Скачать 280.86 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Стерлитамакская государственная педагогическая академия Основы медицинских знаний Учебная программа курса По специальности Стерлитамак 2007 ББК 51.1(2) 0-75 УДК 614.812(073) Рецензенты: Кандидат биологических наук, доцент Стерлитамакской государственной педагогической академии И.Б. Ишмухаметов; кафедра основ медицинских знаний и охраны здоровья детей Стерлитамакской государственной педагогической академии. Учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначена для студентов всех педагогических специальностей Составитель: Резяпова Э.Р., к.м.н. старший преподаватель. Утверждена на заседании кафедры основ медицинских знаний и охраны здоровья детей от 8 ноября 2006 года, протокол № 13.
Оглавление
Введение к учебной программе Актуальность проблемы обучения будущих педагогов основам медицинских знаний продиктована значительным снижением уровня здоровья в Росси не только взрослого, но и детского населения. Только сознательное отношение к своему здоровью и воспитание ответственности за него может вывести Россию из сложившегося тупика. Лишь 20 – 25% опрошенных студентов могут правильно оценить значимость факторов, определяющих здоровье, назвать основные составляющие здорового образа жизни. Причины введения учебной дисциплины. В большинстве педагогических коллективов относятся к физкультуре и ОБЖ как к предметам второстепенным. Все это вполне сопоставимо с отрицательной динамикой состояния здоровья учащихся за время обучения, состоянием здоровья самих педагогов. Причина введения курса заключается необходимость обеспечения студентов здоровыми навыками и условиями в семейной, образовательной среде. Роль и место курса в структуре учебного плана. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы безопасности жизнедеятельности. Для изучения дисциплины необходимы знания в области физиологии, анатомии, биологии, химии. Особенность изучаемого курса состоит в том, что студент овладевает практическими знаниями по здоровому образу жизни (объем физической активности, правильное и рациональное питание, знания по аддитивному поведению и развитию алкогольной зависимости, токсикомании, наркомании), гигиене (должные величины массы тела, роста, объемных показателей, ЧСС, ЧДД, АД), уходу за больными (правила выполнения инъекций, профилактика пролежней, уход за кожей и слизистыми), инфекционным болезням (воздушно-капельная инфекция, заболевания передающиеся половым путем), которые необходимы каждому человеку в повседневной жизни. Соответствие учебной программы Государственному образовательному стандарту ВПО: изучение дисциплины отвечает задачам, указанным в п.7.1.ГОС ВПО, и ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности: - укрепление и сохранение здоровья школьников, рациональная организация учебного процесса; - обеспечение охраны здоровья учащихся во время образовательного процесса; - организация внеурочной деятельности. Организационно-методические указания Цели дисциплины: - формирование знаний, навыков и умений оказания первой медицинской помощи детям и подростками в чрезвычайных ситуациях; - формирование у педагогов потребностей, мотиваций, привычек здорового образа жизни; - воспитание ответственности за свое здоровье и здоровье учащихся; - формирование личностно-ценностного отношения к собственному здоровью и окружающей природе. Задачи дисциплины: - дать будущему педагогу знания об основных патологических состояниях у детей и подростков, требующей неотложной терапии; -формирование знаний и практических умений у студентов о методах оценки количества и качества здоровья человека; -развитие положительной мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья студентами через овладения принципами здорового образа жизни -Формирование представления о наиболее распространенных болезнях и возможностях их предупреждения -формирование системы знаний о влиянии экологических факторов на здоровье человека -формирование у студентов навыков по уходу за больными на дому -ознакомление с наиболее часто встречающимися неотложными состояниями и привитие практических навыков оказания доврачебной помощи. Приобретенные умения и знания позволят будущим педагогам освоить и выработать новые педагогические технологии, способные повысить эффективность учебно-воспитательной работы на базе здоровье сберегающих технологий в образовательных учреждениях. Требования к знаниям и умениям Студент, изучивший дисциплину, должен знать: - основы физической, физиологической, психологической и интеллектуальной культуры; - нормы физиологических показателей организма; - наиболее распространенные заболевания; - причины возникновения соматических и инфекционных заболеваний; - принципы, средства и методы профилактики различных заболеваний; - причины и факторы, вызывающие неотложные состояния; - признаки поражения различных органов, аллергических и судорожных состояний, отравления химическими веществами, лекарственными препаратами и веществами бытовой химии; - пути введения лекарств в организм ребенка; - принципы проведения профилактических мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний в детских коллективах; - основополагающие принципы здорового образа жизни; - педагогические средства формирования здорового образа жизни у обучающихся; уметь: - использовать некоторые методы и средства оказания первой медицинской (доврачебной) помощи при возникновении неотложных состояний: остановить кровотечение, обработать рану, наложить бинтовую повязку на различные участки тела, провести реанимацию при внезапной остановке сердца и дыхания; - подсчитать пульс и частоту дыхательных движений; - измерить артериальное давление; - применять методические приемы и педагогические технологии с целью формирования, сохранения и укрепления здоровья. Объем и сроки изучения курса Всего - 36ч. Из них лекций - 24 ч, практических - 1 2 ч.
|
Рабочая программа дисциплины б 3 Основы медицинских знаний Дисциплина «Основы медицинских знаний» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | ||
Н. Н. Павлова основы медицинских знаний Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний. Учебно-методический комплекс для студентов специальности: 071401. 65 «Социально-культурная... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний... Шардина Л. А., доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний... Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу | Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний... Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу | ||
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | Российской федерации Целями освоения дисциплины «Основы медицинских знаний» являются формирование высокого уровня знаний в области основ медицинских знаний,... | ||
Пояснительная записка Программа учебной дисциплины «Основы безопасности... Автор программы: Михейкина И. Н., ст преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | ||
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | Пояснительная записка Настоящая программа предназначена для изучения... Программа предназначена для изучения курса «Основы медицинских знаний» с основами анатомии, физиологии и гигиены в 9 классе средней... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины (рупд). 5 Учебно-методическое... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями гос впо по данному направлению (№ государственной регистрации... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 (19) (21) Основы... Автор программы: Михейкина И. Н., ст преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 06 Основы медицинских... Для специальности 050101. 65 Химия с дополнительной специальностью 050102. 65 Биология | Российской федерации Содержание: умк по дисциплине Основы медицинских знаний для студентов направления подготовки 050100 «Педагогическое образование»... |