Скачать 326.26 Kb.
|
На правах рукописи Арутюнян Арсен Сейранович ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ) Специальность: 12.00.11 – «судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности» Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Москва 2011 Работа выполнена на кафедре адвокатуры и правоохранительной деятельности Российской Академии адвокатуры и нотариата Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Смородинова Анна Георгиевна Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор Крутер Марк Соломонович кандидат юридических наук Ананьин Петр Александрович Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» Защита диссертации состоится «30» ноября 2011. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 521.037.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российской академии адвокатуры и нотариата по адресу: 105120, г. Москва, Малый Полуярославский переулок, дом 3/5. Зал заседаний Ученого совета. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии адвокатуры и нотариата по адресу: 105120, г. Москва, Малый Полуярославский переулок, дом 3/5. Автореферат размещен на интернет-сайте Российской Академии адвокатуры и нотариата www.raa.ru и на интернет-сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации referat_vak@mon.gov.ru. Автореферат разослан «___» октября 2011 . Ученый секретарь диссертационного совета Д 521.037.01 кандидат юридических наук, доцент М.В. Плотникова 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации в статье 2 провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита входят в обязанность государства. Основной Закон России также гарантирует государственную поддержку семьи и детства. В любом обществе особое значение имеет государственная защита основных прав и интересов несовершеннолетних, поскольку дети, как никто другой, подвержены риску различного рода посягательств, а в силу объективных причин не могут самостоятельно защитить себя как физически, так и юридически. Поэтому проблема соблюдения законности в сфере детства носит глобальный характер. Не исключение и наше государство. Причинами, побудившими автора обратиться к исследованию настоящей проблемы, стали: высокий уровень нарушений основных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации, большое количество безнадзорных и беспризорных детей, неэффективный механизм работы органов прокуратуры по вопросам, связанным с надзором за соблюдением законности их прав, а также высокий уровень преступности среди данной категории лиц. В деле защиты прав и свобод несовершеннолетних и в системе правоохранительных органов Российской Федерации органы прокуратуры исторически играют важную роль, реализуя функцию надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних в целях обеспечения законности и правопорядка в обществе, защиты их прав и свобод от преступных и иных посягательств. Данная функция является одной из главных функции органов прокуратуры Российской Федерации и осуществляется в рамках общего надзора. В связи с этим в данной диссертационной работе предпринята попытка обозначить и разрешить основные проблемы теории и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, выявления и определения причинно-следственной связи совершения правонарушений, как несовершеннолетними, так и против них, поиска путей решения названных проблем в целях более эффективной защиты прав и законных интересов данной категории лиц органами прокуратуры. Необходимость государственного регулирования и усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних обусловлена и другой причиной - дети, потерявшие родителей или ставшие сиротами при живых родителях, остаются незащищенными в нашем обществе. Многие из них не могут реализовывать свои права, например, право на образование; попадают под негативное влияние представителей преступного мира, вовлекающих их в антиобщественную и преступную деятельность, избивающих и насилующих, использующих их рабский труд, лишающих их имущества и т.д. К сожалению, многочисленные нарушения прав несовершеннолетних допускаются и должностными лицами государственных органов - органов опеки и попечительства, работниками интернатов, другими должностными лицами, осуществляющими учёт и воспитание несовершеннолетних, то есть лицами, на которых лежит обязанность защиты прав детей. Автор считает, что одной из причин данных правонарушений, в том числе и преступлений, является неэффективная работа органов прокурорского надзора. Поэтому, в сложившейся ситуации Президент Российской Федерации счел необходимым утверждение должности Уполномоченного по правам ребёнка1. Создание новых гуманных институтов защиты прав несовершеннолетних показывает заинтересованность руководителей нашего государства в наведении порядка в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних, в профилактике преступности данной категории лиц. Но, помимо предпринятых мер, необходимы и другие эффективные действия по защите прав несовершеннолетних. Автор глубоко убежден, что остро стоит вопрос о создании системы ювенальной юстиции. В настоящее время в Российской Федерации нет постоянно действующих ювенальных судов. В некоторых субъектах существуют лишь экспериментальные, зарекомендовавшие себя и показавшие на примерах реальных судебных процессов свою значимость и обоснованность. В связи с этим считаем необходимым, используя настоящий отечественный опыт (в том числе и дореволюционный), а также опыт зарубежных государств, учреждение подсистемы ювенальных судов в судебной системе Российской Федерации. Все вышеизложенные проблемы свидетельствуют об актуальности темы диссертационного исследования. Степень научной разработанности темы. Научные исследования диссертационного и монографического характера, посвящённые защите основных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации, проводились многими учеными, среди них: Научные исследования диссертационного и монографического характера, посвящённые защите основных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации, проводились многими учеными, среди них: В.И. Басков, В.Ф. Белов, В.Боровиков, А.И. Булахов, В. Вдовенков, Ю.Е Винокуров, А. Ганибесов, В.Н. Григорьев, В.В. Долежан, Н.В. Широков, А.Я. Вилкс, А.В. Ермаков, А. Ефремова, Г.И. Забрянский, Д. Зиядова, В.Н. Калинин, А. Кладкова, В.Ф. Крюков, Б.В. Коробейников, Н.А. Ленчина, В.В. Мальцев, Н.В. Машинская, М.Н. Маршунов, Э.Б. Мельникова, Г.М. Миньковский, А.И. Мильевский, В.П. Рябцев, С.Л. Панов, В.Н. Пирогов, П.Г. Пономарев, А.В. Победкин, Ю.Е. Пудовочкин, С.Л. Сибиряков, К.Сперанский, А.А. Сперанская, Л.М. Середа, В.Е. Старостин, И.Б. Степанова, Т.М. Судакова, А.Я. Сухарев, Н.Д. Урбанович, А.А. Чувилева, В.И. Шинд, В.Б. Ястребов, А.С. Якубов, В.Н. Яшин и др. Труды перечисленных авторов составили определенную теоретическую базу исследования, обеспечивая преемственность в развитии научной мысли и дальнейшей разработке ее актуальных направлений. Однако вышеперечисленные проблемы до настоящего времени не нашли комплексного научного решения, необходимого для создания общего представления системы прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних в целях защиты их прав и свобод. В настоящем диссертационном исследовании предпринята попытка авторского понимания сущности и содержания прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, а также предложены изменения и дополнения законодательства. Цель исследования – разработка теоретических положений и организационно-правовых предложений, научных и методических рекомендаций по совершенствованию прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних с учетом современных задач, определенных институтами государственной власти и гражданского общества. Исходя из обозначенной цели, в диссертационной работе сформулированы следующие конкретные задачи научного исследования: - выявление характерных особенностей правового регулирования деятельности прокурора по надзору за исполнением законодательства в сфере защиты основных прав и свобод несовершеннолетних; - анализ, обобщение и оценка современного состояния законности и классификация типичных нарушений прав несовершеннолетних; - изучение и обобщение практики прокурорского надзора, выявление наиболее распространенных недостатков и упущений, негативно влияющих на эффективность надзорных мероприятий; - исследование теоретических основ и определение специфики предмета, задач и основных направлений прокурорского надзора за исполнением законодательства о правах несовершеннолетних; - разработка научных и практических предложений по совершенствованию организации прокурорского надзора, включая вопросы методики выявления, устранения и предупреждения нарушений законодательства в исследуемой сфере; - выработка предложений по внесению дополнений и изменений в действующее законодательство применительно к теме диссертационного исследования. Объектом исследования предполагаются правоотношения в процессе применения норм международного и российского законодательства, регулирующих основные права и свободы несовершеннолетних, объективно возникающие в ходе практической реализации полномочий прокурора по осуществлению надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и связанных с ними проблемных ситуаций. Предмет исследования – деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о защите прав несовершеннолетних, актуальные теоретические и практические проблемы его совершенствования и повышения эффективности на всех стадиях надзорного процесса. В процессе написания диссертации были изучены и использованы следующие нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, международно-правовые документы в исследуемой области, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», иные федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», а также другие приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации. Методология и методика исследования. Диссертационное исследование проведено на основе общетеоретических принципов познания и общенаучных методов исследования: сравнительно-правового, комплексного, системного, логического, формально-юридического, социологического и статистического. Совокупность применённых общенаучных, частных и специальных методов познания позволила автору всесторонне исследовать круг вопросов, поставленных в диссертационной работе, и сформулировать ряд предложений научного и прикладного характера. Эмпирическая база исследования. В ходе работы над диссертацией изучены и проанализированы: - материалы проверок проведенных органами прокуратуры Российской Федерации; - доклады Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в России с 2001 по 2009 года; - статистика актов прокурорского реагирования; - материалы судебной практики; - материалы СМИ о нарушениях прав несовершеннолетних и деятельности прокуратуры по их предупреждению, выявлению, предотвращению и пресечению; - учебные пособия, научные статьи, методические пособия, кандидатские и докторские диссертации по прокурорскому надзору и других областей права. В процессе работы над диссертацией в целях уяснения мнения российского общества по вопросам защиты прав и свобод несовершеннолетних был проведен опрос. Для составления социологической и статистической картины опросу были подвергнуты 120 человек с целью выяснения причин возникновения безнадзорных правонарушителей, совершения правонарушений, как ими, так и против них. Научная новизна исследования определяется прежде всего тем, что данная работа предполагает стать первым комплексным исследованием современных актуальных проблем и задач прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, как в теории, так и практической деятельности. Комплексный и системный метод осуществления научного исследования позволил на диссертационном уровне сформулировать ряд новых научно-практических положений: о специфике предмета прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, особенностях тактики и методики выявления, устранения и предупреждения нарушений законодательства о правах несовершеннолетних и конкретные организационно-правовые меры по совершенствованию практики прокурорского надзора и законодательства в данной сфере. Кроме того, научная новизна заключается в выносимых на защиту выводах и положениях: 1. Сделан вывод о том, что защита прав и свобод несовершеннолетних - это приоритетное направление в деятельности современной прокуратуры Российской Федерации; 2. Определено место прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних в системе защиты прав и свобод несовершеннолетних; 3. Сделан вывод о необходимости выделения самостоятельной отрасли прокурорского надзора - надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних; 4. Сделан вывод о том, что нет необходимости принятия единого кодекса для несовершеннолетних, объединившего все отрасли права, так как существующее законодательство вполне отвечает международным требованиям, но имеет определенные недостатки; 5. Сформулировано и обосновано предложение о внесении соответствующих изменений в п. 2 ст. 1 и в раздел III ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» с целью принятия самостоятельной отрасли прокурорского надзора – надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних; 6. Сделан вывод о необходимости возрождения системы ювенальной юстиции как формы защиты прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации; 7. Успешное решение органами прокуратуры задач по защите основных прав и свобод несовершеннолетних предполагает повышение внимания к организационному аспекту своей деятельности, ключевым направлением которого, должно стать комплексное использование разнообразных мер организационного порядка и современных информационных технологий; 8. Сделан вывод о необходимости повышения уровня правовой культуры в обществе для защиты права и свободы несовершеннолетних. Теоретическая значимость диссертации. К наиболее проблемным вопросам современного прокурорского надзора, представляющим научно-практический интерес, но в полной мере не исследованным, относятся проблемы теории прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и тесно связанные с ними организационные и практические вопросы. По вопросам прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних отсутствует единство мнений ученых-правоведов и работников органов прокуратуры. Поскольку названные проблемы являются спорными в юридической науке, то представляется необходимым в ходе диссертационного исследования определить истинные причины и условия возникновения организационно-правовых ошибок, и коллизий в законодательстве по прокурорскому надзору, объяснить их сущность, определить и выявить пути их решения. Именно теоретические выводы предстоящего исследования могут быть использованы для дальнейших научных исследований по вопросам прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних. Кроме того, результаты диссертационного исследования могут быть использованы для предложений по внесению дополнений и изменений в действующее законодательство и в учебном процессе по прокурорскому надзору. Апробация результатов исследования. Основные положения исследования отражены и апробированы в шести научных публикациях автора. Выводы и предложения, вытекающие из диссертации, обсуждались на заседаниях кафедры адвокатуры и правоохранительной деятельности Российской академии адвокатуры и нотариата. На ней также прошло рецензирование и обсуждение диссертации с выводом о рекомендации к защите. Структура диссертационной работы определяется разработанным планом и состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографического списка. 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень научной разработанности, определяется цель, задачи, объект и предмет исследования, раскрываются методология и методика исследования; определяется нормативная и эмпирическая база, теоретическая и практическая значимость работы; раскрываются научная новизна диссертационного исследования, излагаются основные положения, выносимые на защиту; приводятся сведения об апробации полученных результатов и о структуре диссертации. В первой главе диссертации «Законодательство о несовершеннолетних: история и современность», состоящей из двух параграфов, анализируются становление и развитие законодательства о несовершеннолетних в разных странах и в разные периоды истории, также дается характеристика и дальнейшее развитие действующего законодательства о несовершеннолетних в Российской Федерации. В первом параграфе первой главы «История развития и становления законодательства о несовершеннолетних» рассматриваются исторические исследование законодательства о несовершеннолетних и регламентированного им их правового статуса. Исторические исследование свидетельствует о бесправном положении детей перед законом и судом примерно до середины XIX в. По мнению Э.Б. Мельниковой, с которым мы полностью согласны, это было связано, прежде всего именно с отсутствием представления о юридическом и социальном понятии детства как «особо защищаемом периоде жизни человека»2. Развитие законодательства о несовершеннолетних, выделение и наделение их самостоятельным правовым статусом является признаком развитого правового государства. Следует отметить, что в зависимости от исторических и культурных особенностей различных государств возраст совершеннолетия и возраст наступления юридической ответственности, а также понятие «несовершеннолетний» определяются по-разному. Развитие и становление законодательства о несовершеннолетних во многом связано с появлением правосудия по несовершеннолетним, установлением определенного правового статуса несовершеннолетнего и созданием ювенальных судов. Несмотря на серьезные попытки совершенствования законодательства к несовершеннолетним правонарушителям в России до середины 60-х годов XIX столетия относились как к взрослым преступникам. Законодательные оговорки, в соответствии с которыми несовершеннолетие считалось смягчающим вину обстоятельством, фактически игнорировались, а подростки содержались в арестных домах и в тюрьмах вместе с взрослыми и не были защищены от применения к ним мер психического и физического воздействия3. Подводя итог, следует отметить, что защита прав и свобод несовершеннолетних является стратегической задачей любого общества и государства. И органы прокуратуры играют важную роль в обеспечении прав и свобод несовершеннолетних. Правозащитная функция прокуратуры направлена на устранение недостатков правовой системы государства. В случае «молчания» закона или его противоречия нормам и ценностям общества органы прокуратуры должны быть чуть ли не единственным инструментом гаранта и обеспечения сохранности прав и свобод несовершеннолетних. Во втором параграфе первой главы «Правовое положение несовершеннолетних в России» анализируются и определяются законодательные акты, направленные на защиту прав и свобод несовершеннолетних. В России основы правового положения несовершеннолетнего, как и любого другого гражданина, заложены в ее Конституции. Специфика правового положения несовершеннолетних как определенной социальной группы отражена в нормах, содержащихся в Конвенции о правах ребенка и в ряде законов. В российском праве понятие несовершеннолетия присутствует во многих отраслях права и имеет свою специфику применительно к предмету правового регулирования. Под общеюридический термин «несовершеннолетний» подпадает «тот, кто не достиг определенного возраста, с которым закон связывает его полную гражданскую дееспособность, т.е. возможность реализовать в полном объеме предусмотренные Конституцией и другими законами страны субъективные права, свободы и юридические обязанности»4. Вместе с тем пока не приходится говорить о единой научной и обоснованной системе российского законодательства о несовершеннолетних, а только лишь о наличии отдельных правовых форм в разных сферах российского законодательства, таких как: конституционное, уголовное, гражданское, трудовое, семейное и т.д. Соответственно и права несовершеннолетних в правовой литературе не представлены структурно. В российском законодательстве систему прав несовершеннолетних следует разделять, по мнению автора, на: международные, личные, социальные, политические, имущественные, культурные и экономические. Данная классификация охватывает всю систему прав несовершеннолетних по российскому законодательству. Автор считает, что основой российского законодательства о несовершеннолетних следует считать личные права, которым в общей системе конституционных прав отводится особая роль. В Конституции Российской Федерации они закреплены во второй главе «Права и свободы человека и гражданина». В соответствии с Конституцией Российской Федерации к личным правам несовершеннолетнего можно отнести такие права как: право на жизнь (ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст.27), право свободно выезжать за пределы Российской Федерации и его право как гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться (ч.2 ст. 27). В данном параграфе, также анализируется и более глубоко рассматриваться Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который был подписан Президентом Российской Федерации 24 июля 1998 года, данный закон в определенной степени систематизирует основные гарантии уже существующих в законодательстве прав и свобод несовершеннолетних. Автор считает, что нет необходимости принятия единого кодекса для несовершеннолетних, объединившего все отрасли права, так как существующее законодательство вполне отвечает международным требованиям. Если говорить о дальнейшем совершенствовании законодательства о несовершеннолетних и создании новых организационных механизмов защиты прав и свобод несовершеннолетних, предлагаем внести изменения в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», касающиеся выделения самостоятельной отрасли надзора, - надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних. Именно отсутствие законодательно установленного предмета надзора влечет отсутствие единообразия в организации работы органов прокуратуры. Следовательно, работа по реализации данного направления в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации неодинакова5. Это означает, что в субъектах Российской Федерации по-разному выполняется надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних, что является недопустимым и грубым нарушением основополагающих принципов организации и деятельности прокуратуры, а именно принципа единства, означающего, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Российской Федерации, составляют единую систему, и все они обязаны действовать по единым правилам и не должны противоречить федеральному законодательству (п. 1 ст. 4 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Надо отметить, что отсутствие самостоятельного нормативно установленного предмета надзора за исполнением законов о несовершеннолетних является преградой для обеспечения эффективного надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних. В связи с этим предлагается внести изменения в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»: в п. 2 ст.1 определить предмет надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних; в разделе III выделить главу, регулирующую самостоятельную отрасль прокурорского надзора. Названные изменения в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» необходимы, во–первых, для создания единых правил и форм поведения во время организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних; во-вторых, для более эффективной деятельности работников прокурорского надзора в данном направлении; в-третьих, для установления единства целей и общих задач осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних; в-четвертых, для единообразия форм организации и деятельности всех прокурорских органов; в-пятых, для единого внутреннего содержания прокурорского надзора — проверки исполнения требований законов и устранения правонарушений для данной категории лиц. Мы считаем, что предлагаемые дополнения будут способствовать укреплению законности на всей территории Российской Федерации. Вторая глава диссертации называется «Научные и организационные основы прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних» состоит из четырех параграфов. В первом параграфе второй главы «Предмет, задачи, цели и специфика прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних», дается определение основных понятий прокурорского надзора. В данном параграфе автор подчеркивает, что в российской научной и учебной юридической литературе нет единого подхода к определению основных понятий прокурорского надзора. В первую очередь это относится к самому понятию «надзор прокуратуры». И прежде чем приступить к характеристике прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, автору представляется необходимым определить понятие прокурорского надзора. Проанализировав точки зрения ученых, автор считает, что прокурорский надзор — это самостоятельный вид государственно-властной деятельности специально уполномоченных органов прокуратуры от имени РФ, которые в целях соблюдения Конституции и законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляют проверки исполнения законов и подзаконных нормативных правовых актов, государственными и негосударственными органами и учреждениями. Не менее важное значение имеет категория «отрасль прокурорского надзора». Ее можно определить как относительно самостоятельную часть прокурорского надзора, характеризующуюся специфическим предметом и полномочиями прокурора6. |
Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики А. В. Паламарчук, начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской... | Генеральной прокуратуры российской федерации прокурорский надзор... Н. П. Дудин — раздел 1; О. Б. Качанова — разделы 2, 5, 8, 11; раздел 13 в соавторстве; Н. Я. Ларина — раздел 6; О. В. Пристанская,... | ||
§ Законность и прокурорский надзор в правовом государстве Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб пособие.— Екатеринбург: Изд-во Ургюа, 1999. 140 с | Рабочая учебная программа по дисциплине «Прокурорский надзор» разработана... Прокурорский надзор [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 52 с | ||
Рабочая программа дисциплины прокурорский надзор степень выпускника... «российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации» | Сводный план мероприятий, проводимых в системе образования города... ... | ||
Проблемы теории и практики М 75 Молодежь и предпринимательство: проблемы теории и практики: Материалы II научно-практической студенческой конференции (Нижний... | Конспект урока по обществознанию Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые... | ||
4. Цели освоения дисциплины Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые... | Тема: «Уход за посевами столовой моркови» Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые... | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №140» Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые... | План-конспект урока английского языка «Traveling» Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900. 68 «Юриспруденция» Громов В. П. Прокурорский надзор за исполнением наказания в исправительных учреждениях: Учебно-методическое пособие для студентов... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые... | ||
Аннотация программы наименование дисциплины: «Прокурорский надзор».... Целью данного курса является обеспечение студентов-юристов более глубокими и обстоятельными знаниями по законодательству о прокурорском... | Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии... Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые... |