Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением





Скачать 269.88 Kb.
НазваниеГарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
страница1/2
Дата публикации17.01.2015
Размер269.88 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2



На правах рукописи

Саломатин Илья Николаевич

ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, СОВМЕЩАЮЩИМ РАБОТУ С ОБУЧЕНИЕМ

12.00.05. – трудовое право; право социального обеспечения

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2013

Диссертация выполнена в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Научный руководитель

Заслуженный деятель науки РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор юридических наук, профессор, академик РАСН Гусов Кантемир Николаевич
Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор Джиоев Сослан Хазбиевич, заведующий кафедрой трудового и предпринимательского права юридического факультета Горского государственного аграрного университета;
кандидат юридических наук, доцент Мацкевич Оксана Валерьевна, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Российской правовой академии Минюста России.
Ведущая организация - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Российская академия правосудия»

Защита состоится 26 сентября 2013 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета Д 212.123.03 при Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва, 123995, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, зал заседаний диссертационного совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Автореферат разослан «__» августа 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор юридических наук, профессор И.О. Краснова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования

Сегодня в нашей стране наступил этап позитивной, созидательной деятельности, которая предполагает обширную программу с четко обозначенными приоритетами государственно-правовой и социально-экономической политики. Право становится тем общим полем, которое опосредствует отношения общества и государства. Безусловно, такое отношение требует согласия всех общественно значимых сил в фундаментальных основах взаимодействия общества и государства, в верховенстве права, идее права. Только при этом условии правовые формы могут наполниться реальным содержанием и обеспечить реализацию стратегии экономической и политической самостоятельности, гарантирующей населению достойные условия жизни, защиту и охрану прав и свобод человека и гражданина, где государственная власть, аппарат подконтрольны обществу, служат ему и не имеют собственных интересов, кроме интересов гражданского общества.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.1 в качестве одного из вызовов предстоящего долгосрочного периода называет возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Соответственно и в целевых ориентирах политики государства предусматривается поддержание социальной справедливости.

Важным средством социальной защиты граждан и поддержания социальной справедливости является закрепление в федеральных законах и иных нормативных правовых актах гарантированного государством уровня трудовых прав, свобод и гарантий работников.

В Определении Конституционного Суда РФ2 отмечено, что само по себе закрепление процессуальных гарантий защиты трудовых прав работников, добросовестно участвующих в судебном разбирательстве индивидуального трудового спора, направлено на обеспечение реализации конституционного права работников (как более слабой стороны в трудовом правоотношении) на судебную защиту и согласуется с положением статьи 1 Трудового кодекса РФ, предусматривающим в качестве цели трудового законодательства установление государственных гарантий трудовых прав работников.

Сегодня законодатель относит к целям и задачам трудового законодательства установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда и защиты прав и интересов и работников, и работодателей путем создания необходимых правовых условий достижения оптимального согласия интересов сторон трудовых отношений и интересов государства.

Признавая объективную необходимость обучения граждан в образовательных учреждениях профессионального, в том числе и высшего образования, законодатель создает им условия, обеспечивающие реализацию закрепленного в ст. 43 Конституции РФ права на образование, в том числе и с помощью норм трудового права.

В современных российских условиях заинтересованность в эффективном развитии названных отношений проявляют как работодатели и работники, так государство и общество в целом, что является отражением общемировой тенденции по повышению значимости образования как важного фактора социально-экономического развития.

Согласно новому федеральному закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации»3 обучающимся предоставляются академические права на академический отпуск, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком.

В соответствии с трудовым законодательством работники, совмещающие работу с обучением, имеют множество дополнительных гарантий, предоставление которых создает для работодателя определенные проблемы. Работодателю становится не выгодно принимать на работу молодых работников, соблюдая все предусмотренные законодательством нормы и положения, они мало заинтересованы в обучении работников, особенно, если это обучение не связано с трудовыми функциями, выполняемыми работником.

Кроме того, имеются несоответствия и коллизии статьи 197 ТК РФ, которая предусматривает право работника на получение новой профессии и специальности, с главой 26. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, в которой отсутствует ответственность работодателя за непредоставление таких гарантий.

Так, согласно проекту поправок к Трудовому кодексу РФ, подготовленному Российским союзом промышленников и предпринимателей, предлагается исключить главу 26 из Трудового кодекса РФ. Данные предложения обосновываются тем, что гарантии и компенсации не должны предоставляться работникам, которые проходят обучение не в связи с потребностями работодателя. Таким образом, по мнению предпринимателей, работникам должны предоставляться гарантии и компенсации только при условии прохождения обучения работником по инициативе работодателя.

Вместе с тем, с такими выводами согласиться нельзя как противоречащими международным стандартам. Поэтому актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью сохранения гарантий и компенсаций для работников, совмещающих работу с обучением.

В разное время проблеме гарантий и компенсаций работникам уделяли внимание Бондаренко Э.Н., Брюхина Е.Р., Гинцбург Л.Я., Глебов Г.В., Головина С.Ю., Гусов К.Н., Орловский Ю.П., Пашерстник А.Е., Пашков А.С., Скачкова Г.С., Ставцева А.И., Трошин А.Ф., Федотов Д.И., и др.

Вопросы о гарантиях и компенсациях в трудовых отношениях также не оставлены без внимания наукой трудового права. Проблемы, связанные с использованием названных правовых понятий исследовали Евдокимов A.A., Калпина Н.В., Петров А.Я., Симонов В.И., Скобелкин В.Н., Цыпкина И.С., и др.

Автором широко используются указанные труды. Однако многие правовые вопросы предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением, не получили еще достаточного освещения.

Таким образом, необходимость дальнейшей теоретической разработки проблем правового регулирования гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением, представляется очевидной.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о бесспорной актуальности указанных вопросов.

Цель и задачи исследования.

Целью настоящего диссертационного исследования является комплексный научный анализ правового регулирования гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением, исследование основных проблем, а также разработка предложений по совершенствованию данной сферы общественных отношений.

Поставленная цель достигается путем решения ряда взаимосвязанных задач, наиболее существенными из которых являются:

  1. исследовать современное понятие и виды гарантии гарантий и компенсаций работникам в трудовом праве;

  2. провести анализ нормативно-правовой базы, регулирующей обеспечение прав работника и работодателя, связанных с обучением;

  3. определить трудоправовой статус работников, совмещающих работу с обучением;

  4. выработать основные направления совершенствования трудового законодательства в сфере обеспечения гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением.

Предметом исследования являются нормы трудового права РФ, регулирующие порядок представления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением.

Теоретическая база исследования. Научную основу диссертационного исследования составили монографии, учебники, учебные пособия, материалы конференций, диссертации, научные статьи общетеоретического и отраслевого характера ученых, таких как: Александров Н.Г., Бару М.И., Бондаренко Э.Н., Брюхина Е.Р., Бугров Л.Ю., Буянова М.О., Войтинский И.С., Гейхман В.Л., Гинцбург Л.Я., Глебов Г.В., Головина С.Ю., Гусов К.Н., Дмитриева И.К., Желтов О.Б., Зайкин A.Д., Костян И.А., Куренной А.М., Лебедев В.М., Лившиц Р.З., Лушников А.М., Лушникова М.В., Маврин С.П., Медведев О.М., Миронов В.И., Молодцов М.В., Морозов П.Е., Нуртдинова А.Ф., Орловский Ю.П., Орловский Ю.П., Петров А.Я., Пашерстник А.Е., Пашков А.С., Симонов В.И., Скачкова Г.С., Скобелкин В.Н., Смирнов О.В., Снигирева И.О., Сойфер В.Г., Сошникова Т.А., Ставцева А.И., Сыроватская Л.А., Таль Л.С., Толкунова В.Н., Трошин А.Ф., Тучкова Э.Г., Цыпкина И.С., Федотов Д.И., Хохлов Е.Б., Хохлов Е.Б., Чиканова Л.А., Шебанова А.И., Шестерякова И.В., и других.

Методы исследования: абстрактно-логический, включающий в себя анализ и синтез, дедукцию и индукцию, восхождение от конкретного к абстрактному; исторический метод; монографический метод; статистический метод.

Источники исследования: международные акты; подзаконные акты; акты судебных органов; социальные соглашения и коллективные договоры; монографические работы экономического, правового, исторического, статистического характера; статистические ежегодники и справочники; материалы научных конференций.

Научная новизна заключается в том, что автором в данной работе на основе современного законодательства комплексно исследованы проблемы теории и практики предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением.

В результате проведенного диссертационного исследования на защиту выносятся следующие положения диссертации, одновременно отражающие ее научную новизну:

  1. Анализируются международные стандарты о непрерывном обучении, обучении в течение всей жизни. Утверждается, что трудовое законодательство РФ не учитывает рекомендации МОТ о содействии работнику в продвижении по работе в зависимости от результатов совершенствования своей квалификации, в том числе продолжение обучения.

  2. Обоснована необходимость сохранения в ТК РФ специальной главы 26. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением. Определено, что право на образование тесным образом связано с правом на труд, так, получая соответствующие обучение, работник реализует право на перевод на более предпочтительную для него работу, которая требует определенных знаний и навыков, повышение заработной платы и удовлетворение иных законных интересов.

  3. Доказана необходимость расширить категории обучающихся, на которых будут распространяться гарантии и компенсации, установленные статьями 173 – 176 ТК РФ. Указанные гарантии и компенсации должны иметь не только работники, получающие образование соответствующего уровня впервые, но также работники, получающие образование соответствующего уровня не в первый раз, если они обладают в соответствии с законодательством правом на неоднократное получение бесплатного профессионального образования.

  4. Сформулировано авторское определение ч.1 ст. 177 ТК РФ: «Работодатель предоставляет гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, как при получении образования соответствующего уровня впервые, так и работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня в случаях, если они обладают в соответствии с законодательством таким правом. Указанные гарантии и компенсации также предоставляются работникам в случае направления их на обучение работодателем в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме».

  5. Исследовав ряд коллективных договоров и соглашений сделан вывод, что вопрос установления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением, не включается в его содержание. Предлагается в ч. 2 ст. 41 ТК РФ фразу «гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением» заменить на «условия и порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением».

  6. Предлагается исключить из п.2 ст. 35 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 30.12.2012) «О занятости населения в Российской Федерации» формулировку о прекращении выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии. Дополнить п. 3 ст.35 указанного Закона РФ следующей нормой: «Выплата пособия по безработице приостанавливается на период получения гражданином стипендии в случае обучения по направлению органов службы занятости населения».

  7. В качестве механизма обеспечения гарантий и компенсаций, предусмотренных для работников, совмещающих работу с обучением, предлагается установление материальной ответственности работодателя за отказ от предоставления таких гарантий и компенсаций указанным работникам.

  8. Исследуется правовой статус работника, совмещающего работу с обучением, доказывается, что он является специальным, а в его в содержании сочетаются статусы работника и ученика. Такое сочетание, в котором основным является статус работника, возможно благодаря системе гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику, совмещающему работу с его обучением.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что автор вносит вклад в теоретическую разработку правового регулирования гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением.

Практическое значение исследования заключается в том, что проведенный анализ помогает лучше осмыслить современное трудовое законодательство, проследить значимость и роль гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, совмещающим работу с обучением. Полученные результаты могут применяться преподавателями при чтении лекций и проведении практических занятий по трудовому праву России, при написании студентами рефератов, научных докладов (сообщений), курсовых и дипломных работ.

Апробация результатов исследования.

Работа подготовлена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), где проведено ее обсуждение и рецензирование. Основные положения диссертации изложены в 3 опубликованных научных статьях.

Объем и структура работы определяются целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, и заключения.

К диссертации приложен список использованных основных нормативных правовых актов, актов судебных органов и библиография использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, отражается степень ее научной разработанности, определяются цель и задачи исследования, дается характеристика методологической, теоретической, нормативной и эмпирической основы работы, раскрывается научная новизна диссертации, излагаются положения, выносимые на защиту, характеризуется теоретическое и практическое значение работы, приводятся сведения об апробации полученных результатов исследования.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением iconРеферат студентки 4 курса
Социальные гарантии гражданам, потерявшим работу; высвобожденным с предприятия; впервые ищущим работу
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением iconЗарегистрировано в Минтруде Новосибирской области 1 июля 2011 г. N 5
Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие условия оплаты труда работников...
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обнинск: Титул,2007 с начальным обучением со 2 класса и с дальнейшим расширением и углублением знаний и умений, которые включают...
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением iconРабочая инструкция инженера по гарантии при проверке штатного радиоприемника...
С целью подтверждения заявленного дефекта проверьте работу радиоприемника в автомобиле в соответствии с описанием, приведенным в...
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением iconПриказ от 4 июля 2007 г. N 144 о компенсации транспортных расходов...
Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 г. N 150 "О порядке выплаты компенсации транспортных расходов участникам...
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением iconЫй стол «интеллектуальные ресурсы интеграции» роо «молодежная палата...
Сборник адресован специалистам в области гуманитарной дипломатии, работникам неправительственных и правозащитных организаций, научным...
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением iconДокладе описаны ключевые моменты математического моделирования устройств...
В докладе описаны ключевые моменты математического моделирования устройств компенсации реактивной мощности на базе igbt-ключей с...
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением iconМетодические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений
Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. На сайте представлены: картотека подвижных игр; материалы...
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением iconМетодические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений
Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. На сайте представлены: картотека подвижных игр; материалы...
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением icon1. Сведения о гарантийных обязательствах ООО «Лифан Моторс Рус» в...
Вас с условиями предоставления гарантии в гарантийный период эксплуатации автомобиля. На каждый проданный через официальную дилерскую...
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением iconРеферат Дисциплина: «Земельное право» Тема: «Гарантии прав граждан...
Гарантии прав граждан и юридических лиц при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд: теория и практика...
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением iconАвторское выполнение научных работ на заказ. Контроль плагиата, скидки,...

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением iconСведения по практической балансировке
Балансировка роторов – процесс компенсации их дисбалансов путем установки корректирующих масс в доступные плоскости коррекции
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением iconТемы вашего учебного проекта
Каргалинская специализированная гимназия №2 для одаренных детей с обучением на трех языках
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением iconИменем российской федерации
...
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением iconПадение самодержавия
России в феврале1917 года; выяснить причины революции, её движущие силы и участников. Продолжить работу по развитию умения сопоставлять...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск