МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет Управления Кафедра Конституционного строительства и государственного и муниципального управления
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета управления
______________ В.И. Зарубин
«_____»__________ 20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Б.3.2. Основы государственного и муниципального управления по направлению
подготовки бакалавров 081100.62 государственное и муниципальное управление по профилю подготовки государственное и муниципальное управление в социальной сфере квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Майкоп Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана ФГБОУ ВПО «МГТУ» по направлению (специальности) 081100.62 Государственное и муниципальное управление
Составитель рабочей программы:
кандидат исторических наук, доцент
|
|
| Азашиков Г.Х.
| (должность, степень, ученое звание)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Конституционного строительства и государственного и муниципального управления
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20__г.
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией
факультета управления
«___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета «___»_________20__г.
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
| 1. Цели и задачи освоения дисциплины Цельучебной дисциплины – сформировать у бакалавров целостное представление об основах, сущности и содержании современного государственного и муниципального управления.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
–- помочь обучающимся осмыслить государственное и муниципальное управление как систему;
- рассмотреть содержание и особенности организации процесса государственного и муниципального управления;
- сформировать у бакалавров знание процесса формирования и реализации государственной политики, разработки, принятия и осуществления государственных решений;
- вооружить обучающихся пониманием специфики государственного и муниципального управления в России в сравнении с другими странами. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Основы государственного и муниципального управления» относится к профессиональному циклу базовой части ООП бакалавриата (Б.3.2.) и ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке бакалавров. Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП и базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин общенаучного и профессионального цикла, таких как: «Отечественная история», «Основы права», «Государствоведение», «Государственное регулирование экономики», «Теория организации», «Управление общественными отношениями», «Конституционное право». Базой для изучения дисциплины «Основы государственного и муниципального управления» являются знания основных закономерностей и особенностей развития государственного и муниципального управления в России и за рубежом, основ права, политологии, социологии и теории управления.
Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как: «Принятие и исполнение государственных решений», «Управление государственной и муниципальной собственностью», «Государственная и муниципальная служба», «Государственные и муниципальные финансы», «Политическое управление».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Знание учебной дисциплины «Конституционное право» необходимо для последующего изучения дисциплин профессионального цикла, предусмотренных учебным планом подготовки бакалавра по направлению «Государственное и муниципальное управление»
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные тенденции развития государственного и муниципального управления,основные этапы развития государственного и муниципального управления как науки и профессии;
- принципы развития и закономерности функционирования государственной организации и ее отличия от частной организации;
- роли, функции и задачи современного государственного и муниципального служащего;
- основные административные процессы и принципы их регламентации;
- систему мер государственного и муниципального воздействия, направленных на улучшение качества и уровня жизни социальных групп. (ПК-21)
Уметь:
- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
- интегрировать в деятельность подразделения положения федерального и регионального законодательства, инструкции и нормативы;
- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-15, ПК-3,ПК-21, ПК-25)
Владеть:
- содержанием и глоссарием основных терминов,
- навыками работы с правовыми актами;
- навыками оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ. (ПК-21, ПК-25)
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единицы (288 часов). 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для ОФО
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 3
| 4
| 5
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 144/4
| 36/1
| 54/1,5
| 54/1,5
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 72/2
| 18/0,5
| 36/1
| 18/0,5
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
|
|
|
| Семинары (С)
| 72/2
| 18/0,5
| 18/0,5
| 36/1
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 72/2
| 36/1
| 18/0,5
| 18/0,5
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| -
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| -
| -
|
| Реферат
| 35/0,9
| 17/0,4
| 9/0,3
| 9/0,3
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Анализ источников, работа с глоссарием
|
20/0,6
17/0,5
|
10/0,3
9/0,3
|
5/0,1
4/0,1
|
5/0,1
4/0,1
|
| Форма промежуточной аттестации: зачет, экзамен, курсовая работа
| 72/2
| -
| 36/1
| 36/1
|
| Общая трудоемкость
| 288/8
| 72/2
| 108/3
| 108/3
|
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы для ЗФО
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 3
| 4
| 5
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 28/0,7
| 8/0,2
| 10/0,3
| 10/0,3
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 14/0,4
| 4/0,1
| 6/0,2
| 4/0,1
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 12/0,3
| 4/0,1
| 4/0,1
| 6/0,2
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 188/5
| 94/2,6
| 47/1,3
| 47/1,3
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Анализ источников, работа с глоссарием
|
|
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации: экзамен, курсовая работа
| 72/2
| -
| 36/1
| 36/1
|
| Общая трудоемкость
| 288/8
| 102/2,8
| 93/2,6
| 93/2,6
|
|
5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Структура дисциплины для студентов ОФО 3 семестр
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1.
| Раздел 1.
Общие вопросы публичного управления.
Тема 1.1. Государственное и муниципальное управление –социальная деятельность, отрасль, учебная дисциплина.
| 1-4
| 4
| 4
|
| 8
| Опрос, обсуждение
докладов.
| 2.
| Тема1.2.
Территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление.
| 5-6
| 2
| 2
|
| 4
| Опрос, обсуждение
докладов.
| 3.
| Тема1.3.
Структура публичного управления.
| 7-12
| 6
| 6
|
| 12
| Опрос, обсуждение
докладов, групповая работа.
| 4.
| Тема1.4.
Территория государства и публичное управление.
| 13-14
| 2
| 2
|
| 4
| Устный опрос.
| 5.
| Тема1.5.
Публичное управление: человек, коллектив(объединение), общество.
| 15-18
| 4
| 4
|
| 8
| Опрос по вопросам семинара, терминологический диктант,
Тестирование по темам раздела №1.
| 6.
| Промежуточная аттестация.
| -
| -
| -
|
| -
| Зачет
|
| ИТОГО:
|
| 18
| 18
|
| 36
|
|
5.2. Структура дисциплины для студентов ЗФО 3 семестр
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1.
| Раздел 1.
Общие вопросы публичного управления.
Тема 1.1. Государственное и муниципальное управление –социальная деятельность, отрасль, учебная дисциплина.
| 1
| 1
|
| 18
| 2.
| Тема 1.2.
Территориальный публичный коллектив, публичная власть и публичное управление.
| 0,5
| 0,5
|
| 19
| 3.
| Тема 1.3.
Структура публичного управления.
| 1
| 1
|
| 20
| 4.
| Тема 1.4.
Территория государства и публичное управление.
| 0,5
| 0,5
|
| 18
| 5.
| Тема 1.5.
Публичное управление: человек, коллектив (объединение), общество.
| 1
| 1
|
| 19
| 6.
| Промежуточная аттестация: зачет
| -
| -
|
|
|
| ИТОГО:
| 4
| 4
|
| 94
|
5.1. Структура дисциплины для студентов ОФО 4 семестр
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1.
| Раздел 2.
Общегосударственное управление.
Тема 2.1
Государство как управляющая система.
|
1-3
|
6
|
3
|
|
3
| Обсуждение вопросов семинара, реферат.
| 2.
| Тема 2.2.
Функции государства и государственное управление.
| 4-6
| 6
| 3
|
| 3
| Опрос, обсуждение
докладов,письменная самостоятельная работа по темам 1-2 раздела №2.
| 3.
| Тема 2.3 Глава государства в системе государственного управления.
| 7-8
| 4
| 2
|
| 2
| Опрос. Моделирующая ситуация в виде деловой игры.
| 4.
| Тема 2.4.
Законодательная власть в системе государственного управления
| 9-11
| 6
| 3
|
| 3
| Опрос, обсуждение
докладов. Групповая работа.
| 5.
| Тема 2.5.
Исполнительная власть в системе государственного управления.
| 12-13
| 4
| 2
|
| 2
| Опрос, реферат.
| 6.
| Тема 2.6.
Судебная власть в системе государственного управления.
| 14
| 2
| 1
|
| 1
| Устный опрос, групповая дискуссия.
| 7.
| Тема 2.7.
Прокуратура в системе государственного управления
| 15
| 2
| 1
|
| 1
| Обсуждение вопросов семинара.
Тестирование по темам раздела №2
| 8.
| Раздел3.
Управление в субъектах федерации.
Тема 3.1.
Другие органы в системе государственного управления и органы государственного управления на местах.
| 16
| 2
| 1
|
| 1
| Обсуждение вопросов семинара.
| 9.
| Тема 3.2.
Публичное управление в субъектах Российской Федерации.
| 17-18
| 4
| 2
|
| 2
| Опрос по теме
семинара.
Тестирование по темам раздела №3
| 10.
| Промежуточная аттестация.
| -
| -
| -
|
| -
| Экзамен
|
| ИТОГО:
|
| 36
| 18
|
| 18
|
|
5.2. Структура дисциплины для студентов ЗФО 4 семестр
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1.
| Раздел 2.
Общегосударственное управление.
Тема 2.1
Государство как управляющая система.
| 1
| 0,5
|
| 5
| 2.
| Тема 2.2.
Функции государства и государственное управление.
| 1
| 0,5
|
| 5
| 3.
| Тема 2.3 Глава государства в системе государственного управления.
| 0,5
| 0,5
|
| 5
| 4.
| Тема 2.4.
Законодательная власть в системе государственного управления
| 1
| 0,5
|
| 5
| 5.
| Тема 2.5.
Исполнительная власть в системе государственного управления.
| 1
| 0,5
|
| 5
| 6.
| Тема 2.6.
Судебная власть в системе государственного управления.
| 0,5
| 0,5
|
| 5
| 7.
| Тема 2.7.
Прокуратура в системе государственного управления
| 0,5
| 0,5
|
| 5
| 8.
| Раздел 3.
Управление в субъектах федерации.
Тема 3.1.
Другие органы в системе государственного управления и органы государственного управления на местах.
|
| 0,5
|
| 6
| 9.
| Тема 3.2.
Публичное управление в субъектах Российской Федерации.
| 0,5
|
|
| 6
| 10.
| Промежуточная аттестация: экзамен
|
|
|
|
|
| ИТОГО:
| 6
| 4
|
| 47
|
5.1. Структура дисциплины для студентов ОФО 5 семестр
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости Тестирование по темам раздела №3
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1.
| Раздел4.
Управление в муниципальных образованиях. Ответственность в государственно-муниципальном и ином управлении.
Тема 4.1.
Муниципальная публичная власть и местное самоуправление.
|
1-4
|
6
|
8
|
|
4
|
Опрос. Реферат.
Групповая работа.
Обсуждение докладов.
| 2.
| Тема 4.2.
Ответственность в государственном,муниципальном и ином публичном управлении.
| 5-6
| 2
| 4
|
| 2
| Опрос. Разбор практических ситуаций.
Самостоятельная работа по темам раздела №4
| 3.
| Раздел 5.
Организация процесса государственного и муниципального управления и пути его совершенствования.
Тема 5.1.
Государственное и муниципальное управление как социальное явление.
|
7-8
|
2
|
4
|
|
2
| Опрос, обсуждение
докладов.
| 4.
| Тема 5.2.
Государственное и муниципальное управление: системный анализ.
| 9-11
| 2
| 6
|
| 3
|
Обсуждение проблемных вопросов семинара, практические задачи.
| 5.
| Тема 5.3
Организация процесса государственного и муниципального управления.
| 12-14
| 2
| 6
|
| 3
| Групповая форма работы, обсуждение проблемных вопросов.
| 6.
| Тема 5.4.
Эффективность государственного и муниципального управления.
| 15-17
| 2
| 6
|
| 3
| Выполнение практических работ и интерактивных заданий.
| 7.
| Тема 5.5.
Зарубежный опыт организации публичного управления.
| 18
| 2
| 2
|
| 1
| Обсуждение докладов. Тестирование по темам раздела №5
| 8.
| Промежуточная аттестация: экзамен
|
| -
| -
|
| -
| Экзамен, курсовая работа
|
| ИТОГО:
|
| 18
| 36
|
| 18
|
|
5.2. Структура дисциплины для студентов ЗФО 5 семестр
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1.
| Раздел 4.
Управление в муниципальных образованиях. Ответственность в государственно-муниципальном и ином управлении.
Тема 4.1.
Муниципальная публичная власть и местное самоуправление.
| 1
| 1
|
| 7
| 2.
| Тема 4.2.
Ответственность в государственном, муниципальном и ином публичном управлении.
| 0,5
| 1
|
| 7
| 3.
| Раздел 5.
Организация процесса государственного и муниципального управления и пути его совершенствования.
Тема 5.1.
Государственное и муниципальное управление как социальное явление.
| 0,5
| 1
|
| 7
| 4.
| Тема 5.2.
Государственное и муниципальное управление: системный анализ.
| 0,5
| 1
|
| 7
| 5.
| Тема 5.3
Организация процесса государственного и муниципального управления.
| 0,5
| 1
|
| 7
| 6.
| Тема 5.4.
Эффективность государственного и муниципального управления.
| 0,5
| 0,5
|
| 6
| 7.
| Тема 5.5.
Зарубежный опыт организации публичного управления.
| 0,5
| 0,5
|
| 6
| 8.
| Промежуточная аттестация: экзамен
|
|
|
|
|
| ИТОГО:
| 4
| 6
|
| 47
|
|