4. Цели освоения дисциплины: формирование общекультурных и профессиональных компетенций, направленных на теоретическое освоение и практическое использование коррекционно-развивающих технологий, используемых при обучении и воспитании детей в специальных образовательных учреждениях.
5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» относится к дисциплинам профессионального цикла. Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Специальная педагогика» и «Специальная психология».Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Методика трудового воспитания», «Методика физического воспитания», «Методика речевого воспитания», «Ранний детский аутизм», написания курсовых и выпускной квалификационной работы. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) * ПК-10 В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1)Знать:
историю становления и современное состояние развития отечественного специального (дефектологического) образования (логопедии, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогики);
особенности психофизического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья;
функциональные обязанности специалистов и сотрудников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и учреждений комбинированного вида;
содержание и организацию лечебно-восстановительной работы с детьми при различных нарушениях;
содержание и организацию коррекционно-педагогической работы в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
психолого-педагогические методы изучения, обучения и развития лиц с ОВЗ;
формы и средства оказания помощи родителям детей и подростков с ОВЗ;
2)Уметь:
применять методы психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ;
составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка с ОВЗ;
практически реализовывать приемы и методы коррекционно-развивающей работы с лицами с ОВЗ;
подбирать к занятиям специальный наглядно-дидактический материал с учетом структуры нарушения;
3)Владеть
способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности;
теоретическими и практическими методами развития, обучения, воспитания и сопровождения лиц, имеющих нарушения слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, комплексные нарушения.
10. Темы для самостоятельного изучения
№ п/п
| Наименование раздела
дисциплины (модуля)
| Форма самостоятельной
работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1
| Особые образовательные потребности и содержание специального образования.
| Анализ и выписки из стандарта специального образования
| 10
| Проверка конспектов
| 2
| Принципы, технологии, методы, формы специального образования
| Конспект существующих принципов специального образования
Конспект классификации педагогических технологий
Конспект-схема методов специального образования
Конспект-схема форм специального образования.
| 10
| Проверка конспектов
| 3
| Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования
| Составить три фрагмента уроков с использованием различных (на выбор) коррекционных средств
| 10
| Проверка конспектов уроков и презентация лучших группе
| 4
| Дошкольное образование детей с нарушениями развития. Школьная система специального образования
| Анализ и краткие выписки из периодических изданий за последние три года по теме
| 10
| Проверка конспектов
| 5
| Современное программно - методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях
| Письменный анализ существующих программ учебно-воспитательного в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, по следующему алгоритму
| 10
| Проверка конспектов
| 6
| Современные технологии обучения в специальном образовательном учреждении (СОУ).
| Разработать и оформить три урока или три занятия с использованием современных технологий
| 10
| Проверка конспектов уроков и презентация лучших группе
| 7
| Создание условий для повышения качества специального образования детей с ограниченными возможностями.
| Анализ нормативных документов и периодических изданий за последние три года по теме.
Составить перечень условий для повышения качества специального образования детей с ограниченными возможностями
| 14
| Проверка конспектов
| ИТОГО:
| 74
|
|
12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тема № 1.Особые образовательные потребности и содержание специального образования
План:
Специальные образовательные условия
Уровни образования.
Содержание специального образования.
Стандарт специального образования.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Характеристика специальных образовательных условий
Характеристика содержания уровней образования.
Особенности содержания специального образования.
Основные положения стандарта специального образования.
Задания для самостоятельной работы:
Анализ и выписки из стандарта специального образования
Литература:
Основная:
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) : [учеб. пособие для студ. вузов] / [Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.] ; под ред. Б. П. Пузанова. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 272 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5574-9 : 246-84.
Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. Н. М. Назаровой. - 8-е изд., испр. - М. : Академия, 2008. - 400 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5139-0 [Гриф] : 296-45; 282-98.
Основы управления специальным образованием : учеб. пособие для студ., обуч.по спец. 031500-Тифлопедагогика ; 031600-Сурдопедагогика ; 031700-Олигофренопедагогика ; 031800-Логопедия ; 031900-Спец. психология / Малофеев Н. Н., Макшанцева Э. Н., Назарова Н. М. ; под ред. Д. С. Шилова. - М. : Академия, 2001. - 333 с. : ил. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0565-6 : 86-95;73-81;47-00.
Дополнительная:
Кобзева, О. В. Проблемы социальной адаптации и интеграции детей со специальными потребностями в обучении : метод. пособие / О. В. Кобзева, Н. И. Полюсова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2009
Кравцова А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий (теория и практика). – М., 2003.
Леднев В.С. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. – М., 1990.
Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская и др. ; под ред. Б. П. Пузанова. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 1999. - 160 с. - (Педагогическое образование). - ISBN 5-7695-0468-4 : 22-00;20-00.
Назарова Т. С.Педагогические технологии:новый этап эволюции? / Назарова Т. С.// Педагогика.. - 1997.-№3.. - с.20-27.
Коростель И. М.Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися / Коростель И. М., Назарова Л. Д.// Завуч.. - 2000.-№3.. - с.101-103.
Назарова И. Г.Психолого-педагогическое сопровождение выпускников образовательных учреждений по проектированию жизненных и профессиональных стратегий / Назарова И. Г., Боярова Е. С.// Психология и школа. - 2007. - №2. - С. 68 - 74.
Тема № 2.Принципы, технологии, методы, формы специального образования
План:
Принципы специального образования
Классификация педагогических технологий
Методы специального образования
Формы специального образования.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (перцептивные, логические, гностические);
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
Методы контроля и самоконтроля
Информационные методы;
Практически-действенные методы;
Побудительно-оценочные методы.
Задания для самостоятельной работы:
Конспект существующих принципов специального образования
Конспект классификации педагогических технологий
Конспект-схема методов специального образования
Конспект-схема форм специального образования.
Литература:
Основная:
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) : [учеб. пособие для студ. вузов] / [Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.] ; под ред. Б. П. Пузанова. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 272 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5574-9 : 246-84.
Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. Н. М. Назаровой. - 8-е изд., испр. - М. : Академия, 2008. - 400 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5139-0 [Гриф] : 296-45; 282-98.
Основы управления специальным образованием : учеб. пособие для студ., обуч.по спец. 031500-Тифлопедагогика ; 031600-Сурдопедагогика ; 031700-Олигофренопедагогика ; 031800-Логопедия ; 031900-Спец. психология / Малофеев Н. Н., Макшанцева Э. Н., Назарова Н. М. ; под ред. Д. С. Шилова. - М. : Академия, 2001. - 333 с. : ил. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0565-6 : 86-95;73-81;47-00.
Дополнительная:
Кобзева, О. В. Проблемы социальной адаптации и интеграции детей со специальными потребностями в обучении : метод. пособие / О. В. Кобзева, Н. И. Полюсова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2009
Кравцова А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий (теория и практика). – М., 2003.
Леднев В.С. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. – М., 1990.
Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская и др. ; под ред. Б. П. Пузанова. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 1999. - 160 с. - (Педагогическое образование). - ISBN 5-7695-0468-4 : 22-00;20-00.
Назарова Т. С.Педагогические технологии:новый этап эволюции? / Назарова Т. С.// Педагогика.. - 1997.-№3.. - с.20-27.
Коростель И. М.Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися / Коростель И. М., Назарова Л. Д.// Завуч.. - 2000.-№3.. - с.101-103.
Назарова И. Г.Психолого-педагогическое сопровождение выпускников образовательных учреждений по проектированию жизненных и профессиональных стратегий / Назарова И. Г., Боярова Е. С.// Психология и школа. - 2007. - №2. - С. 68 - 74.
Тема № 3.Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования
План:
Изобразительные средства
Ручной труд.
Художественно-речевая деятельность.
Театрализованно-игровая деятельность.
Технические средства обучения (ТСО).
Дидактический материал, используемый в коррекционно-образовательном процессе (предметный, изобразительный и словесный)
Вопросы для коллективного обсуждения:
Особенности использования изобразительных средств.
Особенности использования ручного труда.
Особенности использования художественно-речевой деятельности.
Особенности использования театрализованно-игровой деятельности.
Особенности использования технических средств обучения (ТСО).
Дидактический материал (предметный, изобразительный и словесный)
Задания для самостоятельной работы:
Составить три фрагмента уроков с использованием различных (на выбор) коррекционных средств
Литература:
Основная:
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) : [учеб. пособие для студ. вузов] / [Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.] ; под ред. Б. П. Пузанова. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 272 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5574-9 : 246-84.
Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. Н. М. Назаровой. - 8-е изд., испр. - М. : Академия, 2008. - 400 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5139-0 [Гриф] : 296-45; 282-98.
Основы управления специальным образованием : учеб. пособие для студ., обуч.по спец. 031500-Тифлопедагогика ; 031600-Сурдопедагогика ; 031700-Олигофренопедагогика ; 031800-Логопедия ; 031900-Спец. психология / Малофеев Н. Н., Макшанцева Э. Н., Назарова Н. М. ; под ред. Д. С. Шилова. - М. : Академия, 2001. - 333 с. : ил. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0565-6 : 86-95;73-81;47-00.
Дополнительная:
Кобзева, О. В. Проблемы социальной адаптации и интеграции детей со специальными потребностями в обучении : метод. пособие / О. В. Кобзева, Н. И. Полюсова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2009
Кравцова А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий (теория и практика). – М., 2003.
Леднев В.С. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. – М., 1990.
Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская и др. ; под ред. Б. П. Пузанова. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 1999. - 160 с. - (Педагогическое образование). - ISBN 5-7695-0468-4 : 22-00;20-00.
Назарова Т. С.Педагогические технологии:новый этап эволюции? / Назарова Т. С.// Педагогика.. - 1997.-№3.. - с.20-27.
Коростель И. М.Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися / Коростель И. М., Назарова Л. Д.// Завуч.. - 2000.-№3.. - с.101-103.
Назарова И. Г.Психолого-педагогическое сопровождение выпускников образовательных учреждений по проектированию жизненных и профессиональных стратегий / Назарова И. Г., Боярова Е. С.// Психология и школа. - 2007. - №2. - С. 68 - 74.
|