Скачать 0.91 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИОТЧЕТобластного государственного бюджетного образовательного учреждения«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат «Вера» г. Рязани»за 2011-2012 учебный годАнализ соблюдения прав на образование детей-инвалидов с умеренной, тяжелой умственной отсталостью в школе-интернате «Вера». В соответствии с нормами международного гуманитарного права, российского законодательства, обеспечивающего право ребенка-инвалида на получение образования, администрация школы-интерната в 2011-2012учебном году решала проблему включения воспитанников с умеренной, тяжелой умственной отсталостью в образовательное пространство с учетом позитивных изменений в системе специального образования . Деятельность коллектива учреждения в течении года была направлена на оптимизацию школьной системы коррекционно-образовательной работы через экспериментальную деятельность педагогов, направленную на повышение качества обучения, воспитания, достижение достаточного уровня социализации воспитанников с умеренной, тяжелой умственной отсталостью: на реализацию проекта по здоровьюсбережению в условиях школы- интерната, активно используя здоровьесберегающие технологии и методы обучения с целью поддержания стабильности психосоматического состояния детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью. Были продолжены аналитико-диагностические исследования интеллектуального, психофизического, речевого развития, состояния здоровья обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью через расширение зоны мониторинговой деятельности. Активизировалась деятельность Попечительского совета в системе управления школы- интерната для разрешения существующих проблем. В своей деятельности администрация руководствовалась: Конвенцией ООН о правах ребенка; Конституцией Российской Федерации; указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; нормативно-правовыми актами Министерства образования Российской Федерации и другими органами управления образованием; Федеральным законом РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 г. (ред. 27.12.2009г.) (ст.51); Типовым положением о специальном (коррекционном)общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.( Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 №212, от 23.12.2002 №919.); Типовым положением об образовательном учреждении от 31.03.1997 г.№325-14-22 (п.8); Письмом Министерства образования РФ: «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» от 03.04.2003 №27/2722; Постановлениями Правительства Рязанской области; приказами и распоряжениями министерства Рязанской области; Уставом ОГОУ «Специальная школа - интернат«Вера»» утв. приказом № 23 от 16.03.2009г.; Руководство школы-интерната, организуя специалистов различных подразделений, своевременно информируя членов семей о путях, способах и средствах, используемых медицинской и психолого-педагогической абилитацией, привлекая родителей в качестве партнеров при разработке индивидуальных программ абилитации детей, добивалась, чтобы каждый обучающийся независимо от его психофизического состояния, через систему дифференцированного и индивидуализированного обучения, получал услуги, способствующие интеграции воспитанника к обычным условиям жизни. В результате к настоящему времени в школе сложились условия, обеспечивающие возможность достижения желаемых образовательных результатов. Соблюдено: -право ребенка с умеренной, тяжелой умственной отсталостью на получение образования; - право на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь; -право на обучение в классе, численность обучающихся в котором, не превышает установленной нормы, - право на уважительное отношение к ребенку с ограниченными возможностями здоровья со стороны персонала, на защиту от насилия, грубого или небрежного отношения. Направляя коллектив на реализацию качественного образования, администрация в течение года улучшала условия осуществления образовательного процесса, повышала их комфортность: школа работала в I смену, количество детей в классах не превышало установленной нормы: в классах со сложной структурой дефекта- не более 5 человек, в подготовительном ( нулевом) классе- не более 6 человек, в классах с умеренной, тяжелой умственной отсталостью – не более 10 человек.. Функционировали группы продленного, выходного и праздничного дня, летний оздоровительный лагерь. Здание и помещения школы отремонтированы: проведен ремонт во всех классах-группах, медицинской комнате, пищеблоке центрального корпуса. В помещениях классов-групп поддерживалась чистота и порядок. Приобретено дополнительное физкультурно-оздоровительное оборудование для физкультурного зала, спортивной площадки, групповых комнат филиала, медицинское оборудование. Условия обучения обеспечивали безопасность обучающихся (с точки зрения травматизма). В режиме эксперимента педагогами разработаны программы учебных дисциплин для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, позволяющие осуществить коррекционно-образовательный процесс в учебном году. Оказание медико-педагогической помощи детям и подросткам с умеренной, тяжелой умственной отсталостью проводилась по следующим направлениям: лечебно-оздоровительному, учебно-коррекционному, социально-трудовому. Основная идея первичной абилитации и последующей социализации: «Для воспитанника, вместе с воспитанником, исходя из возможностей воспитанника», в процессе которых происходило развитие навыков позитивной и адекватной коммуникации, развитие навыков учебной деятельности, развитие навыков самообслуживания, хозяйственно бытовой и трудовой деятельности. В 2011—2012 учебном году общая численность воспитанников школы-интерната составила 106 (максимально с 27.01.2012 по 18.05.2012г.) человек. На начало учебного года-102 человека, на конец года: 01.06.2012 г.-94 человека. Через школьную форму обучения осваивали объем скорректированной программы начальной общеобразовательной школы 88 человек (83,%). Из них 8 воспитанников (14.8% )- программу для детей со сложной структурой дефекта (4 класс- 3 (4- на начало года) человека, 7 класс- 5 человек); 18 человек (17%) –обучались индивидуально на дому. В конце 2011-2012 учебного года выпущено 10 человек ( из них 5 человек окончили 11 класс, 1 человек -10 класс,1 человек -9 класс, 3 человека- 7 класс индивидуального обучения на дому), получивших свидетельства о начальном уровне образования. Нуждающимся воспитанникам в соответствии с их потребностями оказывалась на индивидуальных занятиях дополнительная помощь. Отход педагогов от привычной поурочной системы на занятиях по ЛФК, СБО с элементами ОБЖ, игротерапии, проведение их в режиме эксперимента по индивидуальному плану, исходя из имеющихся навыков ребенка, позволил создать для воспитанников условия уверенности и защищенности, помочь накопить опыт «проживания» и переживания жизненных ситуаций через учебные занятия. Истекший год пополнил практический и научно-методический опыт педагогов по коррекции и социализации воспитанников. В первую очередь этому способствовали усилия администрации по развитию потенциалов школы. Весь педагогический персонал во главе с администрацией прошел курсы повышения квалификации на базе школы- интерната по актуальным проблемам обучения детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью.10 педагогов участвовали во 2 Международной научно-практической конференции: «Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: создание доступной среды для социальной адаптации и успешной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в современное общество». Анализ происшедших изменений в области обеспечения права на начальное образование детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью показал, что наряду с позитивными мерами: - упорядочиванием правил и процедуры приема в школу-интернат, - пополнением ресурсного обеспечения школы, - восполнением пробелов в нормативной базе (разработано положение о Попечительском совете, о психолого- медико-педагогическом консилиуме, скорректированы: о педагогическом совете, о психологической службе, о методической службе, о внутришкольном контроле, о новой системе оплаты труда), произошли позитивные изменения в сохранности контингента. В течение года по заявлению родителей школу покинули 5 воспитанника (в сравнении с 2008-2009 учебным годом- 18 воспитанников, в 2009-2010 учебном году- 7человек). Из них двое (Иванов С., Невдах Д) в связи с переездом семей в другой регион,1 воспитанник (Царюк А.) помещен в дом-интернат п. Елатьма в связи со смертью матери, 1 человек (Короткова О.) в связи с заявлением матери и на основании коллегиального заключения,1 человек(Кочетков В.)- переведен в специальную (коррекционную) школу № 23 по заявлению родителей. С учетом сложившейся структуры дефекта, выраженности патологии поведения для 18 детей (что составило 17%) с тяжелой умственной отсталостью были созданы условия развития в персональном темпе через индивидуальную форму обучения на дому. Для каждого обучающегося были составлены индивидуальные учебные планы, календарно- тематические планы, которые реализовывались согласно утвержденному расписанию. Мониторинг входного и итогового контроля выявил положительную динамику обученности детей. Анализ организации индивидуального обучения на дому, выявил необходимость дальнейшего совершенствования этой формы обучения, разработку индивидуально ориентированных программ, стабильность в подборе кадров. Анализ результатов деятельности подразделений медико-социальной коррекции. В 2011-12 учебном году процесс медико-социальной абилитации воспитанников осуществлялся как медицинским персоналом находящимся в штате школы-интерната (медсестра-2 ед.- три человека; м/с по массажу-1 ед., диетсестра- 1 ед.), так и медработниками-совместителями: врачом- педиатром (1ст.), врачом ЛФК (0,5ст.),врач -психоневролог-(0.5 ст.),врач-психиатр-(1 ст.). Весь медицинский персонал имеет высшую или первую квалификационную категорию. Сотрудники медико-социального подразделения продолжали работу по обеспечению условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью. В текущем году, выделив среди множества (социальных, психологических, медицинских) факторы, оказывающие наибольшее влияние на охрану и поддерживание психо-соматического состояния обучающихся (схема 1). Медицинское обслуживание укрепления здоровья).воспитанников Условия организации труда, эргономика условий труда. Выполнение требований к учебной нагрузке, режиму учебно-коррекционного процесса пропроцесса. Выполнение санитарно-гигиенических требований к помещениям, техническим составляющим режима и оборудования. персонал подразделения получил возможность наметить путь, через укрепление нормативной базы, к комплексному обеспечению действий, формирующих условия охраны и укрепления здоровья обучающихся. Так заключение между школой-интернатом и учреждениями здравоохранения двусторонних договоров по медобслуживанию воспитанников конкретизировало предмет действия каждой стороны и выделило обязательный компонент совместной деятельности в обеспечении индивидуального медицинского обслуживания воспитанников (схема 2). Учреждения здравоохранения Школа-интернат « Вера» Схема 2
По параметрам микроклимата, санитарного состояния учреждения, сбалансированного питания, школа-интернат и в истекшем году сохранила позицию в среде благополучных образовательных учреждений города, обеспечивающих условия пребывания детей. Во многом способствовало этому непрекращающаяся работа по укреплению материально-технической базы:
В исполнении приказа министерства здравоохранения, министерства образования, министерства социальной защиты населения Рязанской области № 199/242/20-АМ от 11.03.2010 г. в школе –интернате в октябре 2011 года была проведена диспансеризация воспитанников через которую прошли 91 человек. К процессу научно- методического сопровождения оздоровительной работы наряду с медицинским персоналом привлечены и педагоги школы-интерната. Использование в медико-педагогическом процессе программ :«Ступеньки к здоровью», « Полезные привычки» и адаптированной к возможностям наших обучающихся коррекционно-развивающей программы: «Если хочешь быть здоров», не только обеспечивает методическую и техническую базу моделировании различных видов деятельности, укрепляющих здоровье детей, но и продолжает формировать у воспитанников элементарные представления о здоровом образе жизни и простейшие навыки безопасного и социально адекватного поведения. Деятельность в области охраны жизни и здоровья обучающихся регулировалась: • законом об оказании населению психиатрической помощи от 1993г и комментариями к нему; • письмом Управления инспекционно-аналитической работы Минобразования РФ от 12.07.00г. № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»; • СанПин № 4076-86 от 06.03.86 г «Санитарные правила устройства оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии»; СанПин2.4.2.2821-10,регистрационный №19993 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» • постановлениями и распоряжениями Правительства Рязанской области, приказами. Права воспитанников школы-интерната на охрану здоровья осуществлялась через: • соблюдения прав ребенка с умеренной, тяжелой умственной отсталостью на получение медицинских услуг; • создание в школе условий, в целом соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и отвечающих требованиям безопасности; • организацию медико-социального и образовательного процессов с учетом нейтрализации факторов, негативно влияющих на здоровье участников образовательного процесса. С целью обеспечения доступности медицинской помощи в течение года в школе-интернате функционировало в режиме пяти- и семидневной недели 2 медицинских кабинета, процедурный и массажный кабинеты, изоляторы, оснащенные медицинским оборудованием инструментарием, твердым инвентарем согласно «Примерному перечню оборудования и инструментария медкабинета школы-интерната», процедурный и массажный кабинеты, кабинет логопедической коррекции. Дежурство медперсонала, осуществляемое в режиме семидневной рабочей недели, также способствовало поддержанию безопасных условий школы-интерната. Анализ деятельности врачей психиатрического подразделения В 2011-2012 учебном году психиатрическое направление медико-социальной абилитации воспитанников в школе-интернате «Вера» осуществляли врачи-психиатры (совместители): - Шутова Елена Владимировна, - врач-психиатр I кв. категории, врач центра психического здоровья, - Прокудин Игорь Михайлович, - врач –психиатр I кв. категории РОКПБ, Выполняя поставленные перед подразделением задачи по работе с детским контингентом, в течение 2011-2012 года врачами психиатрами были обследованы и приняты в школу- интернат18 воспитанников: 5 воспитанников в центральный корпус и13 воспитанников в филиал: В течение года были обследованы и выведены из школы- интерната человека15 человек: 8 воспитанников из центрального корпуса и 7 человек из филиала. На конец года в центральном корпусе состоит 72 воспитанника (из них11 –обучающиеся индивидуально на дому, после 31.05. 2012г.- 7 человек) Из них: девочек – 29 мальчиков – 43 По возрасту: 1991 года рождения – 3 1997 года рождения - 8 1992 года рождения – 2 1998 года рождения – 5 1993 года рождения – 6 1999 года рождения – 14 1994 года рождения – 7 2000 года рождения – 3 1995 года рождения – 10 2001 года рождения – 5 1996 года рождения – 6 2002 года рождения – 2 По нозологии: с умственной отсталостью, обусловленной хромосомной патологией и обменными нарушениями: 19 (26,39%) синдромом Дауна – 18 (25%) фенилкетонурией – 1 (1,39%) с умственной отсталостью, обусловленной психическими заболеваниями: 6 (8,33%) с умственной отсталостью, в сочетании с ДЦП – 4 (5,5%) В сравнении с прошедшими годами:
По сравнению с прошлым годом уменьшилось количество воспитанников с умственной отсталостью, обусловленной психическими заболеваниями. В филиале на конец года состоит 28 воспитанников. Из них: девочек – 11,мальчиков – 17. Распределение воспитанников по возрасту: 2000 года рождения – 4 2001 года рождения - 3 2002 года рождения – 8 2003 года рождения – 8 2004 года рождения – 5 Распределение воспитанников по нозологии: с умственной отсталостью, обусловленной хромосомной патологией и обменными нарушениями: 7 (22,58 %) из них: Фенилкетонурия – 1 (3,22%) синдром Дауна – 6 (19,36 %) с умственной отсталостью, обусловленной психическими заболеваниями: 4 (12,9%) с умственной отсталостью в сочетании с ДЦП – 4 (16,1%) В сравнении с прошедшими годами:
Отмечается увеличение количества воспитанников, имеющих дифференцированную умственную отсталость, за счет детей с синдромом Дауна, с резким снижением (в 2 раза) количества детей, имеющих умственную отсталость, обусловленную психическими заболеваниями. В течение года воспитанники получали необходимое лечение, которое было рекомендовано детскими психиатрами РОПНД. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Публичный отчет краевого государственного казённого специального... «Канская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» содержит информацию об основных результатах работы... | ||
Образовательная программа государственного бюджетного специального... Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящие Правила приняты решением общественно-государственного Совета Государственного бюджетного образовательного учреждения специальная... | ||
Образовательная программа кс(К)оу «Чебоксарская специальная (коррекционная)... Чувашской Республики для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чебоксарская специальная (коррекционная)... | Представленный публичный отчет содержит информацию о результатах... «Белозерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» | ||
Кгсоу «Минусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная... Наименование оу: Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников... | Публичный отчет краевого государственного казённого специального... «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №4» | ||
Публичный отчет муниципального казенного специального (коррекционного)... «Озоно-Чепецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» муниципального образования «Кезский район»... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Республики Хакасия для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная... | ||
Образовательная программа ку «Леушинская специальная (коррекционная)... Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение хмао – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного специального... Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Омутинского района для обучающихся, воспитанников... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения Ленинградской области для обучающихся, воспитанников... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения Ленинградской области для обучающихся, воспитанников... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения Ленинградской области для обучающихся, воспитанников... | Публичный отчет о результатах деятельности за 2011-2012учебный год «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 V вида» |