Скачать 80.34 Kb.
|
Гриненко А.В. Московский государственный областной университет ПРИВЛЕЧЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К ОЦЕНКЕ КАФЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ) Высшее юридическое образование в настоящее время является одним из самых востребованных как в Российской Федерации, так и за рубежом. Этому имеется объективное основание, поскольку современное общество и государство требует приглашения квалифицированных специалистов различных отраслей права, и без них невозможно построение и функционирование правового государства. Наряду с этим возникает существенная проблема. Не секрет, что рыночные отношения во многих случаях проникли и в социальную сферу жизни, в том числе повлияли на образовательные процессы. Ощущая потребность в юридических кадрах, некоторые «предприниматели от образования» открыли учебные заведения, в которых готовят юристов, помимо дипломов не обладающих почти никакими профессиональными качествами правоведов. В связи с вышеизложенным весьма значимым критерием оценки качества профессионального образования в сфере юриспруденции становится не только успехи студентов в изучении общих и специальных дисциплин, но и то, каким образом они применяют полученные знания на практике, в ходе правоприменительной и консультационной деятельности. Обоснование привлечения работодателей к оценке качества профессионального образования имеется и в нормативных правовых актах различного уровня. В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 2005 г. № 803) подчеркивается необходимость обеспечения условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. В числе задач данной программы, находящейся в настоящее время на заключительном этапе реализации, включены внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста; введение нового перечня профессий, направлений подготовки (специальностей) в сфере профессионального образования и соответствующих государственных образовательных стандартов, разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности. Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг в числе прочих направлений должно достигаться за счет развития новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением профессиональных объединений. Что касается привлечения работодателей к оценке качестве профессионального образования, то Министерством образования и науки 15 января 2008 г. был издан приказ № 2 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2007 г. № 903 о государственной поддержке в 2008 году подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы». В пункте 6 Приказа определено, что существующее состояние качества подготовки кадров и взаимодействия образовательного учреждения с работодателем оценивается по следующим характеристикам: эффективность системы управления и контроля качества в образовательном учреждении; качественный состав педагогических кадров; использование информационных технологий в образовательном процессе и управлении образовательным учреждением; востребованность выпускников на рынке труда; уровень развития договорных отношений с работодателями по предоставлению современных баз практик, мест для проведения практических занятий и производственного обучения, а также мест для стажировок педагогических работников и мастеров производственного обучения; участие работодателей в образовательном процессе, оценке качества подготовки выпускников (итоговой аттестации); интенсивность использования переданного работодателями оборудования образовательному учреждению во временное или постоянное пользование. Заметим, что, хотя данный Приказ касается лишь начального профессионального и среднего профессионального образования, многие его положения могут быть распространены и на специалистов высшего образования, в том числе обучавшихся по специальности «Юриспруденция». Значительное внимание проблеме оценки качества профессионального образования уделяют научные и педагогические работники. Так, подчеркивается, что пожелания потребителя должны несомненно учитываться при формировании профессиональной модели будущего специалиста [1]. Определенное значение, по мнению Е.А. Орачевой, имеет соотношение цели и результата качества образования [2]. Как правильно отмечает А.П. Фоков, «…переход к современному индустриальному обществу, а впоследствии к постиндустриальному обществу невозможен без качественного оказания образовательных услуг на основе сохранения его фундаментальности, т.е. постепенно образовательный процесс должен проходить стадии модернизации, в том числе и качественного изменения преподавания дисциплин в вузе. Действительно, если обратиться к выпускникам вузов, получившим, например, диплом юриста, то не каждый ответит на вопрос о том, что же новое сегодня появилось в кодифицированном Гражданском кодексе РФ. По этому поводу в Западной Европе говорят, что работодатель обязательно оценивает качество диплома претендента - выпускника вуза. Определенная вакансия может быть предоставлена любому дипломированному специалисту, но работодатель обязательно проверит знания претендента в ходе собеседования по заданной теме либо предложит представить реферат о своем видении будущего места работы и своего вклада в развитие организации и даже может просить пройти детектор лжи, чтобы выявить полученные знания. На сегодняшний день уже стало нормой предъявление судебных исков к вузам в Западной Европе, если выпускник своими действиями нанес вред организации, принявшей его на работу, и не обеспечил качественное выполнение заданий согласно полученному образованию» [3]. М.В. Лушникова и А.М. Лушников в качестве основного критерия оценки качества профессионального образования предлагают использовать единый профессиональный стандарт. По мнению авторов, «…профессиональный стандарт в значительной мере должен определять содержание образовательных стандартов на основе социального партнерства. Именно профессиональные стандарты создают основу для разработки образовательных стандартов, учебных модулей профессионального образования и обучения. Они должны применяться при оценке качества подготовки специалистов, совершенствования системы профессионального образования и обучения в соответствии с потребностями рынка труда и работодателей. В связи с этим как образовательные, так и профессиональные стандарты целесообразно разрабатывать и принимать государству совместно с социальными партнерами (профсоюзами и союзами работодателей)» [4]. Несомненно, данные точки зрения заслуживают самого пристального внимания. Используя вышеуказанные нормативные положения, а также мнения ученых и практиков, можно разработать перечень профессиональных критериев, по которым должны оцениваться выпускники образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Вышеуказанные и иные характеристики наряду с иными качествами позволяет установить уровень профессиональной пригодности выпускника высшего учебного заведения юридического профиля. Особо следует остановиться на том, каким образом будет осуществляться оценка работодателем профессиональных качеств работников-юристов. В настоящее время общепризнанным является такая форма, как направление по запросам учебных заведений характеристик на выпускников вузов, отработавших определенный период. Вместе с тем во многих случаях такие характеристики составляются по сугубо формальным признакам, более значимых для работодателей, чем для образовательного процесса. Иногда это делают и сами работники, что совершенно недопустимо. Поэтому целесообразно разработать единую анкету, в которой перечислить основные требования, которым должен соответствовать сотрудник с высшим юридическим образованием, и направлять ее в соответствующие учебные заведения для последующей передачи работодателю. Это позволит реально оценивать уровень профессиональной подготовленности выпускников и использовать данные сведения в ходе лицензирования вузов юридического профиля. Список литературы: 1. Яковлев Е.В. Теоретические основы управления качеством образования в высшей школе. Челябинск: ЧГПУ, 1999. С. 26. 2. Орачева Е.А. Негосударственный вуз: управление качеством образования. Пермь: ПГТУ, 2001. С. 12. 3. Фоков А.П. Высшее образование в России и Западной Европе (гражданско-правовые аспекты) // Юридическое образование и наука. 2007. № 2. СПС «Консультант плюс». 4. Лушникова М.В., Лушников А.М. Право на профессиональное образование и обучение: проблемы реализации в современных условиях // Трудовое право. 2007. № 4. СПС «Консультант плюс». 5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2001. С. 246-247. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Северного административного округа г. Москвы, окружным Советом Московской Федерации профсоюзов и территориальным объединением работодателей... | Аль Али Насер al ali naser Факультет юриспруденции Faculty of Law Российский университет дружбы народов. Специальность Юриспруденция. Магистр юриспруденции | ||
Учебно-методический комплекс ен. Р. 03 «Информационные технологии в юриспруденции» (индекс) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 14. 03. 2000г | Объединениями (союзами) работодателей архангельской области Соглашение с целью согласования интересов работников, работодателей и органов государственной власти Архангельской области по вопросам... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мкпп(р) от лица московских объединений работодателей (далее Работодатели) (далее Стороны) заключили Московское трехстороннее соглашение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мкпп(р) от лица московских объединений работодателей (далее – Работодатели) (далее Стороны) заключили Московское трехстороннее соглашение... | ||
Программа «подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Компьютерное тестирование в контроле и оценке результатов обучения Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Доклад о состоянии условий и охраны труда в муниципальном районе... Управления пенсионного фонда РФ в Шенталинском районе Самарской области являлись работодателями, т е использовали наемный труд. На... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Целью данной ооп является подготовка компетентностных квалифицированных кадров по направлению, соответствующему организацию процессов... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине гражданское процессуальное... ... | Высшего профессионального образования университет российской академии образования Цели: усвоение студентами, обучающимися по специальности «Юриспруденция», основных юридических понятий, форм, получение представления... | ||
Формирование педагогического мышления у студентов классического университета... Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования и социальной деятельности в Государственном образовательном... | Москвы от 19 октября 2004 г. №724-пп об участии органов исполнительной... Профессионального училища №12, Государственного образовательного учреждения Профессионального училища №27, Государственного образовательного... |