Реферат «Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении с целью развития умственных способностей детей» Воспитателя средней группы «Ветерок»





Скачать 246.47 Kb.
НазваниеРеферат «Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении с целью развития умственных способностей детей» Воспитателя средней группы «Ветерок»
Дата публикации25.01.2015
Размер246.47 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Солнышко»

РЕФЕРАТ

«Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении с целью развития умственных способностей детей»

Воспитателя средней группы «Ветерок»

МДОУ детский сад №3 «Солнышко»

Города Гаврилов – Яма

Казанкиной Евгении Александровны

Гаврилов-Ям, 2010 г.

Содержание

Краткий словарь терминов……………………………………………………..3

Введение ………………………………………………………………..................4

1. Теоретические аспекты кинезиологии, как научного направления в области развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………6

1.1 Понятие и применение кинезиологии в развитии интеллекта детей дошкольного возраста……………………………………………………………..6

1.2 Понятие функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия…………………………………………………………………….8

1.3 Методика определения уровня развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста………………………………..10

2. Программа развития умственных способностей дошкольников методами кинезиологии……………………………….....................................15

Заключение …………………………………………………………………......22

Список использованной литературы ………………………………….…….23

Приложение 1 Комплекс упражнений пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии……………………………………………………………………..24

Приложение 2 Тесты на определение уровня развития внимания………….25



Краткий словарь терминов


Дислексия — частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Доминантное полушарие — полушарие, преобладающее в активности.

Кинезиологические упражнения  — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий,

Минимальная мозговая дисфункция — небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Мозолистое тело (комиссуры, межполушарные связи) — толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.

Моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.

Персеверация — навязчивое повторение одних и тех же движений.

Сензитивный период — период онтогенетического развития, в который организм бывает особо чувствительным к формированию определенных умений, навыков и способностей.

Синкинезии — дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движениям, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).

Сукцессивные функции — последовательные функции.

Функциональная асимметрия полушарий — распределение психических функций между правым и левым полушарием.



Введение

В последнее время в связи с развитием науки и техники на нас и наших детей обрушивается большое количество информации. При этом усложняются и школьные программы, которые требуют более сильной концентрации внимания и усидчивости.

Человек, вступающий сегодня в жизнь должен увидеть, услышать, понять и запомнить гораздо больше информации, чем 10 или 5 лет назад. Взаимодействуя с окружающим миром, дети развивают свои способности, усваивают общественные нормы, расширяют свой кругозор. Естественно, что данный процесс требует напряжения, усилий, концентрации внимания от ребёнка.

Как же поддержать познавательную активность ребёнка, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией? Как помочь развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье? Этот вопрос лег в основу науки о кинезиологии.

Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис», что обозначает движение, и «логос» - наука т.е. наука о движении, а если быть точнее, то Кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет и используется во всем мире.

Одним из результатов работы учёных в данной области стала разработка развивающих программ, в которые входят комплексы упражнений, стимулирующие активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного. При этом естественные силы ребёнка стимулируются посредствам воздействия на рефлекторные точки, через определенные упражнения, что приводит к увеличению физического, эмоционального, ментального и духовного благополучия.

Цель данной работы является обобщение основополагающих принципов кинезиологии, как науки о развитии умственных способностей и физического здоровья человека, через определённую систему двигательных упражнений.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие и применение кинезиологии в развитии интеллекта детей старшего дошкольного возраста;

  • Обосновать актуальность применения кинезиологических комплексов упражнений в дошкольном возрасте;

  • Определить программу кинезиологических упражнений для развития умственных способностей дошкольников.


1.Теоретические аспекты кинезиологии, как научного направления в области развития детей дошкольного возраста
1.1 Понятие и применение кинезиологии

в развитии интеллекта детей дошкольного возраста
Понятие «кинезиология» имеет не одно значение. Хотя общий смысл един: наука о движении, а точнее Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет и используется во всем мире. »[2;с.98].

Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие.

Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н.э.) демонстрировала роль определенных дви­жений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной це­лью которой было обретение высших психофизических спо­собностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ, родив­шийся в 460 году до н.э., также пользовался кинезиотерапией. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. [2;с.87 ]

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Межполушарное взаимодействие, возможно, развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений стимулирующие активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного. При этом естественные силы ребёнка стимулируются посредствам воздействия на рефлекторные точки, через определенные упражнения, что приводит к увеличению физического, эмоционального, ментального и духовного благополучия.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к не успешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере. [9;с.6]

Успешность обучения детей зависит от своев­ременного развития межполушарного взаимодействия и под­бора индивидуальных методик, учитывающих индивидуаль­ный профиль функциональной асимметрии полушарий и по­ловые дихотомии. [9;с.8]

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для ста­новления многих психических процессов. Работы В.М. Бех­терева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Ано­хина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. [12;с.8]

Под влиянием кинезиологических тренировок в организ­ме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процес­сов осуществляется на более высоком уровне. Совершен­ствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые спо­собности ребенка и расширить границы возможностей де­ятельности его мозга [8;с.45].

1.2 Понятия функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия



Для понимания воздействия кинезиологических упраж­нений на головной мозг ребенка педагогу необходимо разобраться сначала в понятиях функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия. Единство мозга определяется сочетанием двух фундамен­тальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием, которое обусловлено ста­бильностью переноса информации из одного полушария в другое. [12;с.63]

Функциональная асимметрия полушарий — это свойство мозга отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его левым и правым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у чело­века определенной структуры психики. [12;с.75]

Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упрощая схему индивидуального про­филя функциональной асимметрии полушарий, выделим три основных типа организации мозга:

Левополушарный тип. Доминирование левого полу­шария определяет склонность к абстрагированию и обоб­щению, словесно-логический характер познавательных про­цессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счёт, способ­ность к анализу. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, память произвольная. Интроверты. Для успешной учебной деятель­ности необходимо соблюдение следующих условий: абст­рактный линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина на занятиях (уроках), работа в одиночку, вневременные задания, вопросы закрытого типа. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности. Для левополушарных детей наиболее значима правая полусфера, сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел, классическая посадка за столом. [3;с.25]

Правополушарный тип. Доминирование правого по­лушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое по­лушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Его функцио­нирование обусловливает наглядно-образное, трехмерное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. [3;с.36]

Для лучшего восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим; светлая доска — темный мел. Для организации невербального обще­ния правополушарных детей на занятиях необходимо посадить полукругом.

Равнополушарный тип. Отсутствие ярко выражен­ного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодей­ствия правого и левого полушария, как физиологической основы общей одаренности. [3;с.38]

Однако врожденные предпосылки — это только исход­ные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных кон­тактов и прежде всего в семье.

Таким образом, интегрированное межполушарное взаимодействие явля­ется основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое. Поэтому при активизации левого полуша­рия правое полушарие быстрее вовлекается в работу.

Дифференцированное обучение с учетом функ­циональной асимметрии полушарий головного мозга ребен­ка — один из самых сложных, но эффективных способов обучения. Он более продуктивен, чем поиск совершенных методов, так как ни один метод не подходит сразу для всех детей.

1.3 Методика определения уровня развития межполушарного взаимодействия

Методики исследования уровня развития позволят основательнее познакомиться со структурой и функциями ряда психических процессов, обеспечивающих успешность развития детей, а также понять причины возможных трудностей в процессе обучения ребенка. Ими могут быть недостаточная волевая регуляция внимания и действия, чрезмерная импульсивность познавательной активности, быстрая утомляемость ребенка при интеллектуальных и эмоциональных нагрузках, низкий темп деятельности и многое другое.

Рассмотрим более эффективный метод определения уровня развития межполушарного взаимодействия предложенный Н.И. Озерецким «Пробы на динамический праксис» [3;с.12]

«Кулак—ребро—ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

Задание доступно детям 6 лет и старше. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (премоторных отделов), но и к неспецифическому дефициту сукцессивных функций. Первый и второй варианты расстройств порождают разные виды ошибок. В первом случае страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок повторяет движение или делает большие паузы между ними. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью. [9;с.11]

Степень сохранности премоторной зоны.

Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). [9;с.15] Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.

Критерии оценки:

  • 5 баллов — правильно и быстро;

  • 4 балла — правильно, но медленно;

  • 3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;

  • 2 балла — персеверации (повторение) на истощении;

  • 1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).

Проба на пальцевый гнозис и праксис.

Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором воспроизводить различные положения пальцев:

  • Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;

  • 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

  • указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

  • 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы Y;

  • 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;

  • 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;

  • 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1, 4 и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);

  • 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.

Оценивается положение каждой позы в штрафных баллах:

  • поза не выполнена — 1 балл;

  • поза воспроизведена не точно — 0,5 баллов;

  • замедленное воспроизведение позы (поиск нужных движений) — 1 балл;

  • поиск нужных движений продолжается от 10 до 30 с — 2 балла;

  • поиск нужных движений продолжается более 30 с — 3 балла.

Выполнение этого упражнения в значительной степени зависит от кинестетического анализатора и «схемы тела» (А.Р. Лурия). [9;с.17]

Зарубежные исследователи рассматривают нарушение данных операций как одно из проявлений синдрома Герстманна.

Исследование орального праксиса

По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий:

1) улыбнуться; 2) надуть щеки; 3) сделать губы трубочкой (как при звуке «у»); 4) сделать губы как при звуке «о»; 5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка); 6) высунуть язык лопаткой (широко); 7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу; 8) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу; 9) поместить кончик языка в правый угол рта; 10) то же — в левый угол рта; 11) высунуть язык и сделать кончик узким.

Оцениваются точность движений и способность к переключению.

Оценки:

Невозможность выполнить движение штрафуется оценкой в 1 балл. Неточно выполненное движение — 0,25 балла. Наличие синкинезий (сопутствующих движений губами, челюстью) — 0,5 балла за каждую пробу. Асимметрично выполненные движения — 0,5 балла.

Нарушения в выполнении этого упражнения свидетельствуют о незрелости мозолистого тела, отдельных участков головного мозга (центрально-теменных отделов коры). [9;с.19]

Речевой вариант пробы Хеда

Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.

Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Критерии оценки:

3 балла — выполнены оба задания;

2 балла — выполнена только простая ориентировка;

1 балл — не выполнено ни одного задания.

Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислекцией.

Ритмы. Исследование сукцессивных функций

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами. Серии постепенно удлиняются и усложняются:

Простые ритмы — || |, 11|. Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено более одной ошибки — задание прекращают.

Более сложные ритмы — || |, 11|, || 11, 111|, 11||.

Сложные ритмы —1|| 11,11| ||, 11|| |, || ||| |. Критерий выполнения такой же, как и в простых ритмах. Оценки:

  • 3 балла — выполнены оба задания;

  • 2 балла — выполнены только простые ритмы;

  • 1 балл — не выполнено ни одного задания.

Для детей 6 лет и старше воспроизведение всех указанных ритмических последовательностей не представляет затруднений. Затруднения в выполнении данного упражнения у детей старше 6 лет следует расценивать как один из признаков предрасположенности к дислекции. [9;с.22]

Таким образом, методика определения уровня развития детей поможет педагогу в процессе обучения определить структуру и функции ряда психических процессов, которые позволят обеспечить эффективность развития детей, а также понять причины возможных трудностей в процессе обучения ребенка.

2.Программа развития умственных способностей дошкольников методами кинезиологии

В данную программу входят комплексные упражнения с методами кинезиологии для развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Цель данной программы состоит в:

  • Развитие межполушарной специализации;

  • Развитие межполушарного взаимодействия;

  • синхронизация работы полушарий;

  • развитие мелкой моторики;

  • развитие способностей;

  • развитие памяти, внимания, речи;

  • развитие мышления;

  • устранение дислексии.

Продолжительность занятий — 10—15 мин. Периодичность — ежедневно. Время занятий — утро и день.

Комплексы упражнений.

  • Подготовка руки дошкольника к письму

Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходи­мо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется письмо — новая и трудная для ребенка деятель­ность, — делать это гораздо труднее.

У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточ­но развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к дру­гим людям. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать правую и ле­вую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уде­лять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений. [2;с.4]

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения: [2;с.6]

- показать правую руку, затем левую. Если ребенок не мо­жет назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребе­нок повторяет;

- поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то пра­вой, то левой рукой;

- после уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружаю­щем пространстве, например:

Определение пространственного расположения предме­тов по отношению к ребенку: «Покажи, какой предмет на­ходится справа от тебя» или «Положи книгу слева от себя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточ­нить, что справа — это ближе к правой руке, слева — ближе к левой.

Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.

Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и поло­жить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и по­ложить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»


  • Для развития межполушарного взаимодействия

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегча­ют процесс письма. [9;с.9]

Первый комплекс упражнений.

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее переби­райте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба вы­полняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) поряд­ке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдель­но, затем вместе.

2. Кулак—ребро—ладонь. Три положения руки на плоско­сти стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плос­кости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; Вы­полняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в вы­полнении необходимо помогать командами («кулак—ребро—ла­донь»), произнося ребенком вслух или про себя.

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Пра­вой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркаль­но-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки.

Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. [9;с.13]
5. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно от­пустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положе­ние рук «с точностью до наоборот».

Второй комплекс упражнений.

1.Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2.Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

3.Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раска­чивайте головой из стороны в сторону.

4.Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в гори­зонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

5.Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

6.Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сто­рону, подражая медведю. Затем подключите руки. Приду­майте сюжет.

7.Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой — за левую. Медленно на выдо­хе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5—10 с. Выполните то же самое в другую сторону.

8. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыха­ние: вдох в два раза короче выдоха.

9.Гимнастика для глаз. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специ­альных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2, 4- коричневый, № 3 — красный, № 4 — голу­бой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя. [5;с.23]

  • Для развития творческого мышления

Комплекс упражнений

1. Стоя. Позвоночник держите прямым. Глаза закройте. Паль­цы левой руки положите на живот (5 см ниже пупка), кончи­ками пальцев правой руки разминайте копчик. При этом пред­ставьте себе в области копчика разрастающийся красный шар. При выполнении упражнения, возможно, почувствуете распирание в области копчика. Затем наоборот — левая рука на копчике, правой растирайте живот, представляя в области живота разрастающийся оранжевый шар.

2. Левая рука в области пупка, правая на груди в области сердца. Сильно трите грудь, представляя в области груди растущий зеленый шар.

3. Левая рука на животе. Указательный палец правой руки находится над верхней губой, средний палец находится под нижней губой. Отройте рот. Растирайте область губ.

4. Левая рука на животе, правая — чуть выше межбровья. Массируйте правой рукой. Представляйте в области лба раз­растающийся голубой шар.

5. Вдыхайте левой ноздрей, выдыхая через правую ноз­дрю. На вдохе представляйте как с воздухом «золотисто-серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, ле­вую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «желтая больная энергия» выходит через правую часть тела (печень, почки, правую часть сер­дца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вдыхайте правой ноздрей, а выдыхайте левой. Циклы повторите по 3 раза.


  • Для развития абстрактно-логического мышления

Комплекс упражнений

    1. Оттяните уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начинайте с открытыми глазами, затем с закрытыми глазами. Повторите 7 раз.

    2. Одну минуту массируйте щеки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисуйте круги на подбородке и лобной части лица. Считайте при этом до 30.

    3. Массируйте верхние и нижние веки, не закрывая глаз, 1 мин.

    4. Массируйте нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей, 20 раз.

    5. Откройте рот и нижней челюстью делайте резкие дви­жения, сначала слева направо, затем наоборот — 10 раз.

      • Для координации глаз и рук

Первый комплекс упражнений

        1. Оттяните уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начинайте с открытыми глазами, затем с закрытыми глазами. Повторите 7 раз.

        2. Одну минуту массируйте щеки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисуйте круги на подбородке и лобной части лица. Считайте при этом до 30.

        3. Массируйте верхние и нижние веки, не закрывая глаз, 1 мин.

        4. Массируйте нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей, 20 раз.

        5. Откройте рот и нижней челюстью делайте резкие дви­жения, сначала слева направо, затем наоборот — 10 раз.

          • Для развития визуальной и слуховой памяти

Комплекс упражнений

1. Выдохните, откройте глаза. Вдохните, закройте глаза. Продолжайте, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. От­кройте глаза и поморгайте. Каждый раз, открывая глаза, отмечайте то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и углы. Сначала только темное, затем только светлое.

2. Закройте глаза и вообразите, что на них светит солн­це. Поморгайте глазами так, как будто ловите, солнечный свет. Возьмите солнечный луч и посмотрите на него с за­крытыми глазами, наслаждаясь переливами цветов. Теперь представьте темноту и расслабьтесь.

Таким образом, применение кинезиологических упражнений развивает у ребенка как левое, так и правое полушарие.

  • Улучшает память, внимание, речь.

  • Снижает утомляемость.

  • Повышает способность к произвольному контролю.

  • Повышается работоспособность.

  • Активизируется интеллектуальные и познавательные процессы.


Заключение

Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие.

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет и используется во всем мире.

В данной области разработаны ряд комплексных упражнений, которые позволяют развивать у ребенка как левое, так и правое полушарие, что способствует:

  • Улучшению памяти, внимания и речи;

  • Снижению утомляемости;

  • Повышению способности к произвольному контролю;

  • Повышению работоспособности;

  • Активизации интеллектуальных и познавательных процессов.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организ­ме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процес­сов осуществляется на более высоком уровне. Совершен­ствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые спо­собности ребенка и расширить границы возможностей де­ятельности его мозга.


Список использованной литературы


  1. Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. – М.: Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997г.

  2. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двина. - 2009. - 3 (май-июнь).

  3. Кинезиология, или природная мудрость тела  Н.В. Любимова. - СПб. : Невский проспект, 2008. - 188 с. 

  4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб: КАРО, 2007. - С.14

  5. Костромина Н.И. Как избежать перегрузок глаз // Начальная школа. - 2004. - № 8. - С. 81-85

  6. Кордуэлл М. Психология А – Я: словарь - справочник / перевод К.С. Ткаченко. – М.: ФИАР – ПРЕСС, 2000 – 448с.

  7. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд.: - М.: Педагогика пресс, 2009 – 440с.

  8. Сиротюк А.Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. - М.: Аркти, 2003. – 156 с.

  9. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.— М: ТЦ Сфера, 2008.48 с.

  10. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – 4-е изд.: - Ростов на Дону.: Феникс, 2000 – 542с.

  11. Шукшина С.Е. Я и мое тело. - М.: Аркти, 2008. - 43 с.

  12. Шереметева Г.Б. Кинезиология Целебное прикосновение – М.: Амрита-Русь,2009.- 96с.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат «Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении с целью развития умственных способностей детей» Воспитателя средней группы «Ветерок» iconРеферат Развитие умственных способностей
Актуальность темы «Умственное развитие детей раннего возраста через конструктивную деятельность»
Реферат «Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении с целью развития умственных способностей детей» Воспитателя средней группы «Ветерок» iconЛогические минутки на уроках информатики в начальной школе
Ставя перед начальным школьным образованием задачу развития умственных способностей ребёнка, не следует забывать о проблеме перегрузки...
Реферат «Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении с целью развития умственных способностей детей» Воспитателя средней группы «Ветерок» iconТема: Повышение профессионального мастерства воспитателей через применение...
Цель: Совершенствование работы воспитателя по развитию и воспитанию индивидуальных способностей детей, посредствам современных форм...
Реферат «Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении с целью развития умственных способностей детей» Воспитателя средней группы «Ветерок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа в кружке «Умелые руки» прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского...
Реферат «Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении с целью развития умственных способностей детей» Воспитателя средней группы «Ветерок» iconПеречен ь методических разработок, рефератов, пособий для обеспечения...
Методика определения и развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста
Реферат «Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении с целью развития умственных способностей детей» Воспитателя средней группы «Ветерок» iconПеречень документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы...
Обязанности воспитателя могут быть разделены на две группы: повседневные и эпизодические. К повседневным обязанностям относится организация...
Реферат «Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении с целью развития умственных способностей детей» Воспитателя средней группы «Ветерок» iconРеферат по математике
Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить...
Реферат «Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении с целью развития умственных способностей детей» Воспитателя средней группы «Ветерок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование двигательных, конструктивных и умственных способностей с учётом индивидуальных особенностей детей
Реферат «Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении с целью развития умственных способностей детей» Воспитателя средней группы «Ветерок» iconКонспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней...
План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада
Реферат «Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении с целью развития умственных способностей детей» Воспитателя средней группы «Ветерок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда....
Реферат «Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении с целью развития умственных способностей детей» Воспитателя средней группы «Ветерок» iconКонспект досугового мероприятия «Поход в гости» для детей средней группы
Исциплине практикуется в учебном процессе с целью приобретения более углублённых знаний, развития навыков самостоятельного научного...
Реферат «Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении с целью развития умственных способностей детей» Воспитателя средней группы «Ветерок» iconРешение педагогического совета
План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада
Реферат «Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении с целью развития умственных способностей детей» Воспитателя средней группы «Ветерок» icon«Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Реферат «Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении с целью развития умственных способностей детей» Воспитателя средней группы «Ветерок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации «Наблюдение и анализ различных видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении»
Реферат «Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении с целью развития умственных способностей детей» Воспитателя средней группы «Ветерок» iconКонспект открытого занятия в старшей группе «А»
План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада
Реферат «Применение кинезиологических разработок в дошкольном учреждении с целью развития умственных способностей детей» Воспитателя средней группы «Ветерок» iconКонспект ннод «Мои верные помощники»
План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск