Скачать 378.75 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Уральский государственный педагогический университет»Институт иностранных языков Кафедра перевода и переводоведения РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине «ЛЕКСИКОЛОГИЯ» для специальности 031202 «Перевод и переводоведение» по циклу ОПД.Ф.02.3 (общепрофессиональные дисциплины)
Екатеринбург 2007Рабочая учебная программа по дисциплине «Лексикология» ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2007. – 29 с. Составитель: Шустрова Елизавета Владимировна, кандидат филологических наук доцент кафедры перевода и переводоведения Института иностранных языков Уральского государственного педагогического университета Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения УрГПУ Протокол № 2 от 25 сентября 2007 г. Зав. кафедрой Е. Л. Богуславская Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ присвоен рег. № ____ от _________ г. Начальник отдела _________ Р.Ю.Шебалов
Теоретический курс лексикологии английского языка рассчитан на студентов второго и третьего курсов и призван познакомить будущих специалистов по переводу с особенностями лексической системы английского языка. Цель курса – дать упорядоченные системные сведения о единицах лексической системы, законах их комбинаторики, изменениях семантики английского слова, месте лексикологии среди других наук. В задачи курса входит дать теоретические сведения, которые обеспечат понимание явлений, характерных для лексической системы английского языка, научить корректному использованию специальной терминологии, привить умение применять определенные типы лингвистического анализа, познакомить с историей и культурой стран изучаемого языка и особенностями функционирования лексической системы в рамках той или иной лингвокультуры, показать студенту возможности и особенности использования языка в разных сферах социальной деятельности. В процессе работы развиваются такие практические навыки обучаемых как работа со словарем, осознанное овладение лексикой изучаемого языка, развитие языковой интуиции, что обеспечивает профессиональную часть подготовки студентов в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, содержащихся в ГОС ВПО, а также квалификационными характеристиками специалиста. В основу курса положены такие подходы как сравнительный и сопоставительный, акцентирующие внимание на выявлении системы эквивалентных отношений между единицами и конструкциями иностранного и русского языков. Занятия по курсу «Лексикология» проводятся в виде лекций, семинарских занятий и консультаций, индивидуальных собеседований при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ. В процессе лекционного курса студенты знакомятся с наиболее важными темами данной дисциплины. В процессе чтения лекций у студентов вырабатывается представление о лексическом составе языка как системе взаимосвязанных элементов. Лекция, в которой, как правило, ставится определенная проблема с последующим анализом аргументов в пользу той или иной точки зрения, развивает творческие способности студента, активизирует его самостоятельную работу. Практические занятия состоят из двух частей, включающих обсуждение в виде дискуссий сложных и проблемных теоретических вопросов по материалам лекций и специальной литературы и практические упражнения или контрольные работы по данной теме. В ходе работы студенты учатся самостоятельно мыслить, аргументировано и корректно отстаивать свою точку зрения. На базе теоретического курса организуется научно-исследовательская и проектная работа студентов, включая более глубокое знакомство с отечественной и зарубежной литературой по теоретической и прикладной лингвистике, участие в работе студенческого научного общества, выступления на конференциях, работу над рефератами, курсовыми и дипломными проектами. Формы контроля включают зачет и экзамен. При написании реферата, курсовой или дипломной работы, выполнении проекта, которые связаны с проблемами лексикологического направления, проводится обсуждение и защита.
Тема 1. Введение
Лексикология (от греческого lexis слово, lexicos словесный и logos учение) — раздел языкознания, изучающий слово и словарный состав языка. Словарным составом любого языка называется совокупность всех имеющихся в этом языке слов и эквивалентов слов. Под эквивалентами слов понимаются устойчивые сочетания, которые, подобно словам, не создаются в речи заново, а вносятся в нее в готовом виде. Лексикология: общая и частная, историческая и описательная, синхроническая и диахроническая.
Задачи лексикологии как отрасли общего языкознания состоят в том, чтобы: установить причины каждого лексического явления; определить его место в системе языка; объяснить закономерности, которым оно подчинено. Задачи лексикологии современного английского языка, состоят в том, чтобы установить: общую характеристику современного состояния словарного состава английского языка; специфические его особенности и структурные модели входящих в него слов; продуктивные и непродуктивные типы и средства словообразования в современном английском языке; системный характер английской лексики и обусловливающие ее национальное своеобразие закономерности.
|
Рабочая учебная программа постановка проблемы Лексикология наука... Общие вопросы теории слова. Теоретические основы изучения словарного состава языка. Современные методы исследования словарного... | Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка” Теоретическая и прикладная лексикология. Связь лексикологии с другими разделами языкознания | ||
Конспект урока «Обобщение изученного по теме «Лексикология» 5 класс... Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка | Урок-путешествие по русскому языку в 5 б классе по теме «Лексикология и фразеология» Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексикология» и «Фразеология» в нетрадиционной форме | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 02 Основы теории изучаемого... Учебная программа по предмету «Лексикология» составлена кандидатом филологических наук, зав кафедрой английского языка и английской... | Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Ф. 16. Русский язык с основами... Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования | ||
Название Содержание Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация | Программа по дисциплине «Лексикология» Составитель: М. Б. Григорьева, ст преподаватель, кафедра межкультурных коммуникаций и переводоведения | ||
«лексикология» Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу | Как формируется понятие? Чекалина Е. М., Ушакова Т. М. Лексикология фр яз. – Спб.: Изд-во С. Петербургского ун-та, 1998. – 236 с. С. 15-42 | ||
Лексикология немецкого языка Печатается по решению редакционно-издательского cовета Башкирского государственного педагогического университета | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Лексикология» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины лексикология специальность... Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры 6 февраля 2013г. Протокол №6 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме «Лексикология и фразеология» | ||
Лексикология и фразеология (романо-германский цикл) Целью данной работы является анализ лингвистических (в частности, лексических) особенностей дискурса Гвинет Пэлтроу на материале... | Лексикология типы словарей. Лексикография Обратить внимание на расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью... |