Компасов Илья (факультет прикладной политологии гу-вшэ)





Скачать 98.91 Kb.
НазваниеКомпасов Илья (факультет прикладной политологии гу-вшэ)
Дата публикации21.03.2015
Размер98.91 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Компасов Илья (факультет прикладной политологии ГУ-ВШЭ)
Оценка регулирующего воздействия

(Gesetzesfolgenabschätzung) в Германии
Первое, с чем предстоит ознакомиться человеку, интересующемуся опытом Германии в сфере Оценки Регулирующего Воздействия (далее ОРВ), - это краткое руководство по ОРВ «Leitfaden zur Gesetzesfolgenabschätzung», подготовленное в рамках программы модернизации государственного управления «Moderner Staat – Moderne Verwaltung». Практически полный перевод данного руководства на русском языке можно найти на сайте НИСИППа (http://www.nisse.ru/analitics.html?id=povish-e_kach_resh).
Документ, одним из разделов которого и является переведенное руководство по ОРВ, называется «Повышение качества решений в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности. Оценка регулирующего воздействия» и подготовлен Компанией IMC Consalting Ltd. Несмотря на то, что авторы документа утверждают, что в данном разделе рассматривается немецкий опыт проведения оценки регулирующего воздействия, стоит в этом усомниться. Дело в том, что данное руководство представляет собой лишь краткое описание методов ОРВ и носит исключительно рекомендательный характер. Тем не менее, этот документ имеет для нас большое значение, поскольку является одним из немногих русскоязычных источников по проблематике ОРВ. К тому же описанные в руководстве возможные действия подтверждены впоследствии практическим опытом внедрения ОРВ1, поэтому в некотором смысле данную работу действительно можно представить в качестве опыта Германии. Необходимо, однако, понимать, что на этом он не заканчивается, существует большое количество материалов, в которых описано, как данная проблематика изучается и применяется на практике в Германии.
Итак, данное руководство представляет собой обзор возможностей и подходов ОРВ. В статье довольно подробно рассмотрены возможные стадии или, как они еще называются, отдельные модули проведения ОРВ. Они были выведены в соответствии с требованиями различных стадий законодательного процесса. Таким образом, существует:

  • предварительная ОРВ, основанная на сравнительном анализе регулирующих актов;

  • сопровождающая ОРВ, на основе определенного законопроекта;

  • ретроспективная ОРВ, являющаяся методом оценки уже вступившего в силу законопроекта.2


В заключении авторы руководства дают несколько советов, для тех, кто собирается применить ОРВ на практике. Во-первых, они предупреждают, что данное руководство лишь знакомит читателя с общими принципами проведения ОРВ. Что же касается более подробного описания метода, то существует книга-справочник, в которой приводится анализ испытанных на практике отдельных инструментов ОРВ. Во-вторых, для облегчения процесса внедрения ОРВ рекомендуется посещать семинары и мероприятия, которые проводятся Федеральной академией публичной политики (Bundesakademie fuer oeffentliche Verwaltung), Немецкой Высшей Школой Управления Шпейера (Deutsche Hochschule fuer Verwaltungswissenschaft Speyer), Федеральной Землей Баден-Вюртемберг (Land Baden-Wuerttemberg). Наконец, последнее, что советуют авторы руководства – это необходимость эффективного сотрудничества во время проведения ОРВ с органами, отвечающими за процесс принятия политических решений, с организациями, ответственными за подготовку регулирующих актов, и с внешними экспертами.
Следующий источник, который следует, на мой взгляд, рассмотреть – это вышеупомянутый более подробный справочник по ОРВ (Handbuch zur Gesetzesfolgenabschaetzung), который вышел в 2001 году. Авторами книги являются профессора Высшей Школы Управления Шпейера: Карл Бёрет(C. Boehret) и Гётц Концендорф (G. Konzendorf). Необходимо заметить, что большинство статей и других материалов по теме ОРВ написано именно этими учеными.
Нетрудно догадаться, что главным отличием этой книги от краткого руководства по ОРВ является более подробный разбор конкретных деталей процесса ОРВ. Уточняется, что книга составлена с учетом опыта внедрения методов ОРВ и ориентирована в большей степени на практическое применение, нежели теоретическое. В добавление к этому справочник содержит специальный глоссарий, перечень профессиональных выражений и информацию о действенности и эффективности каждого отдельного метода ОРВ.
Далее, прежде чем перейти от справочного материала по ОРВ к источникам аналитического характера, мне хотелось бы упомянуть еще один документ, имеющий прямое отношение к вышеописанным работам, а именно: «Доклад о тестировании практического применения справочника и краткого руководства по ОРВ на основе проектов различных ведомств». (Abschlussbericht über den Praxistest zur Erprobung des Handbuches und des Leitfadens zur Gesetzesfolgenabschätzung an ausgewählten Vorhaben der Ressorts). Как можно понять из названия самого документа, речь здесь пойдет о применении техник ОРВ на практике.
Результаты данного теста показали, что предложенные инструменты и методики ОРВ могут быть применимы на практике. После проведения этого теста 24 июня 2002 года госкомиссия по модернизации госуправления приняла решение о введении данных материалов – справочника и краткого руководства по ОРВ – в федеральные министерства в качестве вспомогательных материалов по ведению ОРВ3.
Несколько слов о структуре документа. Помимо самого сообщения о результатах теста, авторами делается вступительное замечание по проведению «практического теста». После этого идет подробное описание каждого из этапов ОРВ: предварительной, сопровождающей и ретроспективной.
Необходимо заметить, что методики ОРВ были проверены на конкретных законопроектах. Вот, перечень семи законопроектов, которые были использованы в качестве тестовых примеров проведения ОРВ4:

  1. «закон о выборной статистике» - Wahlstatistikgesetz;

  2. «закон проверке защиты данных» - Datenschutzauditgesetz;

  3. «преступник – жертва выравнивание»Täter-Opfer-Ausgleich;

  4. «изменения в законе о правах распределения » - Vergaberechtsänderungsgesetz;

  5. «закон о разработке системы предпринимательского налогообложения»Gesetz zur Weiterentwicklung der Unternehmensbesteuerung;

  6. «закон о защите свидетелей» - Zeugenschutzgesetz;

  7. «закон о структуре помощи престарелым» - Altenhilfestrukturgesetz;

  8. «…порядок» - Orthopädieverordnung.


Несмотря на сильные, казалось бы, различия областей, в которых проводилась ОРВ, везде применялся порядок оценки, который был описан в руководстве по ОРВ. Конечно, набор методик оценивания варьировался от проекта к проекту, однако во всех случаях можно отчетливо проследить общую структуру ОРВ. Ознакомиться с такой структурой проведения ОРВ каждой из трех модулей ОРВ можно либо в руководстве по ОРВ, либо в русскоязычной версии справочника на вышеупомянутом сайте НИСИППа (страницы №26, 30, 34).
Таким образом, проведение такого проекта по тестированию ОРВ окончательно подтвердило следующие предположения: во-первых, ОРВ помогает определить необходимость регулирования, обосновать выбор альтернативного проекта, определить последствия вмешательства на основе заданных критериев; во-вторых, краткое руководство по ОРВ предлагает качественный и гибкий подход оценки, который отлично применим на практике; в-третьих, справочник с представленными в нем конкретными примерами также необходим для проведения ОРВ; в-четвертых, рекомендуется постепенное повсеместное распространение методики ОРВ с учетом специфики области; наконец, желательным является дальнейшее институциолизирование данного процесса.
Итак, вышеописанные материалы относятся к последним разработкам в области ОРВ. Что же существовало до этого? Когда, собственно, впервые было применено такого рода оценивание регулирующих актов? Чтобы получить ответы на эти вопросы и многие другие, касающиеся истории развития данной методики в Германии, необходимо ознакомиться как минимум еще с одним документом: исследовательским докладом профессоров Карла Бёрета и Гётца Концендорфа Высшей Школы Управления Шпейера «Оптимизация прав посредством проведения ОВР: закон о лесном хозяйстве, Рейнланд-Пфальц», (Rechtsoptimierung mittels Gesetzesfolgenabschaetzung: Waldgesetz Rheinland-Pfalz).
Этот исследовательский отчет составлен при содействии Министерства по окружающей среде и лесному хозяйству Рейнланд-Пфальца, которое впервые в истории Германии применила предварительную и сопровождающую ОРВ на конкретном законопроекте. В середине 1997 года, еще, когда решение внедрения ОРВ не было принято, Министерство приняло решение провести предварительную ОРВ по закону о лесном хозяйстве.5 Конечно, тенденции использования ОРВ наблюдались к тому времени уже более 2 лет. Проводились похожего рода исследования, к примеру, по оценке финансовых последствий регулирования и т.п. Однако в полной мере ОРВ впервые была успешно проведена именно Министерством окружающей среды и лесного хозяйства Земли Рейнланд-Пфальц.
Предварительная оценка регулирующего воздействия проводилась по уже знакомой нам схеме. Сначала проводился системный анализ, в результате которого выявились проблемные области (поля). Далее следовала фаза разработки альтернативных программ. Были предложены три программы регулирования6: первая – модеративное государственное управление, вторая – иерархическое государственное управление, третья – рыночное управление. После обозначения программ, разрабатывались два сценария: сценарий трансиндустриального общества и сценарий индустриального общества. Далее следовал этап собственно оценивания: проводились экспертные интервью, письменные опросы экспертов, результаты рабочих групп по данному вопросу.
Результатом предварительной ОРВ стал выбор программы №1 и решение о проведении сопровождающей ОРВ. На данном этапе оценивания применялись следующие методы: анализ издержек-выгод, анализ функций, анализ продуктивности, анализ издержек-эффективности, интерфейсный анализ, проверка на понятность, содержания закона, тест на его «изящность». Каждый из этих методов очень подробно рассмотрены отчете. Большим плюсом данной работы является то, что все методы и подходы анализа разобраны на примере конкретного законопроекта.
Итак, рассматриваемый доклад можно по праву считать первым прикладным исследовательским проектом по ОРВ в Германии. Опыт Земли Рейнланд-Пфальц послужил неким толчком для скорейшего внедрения ОРВ, доказав на практике важность такого рода исследований. В ходе оценки «Закона о лесном хозяйстве» были внесены соответствующие поправки в законопроект, которые стали возможными именно благодаря новым разработанным в Высшей Школы Управления Шпейера методикам ОРВ.
Еще один пример проведения ОРВ – исследовательский доклад Петера Вордельманна (Peter Wordelmann) на тему: «Оценка регулирующего воздействия законопроекта о помощи детям и подросткам Земли Саксония-Анхальт» (Gesetzesfolgenabschätzung zum Entwurf eines Kinder- und Jugendhilfegesetzes des Landes Sachsen-Anhalt). Этот проект был проведен уже намного позже, а именно в 2000-2001 году.
Таким образом, за плечами исследователей был уже некий накопленный опыт в проведении ОРВ, однако, сам они по-прежнему акцентируют внимание на том, что данная научная область остается мало изученной, в частности применение методики на практике. Одним из главных отличий данного проекта является то, что оценке регулирующего воздействия был подвержен не законопроект целиком, но его отдельные статьи.
Что же касается методики анализа, то она основывалась также на основных методах, описанных в руководстве по ОРВ. На мой взгляд, нет особого смысла повторять одни и те же принципы ОРВ. В текст научного доклада, однако, подробно разбирается каждое положение законопроекта, и результаты ОРВ выданы в виде таблице точно также по каждой статье законопроекта.
В заключение, хотелось бы упомянуть еще один документ, который, возможно, поможет дополнить уже более или менее сложившееся представление о состоянии дел с использованием методики ОРВ в Германии. Это письмо от 17 декабря 2004 года Правительства Германии в Еврокомиссию на тему: «ОРВ в законодательном процессе ЕС». Речь в нем идет о намерениях Еврокомиссии улучшить процесс законотворчества, в частности введение ОРВ с 2005 для каждого без исключения законопроекта или политической программы в рамках европейской политики. Важным нововведением является применение Еврокомиссией с 2003 года новых методов ОВ, а именно: оценка последствий как ex-ante оценивание регулирующих проектов ЕС, в основе которых лежат три измерения: экономика, социальная политика и экология. Новый метод оценки позволяет учитывать все три измерения, что делает его более эффективным и полезным.
Что же касается Германии, то она не только одобряет все запланированные Еврокомиссией реформы регулирования, но и готова содействовать в процессе внедрения ОРВ в политический процесс ЕС.

Библиография:
Электронные источники:


  1. «Повышение качества решений в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности. Оценка регулирующего воздействия» Шитвак Е.Г., Мигин С.В,. Шамрай А.А Соболь Д.В Куртов О.А., Компания IMC Consalting Ltd, апрель 2005 http://www.nisse.ru/analitics.html?id=povish-e_kach_resh

  2. «Leitfaden zur Gesetzesfolgenabschätzung», C. Boehret/G. Konzendorf «Moderner Staat – Moderne Verwaltung» http://www.staat-modern.de/Anlage/original_549866/Moderner-Staat-Moderne-Verwaltung-Leitfaden-zur-Gesetzesfolgenabschaetzung.pdf

  3. «Praxistest zur Gesetzesfolgenabschaetzung: Abschlussbericht ueber den Praxistest zur Erprobung des Handbuches und des Leitfadens zur Gesetzesfolgenabschaetzung an ausgewaehlten Vorhaben der Ressorts, «Moderner Staat - Moderne Verwaltung» Berlin 2002 http://www.staat-modern.de/Anlage/original_548416/Moderner-Staat-Moderne-Verwaltung-Praxistest-zur-Gesetzesfolgenabschaetzung.pdf

  4. Bundesministerium des Inneren (Hg.): Moderner Staat – Moderne Verwaltung. Der Mandelkernbericht – Auf dem Weg zu besseren Gesetzen, Abschlussbericht, Berlin 2002. http://www.staat-modern.de/Anlage/original_548848/Moderner-Staat-Moderne-Verwaltung-Der-Mandelkern-Bericht-Auf-dem-Weg-zu-besseren-Gesetzen.pdf

  5. « Gesetzesfolgenabschätzung zum Entwurf eines Kinder- und Jugendhilfegesetzes des Landes Sachsen-Anhalt», Peter Wordelmann, Speyerer Forschungsberichte 227, Speyer 2002 http://192.124.238.222/fbpdf/fb-227.pdf

  6. «Rechtsoptimierung mittels Gesetzesfolgenabschaetzung: Waldgesetz Rheinland-Pfalz», Сarl Boehret/Goetz Konzendorf, Speyerer Forschungsberichte 192, Speyer 1998 http://192.124.238.222/fbpdf/fb-192.pdf

  7. „Folgenabschätzung bei der Rechtsetzung der Europäischen Union“ Gemeinsames Eckpunktpapier der Bundesregierung der Bundesrepublik Deutschland http://www.staat-modern.de/Anlage/original_802697/Eckpunktepapier-Folgenabschaetzung-EU-deutsch.pdf


Печатные источники:


  1. Böhret C. / Konzendorf G. Handbuch zur Gesetzesfolgenabschaetzung, Berlin 2001

  2. Böhret, Carl: Experimentelle Rechtsetzung: Rechtsoptimierung durch Gesetzesfolgenabschätzung, in: Karl Peter Sommermann u.a. (Hg.): Perspektiven der Verwaltungsforschung, 2002, S. 85ff

  3. Schuppert, Gunnar-Folke: Gute Gesetzgebung - Bausteine einer kritischen Gesetzgebungslehre. Rechts- und gesetzgebungswissenschaftliches Gutachten im Auftrag des Bundesministeriums für Justiz, Europäische Kommission/Arbeitsdokument der GD Unternehmen, 2002.

  4. Fliedener, Ortlieb: Gute Gesetzgebung. Welche Moeglichkeiten gibt es, bessere Gesetze zu machen. FES-Analyse Verwaltungspolitik, 2001.

  5. Böhret, Carl, Gesetzesfolgenabschätzung (GFA): Modisch oder hilfreich? In: Schrekkenberger, Waldemar, / Merten, Detlef (Hrsg.), Grundfragen der Gesetzgebungslehre, Berlin 2000

  6. Hill, Hermann/ Hof, Hagen (Hg.): Wirkungsforschung zum Recht II. vorausschauend Verwaltung als Adressat und Akteur, Baden-Baden 2000.

  7. Hill, Hermann/ Hof, Hagen (Hg.): Wirkungsforschung zum Recht I. Wirkungen und Erfolgsbedingungen von Gesetzen, Baden-Baden 1999.

  8. Konzendorf, Goetz: Gesetzesfolgenabschaetzung, in: Universitas - Zeitschrift fuer interdisziplinaere Wissenschaft, 54. Jhg., Oktober 1999, S. 952ff.

  9. Grimm, Christoph / Brocker, Lars, Die Rolle der Parlamente im Prozeß der Gesetzesfolgenabschätzung. In: Zeitschrift für Gesetzgebung, 14. Jhg., 1999, S. 58 ff

  10. Neuser, Klaus: Mehr Rationalitaet durch Gesetzesfolgenabschaetzung?, in: Niedersaechsische Verwaltungsblaetter, 5. Jhg., 11/1998, S. 249-255.

  11. Zeh, W.: Gesetzesfolgenabschaetzung - Politikgestaltung durch Gesetze?: Politik und Verwaltung auf dem Weg in die transindustrielle Gesellschaft., Baden-Baden 1998 s. 365-374.

  12. Bussmann, Werner: Die Methodik der prospektiven Gesetzesevaluation, in: Gesetzgebung heute (LesGes), 3, 1997, S. 109ff.

  13. Grün, M. K; Morsey, B. , 1997: Prospektive Gesetzesfolgenabschätzung zum Problembereich somatische Gentherapie. Speyerer Forschungsbericht 176

  14. Brocker, L. , 1997: Zeugenschutzgesetz - Gesetzesfolgenabschätzung. In: Staatskanzlei Rheinland-Pfalz (Hrsg.): voran - Heft 5. Gesetzesfolgenabschätzung dargestellt am Beispiel eines Zeugenschutzgesetzes. Mainz

  15. Böhret, C. , 1997: Gesetzesfolgenabschätzung (GFA) - Einordnung, Absichten, Methodik: ein Überblick mit Beispielen. Speyerer Arbeitshefte 110.

1 «Leitfaden zur Gesetzesfolgenabschätzung», Moderner Staat – Moderne Verwaltung, с. 6.

2 «Leitfaden zur Gesetzesfolgenabschätzung», Moderner Staat – Moderne Verwaltung, с. 7.

3 «Praxistest zur Gesetzesfolgenabschaetzung: Abschlussbericht ueber den Praxistest zur Erprobung des Handbuches und des Leitfadens zur Gesetzesfolgenabschaetzung an ausgewaehlten Vorhaben der Ressorts, «Moderner Staat - Moderne Verwaltung» Berlin 2002, с.5

4 «Praxistest zur Gesetzesfolgenabschaetzung: …» Berlin 2002, с.7

5 «Rechtsoptimierung mittels Gesetzesfolgenabschaetzung: Waldgesetz Rheinland-Pfalz», Сarl Boehret/Goetz Konzendorf, Speyerer Forschungsberichte 192, Speyer 1998 с. 2

6 «Rechtsoptimierung mittels Gesetzesfolgenabschaetzung: Waldgesetz Rheinland-Pfalz», Сarl Boehret/Goetz Konzendorf, Speyerer Forschungsberichte 192, Speyer 1998 с. 3-4




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Компасов Илья (факультет прикладной политологии гу-вшэ) iconПрограмма «Фонд образовательных инноваций» ниу вшэ соболева Ирина...
Факультет прикладной политологии, кафедра теории политики и политического анализа
Компасов Илья (факультет прикладной политологии гу-вшэ) iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...

Компасов Илья (факультет прикладной политологии гу-вшэ) iconРоссийской Федерации Государственный университет Факультет прикладной...

Компасов Илья (факультет прикладной политологии гу-вшэ) iconРоссийской Федерации Государственный университет Факультет прикладной...

Компасов Илья (факультет прикладной политологии гу-вшэ) iconРоссийской Федерации Государственный университет Факультет прикладной...

Компасов Илья (факультет прикладной политологии гу-вшэ) iconКаналы распространения рекламы
Государственный университет – Высшая Школа Экономики Факультет прикладной политологии отделение реклама
Компасов Илья (факультет прикладной политологии гу-вшэ) iconФакультет прикладной политологии Отделение деловой и политической журналистики
Список рекомендованной дополнительной литературы по русскому языку и культуре речи
Компасов Илья (факультет прикладной политологии гу-вшэ) iconФилософия брендинга потенциал, перспективы развития
Государственный университет – Высшая Школа Экономики Факультет прикладной политологии отделение реклама
Компасов Илья (факультет прикладной политологии гу-вшэ) iconРоссийской Федерации Государственный Университет Высшая школа экономики...
«Политология» отделения прикладной политологии факультета менеджмента. Она определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Введение...
Компасов Илья (факультет прикладной политологии гу-вшэ) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Прикладной Политологии
Компасов Илья (факультет прикладной политологии гу-вшэ) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственный университет Высшая школа экономики Факультет прикладной политологии
Компасов Илья (факультет прикладной политологии гу-вшэ) iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет прикладной политологии Кафедра теории политики и политического анализа
Компасов Илья (факультет прикладной политологии гу-вшэ) iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет прикладной политологии Кафедра Теории политики и политического анализа
Компасов Илья (факультет прикладной политологии гу-вшэ) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для студентов iv-го курса факультета прикладной политологии, специальность «Реклама», продолжающих изучение...
Компасов Илья (факультет прикладной политологии гу-вшэ) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственный университет – Высшая Школа Экономики Факультет прикладной политологии отделение реклама
Компасов Илья (факультет прикладной политологии гу-вшэ) iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет/отделение факультета/Подразделение Прикладной Политологии Кафедра Интегрированных коммуникаций


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск