Е. В. Купчик этика делового общения





Скачать 183.55 Kb.
НазваниеЕ. В. Купчик этика делового общения
Дата публикации09.03.2016
Размер183.55 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

Е.В. Купчик
ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Учебно-методический комплекс

Рабочая программа для студентов 1 курса

направления 080100.62 Экономика

Тюмень 2008
Купчик Е.В. Этика делового общения. УМК. Тюмень: 2008, 10 стр.

Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса ОДО, обучающихся по направлению 080100.62 Экономика. Данная программа разработана для курса ГСЭ «Этика делового общения», который рассчитан на 80 часов.

Учебно-методический комплекс дисциплины опубликован на сайте ТюмГУ: Этика делового общения (электронный ресурс) / Режим доступа: http://www.umk..utmn/ ru., свободный.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

О.В. Трофимова, д.ф.н., завкафедрой русского языка ТюмГУ

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008

© Е.В. Купчик, 2008
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Процессы, происходящие в современном обществе, способствуют возрастанию значимости деловой коммуникации, в связи с чем представляется вполне закономерным повышение интереса к дисциплинам, призванным обеспечить эффективное деловое общение на разных уровнях социальной и хозяйственной жизни. Деловое общение рассматривается как сложный, сногогранный процесс, включающий в себя разнообразные функции общения – коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Содержание делового общения определяется потребностями в совместной деятельности, которая предполагает согласованность действий, понимание и приятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и возможностей по ее реализации. Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики корпоративных и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками их профессиональных обязанностей. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Цель курса – дать студентам знания по основным вопросам курса этики делового общения, важнейшим объектом которой является речевая культура деловой коммуникации.

Задачи курса:

  1. ознакомить студентов с основными видами делового общения;

  2. дать студентам знания о нормах делового этикета, привить навыки их использования в разных ситуациях делового общения;

  3. привить студентам навыки использования средств официально-делового стиля в устной и письменной речи.

Место дисциплины в учебном процессе:

Дисциплина относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (дисциплины по выбору).

Для специалиста в области экономики, решающему вопросы, связанные с принятием управленческих решений, с осуществлением разных форм деловых контактов, оформлением документации и т.д., особо значима компетентность в области современной деловой этики в устном и письменном общении. Курс «Этика делового общения» тесно связан с курсом «Русский язык и культура речи».

Требования ГОС ВПО: ГСЭ.В.03. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.
Количество учебных часов по дисциплине



Виды учебных работ

Количество часов







ОДО

ОЗО

1

Лекции

18

6

2

Практические занятия

18

2

3

Самостоятельная работа

44

72




Всего

80

80



2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 1а

Очная форма обучения



Название и содержание темы

Лекции

Практ.

зан.

Самост.

работа

Формы

контроля

1

Этические нормы в деловой коммуникации



2



2



4

Тематический

диктант с заданием

2

Виды делового общения



2



2



6

Устный опрос

3

Речевой этикет делового человека



2



2



4

К/р «Речевой этикет в ситуациях делового общения»

4

Коммуникативные качества речи в деловом общении



2



2



6

Устный опрос

5

Письменные формы делового общения. Официально-деловой стиль



2



2



4

Устный опрос, практ. задание

6

Культура делового письма



2



2



4


К/р «Виды делового письма»

7

Искусство публичного выступления


2


2



6

Устный опрос, реферат

8

Ситуация конфликта в деловом общении. Культура спора


2


2


6

Практ. задания, тест

9

Невербальный аспект делового общения.


2


2


4

Итоговая контрольная работа




Всего часов

18

18

44

Зачет



Таблица 1б

Заочная форма обучения




Название и содержание темы

Лекции

Практ.

зан.

Самост.

работа

Формы

контроля

1

Этические нормы в деловой коммуникации


0,5




8

Тематический

диктант с заданием

2

Виды делового общения


0,5




8

Устный опрос

3

Речевой этикет делового человека



0,5





8

К/р «Речевой этикет в ситуациях делового общения»

4

Коммуникативные качества речи в деловом общении


1



8

Устный опрос

5

Письменные формы делового общения. Официально-деловой стиль



1




8

Устный опрос, практ. задание

6

Культура делового письма



1



1



8


К/р «Виды делового письма»

7

Искусство публичного выступления


0,5


1



8

Устный опрос, реферат

8

Ситуация конфликта в деловом общении. Культура спора


0,5




8

Практ. задания, тест

9

Невербальный аспект делового общения.


0,5




8

Итоговая контрольная работа




Всего часов

6

2

72

Зачет


3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Этические нормы в деловой коммуникации. Понятие этической нормы. Специфика делового общения. Основные принципы этики деловых отношений. Общие правила делового общения. Имидж и этикет.

Тема 2. Виды делового общения. Классификация видов делового общения. Основные разновидности делового общения: деловая беседа, деловая встреча, переговоры. Культура делового общения по телефону.

Тема 3. Речевой этикет делового человека. Понятие о речевом этикете. Этикетные ситуации: знакомство, приветствие, прощание, благодарность, поздравление, просьба и др. Речевые формулы, характерные для разных ситуаций общения.

Тема 4. Коммуникативные качества речи в деловом общении. Понятие о коммуникативных качествах речи. Нормативность делового общения. Нормы устной и письменной речи; важность их соблюдения в деловой коммуникации. Информативность, точность, логичность, убедительность деловой речи.

Тема 5. Письменная форма делового общения. Официально-деловой стиль. Специфика письменного делового общения. Понятие документа. Официально-деловой стиль: типологические характеристики и языковые особенности.

Тема 6. Культура делового письма. Понятие делового письма. Жанровая специфика документов. Этикет деловой переписки. Основные правила грамотного оформления делового письма.

Тема 7. Искусство публичного выступления. Ситуации публичного выступления в деловой сфере. Слагаемые успеха публичного выступления. Образ оратора. Параметры аудитории. Установление и поддержание контакта говорящего с аудиторией. Требования к произнесению речи. Техника речи.

Тема 8. Ситуация конфликта в деловом общении. Культура спора. Понятие конфликта. Конфликтные ситуации в деловом общении. Правила поведения в конфликтной ситуации. Типология и структура спора. Общие правила ведения спора. Доказательство и опровержение в споре. Уловки в споре, их виды и этическая оценка.

Тема 9. Невербальный аспект делового общения. Понятие о невербальных средствах общения. Требования к внешнему облику делового человека. Мимика, поза, жест в деловой коммуникации. Значение жестов и поз собеседника. Понятие о дистанции общения.



  1. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1.Этические нормы в деловой коммуникации.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие этической нормы.

  2. Особенности делового общения.

  3. Составление перечня этических требований в сфере экономики.

  4. Тематический диктант «Имидж делового человека».

Задание к диктанту: определить основные слагаемые имиджа.
Занятие 2. Виды делового общения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Блиц-опрос по теме.

  2. Характеристика видов делового общения:

а) деловая беседа,

б) деловые переговоры.

3. Творческое задание: моделирование ситуации делового общения.

4. Практическое задание: составление списка рекомендаций к ведению делового телефонного разговора.

5. Домашнее задание: подготовка к контрольной работе по теме «Этические нормы в деловом общении»; подготовка конспекта на тему «Этические ситуации делового общения» (на выбор).
Занятие 3. Речевой этикет делового человека.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие речевого этикета.

  2. Анализ этикетных ситуаций:

а) знакомство;

б) приветствие, прощание;

в) просьба, совет;

г) согласие, отказ.

3. Выполнение контрольной работы «Этические нормы в деловой речи».
Занятие 4. Коммуникативные качества речи в деловом общении.

Вопросы для обсуждения:

  1. Блиц-опрос по теме «Коммуникативные качества речи».

  2. Понятие о коммуникативных качествах речи.

  3. Тест «Правильность деловой речи».

  4. Информативность деловой речи.

  5. Точность и логичность деловой речи.

Выполнение упражнений: с. 177-185 из справочника-практикума «Культура устной и письменной речи делового человека» (М, 2005).

6.Письменная работа по выявлению ошибок, связанных с коммуникативными качествами речи в деловом тексте.

7. Терминологоческий диктант.
Занятие 5. Письменное деловое общение. Официально-деловой стиль.

Вопросы для обсуждения:

  1. Блиц-опрос «Языковые особенности официально-делового стиля».

  2. Типологическая характеристика официально-делового стиля.

  3. Выполнение упражнений из справочника-практикума (с. 251-255).

  4. Творческое задание: составление этически корректного делового текста.


Занятие 6. Культура делового письма.

1.Понятие документа.

2.Блиц-опрос по видам делового письма.

3.Основные типы документов.

4.Выполнение контрольной работы «Виды делового письма».
Занятие 7. Искусство публичного выступления.

Вопросы для обсуждения:

  1. Составление и обсуждение списка «Слагаемые успеха публичного выступления». Блиц-опрос.

  2. Этапы подготовки к выступлению.

  3. Характеристика аудитории по предложенным параметрам.

  4. Составление и комментарий перечня помех в установлении контакта говорящего и аудитории.


Занятие 8. Ситуация конфликта в деловой речи. Культура спора.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие конфликта в деловой речи.

2.Тест «Оценка уровня конфликтности личности».

3. Составление перечня основных правил ведения спора.

4. Публичное выступление на избранную тему.

5. Домашнее задание: подготовка к обобщающей контрольной работе по этике деловой коммуникации.
Занятие 9. Невербальный аспект делового общения.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о невербальных средствах коммуникации.

2.Терминологический диктант.

3.Требования к жестам и мимике делового человека.

4.Выполнение контрольной работы «Риторический анализ речи».
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Темы для самостоятельного изучения
1. Влияние индивидуально-психологических качеств речи на речевое общение.

2. Перцептивный аспект делового общения.

3. Приемы влияния на деловых партнеров.

4. Виды делового общения: деловое совещание, конференция, симпозиум, презентация.

5. Визитные карточки: требования этикета.

6. Этикет коммуникаций: электронная почта, переписка по факсу.

7. Деловой этикет в международном общении.

8. Основные нормы международного протокола.
Тематика рефератов*

  1. Исторические основы делового этикета.

  2. Этика делового общения: совещание, собеседование.

  3. Этика делового общения: презентация.

  4. Этика делового общения: конференция, симпозиум.

  5. Индивидуально-психологические качества личности в деловом общении.

  6. Формирование стиля делового общения в организации.

  7. Этические требования к публичным выступлениям в деловой сфере.

  8. Этикет визитной карточки.

  9. Основные нормы международного протокола.

10.Особенности национального этикета деловых отношений: страны Европы.

11.Особенности национального этикета деловых отношений: страны Азии.

12.Особенности национального этикета деловых отношений: США.

13.Основные нормы международного протокола.

14.Этикетные требования к составлению деловых писем.

15. Этикет пользования электронной почтой.
*Возможен индивидуальный выбор темы реферата
Формы контроля за индивидуальной и самостоятельной работой студентов:

  1. Аудиторная проверка выполнения практических заданий на занятиях.

  2. Проверка выполнения домашних заданий.

  3. Проверка рефератов.

  4. Индивидуальное собеседование на консультациях по итогам контрольных работ.

6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Специфика делового общения.

  2. Понятие этической нормы.

  3. Основные принципы этики деловых отношений.

  4. Деловая беседа как вид делового общения. Этикет деловой беседы.

  5. Деловые переговоры как вид делового общения. Этикет деловых переговоров.

  6. Этика делового телефонного разговора.

  7. Групповые формы делового общения.

  8. Речевой этикет делового человека. Основные этикетные ситуации.

  9. Проявление коммуникативных качеств речи в деловом общении.

10. Роль культуры речевого воздействия в оптимизации деловых контактов.

11.Конфликтные ситуации в деловом общении. Способы разрешения конфликтов.

12.Типология и структура спора.

  1. Общие правила ведения спора. Уловки в споре.

  2. Публичное выступление в деловой сфере.

  3. Контакт говорящего и слушающего. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления.

  4. Невербальный аспект делового общения. Мимика и жесты в деловой коммуникации.

  5. Внешний облик делового человека: требования этикета.

  6. Пространство делового общения.

  7. Имидж делового человека.

  8. Специфика письменного делового общения.

  9. Типологические характеристики и языковые особенности официально-делового стиля.

  10. Разновидности документов.

  11. Этикет деловой переписки.

  12. Визитная карточка: этикетные требования.

  13. Основные нормы международного протокола.


7. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. сервиса/ О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Москва: ИНФРА-М, 2008. - 272 с.

  2. Зарецкая Е.Н. Деловое общение: учеб. : в 2 т./ Елена Наумовна Зарецкая; Е. Н. Зарецкая ; Академия нар. хоз-ва при Прав. РФ. - 3-е изд.. - Москва: Дело.Т. 1-2. - 2008. - 720 с.


Дополнительная

  1. Шило, И. Н. Основы делового общения: учеб. пособие/ И. Н. Шило; Тюм. гос. ун-т, Ин-т дистанц. образования, Междунар. ин-т финансов, управ. и бизнеса. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. - 244 с.



    Дополнения и изменения к рабочей программе

    на 2011/ 2012 учебный год


В рабочую программу вносятся следующие изменения:

В качестве приложения в программу добавлен обновленный список литературы по дисциплине (Приложение 1)
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ________________«_ »___________2011 г.
Заведующий кафедрой ___________________/___________________/

Подпись О.В. Трофимова

Приложение 1.

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»
а) основная литература:

1. Трофимова О.В. Основы делового письма: учеб. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 304 с.
б) дополнительная литература:

1. Войтик, Н. В. Речевая коммуникация: учеб. пособие/ Н. В. Войтик; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009. - 136 с.

2. Купчик, Е. В. Искусство делового общения и гостеприимства: учеб. пособие - Тюмень: ТюмГУ, 2011. - 312 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. В. Купчик этика делового общения iconРабочая программа по дисциплине ф этика делового общения
Задача учебного курса – на основе знания основных норм и правил делового этикета выработать у студентов навыки позитивного общения...
Е. В. Купчик этика делового общения iconРеферат по дисциплине: этика делового общения на тему: «Культура...
У каждого народа существуют свои нормы и представления как о правилах этикета вообще, так и о правилах делового общения, которые...
Е. В. Купчик этика делового общения icon«психологии делового общения»
Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать...
Е. В. Купчик этика делового общения icon«психологии делового общения»
Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать...
Е. В. Купчик этика делового общения iconПротокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа Наименование дисциплины:...
Взаимосвязь «делового общения» и сфер общественной жизни Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе (этических...
Е. В. Купчик этика делового общения iconРабочая программа по дисциплине б психология делового общения
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о психологических особенностях, закономерностях процесса...
Е. В. Купчик этика делового общения iconРеферат По дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Культура делового общения»
Для делового общения используют официально-деловой стиль. В книге «Культура устной и письменной речи делового человека» приводится...
Е. В. Купчик этика делового общения iconРабочая программа дисциплины «Этика и психология делового общения»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Е. В. Купчик этика делового общения iconТематический план изучения этики делового общения № п/п
Религиозная этика Средневековья нормативные и социально-идеологические рамки сословий и нравственности
Е. В. Купчик этика делового общения iconРабочая программа «Психология делового общения»
Дисциплина «Психология делового общения» относится к циклу ооп б гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть...
Е. В. Купчик этика делового общения iconМетодические указания по проведению семинарских занятий. 13 1 Примерные...
Обязательный минимум содержания дисциплины «Этика делового общения»
Е. В. Купчик этика делового общения iconВопросы для зачета по элективному курсу "Искусство делового общения"
Понятие и структура общения. Роль и значение общения в жизни человека и общества
Е. В. Купчик этика делового общения iconРеферат по дисциплине: дпв-психология и этика делового общения на...
В последнее время для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей в деловой обстановке
Е. В. Купчик этика делового общения iconПубличный доклад о деятельности муниципального бюджетного дошкольного...
В данном пособии изложение принципов делового общения базируется на объединении научной и практической проблематики таких дисциплин,...
Е. В. Купчик этика делового общения iconПрактикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005
В данном пособии изложение принципов делового общения базируется на объединении научной и практической проблематики таких дисциплин,...
Е. В. Купчик этика делового общения iconПсихологические и этические основы культуры делового общения. Нравственная социализация личности
Ки деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск