Развитие научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования





Скачать 447.91 Kb.
НазваниеРазвитие научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования
страница1/4
Дата публикации01.05.2015
Размер447.91 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4

На правах рукописи







ЧУРАКОВА Марина Викторовна
РАЗВИТИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


13.00.08 – теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Челябинск – 2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки и повышения

квалификации работников образования»


Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Ильясов Динаф Фанильевич.


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Климова Татьяна Егоровна,
кандидат педагогических наук, доцент

Клюев Федор Николаевич.


Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Волжский государственный

инженерно-педагогический университет».


Защита состоится «29» апреля 2010 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.298.11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г. Челябинск, пр. им. В. И. Ленина, 76.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет».

Текст автореферата размещен на сайте университета:

http:// www.susu.ac.ru
Автореферат разослан «27» марта 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук,

доцент






Кийкова Н. Ю.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В ряду ключевых задач профессионального образования в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» рассматривается не только подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, но и специалиста, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Данное положение получило дальнейшее развитие в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», где, в частности, отмечается, что возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Эти стратегические задачи в полной мере адресованы и образовательным учреждениям среднего профессионального образования, которые осуществляют подготовку рабочих кадров и специалистов для высокотехнологических производств отечественной экономики. Продуктивное осуществление среднего профессионального образования, его обучающие и воспитывающие возможности во многом обусловлены личностью преподавателя. Необходимость решения задач подготовки конкурентоспособных специалистов из числа студентов учреждений среднего профессионального образования требует, чтобы преподаватель ориентировался в многообразии современных научно-методических подходов в осуществлении педагогической деятельности, мог не только использовать и адаптировать готовые методические решения, но и самостоятельно осуществлять научно-методическую и исследовательскую работу. Педагогические исследования последних лет указывают на то, что устойчивый интерес преподавателя к научно-методической и исследовательской работе может быть достигнут в процессе развития его научно-методической компетенции.

Вместе с тем, образовательная практика свидетельствует о том, что многие преподаватели учреждения среднего профессионального образования, независимо от их стажа и опыта педагогической деятельности, не обладают требуемым уровнем научно-методических знаний, умений и способностей, испытывают существенные затруднения при осуществлении научно-методической работы. На это имеются указания во многих публикациях. Результаты нашего исследования также согласуются с данными выводами.

В этих условиях на передний план выдвигается система внутриорганизационного повышения квалификации кадров в учреждении среднего профессионального образования, ресурсы которой могут быть эффективно использованы для развития научно-методической компетенции преподавателей.

Степень разработанности проблемы. В научной литературе существуют и развиваются идеи, которые могут быть положены в основу теоретического осмысления проблемы развития научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования.

Общетеоретический фундамент изучения проблемы профессиональной компетентности как совокупности компетенций представлен в исследованиях В. И. Байденко, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, А. В. Хуторского, С. В. Шекшни, С. Е. Шишова и др. В них обоснована структура профессиональной компетентности, деятельностный контекст ее проявления, соотнесенность с высоким уровнем осуществления профессиональной деятельности.

Осмыслению сущности и новых форм методической работы способствуют работы Ю. К. Бабанского, Л. П. Ильенко, С. Г. Молчанова, Н. В. Немовой, М. М. Поташника, В. П. Симонова и др. Значимые теоретические разработки, определившие подходы к внутриорганизационному повышению квалификации в образовательных учреждениях, принадлежат С. В. Кульневичу, В. С. Лазареву, В. М. Лизинскому, П. И. Третьякову, Т. И. Шамовой и др.

Подходы к пониманию особенностей организации отдельных аспектов научно-методической работы в учреждениях начального и среднего профессионального образования изложены в работах С. Г. Азариашвилли, Е. В. Бурмистровой, И. И. Гоголевой, Л. И. Дудиной, Ф. Н. Клюева, В. А. Подвойского, А. А. Судаковой и др.

Выполнен ряд диссертационных исследований, в которых анализируются особенности организации и движущие силы научно-методической работы в учреждении среднего профессионального образования (И. Ю. Ковалева, Т. В. Корсакова, Т. Э. Кочарян, Н. Н. Кузлякина, И. М. Подушкина и др.).

При всей несомненной значимости данных исследований без внимания остаются вопросы использования возможностей внутриорганизационного повышения квалификации в учреждении среднего профессионального образования для развития научно-методической компетенции преподавателя. Не исследованным остается ряд вопросов, касающихся специфики научно-методической компетенции, механизма, движущих сил, условий, методов и средств ее развития в процессе внутриорганизационного повышения квалификации кадров. Указанные положения и определили содержание проведенного исследования.

Таким образом, в педагогической теории и практике сложилась ситуация, которая характеризуется рядом противоречий:

  • на социально-педагогическом уровне – между возросшими требованиями общества к профессионализму преподавателей учреждения среднего профессионального образования и недостаточным уровнем проявления в их деятельности научно-методических знаний, умений и способностей;

  • на научно-теоретическом уровне – между объективно обусловленной необходимостью теоретического осмысления содержательных, организационно-педагогических и процессуально-действенных средств развития научно-методической компетенции преподавателей и слабой научно-теоретической разработанностью данного вопроса;

  • на научно-методическом уровне – между сложным характером процесса развития научно-методической компетенции преподавателей и неразработанностью научно-методического обеспечения осуществления данного процесса в условиях внутриорганизационного повышения квалификации в учреждении среднего профессионального образования.

Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования: как использовать потенциал внутриорганизационного повышения квалификации кадров в учреждении среднего профессионального образования для развития научно-методической компетенции преподавателя?

На основании анализа актуальности, противоречий и проблемы исследования нами сформулирована тема диссертации: «Развитие научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования».

Цель исследования – разработать и экспериментально проверить содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства развития научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования.

Объект исследования – внутриорганизационное повышение квалификации кадров в учреждении среднего профессионального образования.

Предмет исследования – педагогическое обеспечение развития научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования: внутриорганизационное повышение квалификации в учреждении среднего профессионального образования может быть направлено на развитие научно-методической компетенции преподавателей, если:

1) в основу данного процесса положена модель развития научно-методической компетенции преподавателя, разработанная в соответствии с положениями личностно-деятельностного, акмеологического и доминантно-позиционного подходов;

2) определены и экспериментально проверены педагогические условия успешного функционирования модели:

  • осуществление дифференцированного и комплексного методического сопровождения профессиональной деятельности преподавателей на основе принципов самообучающейся организации;

  • расширение информационного пространства образовательного учреждения через обеспечение доступа преподавателей к мировым интеллектуальным ресурсам;

  • обогащение научно-методической работы преподавателей за счет взаимодействия со стратегическими партнерами учреждения среднего профессионального образования;

3) разработана и внедрена методика развития научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Выявить степень разработанности проблемы и определить возможности внутриорганизационного повышения квалификации в учреждении среднего профессионального образования для развития научно-методической компетенции преподавателей.

2. Уточнить содержание и структуру понятия «научно-методическая компетенция преподавателя»; раскрыть движущие силы развития научно-методической компетенции.

3. Разработать модель и педагогические условия успешного развития научно-методической компетенции преподавателя и экспериментальным путем проверить их результативность.

4. Создать методику развития научно-методической компетенции преподавателя и внедрить ее в практику внутриорганизационного повышения квалификации в учреждении среднего профессионального образования.

Методологической основой исследования явились:

  • диалектическая теория познания, которая в качестве движущих сил развития выдвигает противоречия (Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Ф. Энгельс);

  • личностно-деятельностный подход, предполагающий создание благоприятной среды для личностного роста в процессе деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

  • акмеологический подход, позволяющий изучать достижения человека, расцвет его профессиональных способностей (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. Н. Марков, А. П. Ситник и др.);

  • доминантно-позиционный подход, используемый для определения существования доминантной потребности человека в осуществлении деятельности в определенных статусно-ролевых позициях (М. Т. Громкова, Р. Линтон, А. К. Маркова, Р. Мертон, Дж. Мид и др.).

Теоретическую базу исследования составили: философские и общенаучные идеи о деятельной сущности человека (Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев и др.); положения о целостности содержания образования и педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, Е. П. Ильин, В. С. Леднев, М. И. Махмутов, Н. А. Половникова и др.); концепции непрерывного образования (А. П. Владиславлев, Д. Ф. Ильясов, А. В. Курлов, Н. И. Ланин, В. Г. Онушкин, Ф. И. Перегудов, Л. Г. Петерсон, Е. В. Ткаченко и др.); теоретические представления о сущности и структуре педагогической деятельности (О. А. Абдуллина, Н. В. Кузьмина, Л. Ф. Спирин, Н. Н. Тулькибаева, А. И. Щербаков, Н. М. Яковлева и др.); теории и концепции о сущности и структуре профессиональной компетентности (А. С. Белкин, Т. Г. Браже, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, Г. Н. Сериков, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов и др.); теоретические разработки в области организации методической работы в образовательном учреждении (Ю. К. Бабанский, В. С. Лазарев, С. Г. Молчанов, М. М. Поташник, В. П. Симонов и др.).

Нормативно-правовую основу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001 г.), «Приоритетный национальный проект «Образование» (2005 г.), «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года».

Методы исследования. В исследовании использовались теоретические методы: анализ нормативных документов, психолого-педагогической литературы, понятийно-терминологический анализ базовых определений исследования, моделирование и системный анализ; эмпирические методы: анкетирование, тестирование, изучение личных дел и продуктов деятельности, педагогическая экспертиза, методы математической статистики.

Экспериментальная база и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в учреждениях среднего профессионального образования: Челябинском государственном профессионально-педагогическом колледже, Магнитогорском государственном профессионально-педагогическом колледже, Челябинском государственном промышленно-гуманитарном техникуме, Челябинском политехническом техникуме. Исследование проводилось в течение 2004–2009 гг. и состояло из трех этапов.

Первый этап (2004–2005 гг.) – изучение современного состояния разработанности проблемы в теории и практике, особенностей организации и осуществления внутриорганизационного повышения квалификации в учреждении среднего профессионального образования; осуществление констатирующего эксперимента; разработка общей стратегии, задач и программы исследования; формулирование рабочей гипотезы.

Второй этап (2006–2008 гг.) – составление модели развития научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования, определение условий ее успешной реализации; разработка методики развития научно-методической компетенции преподавателя; проведение формирующего эксперимента и обработка его результатов.

Третий этап (2008–2009 гг.) – анализ и обобщение результатов теоретико-экспериментального исследования, определение логики изложения диссертационного материала; уточнение теоретических и практических выводов; представление их в форме методических рекомендаций, докладов и научных статей.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования iconУчастие в научно-практических конференциях, семинарах; участие в...
Поэтому педагоги сознательно стремятся к повышению своей профессиональной компетенции, так как желают быть готовыми и способными...
Развитие научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования iconФилиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Развитие лингвострановедческой компетенции учащихся среднего этапа обучения с использованием современных технологий проведения урока...
Развитие научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования iconНаучно-исследовательская работа студентов колледжа
На сегодняшний день развитие научно–исследовательской деятельности в учреждениях среднего профессионального образования становится...
Развитие научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования iconДоклад о результатах деятельности государственного образовательного...
Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональный лицей №22» к Государственному...
Развитие научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования iconПубличный отчет о проделанной работе краевого государственного бюджетного...
Вид образовательного учреждения – техникум, реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального...
Развитие научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования iconОтчет по самообследованию Кировского областного государственного...
Полное наименование образовательного учреждения: Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение среднего...
Развитие научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования iconУчебный план основной профессиональной образовательной программы...
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования, утвержденного приказом...
Развитие научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования iconОтчет о работе государственного бюджетного образовательного учреждения...
Функции и полномочия учредителя Колледжа осуществляет в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом Ростовской...
Развитие научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования iconПлан методической работы Муниципального бюджетного учреждения дополнительного...
Методическое сообщение «Работа над фортепианной техникой» (на примерах этюдов К. Черни)с иллюстрацией преподавателя
Развитие научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования iconПоложение по оформлению индивидуальных планов работы профессорско...
Индивидуальный план работы преподавателя (Приложение 1) является основным документом определяющим объем и содержание работы преподавателя...
Развитие научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования iconАналитический отчет работы моу дод «дши №3» за 2011-2012 год г. Саранск 2012 г
Учреждения являются: развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ начального музыкального...
Развитие научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола»
Развитие научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования iconНаучно-исследовательская работа процесс совместной деятельности студентов/...
О научно-исследовательской деятельности преподавателей, студентов и обучающихся государственного бюджетного образовательного учреждения...
Развитие научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования iconОтчет по итогам самообследования государственного образовательного...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области
Развитие научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования iconОтчет по итогам самообследования Федерального государственного образовательного...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Развитие научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования iconСреднего профессионального образования
Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск