Рабочая программа По предмету технология





НазваниеРабочая программа По предмету технология
страница1/22
Дата публикации19.03.2015
Размер1.92 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №55

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

«____»_______2014 «____»_______2014 «____»_______2014

Руководитель МО Заместитель директора по УР Директор МБОУ СОШ №55

______________ ________________ _________________

Ковалец А.А. Глотова И.В. Ешенко Н.В.

Рабочая программа

По предмету технология

5 - 8 класс

Разработана:

Учителем технологии МБОУ СОШ №55

Ковалец А. А.

г. Хабаровск

Методическое письмо
о преподавании учебного предмета
«Технология» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта
общего образования


I. Государственный стандарт общего образования
и его назначение


Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений; определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный, региональный (национально-региональный) и образовательного учреждения.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 (стандарт размещен на сайте www.ed.gov.ru).

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития российского образования, системного обновления его содержания.

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся*, а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

Порядок введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Федеральный компонент вводится с 2005/2006 учебного года в 9 классах для организации предпрофильной подготовки; с 2006/2007 учебного года в 1, 5 и 10 классах. Поэтапный период введения стандарта завершается в 2010 году. Образовательные учреждения по мере готовности и по решению учредителя имеют право вводить федеральный компонент с 2004/2005 учебного года. Кроме того, уже с 2004 года федеральный компонент становится основой для развития системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, деятельности Федерального экспертного совета, групп по подготовке Единого государственного экзамена, авторов рабочих учебных программ и учебников.

II. Место технологии в базисном учебном плане

Технология, с позиций социализации учащихся, занимает ключевое место в системе общего образования. По базисному учебному плану (далее БУП) ее изучение начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровне на старшей ступени общего образования. В соответствии с БУП в начальной школе на изучение технологии выделено по 1 часу в неделю в 1 и 2 классах и по 2 часа в неделю в 3 и 4 классах.

Учебное время, отведенное по БУП в 1–2 классах для предметов «Искусство (ИЗО)» (33 и 34 ча­са в год соответственно) и «Технология (Труд)» (33 и 34 часа в год соответственно), по решению об­разовательного учреждения может быть объединено и использовано для преподавания интегрированного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (66 и 68 часов в год для 1 и 2 классов соответственно).

В 3–4 классах в рамках учебного предмета «Технология (Труд)» начинается освоение приемов работы на компьютере, что необходимо для изучения на ступени основного общего образования нового учебного предмета «Информатика и ИКТ».

На ступени основного общего образования на изучение технологии в 5–7 классах выделено 2 часа в неделю, в 8 классе – 1 час в неделю. Один час технологии в 8 классе передан в национально-региональный компонент для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности. Указанный час рекомендуется использовать на изучение технологий, распространенных в регионе, с целью профессионального самоопределения учащихся. При этом национально-региональные особенности местного социально-производственного окружения могут быть представлены в авторской программе для конкретного общеобразовательного учреждения соответствующими технологиями, видами и объектами труда.

Два часа учебного предмета «Технология» в 9 классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. В тех случаях, когда в старших классах школы предполагается реализация универсального обучения (непрофильного обучения), указанные часы рекомендуется вернуть предмету «Технология» в целях обеспечения непрерывности технологического образования. Рекомендуется также сохранить обучение технологии при подготовке учащихся к технологическому, физико-техническому и оборонно-спортивному профилям.

III. Основные содержательные линии предмета «Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)».

Каждое направление включает в себя базовые технологические и инвариантные разделы. Базовым разделом для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа обязательно включает в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

Для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» базовыми являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа направления «Технология. Обслуживающий труд» обязательно включает в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

Базовыми разделами для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» являются разделы «Растениеводство» и «Животноводство». Поскольку в сельской школе традиционно дополнительно к технологиям сельскохозяйственного труда изучаются либо технологии промышленного производства, либо технологии сферы сервиса, для учащихся таких школ, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, создаются комбинированные программы, включающие разделы по технологиям растениеводства и/или животноводства, а также базовые и инвариантные разделы по технологиям технического труда или обслуживающего труда. Комплексный учебный план в конкретной сельской школе при этом составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в данном регионе.

В связи с перераспределением времени между указанными разделами в комбинированных программах для сельских школ уменьшается объем и сложность практических работ в разделах содержания по техническому труду с сохранением всех составляющих минимума содержания обучения по технологии. Комплексно для таких комбинированных программ планируется освоение раздела «Современное производство и профессиональное образование» и проектная деятельность учащихся. Желательно, чтобы темы творческих работ и проектов учащихся сельских школ носили комбинированный характер, сочетая технологии технического и сельскохозяйственного труда. Необходимые сведения о профессиях промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, путях получения профессионального образования даются сельским школьникам в содержательно общем для обоих направлений разделе по профессиональному самоопределению.

В виду объективных трудностей обеспечения сельских школ деталями или конструкторами для технологий, относящихся к электронной технике, соответствующие работы могут быть заменены электротехническими работами с электроприводом и электромеханической автоматикой оборудования сельскохозяйственного производства.

В базисном учебном плане по ряду профилей для старших классов среднего (полного) общего образования «Технология» не входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне в федеральном компоненте. Там она представлена в составе учебных предметов по выбору на базовом уровне. На ее изучение в 10 и 11 классах здесь отводится 70 часов (по одному часу в неделю в каждом классе).

Учитывая значение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся, их успешной социализации в обществе, для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования, рекомендуется выделять из резерва учебного времени регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно еще 1 час в неделю в 10 и в 11 классах. При этом национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими территориальными или местными технологиями, видами и объектами труда. Для профилей нетехнологической направленности изучение технологии дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.

Для технологического профиля общеобразовательной подготовки учащихся 10 и 11 классов на изучение курса технологии в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Россий­ской Федерации отводится 280 часов. Технологический профиль общеобразовательной подготовки старшеклассников дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.

IV. Концептуальные основы образовательных стандартов
по технологии


Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по технологии состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся, инвариантной различным видам созидательной деятельности. (Функциональная технологическая грамотность выражается в способности учащихся выполнять работы по распространенным технологиям ручного и механизированного труда, быстро осваивать различные технологические средства и адаптироваться к различным видам деятельности.) Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики.

В каждом разделе минимума содержания образовательных программ по технологии для основной школы, независимо от выбранных направлений технологического обучения и изучаемых технологий, предусмотрено освоение следующих сквозных тематических линий содержания обучения:

– культура и эстетика труда; безопасность трудовой деятельности;

– получение и использование информации в текстовой и графической формах с использованием ЭВМ;

– элементы прикладной экономики и предпринимательства;

– мир профессий, средства и методы формирования жизненных, профессиональных планов; творческая, проектная деятельность;

– влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; тенденции развития техники и технологий.

В ГСОО для основной школы вместо традиционного для российского трудового обучения раздела «Культура дома» по технологии введен раздел «Технологии домашнего труда», обязательный для изучения всеми школьниками, в котором привычное для педагогов содержание дополнено изучением рациональных методов поведения на рынке товаров и услуг.

В сравнении с действующим стандартом разгрузка содержания проводилась по следующим направлениям:

 изменение структуры содержания учебного материала; это позволило тематически и поэтапно согласовать стандарт по технологии с содержанием стандартов по математике, физике, химии, биологии, обществоведению, экономике и информатике; на этой основе удалось заметно сократить объем теоретического материала, дублирующего содержание естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;

 исключение сложного материала (по электротехнике и радиоэлектронике, ремонтно-отделочным работам, информационным технологиям, материаловедению); теоретические основы этого материала опережали соответствующие курсы и разделы по другим предметам общего образования, поэтому они были малодоступными для усвоения учащимися основной школы; такой материал был мало подкреплен практической деятельностью школьников в массовой школе;

 введение содержания раздела «Информационные технологии», изучаемого ранее в образовательной области «Технология», в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования в содержание предмета «Информатика и ИКТ»;

 перенос ряда компонентов содержания разделов «Художественная обработка материалов» и «Введение в художественное конструирование» в предмет «Искусство», «Основ предпринимательства» – в предмет «Обществознание», включая экономику и право.

В целом сокращение количества изучаемых понятий и законов, уменьшение объема и сложности практических работ по образовательной области «Технология» позволило обеспечить разгрузку содержания примерно на 30 процентов.

Обновление содержания образования связано с расширением вариативности путей достижения целей изучения образовательной области «Технология», предоставлением учителю свободы в выборе объектов труда и изучаемых технологий с целью более полного учета интересов учащихся, возможностей школы и требований современной жизни. В содержание образования по технологии включен материал, направленный на подготовку школьников к практической деятельности в условиях рыночной экономики, освоение современных и перспективных технологий.

Личностная ориентация образования реализована в стандарте посредством предоставления учащимся возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда в процессе изучения всех разделов технологии. Значительная часть минимума содержания по этому предмету направлена на приобретение учащимися общетрудовых знаний, умений и навыков, необходимых в последующей деятельности независимо от ее вида, подготовку школьников к ведению домашнего хозяйства.

Функционально-прикладной характер обучения технологии обеспечивается в процессе освоения разнообразных способов практической деятельности по изготовлению личностно или общественно значимых объектов труда.

Виды и содержание технологических процессов, составляющих основу стандарта, позволяют осуществлять обучение учащихся на объектах различной сложности и трудоемкости, согласуя их с возрастными возможностями учащихся и уровнем их общего и технологического образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья школьников.

Широкое использование творческой и проектной деятельности при обучении технологии способствует развитию инициативы, творческих способностей школьников. У учащихся формируется функциональная грамотность. Они приобретают опыт коллективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать результаты своего труда.

В результате систематического изучения технологии учащимся прививаются навыки соблюдения дисциплины труда, уважительное отношение к результатам своего и чужого труда, ответственность за результаты своей деятельности, патриотизм и гордость за достижения отечественных ученых и инженеров.

В минимуме содержания образовательных программ по технологии заложена преемственность целей и задач, решаемых на различных ступенях общеобразовательной школы. Обучение школьников начинается с формирования представлений о роли трудовой деятельности в создании объектов окружающего мира и развития мелкой моторики рук в начальной школе и завершается в основной школе приобретением компетентности в трудовой и хозяйственно-бытовой сферах, а также компетентности в сфере профессионального самоопределения.

Впервые в отечественном образовании для учащихся 10–11 классов был разработан Минимум содержания образовательных программ и требования к уровню достижений для технологического профиля и базового уровня обучения. Стандарт базового уровня обучения предназначен для использования в школах с универсальным профилем обучения и в школах с нетехнологическими профилями обучения.

На базовом уровне обучения в старшей школе происходит дальнейшее формирование способности школьников самостоятельно определять свои жизненные и профессиональные планы и проводится обучение технологиям проектирования и создания объектов труда с учетом познавательных интересов учащихся.

В технологическом профиле обучения предусмотрена углубленная технологическая подготовка старшеклассников в выбранной отрасли и направлении технологической деятельности. По ее завершении учащиеся могут получить справку об освоении профильного курса по технологии. При углубленном уровне профильной технологической подготовки, с использованием времени за счет регионального и школьного компонентов БУП, допускается выдача свидетельства государственного образца о профессиональном обучении.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа По предмету технология iconРабочая программа по предмету «Технология»
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 – 7 класс (2 часа в неделю- 68 часов в год) разработана применительно к Примерной образовательной...
Рабочая программа По предмету технология iconРабочая программа по предмету «Технология»
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 – 7 класс (2 часа в неделю- 70 часов в год) разработана применительно к Примерной образовательной...
Рабочая программа По предмету технология iconРабочая программа по учебному предмету «Технология»
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основе авторской программы «Технология»1-4 классы /. Лутцевой Е....
Рабочая программа По предмету технология iconАннотация к рабочей программе По предмету «Технология. Технический труд» 7 класс
Данная рабочая программа по предмету «Технология» составлена для всех учащихся 7 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного...
Рабочая программа По предмету технология iconРабочая программа по предмету «технология»
Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг, Н. В. Добромысловой, Н. В. Шипиловой «Технология. 1-4 классы» (учебно-методический...
Рабочая программа По предмету технология iconРабочая программа по предмету «Технология. Обслуживающий труд»
...
Рабочая программа По предмету технология iconКалендарно тематическое планирование Содержание Раздел: Технология...
Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской
Рабочая программа По предмету технология iconРабочая программа по предмету «Технология» 3 класс создана на основе:...
Программы курса «Технология» под редакцией Роговцевой Н. И., Богдановой Н. В, Фрейтаг И. П. М.: «Просвещение», 2012 год
Рабочая программа По предмету технология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 1 класса базовый уровень (далее Рабочая программа) разработана на основе...
Рабочая программа По предмету технология iconРабочая программа Меньшиковой Оксаны Петровны по учебному предмету «Технология»
А. Кожина; программы «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» автор В. Д. Симоненко; программы «Проекты в образовательной...
Рабочая программа По предмету технология iconРабочая программа по предмету технология (обслуживающий труд) 8 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой по направлению «Технология. Обслуживающий труд. Сельскохозяйственный...
Рабочая программа По предмету технология iconРабочая программа по предмету «Технология» 5 класс Дунькина А. И
Фгос ООО второго поколения Москва, «Просвещение», 2011 год, авторской программы: Технология: программа: 5–8 классы / авт сост. А....
Рабочая программа По предмету технология iconРабочая программа по предмету «Технология»
Рабочая программа «Технология» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями фгос ноо, на основе «Примерной программы по...
Рабочая программа По предмету технология iconКонспект урока по предмету «Окружающий мир», 3 класс. Тема: «Тайны недр Земли»
Используемые технологии: технология адаптивная школа, икт, игровая технология, технология проблемного обучения, групповая
Рабочая программа По предмету технология iconРабочая учебная программа по предмету «Технология» составлена на...
Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа и других народов страны
Рабочая программа По предмету технология iconРабочая программа по предмету «технология» класс 6



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск