Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт права, социального управления и безопасности
Кафедра философии и социологии права УТВЕРЖДАЮ –––––––––––––––––––––––––––––––––– «________»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ Направление подготовки
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (034700) Профиль подготовки
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ (034710) Степень выпускника
БАКАЛАВР Форма обучения
ОЧНАЯ
ЗАОЧНАЯ НОРМАТИВНАЯ
ЗАОЧНАЯ СОКРАЩЕННАЯ
Ижевск 2012
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Рабочая программа по дисциплине «История государственных учреждений России» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034700 Документоведение и архивоведение. При ее составлении использована программа по дисциплине «История государственных учреждений России», разработанная Л. П. Гречкиной, доцентом кафедры истории и политологии Института социальных коммуникаций УдГУ и рекомендованная для направления подготовки 034700 Документоведение и архивоведение (квалификация (степень) «бакалавр»).
Курс имеет научно-познавательную значимость и широкий выход на практику современного государственно-правового развития Российской Федерации.
Объектом дисциплины являются процессы развития общественных отношений, которые привели к формированию исторически сложившейся системы государственных учреждений во взаимодействии с иными политическими институтами. Предметом выступает политико-правовой статус, внутренняя организация государственных учреждений, направления деятельности, их значение и место в государственном аппарате.
Учебная цель освоения дисциплины «История государственных учреждений России» – подготовка студентов к пониманию основных вех развития Российского государства и его учреждений с древнейших времен до наших дней в соотношении с мировым сообществом.
Воспитательная цель заключается в формировании личности, способной к анализу государственно-правового развития России на основе исторического опыта и занимающей активную жизненную позицию.
Задачи освоения дисциплины:
формирование определенной системы эмпирических и теоретических знаний об исторических этапах и результатах эволюции государственных учреждений России;
активизация познавательной самостоятельности обучаемых в плане освоения ими методов рационального объяснения исторических феноменов отечественной государственности и ее правового обеспечения, способов их понимания в ходе культурологической интерпретации;
инициирование у обучаемых потребности и способности к рефлексии по поводу выбора личностных ориентации социального поведения и деятельности.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата
Дисциплина «История государственных учреждений России» входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл ООП бакалавриата, вариативная часть, вариативная составляющая (Б.1.ВР.02).
Дисциплина адресована студентам 1 курса бакалавриата очной формы обучения (сроки обучения – 4 года), заочной нормативной и заочной сокращенной форм обучения по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение», профиль «Документоведение и документационное обеспечение управления» (034710).
Для успешного изучения курса студенту необходимо:
- знать место и роль России в мировом цивилизационном процессе;
- уметь описывать историко-правовые события (знать фактический материал), а также применять алгоритмы их объяснения;
- владеть навыками самостоятельной работы с источниками и литературой.
Изучение дисциплины осуществляется в течение 1 семестра 1 курса одновременно с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла базовой части «История», «Регионоведение» (Б1), вариативной части (вариативной составляющей) «Основы теории права и государства» (Б1); профессионального цикла вариативной части (вариативной составляющей) «История отечественного делопроизводства» (Б3).
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы компетенции на пороговом уровне.
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла базовой части «Философия» (Б1), вариативной части «История национальной государственности Удмуртии» (дисциплина по выбору); профессионального цикла базовой части «Организация государственных учреждений России», «Административное право», вариативной части (вариативной составляющей) «Государственная и муниципальная служба» (Б3).
Программа дисциплины построена блочно-модульно, в ней выделены разделы:
Теоретико-методологические аспекты изучения истории государственных учреждений России.
Государственные учреждения России в эпоху монархий (862–1917).
Исторические формы государственности российских республик новейшего времени и их учреждения.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Программа учебной дисциплины «История государственных учреждений России» определяет совокупность необходимых для профессиональной подготовки знаний, навыков и умений, которые должен приобрести студент в соответствии с требованиями ФГОС.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует профессиональные (ПК-6, 7) компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО.
1. Профессиональные компетенции (ПК):
общепрофессиональные:
– владеет знаниями в области всеобщей и отечественной истории, источниковедения (ПК-6);
– способен понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию (ПК-7).
В результате изучения дисциплины «История государственных учреждений России» обучающийся должен:
знать:
– место и значение истории государственных учреждений России в системе гуманитарного знания;
– современные научные представления о процессе возникновения и исторического развития Российского государства;
– источники историко-правовых знаний и приемы работы с ними;
– факторы, воздействующие на рост и ослабление геополитической мощи государств;
– зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами;
– главное содержание и тенденции поэтапной эволюции организационного устройства высшего, центрального, местного звеньев аппарата России;
– основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей в сфере государственного управления России;
уметь:
– оперировать историко-юридическими понятиями и категориями;
– находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию, полученную из различных источников;
– самостоятельно анализировать научную и публицистическую литературу по социогуманитарной проблематике, истории государственных учреждений России;
– выражать и обосновывать свою позицию на семинарских занятиях и диспутах по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции государственного аппарата, вкладу народов России и ее представителей в достижения мировой цивилизации;
– оценивать последствия нарушения и наступления баланса мировых центров силы;
– анализировать последствия интеграционных и дезинтеграционных процессов в России и ее геополитическом окружении.
– применять полученные знания для понимания закономерностей развития государственного механизма для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы;
владеть:
– основами исторического мышления;
– навыками проведения сравнительного анализа фактов и явлений государственной и общественной жизни на основе историко-правового материала;
– навыками работы с правовыми актами;
– навыками использования карт, компьютерной техники и информационных технологий;
– навыками публичной речи, аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;
– навыками критического восприятия информации;
– навыками целенаправленной разработки (авторского литературного оформления) корректных в научно-методическом и стилистическом отношениях текстов, отражающих результаты самостоятельного выявления, обобщения и анализа информации об организационном устройстве и деятельности конкретных государственных учреждений;
– способностью различать основные субъекты геопланетарной активности;
– способностью проводить сравнительный анализ геополитических теорий, доктрин и стратегий мировых держав и геополитических союзов;
получить:
– дополнительный стимул к развитию черт интеллигентной личности (способность к аналитическому мышлению; стремление к расширению своей эрудиции на основе интереса к истории и праву; способность понять и объективно оценить достижения цивилизации на основе знания исторического контекста их создания; способность к диалогу как способу отношения к культуре и обществу). 4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций Общая трудоемкость дисциплины для всех форм обучения составляет две зачетные единицы, 72 часа. Тематический план для очной формы обучения (4 года)
(по учебному плану 2012 г.) Курс…………………………………………….........
| 1
| Семестр……………………………………………...
| 1
| Всего часов по курсу………………………….........
| 72
| Всего аудиторных занятий (часов)………………..
| 36
| Лекции, час………………………………………….
| 16
| Практические (семинарские) занятия, час………..
| 18
| Внеаудиторная (самостоятельная) работа, час…...
| 36
| Контроль самостоятельной работы студента, час..
| 2
| Зачет (семестр)……………………………………...
| 1
|
№ п/п
| Разделы, темы дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
| Формируемые компетенции (код)
| Всего компе
тенций
| Л
| П
| СРС
| Семестр 1
| Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты изучения
истории государственных учреждений России
| 1.1
| Тема 1. «История государственных учреждений России» как учебная дисциплина и отраслевая историко-правовая наука
| 1
| 2
|
| 2
| Лекция, консультация по вопросам СР, подготовки КР
| ПК-6
ПК-7
| 2
| 1.2
| Тема 2. Методологические, историографические и источниковедческие аспекты изучения истории государственных учреждений России
| 2
|
| 2
| 2
| Семинар, консультация по вопросам СР, подготовки КР
| ПК-6
ПК-7
| 2
| Раздел 2. Государственные учреждения России в эпоху монархий (862–1917)
| 2.1
| Тема 1. Становление и развитие раннефеодальной монархии на Руси (862 – 1533 гг.)
| 3
| 2
|
| 2
| Лекция, консультация по вопросам СР, подготовки КР
| ПК-6
ПК-7
| 2
| 2.2
| Тема 2. Государственные учреждения русских княжеств и республик в удельный период
| 4
|
| 2
| 2
| Семинар, консультация по вопросам СР, подготовки КР
| ПК-6
ПК-7
| 2
| 2.3
| Тема 3. Государственные учреждения сословно-представительной монархии Московии (1533 – 1682 гг.)
| 5
| 2
|
| 2
| Лекция, консультация по вопросам СР, подготовки КР
| ПК-6
ПК-7
| 2
| 2.4
| Тема 4. Приказы в системе государственного аппарата сословно-представительной монархии России
| 6
|
| 2
| 2
| Семинар, консультация по вопросам СР, подготовки КР
| ПК-6
ПК-7
| 2
| 2.5
| Тема 5. Государственный аппарат России периода абсолютизма (1682 – 1855 гг.)
| 7
| 2
|
| 2
| Лекция, консультация по вопросам СР, подготовки КР
| ПК-6
ПК-7
| 2
| 2.6
| Тема 6. Административные реформы Петра I
| 8
|
| 2
| 2
| Семинар, консультация по вопросам СР, подготовки КР
| ПК-6
ПК-7
| 2
| 2.7
| Тема 7. Формирование конституционной монархии и ее учреждений в России (1855 – 2 марта 1917 гг.)
| 9
| 2
|
| 2
| Лекция, консультация по вопросам СР, подготовки КР
| ПК-6
ПК-7
| 2
| 2.8
| Тема 8. Государственная Дума Российской империи: народные надежды на мирный путь
| 10
|
| 2
| 2
| Семинар, консультация по вопросам СР, подготовки КР
| ПК-6
ПК-7
| 2
| Раздел 3. Исторические формы государственности российских республик новейшего времени
и их учреждения
| 3.1
| Тема 1. Государственный строй России в переходный период от империи к республике (2 марта – 25 октября 1917 г.)
| 11
| 2
|
| 2
| Лекция, консультация по вопросам СР, подготовки КР
| ПК-6
ПК-7
| 2
| 3.2
| Тема 2.
Становление государственного аппарата Российской Республики (2 марта – 25 октября 1917 г.)
| 12
|
| 2
| 2
| Семинар, консультация по вопросам СР, подготовки КР
| ПК-6
ПК-7
| 2
| 3.3
| Тема 3.
Исторические формы советской государственности России и ее учреждения (25 октября 1917 – 12 декабря 1993 гг.)
| 13
| 2
|
| 4
| Лекция, консультация по вопросам СР, подготовки КР
| ПК-6
ПК-7
| 2
| 3.4
| Тема 4.
Государственное управление СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
| 14
|
| 2
| 2
| Семинар, консультация по вопросам СР, подготовки КР
| ПК-6
ПК-7
| 2
| 3.5
| Тема 5.
Современная (транзитная) государственность Российской Федерации (с 12 декабря 1993 г.)
| 15
| 2
|
| 2
| Лекция, консультация по вопросам СР, подготовки КР
| ПК-6
ПК-7
| 2
| 3.6
| Тема 6.
Административные реформы в современной России (с 1992 г. до настоящего времени)
| 16
|
| 2
| 2
| Семинар, консультация по вопросам СР, подготовки КР
| ПК-6
ПК-7
| 2
| 3.7
| Тема 7.
Государственно-церковные отношения в истории России
| 17
|
| 2
| 2
| Семинар, консультация по вопросам СР, подготовки КР
| ПК-6
ПК-7
| 2
| Всего часов
|
| 16
| 18
| 36
|
| ПК-6
ПК-7
| 2
| Форма промежуточной аттестации – зачет (1 семестр)
|
|