Скачать 122.82 Kb.
|
Учебная программа по дисциплине Управление качеством продукцииДля студентов направления 080600.65 – Экономика и управление на предприятии Учебная нагрузка: Аудиторные занятия: лекции – 34ч., практические – 34 ч. Самостоятельная работа студентов – 68 ч. Всего часов 136. 1. Цели и задачи дисциплины в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Цель дисциплины «Управление качеством продукции» - дать будущим специалистам теоретические основы и практические рекомендации по организации управления качеством продукции на предприятиях, чтобы работа по обеспечению качеством носила не эпизодический характер, а была организована в постоянно действующую систему качества, отвечающую рекомендациям международных стандартов ИСО серии 9000. Актуальность изучения дисциплины диктуется потребностями рыночной экономики, в условиях которой успешная деятельность предприятий основывается на конкурентоспособности выпускаемой продукции. Основу конкурентоспособности продукции составляет ее качество, стаьильность которого достигается путем внедрения на предприятиях систем качества и подтверждается сертификацией продукции и систем качества. Задачи дисциплины: Дать знания теоретических основ в области обеспечения качества и управления качеством продукции, Научить организовывать работу по обеспечению качества продукции путем разработки и внедрения систем качества в соответствии с рекомендациями международных стандартов ИСО 9000, Дать практические рекомендации по обеспечению эффективного функционирования и совершенствованию систем качества, Ознакомить с современной практикой отношений поставщиков и заказчиков в области качества и основными нормативными документами по правовым вопросам в области качества. Управление качеством продукции является одним из аспектов управления предприятия в целом и поэтому примыкает к изучению менеджмента. Поскольку задачи обеспечения качества решаются на всех этапах производственного процесса, управление качеством связано с инженерно-технологическими дисциплинами отрасли. Одной из основных функций управления качеством продукции является контроль качества продукции на всех этапах ее создания и эксплуатации. Организация эффективного контроля качества требует знания конкретных методов контроля в разных областях и необходимых средств измерений, а, следовательно, ознакомления с основами метрологии. Поскольку одной из функций управления качеством является информация о качестве выпускаемой продукции, а также о достижениях науки, техники и технологии и потребностях рынка, настоящая дисциплина связана с изучением дисциплин «Маркетинт» и «Информатика». В связи с тем, что нормативной базой управления качеством являются , в основном, стандарты, изучение настоящей дисциплины предусматривает ознакомление с основами стандартизации. Изучение конкретных методов контроля качества, сбора и обработки информации по надежности включает изучение статистических методов и умение пользоваться вычислительной техникой. Ответственность производителей за качество и, в особенности, за безопасность и экологическую чистоту продукции требует знания действующего законодательства и нормативных документов в области качества. В результате изучения дисциплины специалист должен знать теоретические основы и современную практику управления и обеспечения качества продукции на предприятиях, уметь разрабатывать и внедрять системы качества и поддерживать их работоспособность. Рабочая программа по данной дисциплине разрабатывается ВУЗом с учетом Государственного образовательного стандарта по данной специальности и рабочим учебным планом. В результате теоретического и практического изучения дисциплины студент должен: иметь представление: - о нормативно-правовой базе по управлению качеством, - об основных принципах управления и обеспечения качества продукции и услуг, - о критериальном характере качества продукции и услуг в деятельности предприятия (фирмы); - освоить основные принципы управления качеством продукции и услуг знать и уметь использовать: - знать и использовать квалиметрические способы управления качеством. - пользоваться основными методическими приемами управления качеством, (структурирование функции качества, статистические методы управления качеством, использование процессного метода и пр.) Формы контроля: Текущий контроль знаний студентов производится по балльной системе по результатам подготовки рефератов, выступлений с докладами и активного участия в обсуждении на семинарских занятиях. Максимальноем количество баллов – 50. Промежуточный контроль – выполнение 2 контрольных работ в течение семестра. Максимальноем количество баллов – 20. Итоговый контроль представляет собой письменный экзамен. Максимальноем количество баллов – 30. В течение семестра студент должен:
К экзамену допускаются студенты, набравшие в течение семестра 56 и более баллов. Экзамен письменный, оценивается максимально в 30 баллов. Экзаменационный билет содержит три вопроса. 3. Содержание дисциплины Введение. Качество – фактор успеха в условиях рыночной экономики. Место дисциплины в учебном процессе. Тема 1. Возникновение и развитие управления качеством продукции как области знания и предмета практической деятельности. Основные этапы развития деятельности по управлению качеством. Комплексное и тотальное управление качетвом. Современная практика взаимоотношений предприятий в области качества. Единый Европейский рынок и стандартизация управления качеством. Проблема доверия к качеству продукции. Глобальный подход к испытаниям и сертификации. Тема 2. Терминология в области качества. Международный стандарт ИСО 9000 – основной нормативный документ по терминологии в области качества. Основные термины. Русско-английские соответствия. Анализ определений основных терминов: качество, обеспечение качеством, управление качеством, система качества, петля и спираль качества. Тема 3. Интеллектуальная собственность в управлении качеством Интеллектуальная собственность и ее виды. Объекты промышленной собственности, их правовая охрана и патентоспособность. Лицензирование промышленной собственности. Лицензионный договор: понятие, виды, применение. Патентная чистота как нормативное условие обеспечения конкурентоспособности продукции. Патентное ведомство – орган государственного регулирования патентной системы. Авторское право и смежные права, их роль в обеспечении конкурентоспособности продукции. Тема 4. Принципы обеспечения качества и управления качеством продукции. Частные и общие факторы качества. Условия формирования факторов качества. Причинно-следственная диаграмма обеспечения качества. Управление качеством как аспект общего управления предприятием. Субъект, объект и функции управления качеством. Функциональная схема управления качеством. Тема 5. Функции управления качеством. Состав, содержание и характеристика функций: политика и планирование качества, организация работ по качеству, мотивация и обучение персонала, контроль качества и информация о качестве, разработка мероприятий по качеству, принятие решений и их реализация, взаимодействие с внешней средой. Показатели планирования качества. Статистические методы контроля качества: диаграмма Парето, гистограмма, контрольные карты, причинно-следственная диаграмма. Тема 6. Международные стандарты ИСО 9000 по обеспечению качества и управлению качеством. Стандарты ИСО серии 9000: назначение, разработка, состав и структура стандартов. Краткая характеристика стандартов. Состав и краткая характеристика рекомендуемых элементов систем качества. Пересмотр и совершенствование стандартов ИСО 9000. Тема 7. Разработка и внедрение систем качества на предприятиях. Методика разработки и внедрения систем качества с учетом рекомендаций стандартов ИСО 9000. структура и функции систем качества. Состав нормативной документации систем качества. Разработка «руководства по качеству» и программ качества. Стандарт ИСО 10013 по разработке Руководства по качеству. Теема 8. Обеспечение функционирования систем качества. Роль и задачи службы управления качеством. Проверка систем качества: внутренние проверки, проверки второй стороной (заказчиком или его представителем), проверка третьей (независимой) стороной. Стандарт ИСО 19000 по аудиту систем качества и систем экологического менеджмента. Совершенствование систем качества. Отдел технического контроля и его задачи. Роль и задачи метрологической службы в управлении качеством. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Стандарт ИСО 10012 – Требования к качеству измерительного оборудования. Тема 9. Сертификация продукции и систем качества. Правовые вопросы в области качества. Определение, назначение и цели сертификации. Эволюция взаимоотношений поставщиков и заказчиков в области качества. Сертификация в международной практике. Нормативные документы ИСО/МЭК и европейские стандарты EN 45000 по сертификации. Закон РФ «О техническом регулировании» (глава 4. Подтверждение соответствия). Сертификация продукции. Схемы сертификации. Сертификация систем качества. Европейская и международная сеть по сертификации систем качества. Ответственность изготовителей и продавцов за качество продукции. Зарубежный опыт защиты прав потребителей. Законы РФ «О защите прав потребителей» и «О техническом регулировании» (глава 3. Стандартизация). Тема 10. Маркировка товаров. Знаки соответствия. Товарные знаки и знаки обслуживания. Наименования места происхождения товаров. Производственные марки. Этикетки. Индексы разрешенных к применению пищевых добавок. Штриховой код. Акцизные марки и защитные знаки. Предупредительная маркировка опасных веществ и материалов. Экологическая маркировка. Предупредительная маркировка текстильных изделий (по МС ИСО 3758). Маркировка консервов. Знаки-награды лучших фирм и товаров. Манипуляционные знаки. Знаки безопасности и изображения опасности. Тема 11. Организационные вопросы управления качеством. Государственная защита прав потребителей. Закон РФ «О защите прав потребителей». Полномочия федеральных органов, осуществляющих контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг). Влияние общественности на решение проблемы качества. Восемь незыблемых прав потребителя. Всемирный день качества. Международные и национальные премии в области качества. Премия Правительства РФ в области качества. Критерии и порядок присуждения. Практические занятия и семинары
4. Учебно-методические материалы по дисциплине 4.1. Основная литература
4.2. Дополнительная литература
Экзаменационные вопросы по курсу УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Программу составил доцент Долгушин В.Д. Прог.Упр,Качество.2008.Долгушин.doc |
Учебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии» «Управление качеством» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта к дисциплине «Управление качеством».... | Методические указания по выполннению выпускно квалификациоой работы... Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», выполняющих... | ||
Рабочая программа по дисциплине дс 04 Управление качеством Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности (направления) 080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям)... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... «Управление качеством» профиль «Управление качеством у социально-экономических системах» очной и заочной форм обучения | ||
Рабочая программа По дисциплине «Технология производства продукции... «Экономика и управление на предприятии апк» и 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» | Тесты по дисциплине тппр(технология производства продукции растениеводства)для... Тесты по дисциплине тппр(технология производства продукции растениеводства)для студентов по специальностям 060500 «Бухгалтерский... | ||
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине... ... | Рабочая учебная программа дисциплины «теория принятия управленческих решений» «Экономика и управление на предприятии» 080105. 65 «Финансы и кредит», 080301. 65 «Коммерция (торговое дело)», 080109. 65 «Бухгалтерский... | ||
Программа для специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии транспорта» Факультет «Управление на водном транспорте Кафедра истории и экономической теории Шифр дисциплины: опд ф. 08 Планировании на предприятии... | Методические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной... Специальность 080502(8) – Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 221400. 62 «Управление качеством» профиль «Управление качеством в социально-экономических системах» очной и заочной формы обучения | Контрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий... Русский язык и культура речи. (Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения специальности «Экономика и управление... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Товароведение продовольственных... Структура и содержание дисциплины «Товароведение продовольственных товаров» направлены на максимальную реализацию Государственного... | Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине... Маркетинг (080111), Менеджмент (080500), Экономика и управление на предприятии (по отраслям) (080502), Антикризисное управление (080503),... | ||
Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | Учебное пособие по курсу «Управление качеством» (практикум) Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей, разработано на основе государственных стандартов по специальностям... |