Скачать 0.79 Mb.
|
А.Н. Щапов, Г.А. Урванцева РЕЙТИНГ И ТЕСТЫ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ Ярославль 2002 Учебно-методическое пособие печатается по решению центрального координационного методического совета Ярославской государственной медицинской академии. ББК Ч481.28 Щ69 Щапов А.Н., Урванцева Г.А. Рейтинг и тесты в системе оценки знаний студентов: Учебно-метод. пособие, 2-е 'изд., перераб. и доп.- Ярославль: Яросл.гос.мед.академия , 2002. 60 с. В пособии рассмотрены пути оптимизации учебного процесса и повышения надежности оценки учебных достижений, основанные на рейтинговой технологии с активным использованием тестовой формы контроля. Приведен сравнительный анализ традиционной и тестовой форм контроля, дано описание принципов формирования рейтинговой оценки. Изложены теоретические и практические рекомендации по составлению заданий в тестовой форме, проведению тестирования и обработке его результатов. Настоящее пособие, первое издание которого опубликовано в ЯрГУ им. П.Г.Демидова в 2001г., существенно дополнено и адаптировано к медицинской тематике. Табл.5. Библиогр.: 40 назв. Рецензент: М.М.Кашапов, доктор психол.наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии Ярославского государственного университета им.ПГ.Демидова © А.Н.Щапов , Г.А.Урванцева, 2002 © Ярославская государственная медицинская академия, 2002 Предисловие Эффективным инструментом обеспечения качества подготовки будущих врачей и провизоров, а также управления качеством образовательного процесса является использование элементов системы управления качеством, заимствованной педагогикой у бизнеса. В основе этой системы лежит мониторинг учебных достижений, проводимый на основе регулярных, объективных, надежных и валидных контрольных мероприятий. Отсутствие инструментов такого контроля в настоящее время является барьером на пути внедрения систем управления качеством в учебный процесс. Поэтому актуальной для преподавателей является проблема разработки научно обоснованных измерителей учебных достижений (педагогических тестов), в которых одновременно сформулированы и содержание контролируемого материала, и требования к нему. Активное внедрение тестовой формы контроля предполагает выход за рамки традиционной пятибалльной системы оценок, использование рейтинговой технологии. Опыт показывает, что рейтинг стимулирует познавательную активность, ритмичную работу студентов в семестре, способствует снижению числа пропусков занятий без уважительной причины, позволяет получить объективную, надежную и предсказуемую оценку, создает четкие критерии отбора (освобождение от экзамена, допуск к итоговой аттестации, перевод на следующую ступень обучения). Следует отметить, что в новых государственных образовательных стандартах профессионального образования по некоторым специальностям введен рейтинг как обязательный элемент. При этом итоговая оценка по дисциплине определяется не только результатом экзамена, значительный вклад (40-50%) в нее вносит рейтинг по итогам обучения. Использование рейтинговой технологии оценки, владение теорией и практикой тестового контроля знаний являются одними из основных слагаемых педагогического мастерства современного преподавателя. Проректор ЯГМА по учебной работе профессор Троханов ЮМ. 2 Содержание
3.Тесты в системе оценки знаний студентов. .15
тестирования 19
3.9. Интерпретация результатов тестирования .... 50 4. Литература 56 1. Введение Вопросы качества образования, контроль и управление им становятся все более актуальными в деятельности высших учебных заведений. Во-первых, это обусловлено появлением новых специальностей в связи с требованиями рынка, быстро меняющимися учебными программами и планами. Во-вторых, необходимостью реализации образовательных стандартов, целями аттестации и аккредитации. Главным элементом системного подхода к управлению качеством учебного процесса является мониторинг учебных достижений студентов, в основе которого лежит рейтинговая система оценки. Рейтинг, т.е шкалирование учебных достижений, малоэффективен в рамках традиционной системы оценок и невозможен без применения объективных и надежных измерителей знаний. Такими измерителями являются педагогические тесты. Ученые считают, что современная дидактика обречена на провал, если она не опирается на объективные методы диагностики знаний учащихся [1]. 2. Рейтинг учебных достижений Рейтинг (от англ. to rate - оценивать) как метод ранжирования учащихся в соответствии с индивидуальной суммой баллов имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с традиционной системой оценивания по пятибалльной шкале, где определяется средняя оценка. Эти преимущества выражаются не только в более дифференцированной оценке знаний, умений и навыков учащихся. Опыт применения рейтинга показывает, что он является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность [2-7] . Стоит отметить хотя бы такой факт, что применение рейтинговой оценки приводит к снижению на 40-50% числа пропусков занятий без уважительной причины [3]. Анализ действующих в мировой высшей школе систем оценки учебных достижений показывает, что существенное преимущество имеют те системы, которые основаны на индивидуальном кумулятивном 3 индексе (ИКИ), или рейтинге студента, определяемом по совокупности оценок в различных «контрольных точках» процесса изучения дисциплины [8 ]. Рейтинг затрагивает интеллектуальную, эмоционально-волевую, в том числе мотивационную и ценностно-ориентационную сферы обучаемого, а также его коммуникативную деятельность. Он влияет на формирование адекватной самооценки и формирует способность к самоконтролю. В этом состоит психологическая сущность рейтинга [4]. Рейтинговая технология широко распространена в мировой практике . Она стимулирует повседневную самостоятельную работу учащихся, способствует 'возрастанию состязательности в учебе, усилению интереса учащихся к изучаемому предмету. Весьма перспективна в этом плане рейтинговая интенсивная технология модульного обучения (РИТМ) [9,10]. Идея РИТМ проста и заключается в следующем. Учебный курс делится на модули. Модуль - это логически завершенная часть (тема, раздел) курса, которая заканчивается контрольным мероприятием (акцией). Успешность усвоения каждого модуля оценивается в баллах. Все заработанные студентом баллы складываются и составляют индивидуальный рейтинг студента, его кумулятивный индекс. При этом с помощью системы коэффициентов учитывается своевременность сдачи контрольных заданий, начисляются призовые баллы за дополнительные виды работ. В РИТМе версия рейтинговой оценки имеет в качестве фундамента идею заработной платы. Студент зарабатывает баллы, копит их, знает, что он может «купить» на свои сбережения. Список студентов, составленный в порядке убывания индивидуальной суммы баллов, называется рейтинг-листом. Он составляется по завершении каждого модуля и в конце изучения дисциплины. Обычно рейтинг определяют как сумму баллов, набранных студентом в течение некоторого промежутка времени по определенным правилам, не изменявшимся в течение этого промежутка. Различают текущий рейтинг и итоговый рейтинг. Текущий рейтинг - сумма баллов, набранная на данный момент времени. Итоговый рейтинг включает в себя полную сумму баллов, набранную студентом за всю работу в семестре, плюс баллы, полученные на экзамене [ 11 ]. Итоговый рейтинг формируется по результатам трех основных видов контроля: текущего (на занятиях), рубежного (контрольная 4 работа по завершении модуля), итогового (зачет или экзамен). Используются также контроль исходного уровня и отсроченный контроль на «выживаемость» знаний. Текущий контроль состоит в оценке следующих видов деятельности учащихся: активное участие в обсуждении темы занятия, качество выполнения эксперимента, своевременное и аккуратное оформление отчета о лабораторной работе и его защита, быстрое и точное решение ситуационных задач, выполнение заданий в тестовой форме. Рубежный контроль заключается в написании контрольной работы, составленной из унифицированных тестовых заданий по всем разделам пройденного материала. Итоговый контроль - выполнение зачетного или экзаменационного теста по всему предмету. В системе РИТМ экзамен может состоять из следующих этапов: допуска к экзамену (программа-минимум); экзамена (стандартная программа); супер-экзамена (расширенная программа или задания повышенной сложности). В супер-экзамене участвуют сильнейшие. Его оценка значительно повышает рейтинг студента. Если оценка, соответствующая набранной в течение семестра сумме баллов, удовлетворяет студента, то эта оценка признается итоговой (без сдачи экзамена). В противном случае студент может дополнительно заработать до 30% баллов на экзамене. Таблица зависимости оценки от набранных баллов приводится в начале изучения курса и не изменяется до окончания процесса изучения дисциплины. Как начать работу в РИТМе ? 1.Прежде всего следует решить, один Вы будете работать по РИТМу, или совместно с коллегами. Если вместе, то на одном и том же потоке или на разных ? Когда группа преподавателей работает по рейтинговой системе на одном и том же потоке, преподавая одну и ту же дисциплину, необходимо объединиться в так называемую рабочую группу и выработать единые требования к студентам. 2. Составить технологическую карту изучения курса или, проще говоря, памятку, где будут оговорены все условия работы с данным потоком по методике РИТМ в текущем семестре. После того, как памятка разработана, ее обязательно доводят до сведения всех студентов и не 5 меняют в течение семестра, что бы ни случилось. Это «правила игры», гарантия от неприятных неожиданностей для Вас, Ваших коллег и студентов. Пример такой технологической карты изучения курса биохимии в ЯрГУ им.П.Г.Демидова приведен ниже , табл.2./.[12]. В дальнейшем Вы можете использовать ее как исходную точку для составления своей. Таблица 2.1. Технологическая карта изучения курса "Биохимия" по системе РИТМ (IV семестр, 2-ой курс факультета биологии и экологии специальность "Биология") Распределение баллов по отдельным видам работ
|
Положение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов,... Лльно-рейтинговой системы оценки знаний является комплексная оценка качества учебной работы студентов на основе регламентации семестровых... | Ргу нефти и газа им. И. М. Губкина Юридический факультет Кафедра... Рейтинговая система оценки знаний студентов вводится в соответствии с приказом ргу нефти и газа им. И. М. Губкина от 11. 09. 2008... | ||
Положение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов Настоящее положение регламентирует использование балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов при организации учебного... | Тесты для оценки физической подготовленности студентов I-II курса... Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №180 эк /сп | ||
Тесты для оценки физической подготовленности студентов I-II курса... Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта2000 г., №202 эк/сп | Тесты для оценки физической подготовленности студентов I-II курса... Гос впо по специальности 030501. 65 Юриспруденция, утвержденный Министерством образования РФ «27» марта 2000 г., №260 гум/сп | ||
Тесты для оценки физической подготовленности студентов I-II курса... Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000... | Факультет инженерной механики Кафедра промышленной безопасности и... Настоящие положение разработано в соответствии с Инструкцией методической «Рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов»... | ||
Тесты для контрольной работы Экзаменационные вопросы Шкала оценки... Комплект учебно-методических материалов курса «Эколого-экономический мониторинг окружающей среды» | Инструкция для студентов. Ключ к системе в старой версии сайта такой же: 186375tt822 Система «Интернет-тренажеры в сфере образования», представляющая собой программный комплекс, в основу которого положены оригинальная... | ||
Тесты, задания и контрольные вопроы по дисциплине «Материаловедение.... Материалы для оценки уровня знаний (тесты, задания и контрольные вопроы) по дисциплине | Правила Рейтингового контроля знаний студентов факультета инженерной... Рейтинговая система оценки знаний студентов принята ректората университета от 28. 12. 2009 г | ||
Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов дневного отделения Минобразования №2654 от 11. 07. 02, а также в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ №40 от 15. 02. 2005 г.... | Ученым Советом " утверждаю" Целью использования балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов является обеспечение объективности процедуры оценки... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Результаты обучения, приведённые в рабочей программе, сформулированные в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.... | Методические подходы оценки плодородия садовых агроценозов западного предкавказья бузоверов А. В Ат. Разработаны методические подходы к проведению почвенного мониторинга в садах и установлены показатели (тесты) оценки плодородия... |