Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/12
Дата публикации12.04.2015
Размер0.88 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет прикладной политологии
Кафедра теории политики и политического анализа


БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

На тему “Эффекты избирательных систем России и Казахстана”

Студент группы № 441

Вологодская Анастасия Олеговна

(Ф.И.О.)

Руководитель ВКР

к.полит.н. Мелешкина Елена Юрьевна

(должность, звание, Ф.И.О.)

Москва - 2013

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию избирательных систем 11

1.1. Исследования избирательных систем в странах западной демократии 11

1.2. Исследования особенностей избирательных систем в странах постсоветского пространства 15

Глава 2. Пропорциональная система в институциональных условиях России и Казахстана 19

2.1. История развития избирательной системы в современной России 20

2.2. История развития избирательной системы в современном Казахстане 23

2.3. Особенности политического контекста России и Казахстана 25

2.4. Партийная структура на парламентских выборах (2011-2012 гг.) в России и Казахстане 35

2.5. Уровень партийной фрагментации и эффективное число парламентских партий 39

Глава 3. Мотивы изменения избирательного законодательства 51

Заключение 61

Список использованной литературы 66


Введение


Проведение выборов имеет большое значение как фактор влияния на политические институты. Большое внимание в исследовательской литературе, посвященной исследованию избирательных систем, отводится влиянию последних на уровень фрагментации партийных систем. В сравнении с другими политическими институтами избирательная система может быть легко изменена или скорректирована с помощью проведения электоральной реформы, что окажет прямое влияние на развитие партийной системы.

В связи с этим приобретает значимость анализ возможных эффектов избирательной системы. В связи с предложением о возвращении смешанной избирательной системы на выборах в Госдуму эта тема является особенно актуальной, поскольку встает вопрос о последствиях использования пропорциональной системы.

Несвязанная смешанная система, действующая в России на выборах в региональные законодательные собрания и до 2007 г. - на выборах в Государственную Думу, имеет как достоинства, так и недостатки. Среди плюсов использования смешанной системы в России можно назвать более сбалансированное представительство регионов и ориентацию партий на поиск популярных кандидатов, и, как следствие, увеличивается политическая роль и независимость депутатов. Отрицательным эффектом является то, что даже незначительно лидирующая партия получала большинство в округах и значительную часть мест по партийным спискам. Помимо этого, сохраняются все недостатки составления партсписков. Такая ситуация создает дополнительные возможности для непропорционального распределения мест в законодательном органе и приводит к доминированию “партии власти”, снижает уровень политической конкуренции (в том числе за счет т.н. психологического эффекта избирательной системы1), и, как следствие, создает опасность президенциализма.

Переход к пропорциональной системе в Казахстане произошел в 2007 г. путем внесения поправок в Конституцию. Помимо изменения собственно избирательной системы, было увеличено число депутатов, и 98 из них избираются на пропорциональной основе, а 9 назначаются Ассамблеей народа Казахстана. В России пропорциональная система была введена путем внесения поправок в закон в 2005 г. и формальной причиной тому являлась необходимость стимулирования многопартийной системы и увеличение политического представительства. Однако учитывая итоги проводимых преобразований, встает вопрос о том, будут ли эти реформы способствовать демократизации, или напротив, благоприятствуют сохранению существующей структуры власти.

Объектом исследования является пропорциональная избирательная система, согласно которой мандаты в законодательный орган распределяются между списками кандидатов пропорционально отданным голосам при условии, что кандидаты преодолели процентный барьер.

Нами будут рассмотрены варианты применения пропорциональной системы в России и Казахстане. Во-первых, реформа избирательной системы в этих случаях прошла практически в одно время в короткий срок и в условиях кризиса. Во-вторых, и для России, и Казахстана характерно доминирование президентской власти с тенденцией к ее расширению. По этим причинам сравнительный анализ эффектов избирательных систем в этих случаях становится интересным и приобретает особенную значимость для реформирования законодательства с целью демократизации политических систем в целом.

Предметом исследования в таком случае становится влияние пропорциональной системы на уровень межпартийной конкуренции и роль партий в политической системе

Сравнительный анализ формирования и функционирования партийных систем в России и Казахстане позволяет выявить общие и особенные черты в развитии политических партий в указанных странах. Выборы в 2011-2012 гг. в парламенты обеих стран проходили на пропорциональной основе.

Проблема исследования заключается в различии западных практик функционирования пропорциональной системы и последствий реформирования избирательного законодательства в России и Казахстане.

Целью данной работы является анализ эффектов функционирования пропорциональной системы в России и Казахстане. Для достижения поставленной цели нам представляется необходимым решить ряд задач:

1. Определить наиболее адекватный теоретический подход для дальнейшего анализа;

2. Выявить наиболее значимые общесистемные факторы, оказывающие влияние на уровень партийной фрагментации и связь между введением пропорциональной системы и степенью политического представительства в парламентах России и Казахстана;

3. Сравнить результаты парламентских выборов после введения пропорциональной системы с результатами последних выборов по смешанной системе;

4. Определить степень партийной фрагментации и эффективное число парламентских партий;

5. Проанализировать реальные из возможных причин введения пропорциональной системы с учетом влияния политического контекста.

Анализ будет проведен с позиций неоинституционализма, который составляет методологическую основу работы. Институты понимаются как “соглашения по поводу сотрудничества между политиками. Они снижают неопределенность, создавая стабильную структуру обмена. В результате возникает сложная система комитетов (уполномоченных структур), состоящая из формальных правил”2.

Данный подход, во-первых, предполагает значимость рассматриваемых институтов в виде избирательных систем, и, во-вторых, позволит пользоваться понятиями и методами, выработанными экономической наукой. Распространение этого направления, “представляющее собой систематические попытки экспансии экономической теории в смежные области, изучаемые социальными науками”, позволяет говорить о кризисе экономической теории3. Неоинституциональная теория, такие образом, изучает социальные и политические институты при помощи методов, применяемых в экономике, и пытается доказать, что институты имеют значение для государства.

Источниковой базой работы будет служить официальные данные ЦИК России о результатах выборах в Государственную Думу РФ IV-VI созывов и ЦИК Казахстана о выборах в Мажилис Парламента РК III-V созывов. Также для анализа будут использованы нормативно-правовые акты, касающиеся политической, правовой и избирательной систем современных России и Казахстана. Кроме того, будут использоваться официальные заявления политиков о мотивах проведения избирательных реформ в России и Казахстане и переходе к пропорциональной системе.

Несмотря на многообразие научных работ, посвященных избирательным системам, следует признать, что межстрановые сравнительные исследования проблемы влияния пропорциональной системы на уровень партийной конкуренции и роль партий в пространстве постсоветских государств развиты в недостаточной степени. Этим обуславливается научная новизна данного исследования.

Степень разработанности проблемы.

Основы теоретического изучения избирательных систем были заложены М.Дюверже4 в 1945 г. Также различным аспектам избирательных систем посвящены работы А.Лейпхарта5, М.Шугарта и Р.Таагепера6, Дж.Сартори7, Г.Кокса8, Б.Грофмана9, Д.Нолена10, Дж.Грамма11, Ж.Коломера12, Л. Липсона13, Д.Рае14, В.Райкера15 и др.

Особенностям функционирования избирательных систем в постсоветских государствах посвящены работы Р.Мозера16, С.Бирч17, А.В.Иванченко18, А.В.Кынева19, А.Е.Любарева, Н.В.Анохиной20, Е.Ю.Мелешкиной21, Н.Б.Яргомской22, Г.В.Голосова23, С.Е.Заславского24, Ф.Т.Алескерова25, А.С.Автономова26, В.Гельмана27.

Основная гипотеза данной работы заключается в том, что тенденция к расширению президентской власти и президентская поддержка партии в обоих случаях приводит к снижению уровня фрагментации и увеличения концентрации власти.

В первой главе будут рассмотрены основные подходы к исследованию избирательных систем, а также особенности применения классических подходов в условиях стран постсоветского пространства.

Во второй главе будет представлен анализ политического контекста России и Казахстана с учетом институционального дизайна, роли президента, феномена “партии власти” и особенностей политической конкуренции. Статистический анализ будет проведен с использованием индексов партийной фрагментации и эффективного числа партий. Для статистического анализа будут использованы официальные данные ЦИК России и Казахстана по федеральным выборам в Государственную Думу РФ (2003-2011 гг.) и в Мажилис Парламента РК (2004-2012 гг.)

В российском случае можно отметить определенность результатов выборов еще до их фактического проведения. Этот факт, общая политическая ситуация, отношение общества к выборам оказали влияние на итог голосования.

В Казахстане мы сталкиваемся со схожей ситуацией, когда победа доминирующей партии и крайне низкие результаты оппозиции можно было предсказать до проведения выборов. Введение пропорциональной системы, с одной стороны, может рассматриваться как попытка демократизации парламента. Тем не менее, первые выборы после реформ избирательных систем показали снижение эффективного числа партий и продемонстрировали низкий уровень партийной конкуренции. В обоих случаях можно отметить неравные условия для партий во время проведения избирательных кампаний и давление на членов избирательных комиссий.

В третьей главе будет предпринята попытка анализа мотивов проведения избирательной реформы, в основе которой будут лежать официальные заявления политиков о необходимости ее проведения.

Сравнение заявленных мотивов с результатами выборов в условиях политического контекста позволит сделать предположение о реальной мотивации реформирования избирательного законодательства в рассматриваемых государствах. Для анализа будет применен метод фокусированного сравнения, позволяющий сравнивать отдельные аспекты проблемы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Президентская поддержка партии на предыдущих выборах обеспечит ей победу на последующих выборах.

2. Введение пропорциональной системы в условиях сильной президентской власти приводит к снижению партийной конкуренции, уменьшает роль партий и обеспечивает увеличения власти доминирующей партии.

3. Реформа избирательной системы в обоих случаях была обусловлена расширением президентских полномочий.

4. Обратный переход к смешанной системе в России будет способствовать усилению позиций доминирующей партии.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск