МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Основы наркологии»
для студентов специальности 040104.65 Организация работы с молодежью
Автор:
Сидорова М.И., к.п.н., доцент кафедры «Основы наркологии». Цель освоения дисциплины «Социальное прогнозирование»:
Обучить студентов основам теории химической зависимости, показать значимости данной проблематики в настоящее время. Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые знаний в области теории и практики профилактики наркозависимости у несовершеннолетних.
Основные задачи курса «Основы наркологии»:
обосновать актуальность проблемы наркотизации в современном обществе;
обучить студентов теоретическим основам наркологии и специфики наркоманий;
обучить пониманию закономерностей формирования хронического алкоголизма и наркоманий и их особенностям в подростковом возрасте;
сформировать навыки выявления признаков наркотического опьянения, проявления основных форм наркоманий и токсикоманий;
дать знания о негативных социальных и медицинских последствиях химической и нехимической зависимостей;
показать основные принципы лечения и реабилитации больных наркоманиями и токсикоманиями;
научить психолого-педагогическим методам и формам профилактической работы и формированию навыков и умений по их практическому использованию в профилактических программах с различными группами детей и подростков, а также с их семьями и социальным окружением;
сформировать у студентов навыки и умения самостоятельно разрабатывать, организовывать и внедрять профилактические программы в условиях образовательных учреждений.
В результате изучения материалов курса студенты должны:
Знать:
причины возникновения аддиктивного поведения и химической зависимости;
основные формы химической и нехимической зависимости;
возрастные особенности формирования аддиктивного поведения;
масштабы медицинских и социальных последствий аддиктивного поведения;
основные современные направления профилактики аддиктивного поведения детей и
подростков.
Уметь:
выявлять детей, подростков, родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической, психотерапевтической, наркологической и психиатрической помощи;
определять направление и стратегии развития личностных, семейных и социально-средовых ресурсов;
разрабатывать план - программу работы с детьми, склонными к аддиктивному поведению;
проводить профилактические и коррекционные мероприятия с детьми, склонными к аддиктивному поведению;
оказывать социальную и психологическую поддержку детям и родителям из «созависимых» семей.
В процессе подготовки УМК использовались следующие программы:
- «Наркология» д.м.н., профессора А.Ю.Егорова (Модель подготовки специалиста по профилактике наркоманий в системе высшего профессионального образования. СПб., 2001. С.68-81).
- «Основы возрастной наркологии» д.м.н., профессора А.Ю.Егорова, Е.Н.Шовиной (Социальная педагогика. Основная образовательная программа подготовки специалиста. Мурманск, 2005. С.91-98)
- «Профилактика наркоманий у детей и подростков» д.б.н., профессора Л.М.Шипицыной, д.б.н., профессора Л.С.Шпиленя, д.м.н., профессора А.Ю.Егорова, А.В.Иванова, С.В.Иванова (Модель подготовки специалиста по профилактике наркоманий в системе высшего профессионального образования. СПб., 2001. С.8-49)
Разделы дисциплины и примерное распределение
учебного времени
№
п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Всего аудит.
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Сам. работа
| Раздел 1. Введение в проблему наркотизма.
|
|
| -
| -
|
| 1.1.
| Введение. История вопроса употребления ПАВ. Особенности и тенденции употребления ПАВ в мире и в России на современном этапе. Ситуация с наркоупотреблением в г. Мурманске и Мурманской области.
| 2
| 2
| -
| -
| 20
| Раздел 2. Основы наркологии.
|
|
|
| -
|
| 2.1.
| Основные понятия в наркологии. Механизмы формирования химической зависимости.
| 1
| 1
| -
| -
| 20
| 2.2.
| Алкоголизм как форма химической зависимости.
| 1
| 1
| -
| -
| 20
| 2.3.
| Общие проявления наркоманий и токсикоманий.
| 1
| 1
| -
| -
| 20
| 2.4.
| Формы наркоманий и токсикоманий.
| 4
| -
| 4
| -
| 20
| 2.5.
| Медицинские и социальные последствия химической аддикции.
| 1
| 1
| -
| -
| 20
| 2.6.
| Особенности химической аддикции у несовершеннолетних.
| 5
| 1
| 4
| -
| 20
| Раздел 3. Основы и принципы антинаркотической деятельности.
|
|
|
|
|
| 3.1.
| Принципы и стратегии антинаркотической деятельности.
Теории и системы противодействия распространению наркомании и контроля за наркотическими средствами.
Нормативно-правовая база по проблемам НОН, профилактики наркоманий и реабилитации наркозависимых.
| 5
| 1
| 4
| -
| 20
| 3.2.
| Основные виды и направления антинаркотической профилактической работы.
| 1
| 1
| -
| -
| 20
| 3.3.
| Практика организации профилактической работы.
| 9
| 1
| 8
| -
| 15
| ИТОГО:
| 30
| 10
| 20
| -
| 195
|
Вопросы для самостоятельного изучения: Раздел 1. Введение в проблему наркотизма.
Тема 1. Введение.
Особенности употребления ПАВ в различные исторические эпохи.
Этапы формирования концепции болезни в отношении употребления и зависимости человека от ПАВ.
Специфика развития употребления ПАВ в России.
Современное состояние проблемы и основные тенденции употребления ПАВ в РФ и Мурманской области.
Раздел 2. Основы наркологии.
Тема 1. Основные понятия в наркологии.
Роль нейромедиаторных систем в формировании химической зависимости.
Подкрепляющие свойства этанола и других ПАВ.
Роль эндогенной опиоидной системы мозга в развитии патологической зависимости.
Тема 3. Общие проявления наркоманий и токсикоманий.
Особенности наркотического опьянения.
Последствия хронической наркотизации.
Наркотики и беременность: синдром отмены у новорожденных.
Тема 5. Медицинские и социальные последствия химической аддикции.
Медицинские последствия употребления различных ПАВ.
Синдром созависимости.
Функциональные и дисфункциональные семьи.
Раздел 3. Основы и принципы антинаркотической деятельности.
Тема 2. Основные виды и направления антинаркотической профилактической работы.
Основные этапы развития профилактической работы. Запретительный этап. Информационный этап. Современный этап. Классификация видов профилактической работы.
Профилактика в системе образования. Правовые основы организации профилактической работы в образовательных учреждениях.
Права ребенка в случае совершения им правонарушений или представлений.
Содержание практических занятий
Практическая работа №1. Формы наркоманий и токсикоманий.
План:
Классификация наркоманий и токсикоманий (МКБ-10 и отечественная).
Психические и поведенческие расстройства в результате употребления опиоидов (злоупотребление героином, кустарно изготовленными опиатами, наркотическими аналгетиками и др.).
Психические и поведенческие расстройства в результате употребления каннабиноидов.
Психические и поведенческие расстройства в результате употребления седативных или снотворных средств (злоупотребление снотворными, успокаивающими средствами, злоупотребление ненаркотическими аналгетиками и антигистаминными средствами).
Психические и поведенческие расстройства в результате употребления кокаина и др.стимуляторов, включая кофеин (злоупотребление кокаином и стимуляторами амфетаминового типа, эфедроновая наркомания, злоупотребление бытовыми стимулятоами)
Психические и поведенческие расстройства в результате употребления галлюциногенов. Циклодоловая токсикомания.
Психические и поведенческие расстройства в результате употребления табака.
Психические и поведенческие расстройства в результате употребления летучих растворителей.
Злоупотребление табаком.
Полинаркомании, причины возникновения.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Каковы сроки формирования опийной наркомании?
Опишите исходы опийной наркомании?
Насколько верен тезис приверженцев политики легализации о безвредности использования препаратов конопли?
Каковы исходы наркомании вследствие злоупотребления препаратами конопли?
Опишите «кокаиновые циклы» как отличительный признак кокаиновой наркомании.
Каковы осложнения при кокаиновой наркомании?
Что можно отнести к ненаркотическим стимуляторам и каковы особенности злоупотребления ими?
Каковы особенности наркотического опьянения при использовании галлюциногенов?
Назовите медицинские и немедицинские причины развития зависимости от снотворно-седативных средств.
Назовите особенности проявлений токсикомании вследствие злоупотребления ЛАС.
На ваш взгляд, какой вред наносит курение в детском и подростковом возрасте?
Каковы наиболее распространенные варианты полинаркоманий?
Задания для самостоятельной работы:
Прочитать данную тему в монографии П.Д.Шабанова (6). С.352-404 и сделать краткие выписки из нее.
Проработать методический информационный пакет «Drugbox».
Найти и проанализировать художественные произведения, в которых упоминается употребление наркотических средств, и определить о каких именно наркотических веществах идет речь и насколько верно описаны последствия употребления этими веществами.
Рекомендуемая литература:
Основная:
Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической изависимости и созависимости. М., 2001.
Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М.,1999.
Личко А.Е., Битенский В.С., Подростковая наркология. Л.,1991.
Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Под ред.С.В.Березина и др. М., 2000.
Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркология: руководство для врачей. М., 2002.
Шабанов П.Д. Основы наркологии. СПб., 2002.
Дополнительная:
Баймухаметов С. Т. Сны золотые: исповеди наркоманов. М., 1998.
Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. СПб., 1999.
Данилин А.Г., Данилина И. Героин. М., 2001.
Данилин А.Г. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. М., 2002.
Фридман Л. С, Флеминг Н. Ф., Роберте Д. X., Хайман С. Е. Наркология. М.; СПб., 1998.
Цетлин М. Г., Пелинас В. Е. Реабилитация наркологических больных: концепция, программа. М., 2001.
Шабанов П. Д., Штакельберг О. Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. СПб, 2000.
Методический информационный пакет «Drugbox».
www.netnarkotikam.ru
www.narcom.ru
www.ecad.ru
www.rehab.ru
Практическая работа №2. Особенности химической аддикции у несовершеннолетних.
|