Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/11
Дата публикации01.05.2015
Размер0.98 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет прикладной политологии
Кафедра Теории политики и политического анализа



БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА


На тему:

«Радикализация неофитов Ислама в Северной Осетии: анализ практик вовлечения»


Студент группы № 442

Джимиева Ирина Валерьевна
Руководитель ВКР

Преп. каф. Теории политики и политического анализа

Соболева Ирина Владимировна
Москва - 2014

Оглавление


1.1.1. Теория личности 14

1.1.2.Теория нарциссизма 16

1.1.3. Абсолютистская/Апокалиптическая теория 18

1.2.1. Когнитивная теория 19

1.2.2. Теория цепной реакции унижение-месть 21

 Juergensmeyer M. Terror in the mind of God: The Global Rise of Religious Violence. - Berkeley: University of CaliforniaPress., 2000. - 319 p. 22

1.3.1. Теория социального научения 24

1.3.2. Фрустрация-агрессия 25

1.3.3. Теория относительной депривации 26

1.3.4. Роль сегрегации и анклавизации 29

1.3.5. Теория притеснения 31

1.3.6. Теория национальной культуры 32

1.3.7. Роль социальных связей и сетей 33

1.3.8. Теория групповых процессов 36

2.1.1. Кризис традиционных ценностей и поколенческий разрыв как фактор кризиса идентичности 74

2.1.2. Абсолютистская теория, фундаментальная ошибка атрибуции и бинарность мышления 76

2.1.3. Фрустрация, изоляция и стремление к восполнению государственных функций 77


Введение



На протяжении длительного времени в нашей стране наблюдается кризис антитеррористической политики государства. Преобладание силового метода борьбы с террором, не приносит значительных результатов, а, наоборот, приводит к развитию негативных тенденций. Террористические организации получают все большую поддержку среди местного населения, воспринимающего террористические акты, как неизбежное зло в процессе противодействия силовому вмешательству государства и эскалации насилия не только в отношении террористов, но и в отношении их близкого окружения. Подобная тенденция лишь усиливает влияние радикальных идей и способствует активному рекрутингу и расширению террористических сетей. Доминирование силовых механизмов контртеррористической деятельности приводит к увеличению числа жертв не только среди представителей террористических организаций и силовых структур, но и среди мирного населения, что во многом обуславливается цепной реакцией силовых ударов.
Кроме того, усиление общемирового тренда, связанного с распространением, так называемого, «нового терроризма», функционирующего в глобальной системе, отличающийся более гибкой структурой и непредсказуемостью, также осложняет контртеррористическую деятельность.
В подобных условия усиливается актуальность исследований, посвященных анализу процесса радикализации, непосредственно предвещающего акты политического насилия со стороны террористических организаций, так как определение ключевых факторов, запускающих данный процесс, позволит выявить его зачатки на начальных этапах, когда еще возможна работа на индивидуальном уровне. Кроме того, подобные знания способны предоставить основу для осуществления контроля над радикализацией на более глубоком уровне в силу того, что работа в подобной ситуации ведется не с результатами процесса, а с его причинами.
Прежде чем перейти к определению проблемы данного исследования необходимо провести операционализацию ключевых понятий.

В центре нашего внимания оказывается феномен радикализации, однако, что в данной работе мы будем понимать под этим термином.

Наиболее уместно рассматривать радикализацию как процесс изменения, индивидуальной или политической трансформации от одного состояния к другому. Последние исследывания в данной области, показывают, что процесс радикализации для многих людей есть поступательный процесс, который подразумевает осуществление медленного и сложного прогрессивного перехода от одной стадии к другой. Таким образом, радикализация индивида не происходит единовременно.
Следующим важной темой становятся непосредственные механизмы вовлечения неофитов в радикальные организации, т.е. практики вовлечения. Под практиками вовлечения, в рамках данной работы, мы будем понимать возможные пути интеграции в процесс радикализации, которые могут конструироваться представителями радикальных течений с одной стороны, а с другой могут конструироваться набором внешних и внутренних характеристик, формирующих условия, в которых неофит оказывается в большей степени предрасположен к принятию решения о направлении своих религиозных убеждений в сторону радикальных течений.
Проведенный анализ литературы выявил, что радикализация европейских мусульман в настоящее время является центром многих исследований и политических дебатов, что повышает уровень разработанности данной тематике в зарубежном научном сообществе, стремящемся понять недавно возникшую парадигму в феномене радикализации и применении насилия. Однако если мы обращаемся к российским исследованиям, то обнаруживаем, их скудность, особенно при выборе узкого направления исследования, связанного с рассмотрением процессов радикализации в отдельном регионе – Республике Северная Осетия – Алания. Подобная ситуация обуславливает новизну данного исследования.
Таким образом, актуальность и новизна данной работы заключается в том, что несмотря на достаточную разработанность проблемы радикализации неофитов Ислама в зарубежной литературе, остается множество пробелов, связанных с ограничениями, накладываемыми на подобного рода исследования. В тоже время изучение русскоязычных источников не выявило комплексных исследований, направленных на изучение рассматриваемого феномена. Таким образом, представленный в данной работе анализ предоставит читателю, во-первых специфическую модель радикализации неофитов ислама, основанную на изучении нетипичного региона, что в сущности предоставляет нам возможность в последствие переложить результаты данного исследования на регионы не относящиеся к Северному Кавказу, а это, в условиях увеличение числа представителей террористических организаций, которые не являются выходцами из Северного Кавказа и мусульманских государств, становится особенно актуально.
Проблема исследования

Северная Осетия-Алания является весьма нетипичным регионом на Северном Кавказе, особенно для анализа радикализации неофитов Ислама. Однако именно здесь мы обнаруживаем важное противоречие, выделенное в качестве проблемы нашего исследования.
Исторически Ислам впервые получил широкое распространение в Северной Осетии в XVIII: именно тогда начинают появляться осетины-мусульмане. Однако следует вернуться назад и зафиксировать несколько конфессиональных особенностей, характеризующих данный регион. Во-первых, длительное время основную роль играло традиционное язычество со своим пантеоном богов. Христианство начало оформляться на так, называемой земле Алан (время существования данного народа на территории республики дотируется X-XIII веком) в X-XIII веке соответственно. Однако в период татаро-монгольского нашествия и на протяжении нескольких веков после него на первый план вновь вышло язычество в силу ослабления контактов с другими христианскими территориями. Установление социалистической власти в XX веке вновь ознаменовало эквивалентное ослабление роли наиболее крупных конфессий на территории республики. Так, профессор СОИГСИ Сатцаев Эльбрус Батырбекович в ходе интервью отметил, что «в советский период в республике ни одно из религиозных течений не выделялось, все они в равной степени были нивелированы, в силу их явного противоречия идеологии. Однако, что касается языческой традиции, на нее «гнев» партии не распространялся. Возможно, потому что она не воспринималась как конкурентная идейная конструкция». И только после развала Советского Союза конфессии пережили своего рода Ренессанс. Однако здесь важно также упомянуть следующую характеристику, данную Сатцаевым: «Осетия всегда воспринималась как оплот христианства на Северном Кавказе. А с другой стороны, важную роль до сих пор играет фактор языческого прошлого».
В то же время мы можем констатировать, что за последнее время в республике выявилась явная тенденция на увеличение численности мусульманской общины и ее распространение на территории, исторически не связанной с данной конфессией. И все это несмотря на отсутствие исторических предпосылок, а также негативное отношение к данной религии среди старшего поколения.

Таким образом, мы можем выделить ключевую проблему данного исследования, т.е. наличия противоречия между: динамичным увеличением численности мусульманской общины с одной стороны, и отсутствием достаточных исторических предпосылок и одобрения со стороны старшего поколения, с другой.

Данная тенденция определяет для нас важный вопрос, какие результаты принесет процесс активного вовлечения молодежи в Ислам, и какова вероятность того, что многочисленные неофиты ислама пойдут по пути радикализации, столь распространенной в других республиках Северного Кавказа?
Объектом исследования являются неофиты Ислама в республике Северная Осетия-Алания.

Предметом данного исследования являются практики вовлечения неофитов Ислама в республике Северная Осетия-Алания в радикальные течения Ислама.
Гипотезы

Существует несколько точек зрения на причины радикализации среди неофитов ислама, именно ни будут иллюстрировать разнообразие существующих гипотез о природе данного феномена.


  1. Распространение идей религиозного фундаментализма является основным источником радикализации;

  2. Социальные связи и социальные сети оказывают ключевую роль в запуске процесса радикализации;

  3. Двигателем радикализации является в первую очередь социальная реальность, а не религия.


Гипотеза, предлагаемая в данном исследовании заключается в следующем:
Процесс радикализации провоцируется комплексом факторов, особых характеристик внешней среды, под влиянием которых оформляются индивидуальные и групповые характеристики, обуславливающие предрасположенность к радикализации, однако, решающее значение для запуска процесса радикализации будет играть бюрократический характер религиозной организации.
Целью исследования является обоснование практик вовлечения неофитов Ислама в республике Северная Осетия-Алания в радикальные течения Ислама.

Для реализации поставленной цели необходимо поступательное выполнение следующих задач:


  1. Рассмотреть феномен радикализмами в современных религиях с точки зрения социальной познавательной теории, теории угнетения и относительной депривации, теории национальной культуры, теории групповых процессов, когнитивной теории, теории идентичности и нарциссизма, стремления к новизне и групповых процессов.

  2. Проанализировать ключевые модели радикализации.

  3. Объяснить влияние характера религиозной организации на процесс радикализации.

  4. Выявить характеристики внешней среды, в которых существуют неофиты Ислама в Северной Осетии, и которые оказывают непосредственное влияние на формирование их индивидуальных особенностей и предрасположенности к радикализции.

  5. Выявить характеристики модели радикализации неофитов Ислама в Северной Осетии.

  6. На основе анализа предоставить аналитические выводы и заключение о подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы, а также реализации поставленных задач и выдвинутой цели исследования.

Методология

Методологически данная работа строится на положениях теории практик. Именно практики конструируют и воспроизводят идентичности или раскрывают основные способы социального существования и взаимодействия. Нас интересует характер интерпретаций состояния индивидов в реальности происходящего. Их оправдание и обоснование собственных действий и непосредственно затрагивающих их ситуаций.

Методы

Исследование проводится при помощи качественных методов. С применением в качестве метода сбора эмпирической базы исследования фокусированное интервью с его последующим качественным анализом. Мы будем опираться на методику, предоставленную Р. Мертоном, М. Фриске, П. Кендаллом в работе «Фокусированное интервью. Проблемы и методы». Подобный метод позволит нам не только проверить выдвинутые гипотезы, но и выявить непредвиденные реакции респондентов, выделить ключевые стимулы и фоновые практики, предоставить интерпретацию существующих расхождений между преобладающим типом реакции и отклонениями.

Будет проведена серия интервью с несколькими группами индивидов.

  • Экспертные интервью (отбирались среди исследователей занимающихся изучением феномена радикализации на Северном Кавказе и в Северной Осетии-Алании в частности, представителей государственной власти, в сферу деятельности которых входит вопросы внутренней политики данного региона, вопросы национальной и религиозной принадлежности);

  • Интервью с представителями духовенства (Интервью с муфтием Северной Осетии-Алания Хаджи-Муратом Гацаловым, а также бывшим членом ДУМ РСО-Алании, отстраненный от деятельности после того, как пост муфтия был передан Х. Гацалову [пожелал остаться неизвестным]);

  • Интервью с новообращенными мусульманами (неофитами Ислама) (Интервью брались у молодых людей и девушек принявших ислам не более года назад);

  • Жителями Северной Осетии, не являющимися мусульманами (для установления внешних характеристик среды, были случайным образом отобраны двое мужчин в возрасте 40-45 лет и женщина в возрасте 63 года).

Анализ полученных результатов будет проведен при помощи метода ручного кодирования.
Структура исследования


  1. Первая глава представляет собой обзор ключевых теоретических концепций, объясняющих причины радикализации с точки зрения социальной познавательной теории, теории угнетения и относительной депривации, теории национальной культуры, теории групповых процессов, когнитивной теории, теории идентичности и нарциссизма, стремления к новизне и групповых процессов. Кроме того в данной главе производится рассмотрение наиболее значимых моделей радикализаций.

  2. Во второй главе, читателю предлагается обоснование роли религиозной организации в процессе радикализации.

  3. Третья глава, представляет собой анализ внешней среды, индивидуальных характеристик и роли религиозной организации в процессе радикализации неофитов Ислама в республике Северная Осетия-Алания.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск