Религиоведение» вузовского компонента цикла опд по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки» Составитель





Скачать 367.92 Kb.
НазваниеРелигиоведение» вузовского компонента цикла опд по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки» Составитель
страница1/4
Дата публикации15.08.2013
Размер367.92 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию

Российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет»
Факультет философии и культурологии
Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю

на заседании кафедры ИФ Декан факультета

Протокол № «___»_________200 г. (зам. декана по учебной работе)

Зав.кафедрой _______________ «____»_____________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


учебной дисциплины «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

вузовского компонента цикла ОПД

по направлению 031600

«Искусство и гуманитарные науки»


Составитель


Кандидат филос. наук, доцент

Астапов С.Н.




Ростов-на-Дону


2009

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………….………………………………….… 2

2. Учебно-тематический план курса …………………………………………3

3. Программа курса ………………………………………………………........4

4. Планы лекций………………….……………………………………………8

5. Вопросы модульного контроля ...…………………………………………10

6. Темы рефератов…………………………………………………………….12

7. Вопросы к зачету………………………………………...............................12

8. Глоссарий …………………………………………………………………..13

9. Тесты …………………………………………………………………..........17

10 Учебно-методическое обеспечение курса ...……………………………..26
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1 .Цель курса – формирование у студентов понимания места и роли религии в мировой культуре.

2. Задачи курса:

  • выявить общие закономерности развития разных религиозных систем;

  • с позиций религиоведческого анализа раскрыть особенности вероучения, культа и организационных структур той или иной религии;

  • рассмотреть систему ценностей и этические нормы основных религий современности;

  • сформировать знание основных понятий и терминов, свойственным отдельным вероучениям;

  • ознакомить студентов с современным состоянием рассматриваемых религий.

3. Место курса в профессиональной подготовке студентов

Курс «Религиоведение» является важной учебной дисциплиной в системе гуманитарного образования. Он способствует формированию научного мировоззрения и призван повысить религиоведческую подготовку слушателей. Вносит вклад в осмысление процессов взаимодействия религии и общества, а также указывает на основные тенденции негативного воздействия религиозных явлений (экстремистский фундаментализм, нарушение светскости государства, деструктивность некоторых религиозных объединений и пр.) В рамках учебного курса «Религиоведение» рассматриваются принципы рационального подхода к аксиологическому, мировоззренческому, психотерапевтическому и пр. аспектам религии.

4.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По завершении изучения дисциплины слушатель должен

з н а т ь:

-содержание вероучений, культовых обязательств различных конфессий;

-содержание сакральных текстов, историю их появления и канонизации их состава;

-сущность принципа свободы мысли и совести

у м е т ь:

-использовать полученные знания в профессиональной и повседневной деятельности;

- практически осуществлять аргументационный процесс в диалоге религиозного и нерелигиозного мировоззрений на обыденном и теоретическом уровнях;

-самостоятельно фиксировать актуальные проблемы религии, анализировать их на основе применения методологии и принципов научного религиоведения.

и м е т ь п р е д с т а в л е н и е:

-о социологических, психологических, феноменологических концепциях религии, их предмете, содержании базисных теоретических принципов;

-об основах и предпосылках религии, ее строении, структуре, о месте в системе культуры, функциях в обществе, группах, личности;

-о соотношении религии и науки, особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире, о сути религиозных и нерелигиозных интерпретаций данных науки.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА




Название модуля, темы

Лекции (час.)


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Модуль 1. Религия как предмет научного изучения

Религиоведение как научная дисциплина

Сущность, структура и социальные функции религии

Проблема происхождения и типологии религии.
Модуль 2. Родо-племенные и национальные религии

Ранние формы религии

Национальные религии Древнего мира

Национальные религии Дальнего Востока

Национальные религии Индии

Иудаизм
Модуль 3. Мировые религии

Буддизм

Христианство

Ислам
Модуль 4. Религия в современном мире

Современные нетрадиционные культы

Свобода совести как общечеловеческая ценность


2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

2

2

2




ВСЕГО

28

3. ПРОГРАММА КУРСА «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
Тема 1. Религиоведение как научная дисциплина

Актуальность религиоведческих знаний в современных условиях. Религиозные феномены как предмет исследования религиоведения. Краткое изложение представлений о религии в истории философской мысли. Появление религиоведения как научной дисциплины. Основные разделы религиоведения. Сложность и многообразие подходов к определению религии: теологический (А.Мень, Р.Отто, П.Тиллих, Х.Кокс), философский (И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах, К.Маркс), социологический (М.Вебер, Э.Дюркгейм), психологический (У.Джемс, З.Фрейд, К.Г.Юнг, С.Гроф и др.). Анализ сущностных определений религии (вера в сверхъестественное, дихотомия сакрального-профанного, наличие культа, вера в богов).
Тема 2. Сущность, структура и социальные функции религии

Социальные, гносеологические, психологические и исторические детерминанты религии. Структура религиозной системы и характер взаимоотношения элементов этой системы. Религиозное сознание, которое определяется верой в сверхъестественное, как главный элемент религиозной системы. Теоретический и обыденный уровни религиозного сознания. Основные черты религиозного сознания: наглядная образность и эмоциональность, сосуществование рациональных и нерациональных представлений, функционирование с помощью религиозной лексики. Параметры религиозной веры и ее отличие от нерелигиозных типов веры. Противоречия религиозного сознания. Эволюция религиозного сознания. Проблема религиозного (в т.ч. и мистического) опыта. Культовая и внекультовая религиозная деятельность. Структура культовой деятельности: содержание, предмет, субъект, средства, способы и результат. Религиозные отношения – концентрированное выражение религиозных представлений, чувств и действий. Религиозные организации как средство функционирование религии в обществе. Типы религиозных организаций и их характеристика. Концепция развития религиозной организации «от секты церкви». Компенсаторная, легитимирующая, регулятивная, мировоззренческая, интегрирующая-дезинтегрирующая, коммуникативная, культуротранслирующая функции религии. Роль религии в обществе.
Тема 3. Проблема происхождения и типологии религии

Гипотеза «дорелигиозного периода» в истории человечества. Основные концепции происхождения религии: натуралистическая (мифологическая) (М.Мюллер, А.И.Афанасьев); прамонотеистическая (В.Шмидт); эволюционная (Тейлор, Фрейзер, Спенсер, Робертсон-Смит), функциональная (Дюркгейм, Малиновский, Радклиф-Браун, Дюмезиль), структуралистская (Леви-Стросс), психоаналитическая (З.Фрейд, К.Юнг), феноменологическая (Элиаде). Типологии религий по предмету религиозных верований. Типлология религий Г.Гегеля. Эволюционистские типологии религии (К.П. Тиле и др.). Историко-этнографическая типология С.А. Токарева.
Тема 4. Ранние формы религии

Антропосоциогенез и проблемы возникновения религии. Первобытное мышление в анализе Леви-Брюля и Леви-Стросса. Критический анализ концепций о первоначальной форме религии. Взаимоотношения магии и религии. Роль архаических социальных структур в порождении родоплеменных религиозных систем. Архаические формы религии (фетишизм, тотемизм, анимизм), религии в период развитого родового строя (культ родовых святынь, культ предков), религии в период разложения родового строя (шаманизм, нагуализм, тайные союзы, культ вождей, вера в мана, культ племенного бога). Обряды посвящения в родоплеменных религиях. Пережитки первобытных верований и культов в мировых религиях и народных суевериях. Современное состояние родоплеменных религий.
Тема 5. Национальные религии Древнего мира

Специфика национально-государственных форм религии. Общие черты религий ранних классовых обществ. Религия Месопотамии (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония). «Эпос о Гильгамеше» и «Ветхий завет». Древнеегипетская религия. Номовые божества и их роль в складывании общеегипетского пантеона. Аграрный культ умирающего и воскресающего бога Осириса. Содержание египетской «Книги Мертвых». Сущность религиозной реформы фараона Эхнатона. Древнеегипетские представления о человеке и его душах.

Комплекс древнейших верований иранских народов – идейная основа зороастризма. Резкий дуализм картины мира, светлого и темного начал в зороастризме. Авеста. Эсхатологические представления зороастризма и христианства. Зороастризм как экологически ориентированная религия. Роль огня в зороастризме. Религиозные обязанности последователя зороастризма.

Древнегреческая религия: обожествление природы, освящение труда, объявление бога в красоте. Жертвоприношения. Мантика. Пророчества. Элевсинские таинства. Мистериальные культы Дионисия.

Истоки римской религии (культ семейно-родовых духов покровителей, аграрные культы, культ племенных (полисных) богов). Публичный характер почитания богов – главная особенность религии Древнего Рима.

Тема 6. Национальные религии Дальнего Востока

Религиозно-мифологические представления древних китайцев: почитание неба и культ императоров, культ мертвых, верховное божество Шан-ди, поклонение небу и земле, магия и геомантия. Конфуций и его учение. Ритуал, культ предков, сыновняя почтительность, социальная доктрина. Религиозный даосизм. Лао-цзы и книга «Даодэцзин». Принцип «недеяния». Учение о бессмертии. Астрология, геомантия, медицина и магия. Формирование пантеона. Синкретизм как особенность религиозной ситуации в Китае. Конфуцианство, даосизм и буддизм. Конфуцианство и даосизм в современном мире.

Синтоизм как традиционная религия Японии. Космология и пантеон. Проникновение буддизма в Японию, взаимоотношения с синтоизмом (рёбу-синто). Культ императора. Синтоизм в современной Японии.

Тема 7. Национальные религии Индии

Доведический и ведический периоды древнеиндийской цивилизации и религии. Древнеиндийская мифология и религиозный культ. Боги древних ариев. Ведийская литература: Веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), Брахманы, Араньяки, Упанишады. Брахманский период: варновый строй и учение о дхарме, карме, сансаре и мокши. Священные животные. Культы рек, деревьев, камней. Кризис брахманизма в VI в. до н.э.

Индуизм. Особенности культов Вишну и Шивы как преобладающих в индуизме. Шактизм, культ Камы. Культы Кришны и Рамы. Жрец и жертвоприношение в индуизме. Институт отшельничества. Реформаторские движения в индуизме в XIX-XX веках. Влияние индуизма на современные нетрадиционные религии.

Джайнизм: особенности вероучения и организации. Шветамбары и дигамбары.

Религия сикхов: специфика вероучения, культа организации.
Тема 8. Иудаизм

Древнееврейская культурно-цивилизационная система и ветхозаветный иудаизм. Древнеиудейская Тора как библейский пратекст. Культ: храм и жертвоприношения. Древнеиудейские пророки. Формирование мессианских идей в послепленный период.

Религиозная жизнь еврейского народа на этапе составления раввинистических комментариев к Танаху. Формирование палестинского и вавилонского Талмудов. Антиталмудические течения: караимы, хасиды (история возникновения, особенности вероучения). Правила еврейского благочестия. Суббота. Годовой круг религиозных праздников. Ортодоксальное, консервативное и реформаторское течения в современном иудаизме. Иудейская мистика (Каббала, Зогар) и современные нетрадиционные культы. Иудаизм и сионизм.
Тема 9. Буддизм

Исторические условия возникновения буддизма. Борьба буддизма и брахманизма. Буддистские предания об основателе религии Сиддхартхе (Гаутаме). Основы буддийского мировоззрения. Буддийские сангити. Буддийский священный канон. Отличительные особенности махаянистского и хинаянистского вариантов буддизма. Буддизм ваджраяны. Распространение буддизма в Южной, Юго- Восточной Азии в южной традиции тхеравады и в северной в Китае, Вьетнаме, Япония, Тибете. Специфика тибетского буддизма. Современное состояние буддизма. Буддизм на территории России.
Тема 10. Христианство

Общественно-исторические и идейные предпосылки возникновения христианства. Новый Завет. Раннее христианство: эволюция от общины к государственной религии империи. Церковь и клир. Формирование христианской догматики в эпоху Вселенских соборов. Никео-Константинопольский Символ веры. Христианские догматы.

Древние восточные церкви («нехалкидонские исповедания»): несториаство (Ассирийская церковь Востока) и монофизитство (Коптская православная церковь, Сирийская (яковитская) православная церковь, Армянская Апостольская Церковь).

Причины разделения восточного и западного христианства. Православие: особенности догматики и культа. Организационная структура православия. Автокефалия и автономия православных церквей в современном мире.

Католицизм: специфика догматики, культа, организации. Унии католичества с восточными христианскими церквами. Социальная доктрина католицизма и роль Ватикана в современном мире.

Реформационное движение в Западной Европе и протестантизм. Отличительные особенности раннего протестантизма (англиканства, лютеранства, кальвинизма). Основные деноминации позднего протестантизма: баптизм, адвентизм, пятидесятничество. Свидетели Иеговы. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны). Протестантизм в истории России.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Религиоведение» вузовского компонента цикла опд по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки» Составитель iconПрограмма учебной дисциплины стратегический менеджмент и реальные...
Вузовского компонента цикла опд по специальности 08. 05. 07 «Менеджмент организации» (специализация «Финансовый менеджмент»)
Религиоведение» вузовского компонента цикла опд по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки» Составитель iconИнформационная справка по дисциплине вузовского компонента цикла опд (опд. В. Оо)
Гуманитарного института, обучающихся по специальности 030602. 65 «Связи с общественностью» на 2010-2011 учебный год
Религиоведение» вузовского компонента цикла опд по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки» Составитель iconУчебно-методический комплекс по курсу «Криминалистика» вузовского...
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности «юриспруденция» и соответствует действующему учебному...
Религиоведение» вузовского компонента цикла опд по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки» Составитель iconУчебно-методический комплекс религиоведение направления 030300 психология...
Дисциплина Религиоведение является вариативной частью гуманитарных, социальных и экономических дисциплин учебного плана
Религиоведение» вузовского компонента цикла опд по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки» Составитель iconРоссийской Федерации «утверждаю»
Примерная программа дисциплины "Грим" федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным...
Религиоведение» вузовского компонента цикла опд по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки» Составитель icon«Культура массовых коммуникаций»
Фгос впо по направлению подготовки 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью», утвержденного Министерством образования и науки...
Религиоведение» вузовского компонента цикла опд по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки» Составитель iconПрограмма дисциплины Новочебоксарск
Программа дисциплины национально-регионального вузовского компонента цикла гсэ составлена в соответствии с Государственным образовательным...
Религиоведение» вузовского компонента цикла опд по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки» Составитель iconПрограмма учебной дисциплины Российско-американские отношения U....
Целью курса является приобретение студентами знаний о традициях и современном состоянии российско-американских отношений
Религиоведение» вузовского компонента цикла опд по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки» Составитель iconРоссийской Федерации «утверждаю»
Примерная программа дисциплины "Пластическое воспитание" федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным...
Религиоведение» вузовского компонента цикла опд по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки» Составитель iconИнформационная справка по дисциплине федерального компонента цикла опд (опд. Ф. Оо)
Фотография и ее роль в системе массовой коммуникации. Социокультурные функции фотографии
Религиоведение» вузовского компонента цикла опд по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки» Составитель iconРабочая программа по дисциплине «ценообразование» для специальности...
Рабочая программа дисциплины «Ценообразование» компонента Ф. 09 цикла опд составлена в соответствии с Государственным образовательным...
Религиоведение» вузовского компонента цикла опд по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки» Составитель iconРабочая программа по дисциплине «основы маркетинга» для специальности...
Рабочая программа дисциплины «Основы маркетинга» компонента Ф. 07 цикла опд составлена в соответствии с Государственным образовательным...
Религиоведение» вузовского компонента цикла опд по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки» Составитель iconУчебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта...
Религиоведение» вузовского компонента цикла опд по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки» Составитель iconРабочая программа по дисциплине «информационные системы маркетинга»...
Рабочая программа дисциплины «Информационные системы маркетинга» компонента Ф. 12 цикла опд составлена в соответствии с Государственным...
Религиоведение» вузовского компонента цикла опд по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки» Составитель iconПрограмма учебной дисциплины Основные проблемы истории стран Запада...
В пределах выделенных для чтения лекций часов (36 час.) на ма­териалах по истории ведущих стран Запада (Зап. Европа и Сев. Амери­ка)...
Религиоведение» вузовского компонента цикла опд по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки» Составитель iconПрограмма учебной дисциплины Охрана всемирного культурного наследия....
Культурный потенциал страны – это и определяющий фактор развития. Отсюда особый интерес и внимание всех структур общества к повышению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск