ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
• Закон РФ «Об образовании»
• Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО от 19.05.98 № 1276);
• Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
• Примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, рекомендованные (допущенные) МО РФ;
• Оценка качества подготовки выпускников основной школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации).
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
• Республиканский базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Карелия, реализующих программы общего образования (Приказ Минобразования Карелии от 5 мая 2006 г. № 599).
• Республиканский базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Республики Карелия, реализующих программы общего образования (Приказ Минообразования Карелии от 30 июня 2005г № 690).
• Региональный (национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования Республики Карелия (МО РК, Петрозаводск 2006.)Курс «Обществознание (включая экономику и право)» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему. Он содержит минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Структура рабочей программы
Рабочая программа включает в себя 4 раздела:
Пояснительная записка.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Основное содержание с примерным распределением часов по разделам курса и последовательностью тем.
Календарно-тематическое планирование.
Место предмета в базисном учебном плане:
В 5 классе программа составлена на 35 часов (1 час в неделю).
В 6 классе программа составлена на 35 часов (1 час в неделю).
В 7 классе программа составлена на 35 часов (1 час в неделю).
В 8 классе программа составлена на 35 часов (1 час в неделю).
В 9 классе программа составлена на 35 часов (1 час в неделю). Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей обучающихся.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Курсы обществознания в 6-7 классах являются началом системного изучения обучающимися обществоведческих дисциплин. Данные курсы представляют единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Они дают обучающимся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных ситуациях, включают методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях. Преподавание обществознания в 6-7 классах ориентировано на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества.
Курсы 8-9 классов представляют собой относительно завершенную систему знаний. Дают наиболее общие представления о человеке и обществе, характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей. Содержание курса 8-9 класса обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Ряд теоретических положений изучается в нём на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые иногда заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.
Цели изучения предмета:
содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:
Программа:
1. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012;
Кравченко А.И. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
Учебники:
Кравченко А.И. , Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (экспертиза РАН и РАО 2013г.)
Кравченко А.И. , Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (экспертиза РАН и РАО 2013г.)
Кравченко А.И. , Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (экспертиза РАН и РАО 2013г.)
Кравченко А.И. , Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (экспертиза РАН и РАО 2013г.)
Рабочие тетради:
Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание» 6 (7, 8 ,9) класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС».
Пособия:
1. Кравченко А.И . Тесты по обществознанию 8-9 класс
2. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 8-9 классы
3. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 8-9 класс (к учебникам А.И.Кравченко)
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся
VI класс
Обучающиеся должны знать:
понятия: общество, страна, государство; сферы общества (экономическая, политическая, духовная, социальная), их характеристику: что такое сообщество, организации, семья, школа;
кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определение «экономика»;
что такое молодежная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков;
как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права; особенности труда несовершеннолетних; труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей граждан (налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества, забота о детях);
историю понятия «гражданин», определение гражданина и гражданства, что такое закон «О гражданства», отличительные черты Российского государства;
понятия: право, источники права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, право на образование; понятие ответственности, преступления, уголовной ответственности;
понятие «конституция», значение конституции в государстве, Содержание и форма основного закона РФ, что такое власть, разделение властей, президент, Совет Федерации, Государственная Дума, местное самоуправление;
что такое мораль, сходства и различия морали и права, представления о добре и зле, соотношение права и добра.
Обучающиеся должны уметь:
объяснять взаимосвязь природы и общества; характеризовать экологические проблемы;
характеризовать социальные отношения;
характеризовать основные нормы правовых основ брака, характеризовать семью как малую группу;
решать правовые задачи.
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся
VII класс
Обучающиеся должны знать:
определение возраста; понятия: подросток, тинэйджер; особенности подросткового периода, иметь представление о системе ценностей подростка, пути и возможности самоутверждения;
место подростка в обществе в различные исторические эпохи;
понятия: взросление, подростковый оптимизм, подростковый пессимизм, альтруизм, эгоизм;
физические изменения происходящие в подростковый период; комплекс неполноценности; иметь представление о путях преодоления комплекса неполноценности;
определения понятий: личность, характер, способность, интеллект, чувство, эмоции; основные характеристики личности;
основные составляющие психической жизни человека; влияние семьи на самооценку подростка;
выдающихся личностей в истории, факторы, влияющие на развитие выдающейся личности;
определение понятий: лидер, формальный лидер, неформальный лидер, роль лидера в обществе, иметь представление об основных элементах лидерства;
понятия: социальная среда, бедность, богатство; факторы, влияющие на социальную среду подростка;
определение группы;
определение межличностных отношений;
определение большой группы, что такое ненормальное, аномальное и девиантное поведение;
понятие «юридические отношения», права и обязанности детей и подростков;
определение гражданства, пути его получения, основные гражданские права и свободы;
причины противоправного поведения в подростковом возрасте;
источники риска в подростковом возрасте.
Обучающиеся должны уметь:
характеризовать возрасты человека;
характеризовать особенности воспитания подростков;
характеризовать типы темперамента;
характеризовать уровни самооценки;
соотносить самооценку и влияние группы;
характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений;
описывать различия в отношениях со знакомыми и незнакомыми людьми;
характеризовать подростковые ситуации риска;
характеризовать факторы, влияющие на образ жизни;
характеризовать роль городов в развитии общества.
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся
VIII класс
Обучающиеся должны знать:
понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация;
способы защиты природы, организации, реализующие эту задачу; понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, экологические программы;
разные подходы к типологии обществ, сравнения различных типов обществ;
понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы;
понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности;
характеристику потребностей человека; понятия: потребности, свобода, ответственность;
понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение;
роль экономики в жизни общества, структуру экономики;
функции денег и их исторические формы;
связь спроса и предложения, факторы рыночной экономики, характеристика рыночной экономики;
основные функции цены, понятия: конкуренция, монополия, олигополия;
характеристику предпринимательской деятельности, роль малого бизнеса;
способы воздействия государства на экономику, сравнение государственного и рыночного регулирования;
характеристику бюджета семьи;
нормы правового регулирования трудовых отношений, причины безработицы;
сущность социальной структуры, социального статуса и социальных отношений;
характеристику образа жизни;
характеристику больших и малых групп, причины национальных конфликтов, пути решения социальных конфликтов;
основные нормы правовых основ брака.
Обучающиеся должны уметь:
называть основные сферы общества и характеризовать их;
объяснять взаимосвязь природы и общества, характеризовать экологические проблемы;
анализировать характерные черты общества;
выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР;
характеризовать общение, сравнивать виды межличностных отношений;
объяснять связь спроса и предложения;
называть основные функции цены;
высказывать суждения о роли малого бизнеса;
сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики;
характеризовать социальную структуру общества;
выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации;
объяснять причины межнациональных конфликтов, сравнивать пути решения социальных конфликтов;
характеризовать семью как малую группу.
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся
IX класс
Обучающиеся должны знать:
влияние: понятие, формы, способы, власть, авторитет;
причины зарождения государства, его функции, основные признаки;
факты, подтверждающие процессы объединения и отделения наций;
сущность форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику политической системы государства;
политические режимы: понятие, типы и формы;
понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты гражданства, признаки правового государства;
основные формы участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль референдума в общественной жизни;
основные признаки политических партий, функции и роль;
роль права в системе социальных норм, отрасли права, нормы права;
историю отношений власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения властей;
понятие, структуру конституции;
правовое регулирование имущественных отношений;
предмет трудового права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности супругов, родителей и детей;
основные виды юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних;
многозначность понятия культура, правила этикета, понятие культурной нормы, виды культурных норм, особенности молодежной субкультуры;
что такое религия, виды религий; особенности мировых религий;
объекты и субъекты художественной культуры, функции культуры и искусства;
что представляет собой образование как институт общества, структуру современного образования; права и обязанности участников учебного процесса;
функции науки, классификацию наук.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать ситуации связанные с деятельностью власти;
сравнивать формы правления6 республику и монархию;
объяснять особенности политических режимов;
объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества;
сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;
объяснять сущность разделения властей;
называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав потребителя и способы их защиты;
характеризовать трудовое право, правовой статус несовершеннолетних;
давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;
анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;
характеризовать систему местного самоуправления;
характеризовать духовную жизнь человека и общества;
анализировать привычки, манеры людей;
объяснять назначение тех или иных санкций в обществе;
анализировать формы культуры;
сравнивать мировые религии, выделять общее и различия;
анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают;
разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; правовой статус ученика.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6 класс
|