Привлечение работодателей к оценке кафества профессионального образования (на примере юриспруденции)





Скачать 80.34 Kb.
НазваниеПривлечение работодателей к оценке кафества профессионального образования (на примере юриспруденции)
Дата публикации29.06.2015
Размер80.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Гриненко А.В.

Московский государственный

областной университет
ПРИВЛЕЧЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К ОЦЕНКЕ КАФЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ)
Высшее юридическое образование в настоящее время является одним из самых востребованных как в Российской Федерации, так и за рубежом. Этому имеется объективное основание, поскольку современное общество и государство требует приглашения квалифицированных специалистов различных отраслей права, и без них невозможно построение и функционирование правового государства.

Наряду с этим возникает существенная проблема. Не секрет, что рыночные отношения во многих случаях проникли и в социальную сферу жизни, в том числе повлияли на образовательные процессы. Ощущая потребность в юридических кадрах, некоторые «предприниматели от образования» открыли учебные заведения, в которых готовят юристов, помимо дипломов не обладающих почти никакими профессиональными качествами правоведов.

В связи с вышеизложенным весьма значимым критерием оценки качества профессионального образования в сфере юриспруденции становится не только успехи студентов в изучении общих и специальных дисциплин, но и то, каким образом они применяют полученные знания на практике, в ходе правоприменительной и консультационной деятельности.

Обоснование привлечения работодателей к оценке качества профессионального образования имеется и в нормативных правовых актах различного уровня. В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 2005 г. № 803) подчеркивается необходимость обеспечения условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. В числе задач данной программы, находящейся в настоящее время на заключительном этапе реализации, включены внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста; введение нового перечня профессий, направлений подготовки (специальностей) в сфере профессионального образования и соответствующих государственных образовательных стандартов, разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности. Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг в числе прочих направлений должно достигаться за счет развития новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением профессиональных объединений.

Что касается привлечения работодателей к оценке качестве профессионального образования, то Министерством образования и науки 15 января 2008 г. был издан приказ № 2 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2007 г. № 903 о государственной поддержке в 2008 году подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы». В пункте 6 Приказа определено, что существующее состояние качества подготовки кадров и взаимодействия образовательного учреждения с работодателем оценивается по следующим характеристикам: эффективность системы управления и контроля качества в образовательном учреждении; качественный состав педагогических кадров; использование информационных технологий в образовательном процессе и управлении образовательным учреждением; востребованность выпускников на рынке труда; уровень развития договорных отношений с работодателями по предоставлению современных баз практик, мест для проведения практических занятий и производственного обучения, а также мест для стажировок педагогических работников и мастеров производственного обучения; участие работодателей в образовательном процессе, оценке качества подготовки выпускников (итоговой аттестации); интенсивность использования переданного работодателями оборудования образовательному учреждению во временное или постоянное пользование.

Заметим, что, хотя данный Приказ касается лишь начального профессионального и среднего профессионального образования, многие его положения могут быть распространены и на специалистов высшего образования, в том числе обучавшихся по специальности «Юриспруденция».

Значительное внимание проблеме оценки качества профессионального образования уделяют научные и педагогические работники. Так, подчеркивается, что пожелания потребителя должны несомненно учитываться при формировании профессиональной модели будущего специалиста [1]. Определенное значение, по мнению Е.А. Орачевой, имеет соотношение цели и результата качества образования [2].

Как правильно отмечает А.П. Фоков, «…переход к современному индустриальному обществу, а впоследствии к постиндустриальному обществу невозможен без качественного оказания образовательных услуг на основе сохранения его фундаментальности, т.е. постепенно образовательный процесс должен проходить стадии модернизации, в том числе и качественного изменения преподавания дисциплин в вузе. Действительно, если обратиться к выпускникам вузов, получившим, например, диплом юриста, то не каждый ответит на вопрос о том, что же новое сегодня появилось в кодифицированном Гражданском кодексе РФ. По этому поводу в Западной Европе говорят, что работодатель обязательно оценивает качество диплома претендента - выпускника вуза. Определенная вакансия может быть предоставлена любому дипломированному специалисту, но работодатель обязательно проверит знания претендента в ходе собеседования по заданной теме либо предложит представить реферат о своем видении будущего места работы и своего вклада в развитие организации и даже может просить пройти детектор лжи, чтобы выявить полученные знания. На сегодняшний день уже стало нормой предъявление судебных исков к вузам в Западной Европе, если выпускник своими действиями нанес вред организации, принявшей его на работу, и не обеспечил качественное выполнение заданий согласно полученному образованию» [3].

М.В. Лушникова и А.М. Лушников в качестве основного критерия оценки качества профессионального образования предлагают использовать единый профессиональный стандарт. По мнению авторов, «…профессиональный стандарт в значительной мере должен определять содержание образовательных стандартов на основе социального партнерства. Именно профессиональные стандарты создают основу для разработки образовательных стандартов, учебных модулей профессионального образования и обучения. Они должны применяться при оценке качества подготовки специалистов, совершенствования системы профессионального образования и обучения в соответствии с потребностями рынка труда и работодателей. В связи с этим как образовательные, так и профессиональные стандарты целесообразно разрабатывать и принимать государству совместно с социальными партнерами (профсоюзами и союзами работодателей)» [4].

Несомненно, данные точки зрения заслуживают самого пристального внимания. Используя вышеуказанные нормативные положения, а также мнения ученых и практиков, можно разработать перечень профессиональных критериев, по которым должны оцениваться выпускники образовательных учреждений высшего профессионального образования.

  1. Общий уровень интеллектуального развития. В данном случае оценке подлежит такое качество сотрудника, как его способность осуществлять мыслительную деятельность, склонность к умственному труду, использование логических правил в мыслительных процессах, свойства памяти и т.п. Иными словами, оценивается изначальные способности лица к осуществлению профессиональной юридической деятельности.

  2. Эрудированность. Данный критерий имеет много общего с предыдущим. Их основное различие состоит в том, что эрудированность представляет собой результат накопления определенных знаний общего характера и возможность их использования в своей профессиональной деятельности.

  3. Профессионализм. Данное качество складывается из собственно профессиональных знаний юриста. Имеется в виду теоретические правовые познания, знание действующего законодательства, практики его применения, а также осведомленность о месте и роли правоприменительной деятельности в общем механизме регулирования социальных отношений.

  4. Уровень правосознания. Правосознание имеет некоторые отличия от собственно профессиональных знаний. Оно представляет собой отношение лица к различным правовым явлениям и механизмам, закрепленным в действующем законодательстве. В литературе общепризнанно выделяется три вида правосознания: обыденное, профессиональное и научное (доктринальное) [5]. В результате получения высшего юридического правосознания у работника должно быть в полной мере сформировано профессиональное правосознание, основными свойствами которого является доказательность, компетентность и убедительность суждений правоведа.

  5. Деловые качества. Под ними понимаются способности работника к организации своей деятельности, целеустремленность в достижении поставленных задач, правильное распределение рабочего времени и др. Общим является то, что наличие таких качеств обеспечивает достижение конкретных результатов профессиональной правоприменительной деятельности.

  6. Коммуникативные и организаторские способности. Коммуникативные способности – это возможность лица эффективно взаимодействовать с иными работниками для достижения позитивного результата. Организаторские способности можно отнести к разновидности коммуникативных, однако их особенность состоит в том, что в ходе осуществления организаторской функции сотрудник остальные члены профессиональной группы находятся по отношению к нему в подчиненном по службе положении (постоянно или на период выполнения определенного задания). В этом случае основные качества организатора проявляются в четком распределении обязанностей каждого члена группы, их конкретизация, осуществление постоянного контроля за их исполнением, а также обобщение полученного результата. В любом случае отсутствие организаторских способностей не должно подменяться тем, что руководитель фактически берет на себя выполнение обязанностей всех членов группы.

  7. Уровень культуры. В данном случае принимаются во внимание такие качества работника, как вежливость в обращении с иными сотрудниками, культура речи, аккуратность, доброжелательность и другие качества, которые содействуют реализации лицом своей профессиональной функции.

Вышеуказанные и иные характеристики наряду с иными качествами позволяет установить уровень профессиональной пригодности выпускника высшего учебного заведения юридического профиля.

Особо следует остановиться на том, каким образом будет осуществляться оценка работодателем профессиональных качеств работников-юристов. В настоящее время общепризнанным является такая форма, как направление по запросам учебных заведений характеристик на выпускников вузов, отработавших определенный период. Вместе с тем во многих случаях такие характеристики составляются по сугубо формальным признакам, более значимых для работодателей, чем для образовательного процесса. Иногда это делают и сами работники, что совершенно недопустимо. Поэтому целесообразно разработать единую анкету, в которой перечислить основные требования, которым должен соответствовать сотрудник с высшим юридическим образованием, и направлять ее в соответствующие учебные заведения для последующей передачи работодателю. Это позволит реально оценивать уровень профессиональной подготовленности выпускников и использовать данные сведения в ходе лицензирования вузов юридического профиля.
Список литературы:
1. Яковлев Е.В. Теоретические основы управления качеством образования в высшей школе. Челябинск: ЧГПУ, 1999. С. 26.

2. Орачева Е.А. Негосударственный вуз: управление качеством образования. Пермь: ПГТУ, 2001. С. 12.

3. Фоков А.П. Высшее образование в России и Западной Европе (гражданско-правовые аспекты) // Юридическое образование и наука. 2007. № 2. СПС «Консультант плюс».

4. Лушникова М.В., Лушников А.М. Право на профессиональное образование и обучение: проблемы реализации в современных условиях // Трудовое право. 2007. № 4. СПС «Консультант плюс».

5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2001. С. 246-247.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Привлечение работодателей к оценке кафества профессионального образования (на примере юриспруденции) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Северного административного округа г. Москвы, окружным Советом Московской Федерации профсоюзов и территориальным объединением работодателей...
Привлечение работодателей к оценке кафества профессионального образования (на примере юриспруденции) iconАль Али Насер al ali naser Факультет юриспруденции Faculty of Law
Российский университет дружбы народов. Специальность Юриспруденция. Магистр юриспруденции
Привлечение работодателей к оценке кафества профессионального образования (на примере юриспруденции) iconУчебно-методический комплекс ен. Р. 03 «Информационные технологии в юриспруденции» (индекс)
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 14. 03. 2000г
Привлечение работодателей к оценке кафества профессионального образования (на примере юриспруденции) iconОбъединениями (союзами) работодателей архангельской области
Соглашение с целью согласования интересов работников, работодателей и органов государственной власти Архангельской области по вопросам...
Привлечение работодателей к оценке кафества профессионального образования (на примере юриспруденции) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования...
Привлечение работодателей к оценке кафества профессионального образования (на примере юриспруденции) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования...
Привлечение работодателей к оценке кафества профессионального образования (на примере юриспруденции) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мкпп(р) от лица московских объединений работодателей (далее Работодатели) (далее Стороны) заключили Московское трехстороннее соглашение...
Привлечение работодателей к оценке кафества профессионального образования (на примере юриспруденции) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мкпп(р) от лица московских объединений работодателей (далее – Работодатели) (далее Стороны) заключили Московское трехстороннее соглашение...
Привлечение работодателей к оценке кафества профессионального образования (на примере юриспруденции) iconПрограмма «подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Привлечение работодателей к оценке кафества профессионального образования (на примере юриспруденции) iconКомпьютерное тестирование в контроле и оценке результатов обучения
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Привлечение работодателей к оценке кафества профессионального образования (на примере юриспруденции) iconДоклад о состоянии условий и охраны труда в муниципальном районе...
Управления пенсионного фонда РФ в Шенталинском районе Самарской области являлись работодателями, т е использовали наемный труд. На...
Привлечение работодателей к оценке кафества профессионального образования (на примере юриспруденции) iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Целью данной ооп является подготовка компетентностных квалифицированных кадров по направлению, соответствующему организацию процессов...
Привлечение работодателей к оценке кафества профессионального образования (на примере юриспруденции) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гражданское процессуальное...
...
Привлечение работодателей к оценке кафества профессионального образования (на примере юриспруденции) iconВысшего профессионального образования университет российской академии образования
Цели: усвоение студентами, обучающимися по специальности «Юриспруденция», основных юридических понятий, форм, получение представления...
Привлечение работодателей к оценке кафества профессионального образования (на примере юриспруденции) iconФормирование педагогического мышления у студентов классического университета...
Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования и социальной деятельности в Государственном образовательном...
Привлечение работодателей к оценке кафества профессионального образования (на примере юриспруденции) iconМосквы от 19 октября 2004 г. №724-пп об участии органов исполнительной...
Профессионального училища №12, Государственного образовательного учреждения Профессионального училища №27, Государственного образовательного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск