, приводит домой «старцев» на ночлег.

Любая религия может быть опасной и санкционировать преступления против человечества. Все авраамические религии (иудаизм, христианство, ислам) утверждают комплекс превосходства и своей религиозной исключительности и виновны в совершении преступлений против человечества: «священные войны», колонизации, охота на «ведьм», оккупация «земли обетованной», джихад, газават. Даже буддизм, религия ненасилия, на национальной почве способствовал формированию японского фашизма и милитаризма. Исходя из этого следует признать огромным достижением человечества светское государство, идеалы гражданского общества, конституционные права и свободы личности, создание общественных правозащитных институтов. Признавая огромный вклад религии в развитие культуры, не следует забывать и о ее потенциальных дисфункциях: дезадаптация человека, дезинтеграция общества, обскурантизм.

«В статье "Психотерапия, грех и психическое здоровье", A.Reisner & P.Lason подытоживают, что не может быть выявлено однозначной корреляции между религиозностью и психическим здоровьем. Религия может способствовать эмоциональной адекватности, но также может обуславливать эмоциональную напряженность в зависимости от само-принятия или само-отчуждения личности. Основной эмоциональный баланс представляет собой противопоставление стыда, вызванного осознанием греха и уверенности в прощении Свыше»1.

Тенденция будущего заключается в становлении неоднородного социального пространства, где значительная роль будет принадлежать принципам дополнительности, критике, конкуренции. Именно обоснованная критика помогает религиям принять социально приемлемый облик. Так, ранее христианство с идеалами пустынничества, монашества, ожидания конца света, критического отношения к светской культуре претерпело значительные изменения, что и помогло ему стать мировой религией.

Классическая религия может выступать против экономического прогресса, материального процветания, а иногда и идеалов семьи1, но в гражданском обществе нельзя судить за эти идеи. Для осуществления запрета над религиозными организациями, несущими потенциальную угрозу, надо было бы ввести контроль над мыслью и цензуру информации, что недемократично, сложно и дорогостояще, а также может и не принести никаких результатов, кроме озлобления людей. Необходим сбалансированный подход к этой проблеме, так как, с другой стороны, именно религия привнесла в сознание человека основные устои и ценности, которых в той или иной мере придерживалось человечество.

Государство также не может позволить вседозволенность в отношении деятельности религиозных организаций, так как большое количество преступлений в истории человечества оправдывались именно религией. Можно и нужно запрещать организации, скомпрометировавшие себя либо непосредственным нарушением принципов гуманизма, законности, либо утверждающие вероучение, которое несет преступные мотивы. Одним из средств социального контроля над антигуманными проявлениями религиозности может послужить религиоведческая экспертиза, направленная на анализ следствий, вытекающих из того или иного вероучения, на предмет возможных мотивов преступления против личности и государства2. Необходимо также учитывать постоянство и длительность проявления антиобщественных тенденций среди НРД. Возможно, таковые суть следствие фанатизма последователей, их первого этапа религиозности (что характерно для верующих любой конфессии). Религиозные группы склонны меняться, если общество вступает с ними в конструктивный диалог.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Миф «враги народа» iconПрограмма 00-10. 00 регистрация гостей (фойе 1-го этажа ук №2), видеофильм...
Миф и обучающиеся 9-11 классов образовательных учреждений Волгоградской области; участники и их научные консультанты получают сертификаты...
Миф «враги народа» iconСоздание педагогических ситуаций успеха как средства овладения обучающимися английским языком
Существует миф, что иностранным языком невозможно овладеть в школе, нельзя создать языковую среду. Поэтому, когда я начала работать...
Миф «враги народа» iconГлубинные аспекты женской психологии
Греческий миф об Эросе и Психее одно из самых подходящих повествований для изучения женской психологии. Этот древний до­христианский...
Миф «враги народа» iconКриминалистическая полиграфология: миф или реальность?
...
Миф «враги народа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В пословицах и поговорках любого народа сконцентрированы мудрость, дух и опыт народа. Поэтому знание пословиц и поговорок поможет...
Миф «враги народа» iconОбряды и обычаи чувашского народа сквозь призму веков
Национальные истоки характера родного народа становятся более явственными и осознанными
Миф «враги народа» iconРеферат по предмету “Русский язык и культура речи” Тема: Влияние...
Именно в языке полнейшим образом… запечатлеваются все этапы истории …народа от отдаленнейших времен… богатое прошлое народа, интенсивное...
Миф «враги народа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Разумеется, есть, сразу же ответил один из них. Если нет ада, то куда отправились бы мои враги после смерти?»
Миф «враги народа» iconЮрий Петрович Власов Временщики. (Судьба национальной России: Ее друзья и враги)
Синегноев Бенедикт Аркадьевич, соавтор Петрушанко (калечит его своими навыками), Зося, состоит с Петрушанко в запутанной связи
Миф «враги народа» iconМузыка польского народа
Цель урока: формирование представления о характерных особенностях музыки польского народа
Миф «враги народа» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине историография истории...
Целью изучения курса является формирование целостного представления об этапах развития исторических знаний об истории татарского...
Миф «враги народа» iconКонспект открытого урока по теме: «Музыка моего народа» 4 класс. Тема: «Музыка моего народа»
Цель: закрепить в сознании школьников, что из русского народного творчества сформировался музыкальный язык русской и современной...
Миф «враги народа» iconLib rus ec «Школа выживания в природных условиях»: Эксмо; Москва; 2003
Это, так сказать, первейшие враги для человека, попавшего в чрезвычайные обстоятельства. Можно смело утверждать, что на совести этой...
Миф «враги народа» iconНобелевская премия миф или реальность?
Эти вопросы являются главной целью моей работы
Миф «враги народа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: Познакомить детей с бытом и культурой, творчеством, обычаями, традициями и историей тувинского народа. Расширить,...
Миф «враги народа» iconЛекции
Вильгельм фон Гумбольдт сказал: «Язык народа есть дух народа». Если мы не умеем пользоваться языком, мы не чувствуем и нашей культуры,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск