ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
(ФГБОУ ВПО «МГТУ»)
Кафедра менеджмента
Методические указания
к контрольной работе студентов
по дисциплине: Управленческие тренинги название дисциплины
для направления подготовки (специальности): 080200.62 _____
код направления подготовки
_______________заочной формы обучения_______________
наименование направления подготовки
________«Менеджмент»__________
код и наименование специальности, форма обучения
Мурманск
2013
Составитель: Лунева Елена Андреевна, старший преподаватель кафедры менеджмента Мурманского государственного технического университета
Авторская редакция Луневой Е.А.
СОДЕРЖАНИЕ
по дисциплине: Управленческие тренинги 1
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ. 3
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ. 7
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ. 8
ВАРИАНТ – 1. 8
Задание – 1. 8
Задание – 2. 8
Задание – 3. 9
Задание – 4. 9
Задание – 5. 10
ВАРИАНТ – 2. 13
Задание – 1. 13
Задание – 2. 13
Задание – 3. 14
Задание – 4. 14
Задание – 5. 15
ВАРИАНТ – 3. 18
Задание – 1. 18
Задание – 2. 19
Задание – 3 19
Задание – 4. 20
Задание – 5. 20
ВАРИАНТ – 4. 23
Задание – 1. 23
Задание – 2. 24
Задание – 3. 24
Задание – 4. 25
Задание – 5. 25
ВАРИАНТ -5. 29
Задание – 1. 29
Задание – 2. 30
Задание – 3. 30
Задание – 4. 31
Задание – 5. 31
ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 35
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ.
Настоящие методические указания составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и действующими учебными планами по специальности 080500.62 «Менеджмент».
Современная экономика предъявляет всё более высокие требования к управлению. Вопрос усовершенствования соответствующих знаний и навыков у субъектов управления приобретают сейчас особенно важное значение, поскольку именно в этой сфере есть возможности для повышения эффективности народного хозяйства.
Управленческий тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков в области управления, повышения эффективности трудовой или иной деятельности.
Цель курса – овладение обучающимися современными антропными (человекоориентированными) знаниями, относящимися к области управления, позволяющие сформировать целостное видение технологии управления.
Задачи проведения «управленческих тренингов»:
- знать специфику и основные категории управления организацией;
- уметь адекватно применять модели и подходы управленческих теорий для решения задач, связанных с управлением;
- овладение определённым минимумом практических приёмов технологии управления человеческими ресурсами.
- формирование навыков работы в условиях изменения ситуации, внешней среды и поведения людей.
Приемы и активные методы обучения, применяемые в тренингах, являются совокупностью средств и способов активизации мыслительной, учебно-познавательной деятельности, раскрытия творческого потенциала к личностному и профессиональному развитию. В течение тренинга каждый участник имеет возможность в сжатые сроки обогатить, переоценить, осознать свой жизненный опыт и себя как личность, сориентироваться в будущей профессии.
В настоящее время общество динамично меняется и, учитывая, что студент в силу малого опыта является слабо социализированным индивидом, и, более того, что социальные и поведенческие нормы и установки, транслируемые старшим поколением в семье, не всегда поспевают за стремительными изменениями современного общества, в задачи Управленческих Тренингов входит так же профессиональная ориентация, профилизация и социализация обучающихся.
Проведение тренингов в высшем учебном заведении имеет свою специфику, сопряженную с некоторыми недостатками по сравнению с организацией и проведением тренинговых занятий непосредственно на предприятиях. Во-первых, это место проведение тренинга: аудиторные занятия, в том числе с применением компьютерной техники отдалены от реальных условий труда профессий обучаемой квалификации, что затрудняет визуализацию организационной среды при проведении деловых, в том числе имитационных игр. Во-вторых, это дискретность проводимых занятий, временное ограничение двумя учебными часами. При разработке управленческих тренингов в вузе и постановке цели практического занятия необходимо учитывать данные специфические особенности.
Методическими приемами управленческого тренинга выступают: методы мозгового штурма, метод кейсов, ролевые игры, имитационные игры, индивидуальные беседы, групповые дискуссии.
Проведение управленческих тренингов основывается на следующих принципах:
- активности. Предполагает вовлечение в специально разработанные действия участников тренинга - разыгрывание ролей, выполнение специальных упражнений, наблюдение за поведением других участников тренинга.
- творческой позиции. Заключается в раскрытии творческого потенциала каждого участника тренинга через осознание своих личных возможностей, ресурсов, особенностей. Для этого создается креативная среда тренинга, которая характеризуется проблемностью, неопределенностью и дает возможность осознать, апробировать, тренировать способы поведения, экспериментировать с ними.
- сознания и оценки своего поведения. Принцип осознания поведения характеризуется переводом поведения участников с импульсивного на объективный уровень. Это достигается после проведения управленческого тренинга путём обсуждения: дискуссий и личных бесед с участниками, то есть создания обратной связи с участниками.
- партнёрского общения участников тренинга. Принцип партнерского общения предполагает учет интересов всех участников взаимодействия, их чувства, эмоции, переживания, признание ценности личности другого человека, его эмоций и переживаний.
На управленческих тренингах используются различные формы обучения, такие как брифинги, активное резюмирование, консультации и беседы, тестирование, групповая работа, развивающие и обучающие упражнения, самостоятельная работа.
Курс предусматривает формирование у студентов системных знаний о задачах и методах руководителя, осуществляющего управление организацией и выработку основных направлений эффективной политики. Курс составлен в логической последовательности, в его рамках рассматриваются как экономические, так и социально-психологические аспекты управления. Форма аттестации – зачет.
Проведение контрольной работы предполагает проверку следующих общих и профессиональных компетенций:
- ОК-1 (личностное и общекультурное развитие);
- ПК-3 (готовность к разработке процедур и методов контроля);
- ПК-4 (способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач);
- ПК-5 (способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды);
- ПК-6 (владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций);
- ПК-7 (способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций);
- ПК-14 (владеть современными технологиями управления персоналом);
- ПК-26 (информационно-аналитическая деятельность: способность к экономическому образу мышления);
- ПК-50 (способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности).
Контрольная работа предполагает последовательное выполнение заданий одного из пяти вариантов. Выбор варианта осуществляется исходя из суммы двух последних чисел зачётной книжки. В таблице 1 представлены номера вариантов, соответствующие полученной суммы чисел. Таблица – 1.
Диапазон суммы последних двух чисел зачётной книжки
| 0-3
| 4-7
| 8-11
| 12-15
| 16-18
| Номер варианта
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
|