Доклад об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации 2012 г





НазваниеДоклад об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации 2012 г
страница1/5
Дата публикации06.01.2015
Размер0.67 Mb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Право > Доклад
  1   2   3   4   5


Государственный совет Российской Федерации

ДОКЛАД
Об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации

2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика современного состояния

законодательного регулирования отношений с участием

потребителей в Российской Федерации 3
2. Национальная система защиты прав потребителей 8
3. О практике разработки региональных программ по защите

прав потребителей 19
4. О праве потребителей на просвещение и значении

необходимости повышения финансовой грамотности 24
5. О деятельности Консультативного совета по защите прав

потребителей при Роспотребнадзоре, консультативных и

совещательных органах в субъектах Российской Федерации 30
6. Всемирный день защиты прав потребителей 35
7. Защита прав потребителей в рамках СНГ 39
8. Заключение 44


1. Общая характеристика современного состояния законодательного регулирования отношений с участием потребителей

в Российской Федерации
Активное развитие во второй половине ХХ века мирового консьюмеризма (англ. Consumerism от consumer — потребитель, организованное общественное движение, ставящее своей целью расширение и защиту прав потребителей) повлияло на становление международной цивилизованной потребительской политики. В результате Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией от 9 апреля 1985 г. № 39/248 утвердила «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». Эти принципы стали для многих государств, в том числе и для России – основой формирования и последующего развития национального законодательства в данной области.

7 апреля 1992 г. вступил в силу Закон РФ «О защите прав потребителей»1. Он появился в сложный период только нарождающихся в нашей стране рыночных отношений и заложил важнейшие механизмы государственной и общественной защиты потребительских прав граждан. Это позволило достаточно эффективно сбалансировать их интересы с интересами предпринимателей. И на многие годы вперед – получить целый комплекс системообразующих правовых норм.

Будучи одним из наиболее востребованных законодательных актов, этот закон постоянно актуализируется и дополняется новыми положениями, которые призваны максимально отвечать тем изменениям, которые происходят в экономике и в общественных отношениях.

Так, в январе 1996 г., т.е. спустя год после вступления в силу первой части нового Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ставшего с тех пор базовым нормативно-правовым регулятором отношений с участием потребителей, вступила в силу новая редакция Закона РФ «О защите прав потребителей». В 1999 г. в закон были внесены изменения – для гармонизации его норм с положениями второй части Гражданского кодекса, вступившей в силу 1 марта 1996 г.

Целый ряд новаторских положений появились в законе в 2004 г., после административной реформы федеральных органов исполнительной власти. В том числе – здесь была отражена передача функций государственного контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей вновь созданному органу - Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Роспотребнадзор инициировал дополнительный блок новаций, которые были закреплены в 2007 г.
в Законе «О защите прав потребителей» и во второй части Гражданского кодекса. В частности, закон был гармонизирован с требованиями Европейского Союза по этикетированию пищевых продуктов, полученных из ГМО.

Кроме того, норма закона об обязательной информации о товарах (работах, услугах) была дополнена положениями, согласно которым – при предоставлении кредита гражданам – стало обязательным своевременное предоставление достоверных сведений о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой суммы. Все это явилось барьером на пути недобросовестных практик в области потребительского кредитования.

Последние изменения в правовом регулировании отношений с участием потребителей связаны с принятием Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившего в силу 1 августа 2011 г.

На этот раз изменения коснулись статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», новая редакция которой вводит понятие федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. При этом данной статьей предусмотрено, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя также и проверки на предмет соблюдения (соответствия) требований, установленных международными договорами Российской Федерации либо в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Это обстоятельство особенно важно в условиях активной интеграции России в мировую экономику. И позволяет – в рамках федерального государственного надзора – обеспечивать проверку исполнения на территории России соответствующих решений, принимаемых, в частности, Евразийским экономическим сообществом Межгосударственным Советом ЕврАзЭС и Комиссией Таможенного союза.

Среди других новых законоположений, призванных усилить гарантии защиты прав потребителей от недобросовестных субъектов хозяйственной деятельности – необходимо выделить конкретизацию понятий неоднократного (два и более раза в течение одного календарного года) и грубого (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушения прав потребителей. Это стало основанием для обращения в суд с заявлениями о прекращении деятельности изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя).

Одним из важнейших направлений деятельности федерального государственного надзора стало «формирование открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов». Это позволило вывести на качественно новый уровень реализацию права потребителей на просвещение «посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав». А законодательное закрепление права на участие в формировании таких ресурсов общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) позволит решать эту актуальную задачу более комплексно, консолидировано и всеобъемлюще.

Той же цели послужит и вовлечение общественных потребительских организаций в работу по подготовке государственных докладов о защите прав потребителей в Российской Федерации. Положение о ежегодной разработке таких докладов также было закреплено в Законе «О защите прав потребителей». (Справочно: разработанный Роспотребнадзором проект постановления Правительства России «Об утверждении Положения о порядке подготовки ежегодного государственного доклада о защите прав потребителей в Российской Федерации». направлен 17 октября 2011 г в Минздравсоцразвития для его внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации).

Таким образом, в настоящее время в системе общественных отношений России, как и в большинстве стран со стабильным социально-политическим устройством и последовательным курсом на развитие рыночных институтов – в целом созданы базисные правовые и организационные механизмы для действенной и эффективной защиты прав и интересов потребителей.

В немалой степени этому способствует то обстоятельство, что обеспечение защиты прав потребителей в России изначально опиралось на нормы закона и подзаконных актов, на четкую правовую регламентацию сферы гражданских отношений.

К примеру: когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд – такой гражданин пользуется правами, закрепленными как в Гражданском кодексе России, так и в Законе «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами».

Законодательство о защите прав потребителей исторически находится в исключительном ведении Российской Федерации. Об этом вполне определенно говорится в статье 1 Закона РФ «О защите прав потребителей». Что обеспечивает нормативно-правовое регулирование отношений с участием потребителей не иначе, как федеральными законами, указами Президента России и постановлениями Правительства России. (Законом РФ «О защите прав потребителей» предусмотрены утверждаемые Правительством России обязательные для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила заключения и исполнения публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг), правила продажи отдельных видов товаров и правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ для потребителя).

Характерно, что достигнутое в нашей стране состояние нормативно-правового регулирования отношений с участием потребителей достаточно позитивно воспринимается и оценивается авторитетными международными институтами, традиционно уделяющими данному вопросу большое внимание.

Так, в 2010 г. состоялся конструктивный диалог между Россией и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по вопросам защиты прав потребителей. Он занял свое достойное место в переговорном процессе на пути присоединения России к этой международной организации. 8 ноября 2010 г. в штаб-квартире ОЭСР в Париже, на очередном заседании (80 сессии) Комитета по политике в сфере потребления ОЭСР был заслушан доклад «Обзор политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей».

Тем не менее, несмотря на сформировавшуюся (на протяжении почти 20 лет) систему в области правового регулирования потребительских правоотношений – все еще встречаются и несогласованность норм федеральных законов и игнорирование в процессе законотворчества приоритета ГК РФ в области гражданских правоотношений по вопросам, касающимся прав потребителей. А отсутствие четкой иерархической соподчиненности специальных норм права общегражданским – зачастую не дает возможности реагировать адекватными мерами на обращения граждан по пресечению нарушений их потребительских прав.
2. Национальная система защиты прав потребителей
Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально - экономических преобразованиях, происходящих в Российской Федерации. Она осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических, социальных и правовых реформ. А также – с учетом влияния институциональных преобразований и развития конкуренции на экономическое положение граждан на потребительском рынке товаров, работ, услуг. Политика в сфере защиты прав потребителей призвана способствовать достижению стратегической цели– повышению уровня и качества жизни граждан .

В России под национальной системой защиты прав потребителей принято понимать совокупность органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, полномочия которых определены Законом «О защите прав потребителей». Составляющие эту систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который на основании Положения (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г.)
осуществляет функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Пресекает факты нарушения законодательства России в установленной сфере деятельности и применяет предусмотренные законодательством России меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий таких нарушений.

Статьей 40 Закона «О защите прав потребителей» определены правовые основы и направления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, реализуемые Роспотребнадзором в административном и гражданско-правовом порядке.

Одним из важных направлений деятельности этой важнейшей службы является создание эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений потребителей. Выработка дополнительных мер правового, социального, экономического и иного характера, направленных на создание всесторонних условий для реализации гражданами прав, установленных законодательством России в этой сфере.

Широкое представительство интересов потребителей обеспечивается активным участием общественности в формировании и реализации национальной политики в области защиты прав потребителей.

В настоящее время в России зарегистрировано порядка 580 общественных объединений потребителей. По данным территориальных органов Роспотребнадзора – такие объединения отсутствуют лишь в 5 субъектах Федерации: в Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Калмыкия, Республике Тыва, Чукотском автономном округе.

Правовую основу деятельности общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определяет Закон «О защите прав потребителей». Они вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей, а также распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг). А также – иной информации, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей.

Наиболее действенной сферой реализации общественными объединениями своих полномочий должна стать, в первую очередь, разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и потребителей. Очень важны консультирование, оказание гражданам практической помощи в составлении исковых заявлений и непосредственное участие в судебной защите потребителей (неопределенного круга потребителей), широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей.

Что касается регионального и муниципального компонента национальной системы защиты прав потребителей, то в соответствии со статьей 42.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» - высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации осуществляет (в пределах своих полномочий) мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей.

Деятельность же органов местного самоуправления в этой сфере не отнесена к их законодательно закрепленной безусловной обязанности (в соответствии со статьей 44 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Однако названная норма устанавливает их правомочия в части возможности:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей.

В этой связи, еще в январе 2005 г. Роспотребнадзором было направлено обращение в адрес глав региональной и муниципальной власти всех субъектов Федерации. В нем указывалось на необходимость сохранения специальных структурных подразделений по защите прав потребителей в органах местного самоуправления, призванных принимать и рассматривать жалобы, осуществлять консультирование, оказывать практическую помощь в восстановлении нарушенных прав, в том числе и в судебном порядке.

Кроме того, органы местного самоуправления являются важным источником информации для федеральных органов исполнительной власти и граждан не только о проблемах, возникающих при осуществлении защиты прав потребителей, но и других социально значимых аспектах.

В целях поддержки муниципальной составляющей национальной системы защиты прав потребителей были подготовлены методические письма о полномочиях органов местного самоуправления в этой сфере. В них конкретизировались их функции и полномочия, ставилась задача не столько сохранения ранее достигнутого уровня защиты потребительских прав, сколько улучшения качественных показателей. Такой подход позволяет обеспечить защиту прав потребителей, в первую очередь, в наиболее проблемных секторах потребительского рынка. Таких, как жилищно-коммунальное хозяйство, долевое строительство жилья – т.е. там, где уровень государственной и общественной (муниципальной) защиты потребительских прав граждан все еще не отвечает реальным запросам. Именно жилищная сфера сегодня во многом является индикатором, сигнализирующим об уровне защиты соответствующих прав граждан.

В 2010 г. совокупный объем оплаченных гражданами жилищно-коммунальных услуг (по данным Росстата) составил 1292359 млн. руб. (жилищные – 265357 млн. руб., коммунальные – 1027002 млн. руб.) или 26,7% от общего объема платных услуг (по сравнению с 2008 г. их доля возросла на 3,9%, с 2009 г. – на 1,9%). Очевидно, что все пользователи жилищно-коммунальных услуг вправе требовать их надлежащего, качественного и своевременного предоставления.

Однако на практике данная сфера потребительских правоотношений уверенно «лидирует» по числу жалоб по сравнению с другими видами услуг. В 2010 г. на их долю пришлось 57% от общего числа соответствующих обращений в территориальные органы Роспотребнадзора (149 % к уровню 2009 г. и 222 % к уровню 2008 г.). Наибольшее их количество зафиксировано в Управлениях Роспотребнадзора по Свердловской, Омской, Самарской, Саратовской, Воронежской, Ульяновской, Московской, Курской областях, городу Санкт-Петербургу, Хабаровскому краю. При этом в Свердловской области число жалоб потребителей услуг ЖКХ, поступивших в 2010 г., выросло в 1,9 раза (по сравнению с 2009 г.), в Омской области – в 2,3 раза, в Самарской области – в 2,2 раза, в Ульяновской области – в 1,7 раза, в Воронежской области – в 1,9 раза.

Претензии, как правило, предъявляются по следующим вопросам:

несоблюдение соответствующими организациями (управляющими компаниями, наймодателями) – исполнителями жилищно-коммунальных услуг требований действующего законодательства по оформлению договорных отношений;

навязывание условий предоставления жилищно-коммунальных услуг, ущемляющих права потребителей;

несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг;

нарушение требований к качеству жилищно-коммунальных услуг и односторонний отказ от исполнения обязательств, связанных с тепло-, водо- и электроснабжением жилых помещений (квартир) граждан;

невыполнение жилищно-эксплуатационными организациями обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества жилых многоквартирных домов (в том числе подвалов, чердаков, лестничных клеток, подъездов и крыш), техническому обслуживанию лифтов и приборов учета, вывозу бытовых отходов, содержанию придомовой территории и т.д.

Содержание жалоб потребителей во многом отражает уровень исполнения со стороны органов региональной и муниципальной власти своих полномочий в области жилищных отношений.

Как следствие – вместо акцентированного превентивного внимания к проблемам ЖКХ и недопущения нарушения потребительских прав граждан в жилищной сфере – превалирует принятие мер надзорным органом по их защите. Об этом свидетельствует тот факт, что число рассмотренных судами дел, по которым истцами выступали потребители коммунальных услуг, в 2010 г. выросло в 3 раза (по сравнению с 2009 г.).

Важную роль в повышении уровня защиты жилищных прав граждан – как в целом, так и в части пользования ими коммунальными услугами– призван сыграть вступивший в силу 1 августа 2011 г. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этим законом был внесен ряд изменений в положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), касающиеся распределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации в области жилищных отношений.

В частности, новой редакцией статьи 20 ЖК РФ установлено, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный контроль (надзор). Общее определение такого контроля дано в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

В ЖК РФ определен предмет регионального государственного жилищного надзора, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Федерации. Он включает предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности В том числе по использованию и сохранности жилищного фонда – независимо от его формы собственности.

Конкретный порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора должен устанавливаться высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации - с учетом требований, установленных Правительством России. На него возложена функция по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор.

К числу указанных нормативных правовых актов, утвержденных в соответствии со статьями 39, 156 и 157 ЖК РФ, относятся:

постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»;

постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»;

постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Между тем, в некоторых субъектах Федерации органы регионального государственного жилищного надзора (Волгоградская область, Самарская область и др.) уклоняются от реализации полномочий, установленных статьей 20 ЖК РФ. Они связаны с проведением проверок (в порядке, установленном Законом № 294-ФЗ), выявлением и пресечением нарушений обязательных требований жилищного законодательства. Это выражается в отказе проверять обращения граждан по вопросам несоблюдения их жилищных прав. А также – контролировать выполнение требований, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства.

В этой связи – Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека было направлено Обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации (в ноябре 2011 г.).

Необходимо также отметить и несовершенство федерального законодательства в сфере ЖКХ. Правовые коллизии существуют между положениями ГК РФ (как базового нормативного правового акта, определяющего правила гражданского оборота товаров, работ, услуг) и такими законами, как ЖК РФ, «Об электроэнергетике», «О газоснабжении в Российской Федерации» и т.д. Отсутствие должной гармонизации между названными законами и принятыми в их развитие подзаконными актами, а также учета особенностей законодательства о защите прав потребителей – приводит к негативным последствиям. Так, потребность в управляющих организациях, в том числе ТСЖ и жилищных кооперативах, возникает, в основном, в городах с многоквартирными домами, требующими обслуживания общего имущества. При этом поставка жизнеобеспечивающих ресурсов городскому населению происходит в виде «коммунальных услуг» - по правилам, определенным жилищным законодательством.

Сельское население, проживающее в малоэтажном жилом фонде, чаще всего получает электричество, газ и другие энергоносители по прямым договорам с энергопоставщиками. И они руководствуются, в частности, положениями Федерального закона от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике» или Федерального закона от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации», а также общими правилами гражданского законодательства.

Таким образом, единый вопрос поставки жизнеобеспечивающих ресурсов населению юридически решается по-разному, в рамках действия принципиально разных правовых актов. Особенно заметны различия такого рода на уровне многочисленных правил, утвержденных Правительством России в развитие положений жилищного законодательства и законодательства об энергоснабжении.

Например, газоснабжение жителей многоквартирного дома считается услугой в комплексе коммунальных услуг. Их состав определен частью 4 статьи 154 ЖК РФ, постановлениями Правительства России от 23 мая 2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и от 6 мая 2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В то же время поставка газа гражданам, не проживающим в многоквартирном доме, происходит по договору о поставке газа – в соответствии с установленными Правительством Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. (Постановление Правительства от 21 июля 2008 г.). То есть поставка газа здесь происходит на основании договора купли-продажи товара и в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», что более точно соответствует положениям ГК РФ.

Защита прав и законных интересов граждан в обоих случаях также происходит по разным правилам, так как каждая категория граждан оказывается перед разными проблемами, требующими разных способов разрешения и защиты. При этом, с учетом судебного порядка защиты прав граждан как потребителей – и сами граждане, и судебные органы вынуждены в каждом случае точно определять, в рамках какого именно правового поля находятся спорные правоотношения (какие законы и какие способы защиты права подлежат применению при разрешении спора по существу). В результате формируется неоднозначная судебная практика, поскольку в схожих с точки зрения граждан ситуациях – судебные органы выносят принципиально разные решения.

Между тем, по смыслу положений пункта 1 статьи 2 ГК РФ именно данный нормативный правовой акт приоритетно определяет правила возникновения и исполнения договорных обязательств. А в области защиты прав потребителей – с учетом особенностей, установленных Законом «О защите прав потребителей». Очевидно, что для разрешения имеющихся правовых коллизий и пробелов – необходимо привести специальное законодательство, в том числе положения ЖК РФ (в частности, части 1 статьи 7 ЖК РФ), в соответствие с требованиями статьи 3 и других основополагающих норм ГК РФ.

По-прежнему (в том числе, в рамках национальной системы защиты прав потребителей) сохраняет свою актуальность и вопрос обеспечения эффективной защиты прав граждан-потребителей в сфере долевого строительства, что также подтверждается многочисленными обращениями пострадавших от недобросовестных застройщиков. Причем, зачастую эти обращения являются коллективными, а описанные в них события датируются периодом 3-5 летней давности, что указывает на длящийся характер допущенных противоправных действий (Московская область, Краснодарский край, город Санкт-Петербург и др.).

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» - «контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого идет данное строительство». Именно эти органы призваны контролировать деятельность застройщиков, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

Оценивая объем этих полномочий и учитывая соответствующие положения статьи 42.1 Закона «О защите прав потребителей», можно констатировать, что в 2006 г. была создана законодательная база для того, чтобы не допускать социальной напряженности, которое было характерно для данной области общественных отношений 5-10 лет назад. Однако за все эти годы на уровне субъектов Федерации так и не были выработаны системные подходы и эффективные механизмы, ставящие заслон противоправным действиям застройщиков.

Очевидные неиспользованные резервы, в том числе информационное взаимодействие с пострадавшими потребителями, остаются у органов местного самоуправления. Они являются не просто участниками жилищных отношений (а в отдельных случаях и обязанной стороной по отношению к гражданам, например в рамках исполнения требований статьи 165 ЖК РФ), но и субъектами проверки со стороны органа государственного жилищного надзора.

Если в 2007 г. органы местного самоуправления, имевшие в своей структуре отдельные подразделения (специалистов) по защите прав потребителей, функционировали в 55 субъектах Федерации (всего в России насчитывался 1271 такой орган местного самоуправления, в том числе в Центральном ФО - 344, в Северо-Западном ФО - 127, в Сибирском ФО - 173, в Дальневосточном ФО - 73, в Южном ФО -124, в Приволжском ФО - 294 , в Уральском ФО- 136), то в 2011 г. защитой прав потребителей на муниципальном уровне профессионально занимаются только отдельные органы местного самоуправления и лишь в каждом десятом субъекте Федерации.

Оптимальным решением вопроса о появлении у органов местного самоуправления должной заинтересованности в реализации имеющихся и законодательно не исключенных из их компетенции функций и правомочий, предусмотренных статьей 44 Закона РФ «О защите прав потребителей», могла бы стать его гармонизация в этой части с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за счет отнесения к вопросам местного значения «защиты прав потребителей в соответствии с федеральным законом».

Комплексное же решение всего спектра вопросов по укреплению организационно-правовых и материально-технических основ функционирования национальной системы защиты прав потребителей на всех ее уровнях могло бы быть найдено в рамках разработки соответствующей государственной целевой программы по защите прав потребителей.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации 2012 г iconОтчет по исполнению Плана деятельности Федеральной службы по надзору...
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по реализации указов Президента Российской...
Доклад об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации 2012 г iconДоклад «О защите прав потребителей в Республике Карелия в 2013 году»
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Доклад об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации 2012 г iconПлан организационных мероприятий по подготовке и проведению Всемирного...
Девиз дня защиты прав потребителей в 2014г.: «Укрепим наши телефонные права. Правосудие для потребителей мобильной связи»
Доклад об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации 2012 г iconРуководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты...
У в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области и фбуз «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской...
Доклад об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации 2012 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«О защите прав потребителей» определены правовые основы и направления органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей,...
Доклад об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации 2012 г iconДоклад о защите прав потребителей в Воронежской области в 2013 году Воронеж  2014
Доклад о защите прав потребителей в Воронежской области в 2013 году – Воронеж: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты...
Доклад об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации 2012 г iconО программе государственных гарантий оказания гражданам российской
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительство Российской...
Доклад об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации 2012 г iconПостановление От 26 октября 2011 г. N 547-пп/11 о территориальной...
Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий...
Доклад об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации 2012 г iconО программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Доклад об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации 2012 г iconО программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Доклад об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации 2012 г iconПостановление От 22 октября 2012 г. N 1074 о программе государственных...
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Доклад об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации 2012 г iconДоклад подготовлен Министерством здравоохранения Российской Федерации...
Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
Доклад об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации 2012 г iconДоклад заместителя руководителя Управления Федеральной службы по...
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по рт имамова А. А
Доклад об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации 2012 г icon«поведение потребителей»
Факторы внешнего окружения потребителя. Внутренние факторы: личностные и психологические. Типология потребителей. Процесс принятия...
Доклад об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации 2012 г iconГосударственный доклад
Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Чеченской Республике в 2010 году» / Управление Федеральной службы...
Доклад об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации 2012 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обеспечена работа телефонов «горячей линии» по защите прав потребителей в отделе потребительского рынка товаров, услуг и защиты прав...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск