Исследование по гуманитарному направлению Исследовательская работа





Скачать 212.94 Kb.
НазваниеИсследование по гуманитарному направлению Исследовательская работа
Дата публикации31.12.2014
Размер212.94 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Право > Исследование
Исследование по гуманитарному направлению

Исследовательская работа


Демократия в Афинах – прообраз современной демократии

Автор: Паскичев Артем

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Республики Марий Эл «Школа-интернат

среднего (полного) образования с углубленным изучением

отдельных предметов г.Козьмодемьянска»,

5 «А» класс

Научный руководитель:

Бердникова Т.В., учитель истории

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Республики Марий Эл «Школа-интернат

среднего (полного) образования с углубленным изучением

отдельных предметов г.Козьмодемьянска»,

Козьмодемьянск, 2014

Содержание

Введение 4 – 3

Глава I Возникновение древнегреческой государственности 5 - 7

Глава II Преобразования Солона и становление греческой демократии 8 – 10
Глава III Расцвет демократии в Афинах при Перикле 11 – 12

Заключение 13

Литература 14

Введение

Демократия имеет длительную историю, и ее можно рассматривать как результат развития западной цивилизации, особенно греческого и римского наследия. Термин «демократия» происходит от греческого слова demokratia, состоявшего в свою очередь из двух слов: demos – народ и kratos – власть, правление. Именно греки (вероятнее всего, афиняне) ввели в обиход термин «демократия». Судя по всему, термин демократия, носивший оттенок недоброжелательности, употреблялся аристократами как эмоционально окрашенный эпитет и выражал презрение к простолюдинам, которые сумели оттеснить аристократов от управления государством.

Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.

Первоначально понятие демократии было выдвинуто древнегреческими мыслителями. В классификации государств, предложенной Аристотелем, оно выражало «правление всех», в отличие от аристократии (правление избранных) и монархии (правлении одного).

К демократии веками стремились прогрессивные общественные силы во имя создания справедливого государственного устройства, которое бы обеспечивало свободное бытие каждому человеку в обществе. Однако и в наше время трудно назвать иное политическое явление, которое бы вызывало такую острую борьбу во многих странах мира, как демократия, и было бы объектом самых разнообразных изысканий и политических экспериментов.

Актуальность работы

Демократия - это один из важнейших культурно-политических феноменов античности, к которому постоянно возрастает интерес.

Объект исследования – афинская демократия

Предмет исследования – становление и развитие государственных выборных органов в Афинах, их деятельность, участие граждан в управлении государством.

Целью исследования является изучение темы «Демократия в Афинах – прообраз современной демократии» с точки зрения новейших отечественных исследований по данной проблематике. В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить особенности такого процесса, как демократия;

  2. Исследовать процесс перехода от аристократических форм правления к полисной демократии;

  3. Выявить особенности афинской демократии в разные исторические периоды;

Методы исследования: исторический (изучение процесса с учетом исторических традиций, особенностей культуры), сравнительный (сопоставление и выявление черт сходства и различия), изучение литературы по проблеме, ее анализ,

Практическая значимость работы состоит в том, что в данной работе на основе анализа литературы полно описывается процесс развития демократии в Афинах. Работа может быть использована при подготовке к урокам истории и полезна учащимся, интересующимся историей Древней Греции.

Глава I

Возникновение древнегреческой государственности

Самая интересная, величественная и наиболее захватывающая часть древнего мира, это история Древней Греции.

Более трех с половиной тысяч лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова жили греческие племена. Этот период отмечен значительным прогрессом Крита в хозяйственной и социальной жизни. Здесь возникли небольшие раннерабовладельческие государства (Кнос, Фест, Агия - Триада, Маллия). Быстро эволюционировало критское письмо: от пиктографического к иероглифическому (в XXIII - XVII вв.). Около XVIII в. была выработана новая система - слоговое письмо. Создав большой флот, критяне подчинили себе ряд островов Эгейского моря. Широкие торговые и дипломатические связи с Египтом и государствами Передней Азии обеспечили Криту первенство в Эгейском бассейне. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Зарождение государственности на территории Эллады (Греции) относится к глубокой древности. Скудные сведения сохранились о Минойском, Микенском царствах древнейшей в Греции ахейской цивилизации. Одним из признаков цивилизованного развития людей является наличие городов. Первые города в Греции появились уже в III тыс. до н. э. В Древней Греции городов было больше чем в Финикии. Одним из крупнейших городов того времени был город-государство Микены. При раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, на котором находился царский дворец, дома знати, некоторые гробницы с золотыми масками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями - списками рабынь, ремесленников - плотников, кожевников, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами. Это свидетельствует о том, что у древних микенцев существовало неравенство, классы, были развиты ремесла, об участии жителей в военных походах.

Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

Следующим шагом в развитии афинской государственности становится падение царской власти. И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика»1. Центр его - город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место - акрополь и открытое пространство, называвшееся агора, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. В Средней Греции самым крупным полисом были Афины, в Южной Греции - Спарта, на побережье Малой Азии - Милет. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживало всего несколько тысяч граждан.

Главным источником по изучению общественного строя XI – IX вв. до н.э., являются поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея». В гомеровский период происходило дальнейшее формирование классовых обществ. После дорийского завоевания в Греции сложились мелкие самостоятельные общины. Власть принадлежала родовой знати.

Во многих районах собственность рода на землю стала основой землевладения. Покорённое местное население становилось собственностью родов завоевателей, распадавшихся на большесемейные общины. Простой народ по – гречески демос, в управлении не участвовал.

Главенствующим государственным органом становится совет знати, где решались важнейшие вопросы жизни полиса. Но рядом с советом знати сохранялось эпизодически созываемое народное собрание. Полномочия царей переходят к коллегии архонтов, избираемых пожизненно, а позже - на 10 лет. По окончании срока полномочий архонты зачислялись в ареопаг - высший судебный и контролирующий орган, заменивший собой совет знати. С падением царской власти в Афинах устанавливается аристократический строй.

На холме, посвященном богу войну Аресу, заседал совет знати – ареопаг. Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых людей девять правителей – архонтов, судил жителей Аттики. Однако знатные судили не по правде, а выносили решения, выгодные им самим.

В экономике здесь безраздельно господствует натуральное сельское хозяйство, основными отраслями которого являются земледелие и скотоводство. Лучшими землями, расположенными в долине, владели знатные люди. Основной вид богатства, каким в глазах греков гомеровского времени была земля, считался собственностью всей общины. Теоретически каждый общинник имел право на получение надела (клеры), однако на практике эта система землепользования не препятствовала обогащению одних членов общины и разорению других. Крестьяне, у которых не хватало средств для того, чтобы вести хозяйство на своем наделе, уступали свою землю богатым соседям и таким образом превращались в безнадельных батраков-фетов. Феты, положение которых лишь немногим отличалось от положения рабов, стоят на самом низу той общественной лестницы, на вершине которой мы видим господствующее сословие родовой знати, которое Гомер именует лучшими (аристой - отсюда аристократия) или добрыми, благородными (агатой), противопоставляя их «скверным» и «низким» рядовым общинникам2. Экономическое могущество знати обеспечивало ей командные позиции во всех делах общины, как во время войны, так и в мирное время. Решающую роль на полях сражений аристократия имела потому, что была хорошо защищена. Лишь только богатый человек мог в те времена приобрести полный комплект тяжелого вооружения (бронзовый шлем, панцирь, поножи, тяжелый кожаный щит, обитый медью), так как оружие обходилось очень дорого. У аристократа соответственно было больше времени на различные атлетические и военные упражнения, чем у крестьянина, с утра и до захода солнца занятого тяжелым физическим трудом на своем наделе. Аристократы третировали простых общинников как людей, «ничего не знающих в делах войны и совета». В присутствии знати «мужи из народа» (демос) должны были сохранять почтительное безмолвие, прислушиваясь к тому, что скажут «лучшие люди», так как считалось, что по своим умственным способностям они не могут здраво судить о важных «государственных» делах. Итак, полисом управлял совет знати - ареопаг. Простой народ - демос к управлению не допускался, постоянно испытывал нужду.

Глава II

Преобразования Солона и становление греческой демократии
Борьба демоса против родовой аристократии и долгового рабства составляет главную особенность периода VIII - VI вв. до н. э. и связана с появлением первых греческих кодексов (законодательство Дракона и реформы Солона).

В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками (отдавали пять шестых своего урожая), потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей...

Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

Ввиду того что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Демос стремился добиться права самим управлять государством и отменить долговое рабство.

Дракон был архонтом (около 620 г. до н.э.), осуществлявшим гражданское управление Афинами. О его правотворчестве известно немного. Фактически он лишь записал и кодифицировал уже бытовавшие в Афинах негласные законы. Дракон отменяет право кровной мести, проводит четкое различие между умышленным и непреднамеренным убийством. При нем происходит важное оформление права на частную собственность, когда смертной казнью каралось любое покушение на имущество даже малой ценности, например, кража овощей. Когда Дракона спросили, почему в его законах все преступления заслуживают смертной казни, он ответил, что не смог придумать ни меньшего, ни большего наказания.

Знаменитый афинский законодатель и поэт Солон происходил из знатного, но обедневшего рода. Свой дар поэта Солон отдал на службу народу. Он стал сочинять стихи, которые в Афинах все знали наизусть; в них поэт внушал необходимость взаимных уступок и примирения для блага родины.

В это время Афины вели долгую войну за остров Саламин с соседним государством Мегарами. Остров этот закрывал путь кораблям в Афины и из Афин. Вначале афиняне потерпели поражение, и на Саламине расположился военный отряд мегарцев.

Правившие в Афинах богатые эвпатриды (древнейшая греческая аристократия) имели достаточно хлеба со своих полей и нуждались в морской торговле. Война за Саламин не сулила им выгод, поэтому они издали закон, под страхом смерти запрещавщий поднимать в народном собрании вопрос о Саламине.

Простые люди – ремесленники, матросы, торговцы, портовые рабочие – стояли за продолжение войны, так как прекращение морской торговли вело к росту цен на хлеб, а это означало для них разорение и нищету. Саламин закрывал вход кораблям в афинскую гавань, но аристократам не нужна была морская торговля. Желая, чтобы о неудаче поскорее забыли, правители запретили под страхом смерти даже упоминать название острова.

На рынке Солон забрался на камень, с которого обычно говорили ораторы в народном собрании и начал читать стихи:

На Саламин поспешите, сразимся за остров желанный,

Этим с себя и с Афин тяжкий мы снимем позор…3

Народ откликнулся на призыв Солона и заставил отменить суровый закон. Война вскоре возобновилась. Во главе афинского войска встал Солон. Используя военную тактику и хитрость, греки овладели островом, Солон прославился и стал самым знаменитым человеком в Афинах.

Большинство простого народа в Аттике находилось в порабощении у немногих. Вопиющее неравенство между бедными и богатыми привело к восстанию демоса против знати. Смута продолжалась долго, и не одна сторона не могла одержать верх. Государство оказалось на краю гибели. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры. Взоры всех обратились на Солона. Богатые поддерживали его как человека зажиточного и осторожного, а бедные знали, что он не принимал участия в несправедливых делах эвпатридов.

В 594 г. до н.э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Его наделили большой властью, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас отечество. Солон стал посредником между борющимися партиями и получил право отменять или сохранять старые законы и вводить новые.

Среди человеческих качеств, отмеченных у Солона, главным было - любознательность. Он был не только видным политическим деятелем, но и мудрецом и поэтом. Он говорил о себе так: «Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь». Кроме того, он был убежден, что честное имя дороже денег, и так писал в одном стихотворении:

Также стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно

Я не хочу: наконец, Правда ведь все же придет.

Обе партии предлагали Солону сделаться единоличным правителем для того, чтобы он мог действовать более решительно. Однако Солон отказывался, говоря, что тирания – это такое место, на которое не так трудно взобраться, как трудно его оставить, да и для государства тирания может быть злом. Но, отказавшись от единоличной власти, он стал решительно проводить реформы.

  1. Он отменил все долговые обязательства и запретил на будущее время обращать афинских граждан за долги в рабов. (С полей были убраны долговые камни);

  2. Проданных за долги в рабство за границу Солон велел разыскать и выкупить за государственный счет;

  3. Отменил старинные законы Дракона;

  4. Установил, что судьи должны выбираться из числа граждан независимо от их знатности и богатства;

  5. Отныне архонтом мог стать не только знатный человек – достаточно было обладать богатством.

Затем Солон приступил к преобразованию управления государством.

Солон привлек к управлению государством не только эвпатридов, но и богатых людей простого происхождения. Всех граждан он разделил на 4 разряда в зависимости от их дохода. Граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности и несли службу в сухопутном войске. Бедняки (феты) имели право участвовать только в народном собрании и в судах. У них не было средств для приобретения оружия, и поэтому в войске они составляли вспомогательные отряды или служили гребцами на кораблях.

Высшей законодательной властью в Афинах стало Народное собрание. В нем могли участвовать все полноправные афинские граждане; рабы, женщины и метеки не имели никаких политических прав.

Из старых государственных учреждений Солон сохранил ареопаг, поручив ему наблюдение за выполнением законов.

Половинчатость новых законов вызывала постоянное недовольство. Богатых он озлобил, что отменил долги и лишил их даровых рабочих рук. А бедным не угодил тем, что не произвел передела земли.

Под конец жизни Солон уже не пытался ничего не изменить в ходе государственных дел. Он писал стихи, воспевая то, что приносит людям радость.

Преобразования Солона подорвали господство родовой знати, а его законы заложили в Афинах основы демократии (слово «демократия» в переводе с греческого означает «власть демоса»).

Глава III

Расцвет демократии в Афинах при Перикле

В середине V в. до н. э. Афины превратились в богатое государство. Выросло и военное могущество Афин: оно заключалось в обладании сильнейшим флотом.

В результате греко-персидских войн Афины стали сильнейшим государством Восточного Средиземноморья. Создается Афинская держава, которая властвовала над островами Эгейского моря и его побережьями.

Афины превратились в богатейшее государство Греции. В их распоряжении находились две казны: 1) морского союза (пополнялась за счет взносов союзных государств); 2) Афинского государства (пополнялась за счет торговых пошлин, налога на переселенцев за право жительства в Афинах, эксплуатации рабов на государственных рудниках и соляных промыслах).

Население Аттики делилось на три группы, различавшиеся по своему правовому положению: граждане, переселенцы, рабы. Всей полнотой прав пользовались только граждане, составлявшие меньшинство по отношению к двум другим группам. Граждане обладали политическими (участие в управлении государством) и экономическими (отсутствие прямых налогов, оплата выборных должностей, плата за службу на военных кораблях, денежные раздачи) привилегиями. Экономические привилегии граждан обеспечивались за счет эксплуатации рабов и переселенцев, грабежа союзников и были возможны благодаря сильному флоту и армии. Поэтому все граждане, в том числе и небогатые, были заинтересованы в укреплении Афинского государства.

Гражданина, пожелавшего управлять государством, спрашивали: «Кто твой отец и дед? Кто твоя мать и кто отец матери?» В подтверждение требовалось представить свидетелей.

В древних Афинах почти все должности замещались не путем голосования, а по жребию. Афиняне считали, что любой гражданин, даже бедняк, способен управлять государством. Поэтому после проверки устраивалась жеребьевка, и те граждане, кому выпадал жребий, занимали должность на установленный срок (обычно на год).

В Афинах было много должностей, например, 5 смотрителей дорог; 10 городских надзирателей (следили за чистотой в городе, за тем, чтобы никто без разрешения не возводил новые постройки и не перестраивал старые); 10 рыночных надзирателей (наблюдали, чтобы торговля велась без обмана и все товары были хорошего качества); 10 надзирателей за мерами (наблюдали за исправностью мер и весов на рынках); 10 хлебных надзирателей (наблюдали за тем, чтобы не завышались цены на зерно и печеный хлеб, чтобы булки были установленного веса); 10 контролеров (перед ними отчитывались должностные лица в истраченных казенных деньгах); несколько тысяч судей.

Афинские граждане сами управляли своим государством: каждый из них в течение жизни занимал то одну, то другую должность.

Система власти в Афинах представляла собой сложную структуру. Высшая власть принадлежала народному собранию, оно состояло из граждан старше 20 лет и собиралось 3-4 раза в месяц (точнее, 40 раз в год). В народном собрании каждый гражданин мог высказываться и голосовать за или против любого предложения. Решения принимались большинством голосов, власть в Афинах принадлежала демосу. Народное собрание выбирало первого стратега сроком на год. Его избирали не по жребию, а так же, как и других военачальников, поднятием рук. Первый стратег был главным должностным лицом; он руководил войском и флотом, стоял во главе всего управления в Афинах. Эта важнейшая должность осталась неоплачиваемой.

Большую часть демоса составляли ремесленники и мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, «корабельная чернь» (употребляя выражение знати) - гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники и конопатчики, крутильщики канатов и веревочники, возчики и лодочники, трактирщики и лавочники Пирея, земледельцы Аттики. Весь этот в массе своей небогатый люд вершил делами в народном собрании.

Богатые граждане стремились не допустить бедноту к управлению государством. Однако в народном собрании большинство принадлежало демосу, и в Афинах впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

Десять раз в течение года народное собрание обсуждало вопрос, справляется ли первый стратег со своими обязанностями. Так же поступали в отношении других должностных лиц. По афинским законам народное собрание могло досрочно снять с должности любого гражданина.

Знаменитым вождем демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл. Перикл имел привлекательную внешность, которую портила несоразмерно большая и продолговатая голова (поэтому скульпторы обычно изображали первого стратега в шлеме). Враги Перикла в издевку называли его «луковицеголовым»4.

Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел Перикл своим искусством произносить речи. Когда одного аристократа, тоже прекрасного оратора, спросили, кто искуснее в споре - он или Перикл, тот ответил: «Если даже в борьбе мне удастся повалить Перикла, он встанет и тут же убедит присутствующих, что не он, а я лежал на обеих лопатках». Перикл был очень целеустремленным человеком. Он ничем- не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге - той, что вела в народное собрание и к зданиям, где заседали должностные лица. Друзьями Перикла были многие выдающиеся греки: ученый Анаксагор, скульптор Фидий, историк Геродот.

Собрание избирало несколько главных должностных лиц, например, военачальников. Но основным способом выбора граждан для исполнения прочих общественных обязанностей был жребий, и все обладающие избирательными правами граждане имели равные шансы быть избранными на тот или иной пост. По некоторым оценкам, рядовой гражданин, по крайней мере, один раз в жизни имел возможность получить по жребию высшую должность в государстве.

Заключение

Итак, Древнюю Грецию можно считать колыбелью демократии – именно там зародились первые демократические государства. Изучая историю Древнего мира, мы впервые, говоря об Афинах, встречаем термин «гражданин», который обозначает личность, наделенную неотъемлемыми правами.

  1. Для Афинской демократии характерен высокий уровень политического участия.

  2. Выборность, многоступенчатые методы отбора (жребий, прямые выборы)

  3. Верховенство закона и равенство всех перед законом. Афинские граждане считали себя свободными, потому что повиновались только закону.

  4. Политическое равенство граждан. Слитность прав и обязанностей гражданина участвовать в управлении государством. Гражданин не только имел право, но и был обязан участвовать в политической жизни, даже если его интересы находились вне сферы политики. За уклонение от служения государству гражданина могли изгнать из полиса.

  5. Решение вопросов по большинству.

  6. Одна и та же должность (за исключением военных) не могла быть занята одним и тем же человеком дважды. Короткие сроки службы для всех.

Демократическая система формировалась долгое время, начиная с эпохи Солона. Время наибольшего могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры падает на годы правления Перикла. При нем за государственную службу ввели вознаграждение, что сделало ее общедоступной и для малоимущих граждан. С IV в. до н.э. афинская демократия начинает клониться к упадку. В это время увеличивается имущественное неравенство, появляется большое количество бедных и разорившихся граждан. Городская казна пополняется, прежде всего, за счет конфискации имущества состоятельных граждан. Обычными стали доносы, падает уважение к закону, распространяется падение нравов и т.п.
В то же время ее значение трудно переоценить. Это была первая в истории человеческой цивилизации форма демократической организации общества, которая прошла длительный путь развития – более 250 лет.

Многие символы античной демократии вошли в современные демократические модели общественного устройства: верховенство закона, равенство всех граждан перед законом, равенство политических прав, решение вопросов по большинству.

В Российской Федерации граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

  1. Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

  2. Право участвовать в референдуме;

  3. Право на равный доступ к государственной службе;

  4. Право участвовать в отправлении правосудия.

Процесс развития демократии длителен, многообразен и противоречив. Он продолжается и в настоящее время.

Литература


  1. Ботвинник М.Н. и др. Жизнеописания знаменитых греков и римлян: Кн. Для учащихся/ М.Н.Ботвинник, М.Б. Рабинович, Г.А. Стратановский.- М.: Просвещение, 1988. 207 с.

  2. БРЭ: в 30 т./ Председатель Научно – ред. Совета Ю.С.Осипов. Отв. Ред. С.Л.Кравец. Т.8 Григорьев – Динамика.- М.: Большая Российская Энциклопедия, 2007. – 767 с.

  3. Демократия при Перикле http://www.bestreferat.ru/referat-40943.html

  4. Древняя Греция http://sv-scena.ru/athenaeum/drevnyaya-grecziya.Razdel-1-2-1-99-95.html

  5. История Древнего мира http://antiquehistory.ru/istoriya-drevnego-mira-kratko/grecheskie-goroda-gosudarstva-v-vi-veke-do-n-e/

  6. Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 130-132

  7. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – М.: «Юрист», 2003.- 414с.

  8. Хардман Ш. Древний мир. Полная энциклопедия/ Шарлотта Хардман, Филипп Стил, Ричард Теймс; - М.: Эксмо, 2012. – 256 с.

  9. Энтони Мейсон Древние цивилизации. Иллюстрационный атлас для детей Оникс 21 век - М.:2001, 93 с.


3 Ботвинник М.Н. и др. Жизнеописания знаменитых греков и римлян: Кн. Для учащихся/ М.Н.Ботвинник, М.Б. Рабинович, Г.А. Стратановский.- М.: Просвещение, 1988. С.19.


4 Ботвинник М.Н. и др. Жизнеописания знаменитых греков и римлян: Кн. Для учащихся/ М.Н.Ботвинник, М.Б. Рабинович, Г.А. Стратановский.- М.: Просвещение, 1988. С.45.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование по гуманитарному направлению Исследовательская работа iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Исследование по гуманитарному направлению Исследовательская работа iconИсследовательская работа Математическое искусство
Целью данной работы является исследование становления и развития имп-арта, исследование основных приемов создания невозможных фигур,...
Исследование по гуманитарному направлению Исследовательская работа iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Исследование по гуманитарному направлению Исследовательская работа iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Исследование по гуманитарному направлению Исследовательская работа iconИсследовательская работа Автор работы
Экспериментальное исследование, направленное на определение оптимального конструктора веб-сайта в школьных условиях
Исследование по гуманитарному направлению Исследовательская работа iconФи ученика
Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа...
Исследование по гуманитарному направлению Исследовательская работа iconИсследовательская работа на тему: «Получение и исследование свойств...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №36»
Исследование по гуманитарному направлению Исследовательская работа iconМеждународная научно-исследовательская конференция учащихся и педагогов...
Российской Федерации, Правительства Москвы, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Всемирной...
Исследование по гуманитарному направлению Исследовательская работа iconСписок учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической...
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Исследование по гуманитарному направлению Исследовательская работа iconИсследовательская работа «Человек и электричество» Кузнецов Владимир...
Исследование влияния различных факторов на сопротивление тела человека
Исследование по гуманитарному направлению Исследовательская работа iconИсследовательская работа Тайна тайнописи Авторы: Гаранчук Ольга,...
Цель работы: Исследование развития криптографии и способов применения шифров в деятельности человека
Исследование по гуманитарному направлению Исследовательская работа iconИсследовательская работа Выполнена ученицей
Совершенствование инструментов, исследование планетных движений и другие работы потребовали колоссальных, иногда многолетних, расчетов....
Исследование по гуманитарному направлению Исследовательская работа iconРеферат: Шайдуров А. Г. Исследование и разработка некоторых графических...
Шайдуров А. Г. Исследование и разработка некоторых графических алгоритмов. Квалификационная работа на степень магистра наук по направлению...
Исследование по гуманитарному направлению Исследовательская работа iconРеферат «Я хочу рассказать о…Юрии Борисовиче Левитане». 8-в класс...
Проектно – исследовательская работа «Вихрь чувств в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Исследование по гуманитарному направлению Исследовательская работа iconПоисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации)
Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает...
Исследование по гуманитарному направлению Исследовательская работа icon1 Конференция проводится в форме (конкурсных) презентаций ученических...
Школьном этапе традиционной краевой межкадетской научно-практической конференции «Дети в мире науки»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск