Скачать 367.92 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Факультет философии и культурологии Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю на заседании кафедры ИФ Декан факультета Протокол № «___»_________200 г. (зам. декана по учебной работе) Зав.кафедрой _______________ «____»_____________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСучебной дисциплины «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ» вузовского компонента цикла ОПД по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки» Составитель –Кандидат филос. наук, доцент Астапов С.Н. Ростов-на-Дону2009 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка……………….………………………………….… 2 2. Учебно-тематический план курса …………………………………………3 3. Программа курса ………………………………………………………........4 4. Планы лекций………………….……………………………………………8 5. Вопросы модульного контроля ...…………………………………………10 6. Темы рефератов…………………………………………………………….12 7. Вопросы к зачету………………………………………...............................12 8. Глоссарий …………………………………………………………………..13 9. Тесты …………………………………………………………………..........17 10 Учебно-методическое обеспечение курса ...……………………………..26 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1 .Цель курса – формирование у студентов понимания места и роли религии в мировой культуре. 2. Задачи курса:
3. Место курса в профессиональной подготовке студентов Курс «Религиоведение» является важной учебной дисциплиной в системе гуманитарного образования. Он способствует формированию научного мировоззрения и призван повысить религиоведческую подготовку слушателей. Вносит вклад в осмысление процессов взаимодействия религии и общества, а также указывает на основные тенденции негативного воздействия религиозных явлений (экстремистский фундаментализм, нарушение светскости государства, деструктивность некоторых религиозных объединений и пр.) В рамках учебного курса «Религиоведение» рассматриваются принципы рационального подхода к аксиологическому, мировоззренческому, психотерапевтическому и пр. аспектам религии. 4.Требования к уровню освоения содержания дисциплины По завершении изучения дисциплины слушатель должен з н а т ь: -содержание вероучений, культовых обязательств различных конфессий; -содержание сакральных текстов, историю их появления и канонизации их состава; -сущность принципа свободы мысли и совести у м е т ь: -использовать полученные знания в профессиональной и повседневной деятельности; - практически осуществлять аргументационный процесс в диалоге религиозного и нерелигиозного мировоззрений на обыденном и теоретическом уровнях; -самостоятельно фиксировать актуальные проблемы религии, анализировать их на основе применения методологии и принципов научного религиоведения. и м е т ь п р е д с т а в л е н и е: -о социологических, психологических, феноменологических концепциях религии, их предмете, содержании базисных теоретических принципов; -об основах и предпосылках религии, ее строении, структуре, о месте в системе культуры, функциях в обществе, группах, личности; -о соотношении религии и науки, особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире, о сути религиозных и нерелигиозных интерпретаций данных науки. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
3. ПРОГРАММА КУРСА «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ» Тема 1. Религиоведение как научная дисциплина Актуальность религиоведческих знаний в современных условиях. Религиозные феномены как предмет исследования религиоведения. Краткое изложение представлений о религии в истории философской мысли. Появление религиоведения как научной дисциплины. Основные разделы религиоведения. Сложность и многообразие подходов к определению религии: теологический (А.Мень, Р.Отто, П.Тиллих, Х.Кокс), философский (И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах, К.Маркс), социологический (М.Вебер, Э.Дюркгейм), психологический (У.Джемс, З.Фрейд, К.Г.Юнг, С.Гроф и др.). Анализ сущностных определений религии (вера в сверхъестественное, дихотомия сакрального-профанного, наличие культа, вера в богов). Тема 2. Сущность, структура и социальные функции религии Социальные, гносеологические, психологические и исторические детерминанты религии. Структура религиозной системы и характер взаимоотношения элементов этой системы. Религиозное сознание, которое определяется верой в сверхъестественное, как главный элемент религиозной системы. Теоретический и обыденный уровни религиозного сознания. Основные черты религиозного сознания: наглядная образность и эмоциональность, сосуществование рациональных и нерациональных представлений, функционирование с помощью религиозной лексики. Параметры религиозной веры и ее отличие от нерелигиозных типов веры. Противоречия религиозного сознания. Эволюция религиозного сознания. Проблема религиозного (в т.ч. и мистического) опыта. Культовая и внекультовая религиозная деятельность. Структура культовой деятельности: содержание, предмет, субъект, средства, способы и результат. Религиозные отношения – концентрированное выражение религиозных представлений, чувств и действий. Религиозные организации как средство функционирование религии в обществе. Типы религиозных организаций и их характеристика. Концепция развития религиозной организации «от секты церкви». Компенсаторная, легитимирующая, регулятивная, мировоззренческая, интегрирующая-дезинтегрирующая, коммуникативная, культуротранслирующая функции религии. Роль религии в обществе. Тема 3. Проблема происхождения и типологии религии Гипотеза «дорелигиозного периода» в истории человечества. Основные концепции происхождения религии: натуралистическая (мифологическая) (М.Мюллер, А.И.Афанасьев); прамонотеистическая (В.Шмидт); эволюционная (Тейлор, Фрейзер, Спенсер, Робертсон-Смит), функциональная (Дюркгейм, Малиновский, Радклиф-Браун, Дюмезиль), структуралистская (Леви-Стросс), психоаналитическая (З.Фрейд, К.Юнг), феноменологическая (Элиаде). Типологии религий по предмету религиозных верований. Типлология религий Г.Гегеля. Эволюционистские типологии религии (К.П. Тиле и др.). Историко-этнографическая типология С.А. Токарева. Тема 4. Ранние формы религии Антропосоциогенез и проблемы возникновения религии. Первобытное мышление в анализе Леви-Брюля и Леви-Стросса. Критический анализ концепций о первоначальной форме религии. Взаимоотношения магии и религии. Роль архаических социальных структур в порождении родоплеменных религиозных систем. Архаические формы религии (фетишизм, тотемизм, анимизм), религии в период развитого родового строя (культ родовых святынь, культ предков), религии в период разложения родового строя (шаманизм, нагуализм, тайные союзы, культ вождей, вера в мана, культ племенного бога). Обряды посвящения в родоплеменных религиях. Пережитки первобытных верований и культов в мировых религиях и народных суевериях. Современное состояние родоплеменных религий. Тема 5. Национальные религии Древнего мира Специфика национально-государственных форм религии. Общие черты религий ранних классовых обществ. Религия Месопотамии (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония). «Эпос о Гильгамеше» и «Ветхий завет». Древнеегипетская религия. Номовые божества и их роль в складывании общеегипетского пантеона. Аграрный культ умирающего и воскресающего бога Осириса. Содержание египетской «Книги Мертвых». Сущность религиозной реформы фараона Эхнатона. Древнеегипетские представления о человеке и его душах. Комплекс древнейших верований иранских народов – идейная основа зороастризма. Резкий дуализм картины мира, светлого и темного начал в зороастризме. Авеста. Эсхатологические представления зороастризма и христианства. Зороастризм как экологически ориентированная религия. Роль огня в зороастризме. Религиозные обязанности последователя зороастризма. Древнегреческая религия: обожествление природы, освящение труда, объявление бога в красоте. Жертвоприношения. Мантика. Пророчества. Элевсинские таинства. Мистериальные культы Дионисия. Истоки римской религии (культ семейно-родовых духов покровителей, аграрные культы, культ племенных (полисных) богов). Публичный характер почитания богов – главная особенность религии Древнего Рима. Тема 6. Национальные религии Дальнего Востока Религиозно-мифологические представления древних китайцев: почитание неба и культ императоров, культ мертвых, верховное божество Шан-ди, поклонение небу и земле, магия и геомантия. Конфуций и его учение. Ритуал, культ предков, сыновняя почтительность, социальная доктрина. Религиозный даосизм. Лао-цзы и книга «Даодэцзин». Принцип «недеяния». Учение о бессмертии. Астрология, геомантия, медицина и магия. Формирование пантеона. Синкретизм как особенность религиозной ситуации в Китае. Конфуцианство, даосизм и буддизм. Конфуцианство и даосизм в современном мире. Синтоизм как традиционная религия Японии. Космология и пантеон. Проникновение буддизма в Японию, взаимоотношения с синтоизмом (рёбу-синто). Культ императора. Синтоизм в современной Японии. Тема 7. Национальные религии Индии Доведический и ведический периоды древнеиндийской цивилизации и религии. Древнеиндийская мифология и религиозный культ. Боги древних ариев. Ведийская литература: Веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), Брахманы, Араньяки, Упанишады. Брахманский период: варновый строй и учение о дхарме, карме, сансаре и мокши. Священные животные. Культы рек, деревьев, камней. Кризис брахманизма в VI в. до н.э. Индуизм. Особенности культов Вишну и Шивы как преобладающих в индуизме. Шактизм, культ Камы. Культы Кришны и Рамы. Жрец и жертвоприношение в индуизме. Институт отшельничества. Реформаторские движения в индуизме в XIX-XX веках. Влияние индуизма на современные нетрадиционные религии. Джайнизм: особенности вероучения и организации. Шветамбары и дигамбары. Религия сикхов: специфика вероучения, культа организации. Тема 8. Иудаизм Древнееврейская культурно-цивилизационная система и ветхозаветный иудаизм. Древнеиудейская Тора как библейский пратекст. Культ: храм и жертвоприношения. Древнеиудейские пророки. Формирование мессианских идей в послепленный период. Религиозная жизнь еврейского народа на этапе составления раввинистических комментариев к Танаху. Формирование палестинского и вавилонского Талмудов. Антиталмудические течения: караимы, хасиды (история возникновения, особенности вероучения). Правила еврейского благочестия. Суббота. Годовой круг религиозных праздников. Ортодоксальное, консервативное и реформаторское течения в современном иудаизме. Иудейская мистика (Каббала, Зогар) и современные нетрадиционные культы. Иудаизм и сионизм. Тема 9. Буддизм Исторические условия возникновения буддизма. Борьба буддизма и брахманизма. Буддистские предания об основателе религии Сиддхартхе (Гаутаме). Основы буддийского мировоззрения. Буддийские сангити. Буддийский священный канон. Отличительные особенности махаянистского и хинаянистского вариантов буддизма. Буддизм ваджраяны. Распространение буддизма в Южной, Юго- Восточной Азии в южной традиции тхеравады и в северной в Китае, Вьетнаме, Япония, Тибете. Специфика тибетского буддизма. Современное состояние буддизма. Буддизм на территории России. Тема 10. Христианство Общественно-исторические и идейные предпосылки возникновения христианства. Новый Завет. Раннее христианство: эволюция от общины к государственной религии империи. Церковь и клир. Формирование христианской догматики в эпоху Вселенских соборов. Никео-Константинопольский Символ веры. Христианские догматы. Древние восточные церкви («нехалкидонские исповедания»): несториаство (Ассирийская церковь Востока) и монофизитство (Коптская православная церковь, Сирийская (яковитская) православная церковь, Армянская Апостольская Церковь). Причины разделения восточного и западного христианства. Православие: особенности догматики и культа. Организационная структура православия. Автокефалия и автономия православных церквей в современном мире. Католицизм: специфика догматики, культа, организации. Унии католичества с восточными христианскими церквами. Социальная доктрина католицизма и роль Ватикана в современном мире. Реформационное движение в Западной Европе и протестантизм. Отличительные особенности раннего протестантизма (англиканства, лютеранства, кальвинизма). Основные деноминации позднего протестантизма: баптизм, адвентизм, пятидесятничество. Свидетели Иеговы. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны). Протестантизм в истории России. |
Программа учебной дисциплины стратегический менеджмент и реальные... Вузовского компонента цикла опд по специальности 08. 05. 07 «Менеджмент организации» (специализация «Финансовый менеджмент») | Информационная справка по дисциплине вузовского компонента цикла опд (опд. В. Оо) Гуманитарного института, обучающихся по специальности 030602. 65 «Связи с общественностью» на 2010-2011 учебный год | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «Криминалистика» вузовского... Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности «юриспруденция» и соответствует действующему учебному... | Учебно-методический комплекс религиоведение направления 030300 психология... Дисциплина Религиоведение является вариативной частью гуманитарных, социальных и экономических дисциплин учебного плана | ||
Российской Федерации «утверждаю» Примерная программа дисциплины "Грим" федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным... | «Культура массовых коммуникаций» Фгос впо по направлению подготовки 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью», утвержденного Министерством образования и науки... | ||
Программа дисциплины Новочебоксарск Программа дисциплины национально-регионального вузовского компонента цикла гсэ составлена в соответствии с Государственным образовательным... | Программа учебной дисциплины Российско-американские отношения U.... Целью курса является приобретение студентами знаний о традициях и современном состоянии российско-американских отношений | ||
Российской Федерации «утверждаю» Примерная программа дисциплины "Пластическое воспитание" федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным... | Информационная справка по дисциплине федерального компонента цикла опд (опд. Ф. Оо) Фотография и ее роль в системе массовой коммуникации. Социокультурные функции фотографии | ||
Рабочая программа по дисциплине «ценообразование» для специальности... Рабочая программа дисциплины «Ценообразование» компонента Ф. 09 цикла опд составлена в соответствии с Государственным образовательным... | Рабочая программа по дисциплине «основы маркетинга» для специальности... Рабочая программа дисциплины «Основы маркетинга» компонента Ф. 07 цикла опд составлена в соответствии с Государственным образовательным... | ||
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | Рабочая программа по дисциплине «информационные системы маркетинга»... Рабочая программа дисциплины «Информационные системы маркетинга» компонента Ф. 12 цикла опд составлена в соответствии с Государственным... | ||
Программа учебной дисциплины Основные проблемы истории стран Запада... В пределах выделенных для чтения лекций часов (36 час.) на материалах по истории ведущих стран Запада (Зап. Европа и Сев. Америка)... | Программа учебной дисциплины Охрана всемирного культурного наследия.... Культурный потенциал страны – это и определяющий фактор развития. Отсюда особый интерес и внимание всех структур общества к повышению... |