Скачать 183.55 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА Е.В. Купчик ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Учебно-методический комплекс Рабочая программа для студентов 1 курса направления 080100.62 Экономика Тюмень 2008 Купчик Е.В. Этика делового общения. УМК. Тюмень: 2008, 10 стр. Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса ОДО, обучающихся по направлению 080100.62 Экономика. Данная программа разработана для курса ГСЭ «Этика делового общения», который рассчитан на 80 часов. Учебно-методический комплекс дисциплины опубликован на сайте ТюмГУ: Этика делового общения (электронный ресурс) / Режим доступа: http://www.umk..utmn/ ru., свободный. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: О.В. Трофимова, д.ф.н., завкафедрой русского языка ТюмГУ © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008 © Е.В. Купчик, 2008 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Процессы, происходящие в современном обществе, способствуют возрастанию значимости деловой коммуникации, в связи с чем представляется вполне закономерным повышение интереса к дисциплинам, призванным обеспечить эффективное деловое общение на разных уровнях социальной и хозяйственной жизни. Деловое общение рассматривается как сложный, сногогранный процесс, включающий в себя разнообразные функции общения – коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Содержание делового общения определяется потребностями в совместной деятельности, которая предполагает согласованность действий, понимание и приятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и возможностей по ее реализации. Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики корпоративных и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками их профессиональных обязанностей. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Цель курса – дать студентам знания по основным вопросам курса этики делового общения, важнейшим объектом которой является речевая культура деловой коммуникации. Задачи курса:
Место дисциплины в учебном процессе: Дисциплина относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (дисциплины по выбору). Для специалиста в области экономики, решающему вопросы, связанные с принятием управленческих решений, с осуществлением разных форм деловых контактов, оформлением документации и т.д., особо значима компетентность в области современной деловой этики в устном и письменном общении. Курс «Этика делового общения» тесно связан с курсом «Русский язык и культура речи». Требования ГОС ВПО: ГСЭ.В.03. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Количество учебных часов по дисциплине
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Таблица 1а Очная форма обучения
Таблица 1б Заочная форма обучения
3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Этические нормы в деловой коммуникации. Понятие этической нормы. Специфика делового общения. Основные принципы этики деловых отношений. Общие правила делового общения. Имидж и этикет. Тема 2. Виды делового общения. Классификация видов делового общения. Основные разновидности делового общения: деловая беседа, деловая встреча, переговоры. Культура делового общения по телефону. Тема 3. Речевой этикет делового человека. Понятие о речевом этикете. Этикетные ситуации: знакомство, приветствие, прощание, благодарность, поздравление, просьба и др. Речевые формулы, характерные для разных ситуаций общения. Тема 4. Коммуникативные качества речи в деловом общении. Понятие о коммуникативных качествах речи. Нормативность делового общения. Нормы устной и письменной речи; важность их соблюдения в деловой коммуникации. Информативность, точность, логичность, убедительность деловой речи. Тема 5. Письменная форма делового общения. Официально-деловой стиль. Специфика письменного делового общения. Понятие документа. Официально-деловой стиль: типологические характеристики и языковые особенности. Тема 6. Культура делового письма. Понятие делового письма. Жанровая специфика документов. Этикет деловой переписки. Основные правила грамотного оформления делового письма. Тема 7. Искусство публичного выступления. Ситуации публичного выступления в деловой сфере. Слагаемые успеха публичного выступления. Образ оратора. Параметры аудитории. Установление и поддержание контакта говорящего с аудиторией. Требования к произнесению речи. Техника речи. Тема 8. Ситуация конфликта в деловом общении. Культура спора. Понятие конфликта. Конфликтные ситуации в деловом общении. Правила поведения в конфликтной ситуации. Типология и структура спора. Общие правила ведения спора. Доказательство и опровержение в споре. Уловки в споре, их виды и этическая оценка. Тема 9. Невербальный аспект делового общения. Понятие о невербальных средствах общения. Требования к внешнему облику делового человека. Мимика, поза, жест в деловой коммуникации. Значение жестов и поз собеседника. Понятие о дистанции общения.
Занятие 1.Этические нормы в деловой коммуникации. Вопросы для обсуждения:
Задание к диктанту: определить основные слагаемые имиджа. Занятие 2. Виды делового общения. Вопросы для обсуждения:
а) деловая беседа, б) деловые переговоры. 3. Творческое задание: моделирование ситуации делового общения. 4. Практическое задание: составление списка рекомендаций к ведению делового телефонного разговора. 5. Домашнее задание: подготовка к контрольной работе по теме «Этические нормы в деловом общении»; подготовка конспекта на тему «Этические ситуации делового общения» (на выбор). Занятие 3. Речевой этикет делового человека. Вопросы для обсуждения:
а) знакомство; б) приветствие, прощание; в) просьба, совет; г) согласие, отказ. 3. Выполнение контрольной работы «Этические нормы в деловой речи». Занятие 4. Коммуникативные качества речи в деловом общении. Вопросы для обсуждения:
Выполнение упражнений: с. 177-185 из справочника-практикума «Культура устной и письменной речи делового человека» (М, 2005). 6.Письменная работа по выявлению ошибок, связанных с коммуникативными качествами речи в деловом тексте. 7. Терминологоческий диктант. Занятие 5. Письменное деловое общение. Официально-деловой стиль. Вопросы для обсуждения:
Занятие 6. Культура делового письма. 1.Понятие документа. 2.Блиц-опрос по видам делового письма. 3.Основные типы документов. 4.Выполнение контрольной работы «Виды делового письма». Занятие 7. Искусство публичного выступления. Вопросы для обсуждения:
Занятие 8. Ситуация конфликта в деловой речи. Культура спора. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие конфликта в деловой речи. 2.Тест «Оценка уровня конфликтности личности». 3. Составление перечня основных правил ведения спора. 4. Публичное выступление на избранную тему. 5. Домашнее задание: подготовка к обобщающей контрольной работе по этике деловой коммуникации. Занятие 9. Невербальный аспект делового общения. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие о невербальных средствах коммуникации. 2.Терминологический диктант. 3.Требования к жестам и мимике делового человека. 4.Выполнение контрольной работы «Риторический анализ речи». 5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Темы для самостоятельного изучения 1. Влияние индивидуально-психологических качеств речи на речевое общение. 2. Перцептивный аспект делового общения. 3. Приемы влияния на деловых партнеров. 4. Виды делового общения: деловое совещание, конференция, симпозиум, презентация. 5. Визитные карточки: требования этикета. 6. Этикет коммуникаций: электронная почта, переписка по факсу. 7. Деловой этикет в международном общении. 8. Основные нормы международного протокола. Тематика рефератов*
10.Особенности национального этикета деловых отношений: страны Европы. 11.Особенности национального этикета деловых отношений: страны Азии. 12.Особенности национального этикета деловых отношений: США. 13.Основные нормы международного протокола. 14.Этикетные требования к составлению деловых писем. 15. Этикет пользования электронной почтой. *Возможен индивидуальный выбор темы реферата Формы контроля за индивидуальной и самостоятельной работой студентов:
6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
10. Роль культуры речевого воздействия в оптимизации деловых контактов. 11.Конфликтные ситуации в деловом общении. Способы разрешения конфликтов. 12.Типология и структура спора.
7. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная
Дополнительная
Дополнения и изменения к рабочей программе на 2011/ 2012 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: В качестве приложения в программу добавлен обновленный список литературы по дисциплине (Приложение 1) Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ________________«_ »___________2011 г. Заведующий кафедрой ___________________/___________________/ Подпись О.В. Трофимова Приложение 1. ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ» а) основная литература: 1. Трофимова О.В. Основы делового письма: учеб. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 304 с. б) дополнительная литература: 1. Войтик, Н. В. Речевая коммуникация: учеб. пособие/ Н. В. Войтик; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009. - 136 с. 2. Купчик, Е. В. Искусство делового общения и гостеприимства: учеб. пособие - Тюмень: ТюмГУ, 2011. - 312 с. |
Рабочая программа по дисциплине ф этика делового общения Задача учебного курса – на основе знания основных норм и правил делового этикета выработать у студентов навыки позитивного общения... | Реферат по дисциплине: этика делового общения на тему: «Культура... У каждого народа существуют свои нормы и представления как о правилах этикета вообще, так и о правилах делового общения, которые... | ||
«психологии делового общения» Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать... | «психологии делового общения» Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать... | ||
Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа Наименование дисциплины:... Взаимосвязь «делового общения» и сфер общественной жизни Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе (этических... | Рабочая программа по дисциплине б психология делового общения Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о психологических особенностях, закономерностях процесса... | ||
Реферат По дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Культура делового общения» Для делового общения используют официально-деловой стиль. В книге «Культура устной и письменной речи делового человека» приводится... | Рабочая программа дисциплины «Этика и психология делового общения» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тематический план изучения этики делового общения № п/п Религиозная этика Средневековья нормативные и социально-идеологические рамки сословий и нравственности | Рабочая программа «Психология делового общения» Дисциплина «Психология делового общения» относится к циклу ооп б гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть... | ||
Методические указания по проведению семинарских занятий. 13 1 Примерные... Обязательный минимум содержания дисциплины «Этика делового общения» | Вопросы для зачета по элективному курсу "Искусство делового общения" Понятие и структура общения. Роль и значение общения в жизни человека и общества | ||
Реферат по дисциплине: дпв-психология и этика делового общения на... В последнее время для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей в деловой обстановке | Публичный доклад о деятельности муниципального бюджетного дошкольного... В данном пособии изложение принципов делового общения базируется на объединении научной и практической проблематики таких дисциплин,... | ||
Практикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005 В данном пособии изложение принципов делового общения базируется на объединении научной и практической проблематики таких дисциплин,... | Психологические и этические основы культуры делового общения. Нравственная социализация личности Ки деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных... |