РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:
Проректор по учебной работе
_________ /Л.М. Волосникова/
«___»________________2011 г.
АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА И ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 250700.62 Ландшафтная архитектура
профиля подготовки «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
очной формы обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор работы_________/Т.В. Кузьмина/
«______»___________2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры «___»__________2011 г., протокол №___
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»
Объем ___ стр.
Зав.кафедрой _________/Н.А. Боме/
«___»__________2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ, отделение биологии
«___»__________2011 г., протокол № ___
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы
«СОГЛАСОВАНО»
Председатель УМК _________/О.В. Фролова/
«___»_________2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зав. методическим отделом УМУ _________/С.А. Федорова/
«___»__________2011 г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт математики, естественных наук и информационных технологий Кафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры
Татьяна Васильевна Кузьмина
АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА И ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 250700.62 Ландшафтная архитектура
профиля подготовки «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
очной формы обучения
Тюменский государственный университет
2011
Кузьмина Т.В. Архитектурная графика и основы композиции. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 250700.62 Ландшафтная архитектура, профиля подготовки «Садово-парковое и ландшафтное строительство» очной формы обучения. Тюмень, 2011, 13 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Архитектурная графика и основы композиции [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: д.с.-х.н., профессор Н.А. Боме.
© Тюменский государственный университет, 2011.
© Вавер О.Ю., 2011.
Пояснительная записка
Цель и задачи дисциплины:
Целью освоения дисциплины является получение студентами представлений об основных приемах и средствах архитектурной композиции как о сознательно мотивированных и методологически определенных действиях, направленных на создание художественно-выразительной архитектурно-пространственной среды.
Задачи освоения дисциплины:
изучить основы теории архитектурной композиции;
исследовать закономерности, изучаемые этой наукой;
осознать связь теории архитектурной композиции с творческой деятельностью;
выработать историко-архитектурное сознание, понимание закономерностей развития культуры, искусства и архитектуры.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:
Дисциплина «Архитектурная графика и основы композиции» относится к естественнонаучному и общетехническому циклу дисциплин.
Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин «Начертательная геометрия», «градостроительство с основами архитектуры», и служит основой для освоения дисциплин «Теория ландшафтной архитектуры и методология проектирования», «Строительство и содержание объектов ландшафтной архитектуры», «Ландшафтное проектирование» и дипломного проектирования. 1.3 Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1)
способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, экспериментального исследования (ПК-1);
умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ПК-3)
В результате освоения дисциплины студент должен:
иметь представление о закономерностях теории;
знать основы теории, категории архитектурной композиции;
уметь использовать полученные знания в дальнейшем при планировке и застройке поселений.
Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 4. Форма аттестации: зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Таблица 1.
Тематический план.
№
| Тема
| Недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Из них в интерак-тивной форме
| Итого количество баллов
| Лекции
| Лабораторные занятия
| Самостоятельная работа
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| Модуль 1
| 1
| Возникновение понятия «архитектурная графика». Первые разновидности плоскостных геометрических моделей. Первые объемные модели.
| 1
| 2
| 2
| 4
| 8
| 2
| 0-6
| 2
| Зарождение архитектурного рисунка. Материалы и инструменты для выполнения чертежей. Развитие специализации архитектров-проектировщиков и совершенствование приемов арх. черчения. Пересмотр системы чертежных изображений для получения исчерпывающей информации. Формирование теоретических основ методики проекционного черчения в ортогонали и перспективе.
| 2-3
| 2
| 4
| 6
| 12
| 4
| 0-6
| 3
| Обоснование теории ортогональных проекций (Густав Монж). Внедрение в практику специфических приемов черчения, отмывки, линейного и штрихового рисунка. Совершенствование чертежных инструментов и приспособлений для размножения чертежей.
| 4-5
| 2
| 4
| 6
| 12
| 4
| 0-12
|
| Всего
|
| 6
| 10
| 16
| 32
| 10
| 0-24
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Продолжение табл. 1
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| Модуль 2
| 1
| Поиски рациональных приемов арх. чертежа. Понятие графики как кода для изложения творческих идей.
| 6-7
| 2
| 4
| 6
| 12
| 4
| 0-10
| 2
| Графика традиционная механическая.
| 8-9
| 2
| 4
| 6
| 12
| 4
| 0-14
| 3
| Графика компьютерная.
| 10-11
| 2
| 4
| 8
| 14
| 4
| 0-12
|
| Всего
|
| 6
| 12
| 20
| 38
| 12
| 0-36
| Модуль 3
| 1
| Средства графического изображения. Линейная графика и приемы ее изображения. Тональная графика и приемы ее исполнения. Цветная графика и приемы ее исполнения.
| 12-13
| 2
| 4
| 8
| 14
| 4
| 0-8
| 2
| Виды АГ: эскиз, арх. рисунок, арх. чертеж. Общие сведения о чертежах. Ортогональный чертеж. Аксонометрический чертеж. Перспективный чертеж.
| 14-15
| 2
| 4
| 8
| 14
| 4
| 0-12
| 3
| Роль АГ в реальном и учебном проектировании
| 16-17
| 1
| 4
| 5
| 10
| 4
| 0-20
|
| Всего
|
| 5
| 12
| 21
| 38
| 12
| 0-40
|
| Итого (часов, баллов):
|
| 17
| 34
| 57
| 108
| 34
| 0 – 100
|
| Из них в интерактивной форме
|
| 4
| 30
|
|
| 34
|
| Таблица 2.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы
| Устный опрос
| Письменные работы
| Другие формы работы
| Итого количество баллов
| собеседова-ние
| лабораторная работа
| самостоятельная работа
| Виды композиции
| Принципы организации пространства
| презентация
| Модуль 1
| 1.
| 0-2
| -
| 0-2
| -
| -
| 0-2
| 0-6
| 2.
| 0-2
| -
| 0-4
| -
| -
|
| 0-6
| 3.
| 0-2
| 0-4
| 0-4
| -
| -
| 0-2
| 0-12
| Всего
| 0-6
| 0-4
| 0-10
| -
| -
| 0-4
| 0-24
| Модуль 2
| 1.
| 0-4
| 0-4
| 0-2
| -
| -
| -
| 0-10
| 2.
| 0-2
| 0-6
| 0-6
| -
| -
| -
| 0-14
| 3.
| 0-2
| 0-4
| -
| 0-6
| -
| -
| 0-12
| Всего
| 0-8
| 0-14
| 0-8
| 0-6
| -
| -
| 0-36
| Модуль 3
| 1.
| 0-2
| 0-2
| -
| 0-4
| -
| -
| 0-8
| 2.
| 0-2
| 0-4
| 0-2
| 0-4
| -
| -
| 0-12
| 3.
| 0-2
| 0-2
| 0-2
| -
| 0-10
| 0-4
| 0-20
| Всего
| 0-6
| 0-8
| 0-4
| 0-10
| 0-8
| 0-4
| 0-40
| Итого
| 0-20
| 0-26
| 0-22
| 0-10
| 0-14
| 0-8
| 0 – 100
|
Таблица 3.
Планирование самостоятельной работы студентов
№
| Модули и темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объем часов
| Кол-во баллов
| обязательные
| дополнительные
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Модуль 1
| 1.1
| Возникновение понятия «архитектурная графика». Первые разновидности плоскостных геометрических моделей. Первые объемные модели.
| Работа с литературой. Оформление и подготовка к защите лабораторных работ
| Подготовка презентации
| 1
| 6
| 0-6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Продолжение табл. 3
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1.2
| Зарождение архитектурного рисунка. Материалы и инструменты для выполнения чертежей. Развитие специализации архитектров-проектировщиков и совершенствование приемов арх. черчения. Пересмотр системы чертежных изображений для получения исчерпывающей информации. Формирование теоретических основ методики проекционного черчения в ортогонали и перспективе.
| Работа с литературой. Подготовка к контрольной работе
| Подготовка к тестирова-нию
| 2
| 6
| 0-6
| 1.3
| Обоснование теории ортогональных проекций (Густав Монж). Внедрение в практику специфических приемов черчения, отмывки, линейного и штрихового рисунка.
| Работа с литературой. Подготовка к контрольной работе
| Подготовка к тестирова-нию
| 3-5
| 18
| 0-12
|
| Всего по модулю 1:
|
| 30
| 0-24
| Модуль 2
| 2.1
| Поиски рациональных приемов арх. чертежа. Понятие графики как кода для изложения творческих идей.
| Работа с литературой. Оформление и подготовка к защите лабораторных работ, подготовка к контрольной работе
| Подготовка к тестирова-нию
| 6-7
| 14
| 0-10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Продолжение табл. 3
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 2.2
| Графика традиционная механическая.
| Работа с литературой. Оформление и подготовка к защите лабораторных работ, подготовка к контрольной работе
| Подготовка к тестирова-нию
| 8-10
| 18
| 0-14
| 2.3
| Графика компьютерная.
| Работа с литературой. Оформление и подготовка к защите лабораторных работ, подготовка к контрольной работе
| Подготовка к тестирова-нию
| 11-12
| 14
| 0-12
|
| Всего по модулю 2:
|
| 46
| 0-36
| Модуль 3
| 3.1
| Средства графического изображения. Линейная графика и приемы ее изображения. Тональная графика и приемы ее исполнения. Цветная графика и приемы ее исполнения.
| Работа с литературой. Оформление и подготовка к защите лабораторных работ, подготовка к контрольной работе
|
| 13
| 6
| 0-8
| 3.2
| Виды АГ: эскиз, арх. рисунок, арх. чертеж. Общие сведения о чертежах.
| Работа с литературой. Подготовка к контрольной работе
|
| 14-15
| 14
| 0-12
| 3.3
| Роль АГ в реальном и учебном проектировании
| Работа с литературой. Подготовка к контрольной работе, подготовка реферата, доклада, презентации
| Подготовка к тестирова-нию
| 16-17
| 12
| 0-20
|
| Всего по модулю 3:
| 32
| 0-40
|
| ИТОГО за семестр:
|
| 0-100
|
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1.
| Теория ландшафтной архитектуры и методология проектирования
| +
| +
| +
|
|
|
| 2.
| Объемно-пространственная композиция
| +
| +
|
|
|
|
| 3.
| Ландшафтное проектирование
|
| +
| +
| +
| +
|
| 4.
| Строительство и содержание объектов ландшафтной архитектуры
|
|
|
|
|
| +
| 5.
| Основы лесопаркового хозяйства
|
|
|
| +
| +
|
|
Содержание дисциплины.
|