Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во с учетом рекомендаций и Проп во по направлению и профилю подготовки рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Ботаника»





Скачать 194.08 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во с учетом рекомендаций и Проп во по направлению и профилю подготовки рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Ботаника»
Дата публикации21.11.2017
Размер194.08 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа


h:\биология\ботаника\биотехнология мирюгина та.jpgМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал ТюмГУ в г. Тобольске

Мирюгина Татьяна Андреевна
БИОТЕХНОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов, обучающихся по направлению подготовки

06.06.01 Биологические науки (Ботаника)

(уровень подготовки кадров высшей квалификации).

Очной, заочной формы обучения

Тюменский государственный университет

Филиал в г.Тобольске

2014

Мирюгина Татьяна Андреевна.Биотехнология, 6 семестр. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по направлению подготовки 06.06.01 Биологические науки (Ботаника) (уровень подготовки кадров высшей квалификации), очной и заочной форм обучения, Тобольск: Издательство филиала Тюменского государственного университета в Тобольске, 2014, 13стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Ботаника» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой биологии, экологии и МПЕ. Утверждено директором филиала ТюмГУ в г. Тобольске.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Таратынов Д. В. и. о. зав. кафедрой биологии, экологии и МПЕ

© филиал Тюменского государственного университета в Тобольске, 2014.

© Мирюгина Т.А., 2014.

  1. Пояснительная записка

    1. Цели и задачи дисциплины

Цельюосвоения дисциплины «Биотехнология» является формирование у аспирантов современных представлений об уровне научных достижений в области биоинженерии и биотехнологии, клеточной и генетической инженерии и т.д. и знакомство с существующими промышленными биотехнологическими процессами различного уровня.

Задачи:систематизированной форме усваивают основы клеточной и генетической инженерии; вопросы конструирования рекомбинантных ДНК и клонирования генов; биотехнологии трансплантации эмбрионов, получения аминокислот, интерферона, моноклональных антител, проблемы, связанные с созданием и использованием трансгенных растений и животных, изучают прикладные аспекты использования достижений в биотехнологии.
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Курс «Биотехнология»относится к вариативному циклу Б1.В.ОД.4Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами профессионального цикла вариативной части: Ботаника (высшие растения), Ареология флоры и растительности России.

Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по Ботанике, Микробиологии, Правовым основам природопользования, Охрана природы, Экологический мониторинг.
Таблица 1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1

1.2

2.1

2.2

3.1

3.2

1.

Ботаника (высшие растения)





+

+

+

+




2.

Ареология флоры и растительности России.

+

+

+




+




1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ПК-23 самостоятельно анализирует имеющуюся информацию с использованием современных информационных технологий, выявляет фундаментальные проблемы ботаники, ставит задачу и выполняет научные исследования при решении конкретных задач по специализации с использованием оборудования.
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

Знать: основные понятия и терминологию, методы получения биотехнологических продуктов, достижения биотехнологии и перспективы её использования; основы биотехнологических ибиомедицинских производств.

Уметь: объяснять основные понятия и методы биотехнологии; объяснять основные теоретические положения генной инженерии, нанобиотехнологии; ставить целибиотехнологических исследований и выбирать путиих достижения; использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации.

Владеть: основными терминами биотехнологии; методами поиска и анализа биотехнологической информации; современными представлениями об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии
2. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 6. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицу, 108 академических часа, из них 36 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 72 ч., выделенных на самостоятельную работу.

Таблица 2.

Вид учебной работы

Всего часов

2 семестр

Контактная работа:







Аудиторные занятия (всего)

36

36

В том числе:

-

-

Лекции

16

16

Практические занятия (ПЗ)

16

16

Семинары (С)

-

-

Лабораторные занятия (ЛЗ)

-

-

Самостоятельная работа (всего):

72

72

Общая трудоемкость зач. ед.

час

3

3

108

108

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)


Зачет

Зачет


Таблица 3.



Тема

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

из них в интерактивной форме

Формы контроля

Лекции*

Практические занятия

Самостоятельная работа












Основы генетической инженерии

2

2

12

16




Реферат Устный опрос



Основы клеточной инженерии

2

2

12

16




Контроль-ная работа



Биотехнология растений

4

4

12

20

2

Реферат



Биотехнология животных

2

2

12

16

2

Презентация



Биотехнология в промышленной микробиологии и медицине

2

2

12

16

2

Тест Анкета



Биотехнология в производстве энергии и охране окружающей среды

4

4

12

20




Реферат




Итого за семестр (часов, баллов):

16

16

72

108

6




4. Содержание дисциплины.

1.Основы генетической инженерии

Предмет биотехнологии. Этапы развития. Связь биотехнологии с другими науками. Значение биотехнологии для решения глобальных проблем человечества. Использование научных достижений в области физико-химической биологии и фундаментальных биологических дисциплин в биоиндустрии. Отличие современной биотехнологии от традиционных микробиологических производств. Экономические и социальные аспекты развития биотехнологии. Использование научных достижений в области физико-химической биологии и фундаментальных биологических дисциплин в биоиндустрии. Отличие современной биотехнологии от традиционных микробиологических производств. Экономические и социальные аспекты развития биотехнологии.

Предмет. Достижения, которые обусловили успешное развитие генетической инженерии. Современная стратегия. Основные особенности структуры и регуляции экспрессии генов про- и эукариот. Ферменты генетической инженерии. Методы получения генов invitro. Векторы и конструирование рекомбинантных ДНК. Экспрессия клонированных генов. Прикладные аспекты генетической инженерии. Геномные проекты.

2.Основы клеточной инженерии

Культура клеток. Гибридизация клеток в культуре. Значение гибридизации клеток для решения актуальных проблем биологии. Трансплантация ядер. Микроклетки и изолированные хромосомы.Культура клеток эукариотных организмов. Дедифференцировка и каллусогенез - как основа создания пересадочных клеточных культур. Генетическая и физиологическая гетерогенность клеточных культур. Стерилизация - как необходимое условие культивирования клеток invitro. Питательные среды, их состав. Культуры каллусных клеток, их возможное использование. Суспензионные культуры и их использование для получения веществ вторичного синтеза. Культивирование отдельных клеток.

  1. Биотехнология растений

Клеточная инженерия растений. Получение и использование протопластов. Конструирование рекомбинантов растений. Культура растительных клеток и производство полезных соединений. Тотипотентность растительных клеток. Регенерация растений из каллусов. Индукция развития меристематических тканей. Оздоровление растений, с помощью клональногомикроразмножения.Генная инженерия растений: выведение растений, устойчивых к насекомым-вредителям, вирусам и гербицидам. Получение растений, противостоящих к неблагоприятным воздействиям и старению.Плазмиды агробактерий как векторы для трансформации. Другие методы трансформации. Успехи в получении трансгенных растений. Создание трансгенов, устойчивых к вирусным, бактериальным и грибковым инфекциям. Проблемы биобезопасности ГМО и Bt-растений. Изучение возможностей повышения эффективности биологической фиксации атмосферного азота.Клональноемикроразмножение растений и его классификация

4. Биотехнология животных

Трансплантация эмбрионов. Стимуляция суперовуляции. Извлечение эмбрионов. Криоконсервация эмбрионов. Клеточная инженерия животных: искусственное получение монозиготных близнецов, соматическая гибридизация животных клеток. Клонирование животных. Получение трансгенных животных.Трансгенные мыши: методология. Использование ретровирусных векторов; метод микроиъекций ДНК; использование модифицированных эмбриональных стволовых клеток; клонирование с помощью переноса ядра.

5.Биотехнология в промышленной микробиологиии медицине

Биосинтез инсулина человека в клетках E.coli. Биосинтез гормона роста. Биосинтез интерферонов. Гибридомы. Моноклональные антитела. Получение вакцин. Использование стволовых клеток. Генная терапия.

Микроорганизмы – продуценты полезных веществ. Первичные и вторичные метаболиты. Производство ферментов, капсульных полисахаридов. Белки одноклеточных организмов.Биотехнология в молочной промышленности: приготовление молочнокислых продуктов, сыра, молочного сахара. Производство кормового белка. Дрожжи и продукты дрожжевого брожения. Производство алкогольных напитков. Использование водорослей и грибов.

6.Биотехнология в производстве энергии и охране окружающей среды

Источники биомассы для выработки топлива. Интенсификация фотосинтеза методами биотехнологии. Древесина как сырье для производства биотоплива. Получение этанола. Получение биогаза. Биофотолиз и получение водорода.

Очистка сточных вод и переработка отходов. Аэробная переработка отходов и анаэробное разложение. Биологическая переработка промышленных отходов. Биодеградация ксенобиотиков в окружающей среде. Биодеградация нефтяных загрязнений, пестицидов. Методы генетической инженерии в контроле загрязнений.

Уничтожение или утилизация твердых (мицелиальных) отходов. Биологические, физико-химические, термические методы обезвреживания мицелиальных отходов. Утилизация мицелиальных отходов в строительной промышленности. Использование отдельных фракций мицелиальных отходов в качестве пеногасителей и др.

Очистка выбросов в атмосферу. Биологические, термические, физико-химические и другие методы рекуперации и обезвреживания выбросов в атмосферу.
5. Планы семинарских занятий.

Семинар «Основы генетической инженерии»

Обсуждаемые темы:

1.Гены прокариот.

2.Гены эукариот.

3.Методы получения генов invitro.

4.Общие свойства векторов.

5.Методы введения рекомбинантных ДНК в клетки.

Семинар «Основы клеточной инженерии»

Обсуждаемые темы:

1.Соматическая гибридизация.

2.Трансплантация ядер.

3.Микроклетки и изолированные хромосомы.

Семинар «Биотехнология растений»

Обсуждаемые темы:

1.Клеточная инженерия растений.

2.Изучение возможностей повышения эффективности биологической фиксации атмосферного азота.

3.Проблема биобезопасности ГМО.

Семинар «Биотехнология в производстве энергии и охране окружающей среды»

Обсуждаемые темы:

1.Решение проблемы утилизации отходов методами биотехнологии.

2.Биодеградация пестицидов.

3.Биодеградация нефтяных загрязнений.

 Семинар «Биотехнология производства первичных метаболитов» 

Обсуждаемые темы:

  1. Биотехнология получения первичных метаболитов. Производство аминокислот, витаминов, органических кислот. 

  2.  Ферментная биотехнология. Получение микробных высокоочищенных ферментныхпрепаратов. 

  3. Инженерная энзимология. Методы иммобилизации ферментов. Носители для иммобилизации. 

Семинар «Биотехнология производства вторичных метаболитов» 

Обсуждаемые темы:

  1. Биотехнология получения вторичных метаболитов.

  2. Производство антибиотиков и вакцин.

  3. Синтез полусинтетических антибиотиков.

  4. Получение промышленно важных стероидов (гидрокортизона, преднизолона, половых гормонов).

  5. Получение экстрацилюмерных микробных полисахаридов (декстран, ксантан, альгинат, карроленан и др.) и их использование в народном хозяйстве. 

Семинар «Энергия и биотехнология»

Обсуждаемые темы:

  1. Производство высококачественного топлива из биологического сырья, основанное на сочетании фотосинтеза, животноводства, кормопроизводства и ферментации с использованием соответствующих организмов.

  2. Биотопливные элементы. 

Семинар «Экологическая биотехнология»

Обсуждаемые темы:

  1. Специфическое применение биотехнологических процессов для решения проблем окружающей среды.

  2. Переработка отходов, извлечение полезных веществ из отходов.

  3. Борьба с загрязнениями, контроль за патогенной микрофлорой, биодеградация ксенобиотиков, нефтяных загрязнений.

  4. Получение экологически чистой энергии.

Семинар «Новые объекты биотехнологии»

Обсуждаемые темы:

  1. Криосохранение генофонда клеток живых организмов.

  2. Липидные препараты из культур жгутиконосцев.

  3. Арахидоновая кислота как предшественник простагландинов.

  4. Перспективы развития биотехнологии на ближайшие годы. 

Семинар «Принципы использования генной инженерии в биотехнологии»

Обсуждаемые темы:

1.Способы отбора рекомбинантных клонов.
2.Методы нерестрикционного и рестрикционного получения фрагментов ДНК.
3. Векторная молекула. Способы введения ДНК в векторную молекулу.
4.Первые использованные векторы - плазмиды, основные их характеристики, определяемые плазмидами свойства микроорганизмов.
5. Требования к векторной молекуле.

Семинар «Особенности используемых в биотехнологии генно-инженерных методов»
Обсуждаемые темы:

1.Способы улучшения секреции белка. Секреторные векторы.
2. Регуляция репликации плазмид. Факторы, ограничивающие экспрессию генов.
3. Векторы на основе фага лямбда.
5. Синтез секретируемых белков бактерий. Сигнальный пептид и прочие факторы, определяющие секрецию пептидов.

Семинар «Разнообразие организмов продуцентов»

Обсуждаемые темы:

1. Актиномицеты, коринебактерии.
2. Использование клеток насекомых, бакуловирусы.
3. Вирусные векторы для животных: паповавирусы, вирус осповакцины, аденовирусы, парвовирусы, ретровирусы.
4. Растительные векторы: транспозоны, вирусы. Способы трансформации растительных организмов.
5. Роль генной инженерии в сельском хозяйстве.


Б
6. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы аспирантов.

Таблица 3

Планирование самостоятельной работы аспирантов



Модули и темы

Виды СРС

Объем обязательных часов



Основы генетической инженерии

Выполнение индивидуальных заданий (реферат). Изучение отдельных тем (контрольная работа).

4



Основы клеточной инженерии

Изучение отдельных тем (контрольная работа, тест).

4



Биотехнология растений

Выполнение индивидуальных заданий (реферат).

4



Биотехнология животных

Работа с источниками. Написание реферата или подготовка презентации.

4



Биотехнология в промышленной микробиологии и медицине

Изучение отдельных тем (контрольная работа, тест).

4



Красные книги- история, значение. Красная книга Тюменской области.

Выполнение индивидуальных заданий (реферат).

4

Темы рефератов:

Биотехнологии, не требующие генной инженерии
1) Анаэробная очистка сточных вод.
2) Экстенсивная аэробная очистка сточных вод: биопруды, поля фильтрации и орошения.
3) Биофильтры; строение очистных сооружений.
4) Ферменты, производимые биотехнологически. Особенности производства ферментов.
5) Применение антибиотиков в сельском хозяйстве.

Принципы использования генной инженерии в биотехнологии:

  1. Способы отбора рекомбинантных клонов.
    2) Методы нерестрикционного и рестрикционного получения фрагментов ДНК.
    3) Векторная молекула. Способы введения ДНК в векторную молекулу.
    4) Первые использованные векторы - плазмиды, основные их характеристики, определяемые плазмидами свойства микроорганизмов.
    5) Требования к векторной молекуле.

Особенности используемых в биотехнологии генно-инженерных методов:
1) Способы улучшения секреции белка. Секреторные векторы.
2) Регуляция репликации плазмид. Факторы, ограничивающие экспрессию генов.
3) Векторы на основе фага лямбда.
5) Синтез секретируемых белков бактерий. Сигнальный пептид и прочие факторы, определяющие секрецию пептидов.

Разнообразие организмов продуцентов:
1) Актиномицеты, коринебактерии.
2) Использование клеток насекомых, бакуловирусы.
3) Вирусные векторы для животных: паповавирусы, вирус осповакцины, аденовирусы, парвовирусы, ретровирусы.
4) Растительные векторы: транспозоны, вирусы. Способы трансформации растительных организмов.
5) Роль генной инженерии в сельском хозяйстве.

Частные примеры использования биотехнологии:
1) Интерфероны и их получение.
2) Иммуноглобулины - особенности их строения и получения.
3) Белковые гормоны человека и животных: соматотропин, инсулин.
4) Схема получения генно-инженерных вакцин, примеры.
5) Генная инженерия и наука: Использование сигнальных пептидов и флуоресцирующих белков.
Подготовка презентаций на тему: «Биотехнология и проблемы экологии и охраны окружающей среды»

  • Рекомбинантные продуценты биологически активных веществ и проблемы объективной информации населения.

  • Организация контроля за охраной окружающей среды в условиях биотехнологического производства.

  • Классификация отходов. Соотношение различных видов отходов. Очистка жидких отходов. Схемы очистки. Аэротенки. Активный ил и входящие в него микроорганизмы.

  • Создание методами генетической инженерии штаммов микроорганизмов-деструкторов с повышенной способностью к деструкции веществ, содержащихся в жидких отходах.

  • Основные характеристики штаммов деструкторов. Их неустойчивость в природных условиях. Сохранение штаммов на предприятиях. Нормы внесения биомассы штаммов при пиковых нагрузках на очистные сооружения.

  • Уничтожение или утилизация твердых (мицелиальных) отходов. Биологические, физико-химические, термические методы обезвреживания мицелиальных отходов. Утилизация мицелиальных отходов в строительной промышленности. Использование отдельных фракций мицелиальных отходов в качестве пеногасителей и др.

  • Очистка выбросов в атмосферу. Биологические, термические, физико-химические и другие методы рекуперации и обезвреживания выбросов в атмосферу.

Составить презентации по вышеперечисленным темам, для более глубокого раскрытия экологических проблем, целесообразно использовать следующий план.

Презентации составляются группой студентов, состоящей из 3-5 человек, примерное количество слайдов - 10 -12.Вопросы предварительно необходимо распределить, что бы каждая группа студентов работала над своей проблемой, затем презентации представляются всем студентам для ознакомления с проблемой.

7. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение выполнения обучающимися самостоятельных заданий практикума включает методические указания к выполнению каждого задания.
Контрольные вопросы к зачету

  1. Предмет и задачи биотехнологии.

  2. История развития биотехнологии, как науки.

  3. Характеристика основных отраслей биотехнологии.

  4. Характеристика клеточных технологий применяемых в биотехнологии.

  5. История развития метода культуры клеток, тканей и органов высших растений.

  6. Дедифференцировка растительных клеток и каллусогенезinvitro.

  7. Характеристика клеточных культур высших растений.

  8. Вторичная дифференциация и морфогенез invitro.

  9. Методы получения генов invitro для растительных организмов.

  10. Описание и характеристика векторы и коструирование рекомбинантных ДНК.

  11. Гибридизация клеток в культуре растительных организмов.

  12. Трансплантация ядер в растительных клетках.

  13. Микроклетки и изолированные хромосомы растительных клеток.

  14. Культура клеток высших растений.

  15. Культивирование растительных клеток и их особенности.

  16. Андрогенез: получение гаплоидных растений в культуре пыльников.

  17. Гиногенез: Получение гаплоидов через культуру неоплодотворенных семяпочек и завезей.

  18. Проблемы регенерации гаплоидных растений.

  19. Теоретические аспекты и практическое значение гаплоидии.

  20. Характеристика протопластов растительных клеток.

  21. Методы получения мутантов растений invitro и их оценка.

  22. Получение мутантов invitro характеризующихся устойчивостью к антибиотикам.

  23. Получение мутантов invitro характеризующихся устойчивостью к гербицидам.

  24. Получение мутантов invitro характеризующихся устойчивостью к аминокислотам и их аналогам.

  25. Получение мутантов invitro характеризующихся устойчивостью к абиотическим стрессам.

  26. Генно-инженерные подходы к решению вопроса усвоения почвенного и атмосферного азота.

  27. Устойчивость высших растений фитопатогенам и вредителям сельскохозяйственных культур.

  28. Методологические основы соматической гибридизации растительных организмов.

  29. Соматическая гибридизация отдаленных видов растений.

  30. Характеристика прикладных аспектов соматической гибридизации.

  31. Характеристика опухолей, интродуцируемых агробактериями.

  32. Классификация агробактерий и свойства онкогенныхплазмид.

  33. Характеристика основных векторов переноса генетической информации.

  34. Методы трансформации высших растений.

  35. Характеристика основных проектов получения трансгенных растений.

  36. Основные этапы клонирование растительных генов.

  37. Характеристика методов клонирования генов.

  38. Характеристика факторов влияющих на процесс микроклонального размножения высших растений.

  39. Характеристика прямого соматического эмбриогенеза.

  40. Практическое значение метода микроклонального размножения растительных организмов.

8. Образовательные технологии

  • лекции с использованием мультимедийных презентаций;

  • письменные домашние задания в виде ведения альбома по занятиям и написания реферата;

  • самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к занятиям, написание реферата по выбранной теме.

  • консультации преподавателей.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

9.1 Основная литература:

  1. Ксенофонтов Б.С. Основы микробиологии и экологической биотехнологии. [Электронный ресурс] / Б.С. Ксенофонтов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=482844(дата обращения 06.12.2014)

2. Сазыкин, Ю.А. Биотехнология : учеб.пособие / Ю. А. Сазыкин, С. Н. Орехов, И.И. Чакалёва ; под ред. А. В. Катлинского. - 3-е изд. - М. : Академия, 2008. - 256 с.; УМО

3.Неверова О.А. Пищевая биотехнология продуктов из сырья растительного происхождения: учебник.- Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2007.

9.2 Дополнительная литература:

    1. .Белокрылова, Е. А. Особенности правового обеспечения отношений в области экологической безопасности нанотехнологий и наноматериалов [Электронный ресурс] / Е. А. Белокрылова // Право и экология: материалы VIII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 23-24 мая 2013 г.) / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров, С. А. Боголюбов. - М.: ИЗиСП: ИНФРА-М, 2014. - с. 167 - 172. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=471904(дата обращения 06.12.2014)

    2. Загребельный, С.Н. Биотехнология: учебное пособие для студ. / С. Н. Загребельный. - Новосибирск: НГУ, 2005. - 299 с.

    3. Неверова, О.А. Пищевая биотехнология продуктов из сырья растительного происхождения: учебник/О.А..- Неверова. Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2007. – 122с.

    4. Шевердин, А. В. Биотехнологии и экологическая безопасность человека [Электронный ресурс] / А. В. Шевердин // Право и экология: материалы VIII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 23-24 мая 2013 г.) / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров, С. А. Боголюбов. - М.: ИЗиСП: ИНФРА-М, 2014. - с. 200 - 203. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=472024(дата обращения 06.12.2014)

9.3 Интернет-ресурсы:

1.http://www.bio.pu.ru/index.php Санкт-Петербургский государственный университет, биологический факультет.

2. http://www.soil.msu.ru/ Московской государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет биологии.

4. http://www.mgul.ac.ru/info/flh/soil/ Московский государственный университет.

  1. http://www.bio.vsu.ru/soil/ Воронежский государственный университет.

  2. www.biotechnolog.ru


10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

Специализированное программное обеспечение для расчета параметров биологического разнообразия и устойчивости сообществ животных и растений: Statistica, STATAN, BirdCalc,

11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Лекционная мультимедийная аудитория: компьютер «Pentium - 4», плазменный теле-визор, документ-камера «AVerVision 300», имеется возможность дополнительногоподклю-чения аудиовизуальных средств.

Лаборатория цифровой микроскопии: компьютеры «Core 2 Duo E 4400» - 6шт., элек-тронные микроскопы «Motic DM-52» - 5 шт., цифровой стереоскопический микроскоп «Mot-ic DM-39» - 1 шт., биологический микроскоп со встроенной камерой «Motic DMBA300» - 1 шт., документ-камера «AVerVision 300».


Дополнения и изменения к рабочей программе на 201__ / 201__ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ______________________________________ «__» _______________201 г.

Заведующий кафедрой ___________________/___________________/

Подпись Ф.И.О.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во с учетом рекомендаций и Проп во по направлению и профилю подготовки рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Ботаника» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во...
Изучение данной дисциплины базируется на знании дисциплин профессионального блока «Методы биологического эксперимента», «Цитология...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во с учетом рекомендаций и Проп во по направлению и профилю подготовки рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Ботаника» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во...
Харитонцев Борис Степанович. Биоценология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 06....
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во с учетом рекомендаций и Проп во по направлению и профилю подготовки рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Ботаника» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во с учетом рекомендаций и Проп во по направлению и профилю подготовки рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Ботаника» iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ
...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во с учетом рекомендаций и Проп во по направлению и профилю подготовки рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Ботаника» iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История...
...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во с учетом рекомендаций и Проп во по направлению и профилю подготовки рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Ботаника» iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во с учетом рекомендаций и Проп во по направлению и профилю подготовки рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Ботаника» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«вычислительные, программные, информационные системы и компьютерные технологии»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во с учетом рекомендаций и Проп во по направлению и профилю подготовки рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Ботаника» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во...
Салтанова Т. В. Метод конечных элементов в расчётах прочности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во с учетом рекомендаций и Проп во по направлению и профилю подготовки рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Ботаника» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во с учетом рекомендаций и Проп во по направлению и профилю подготовки рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Ботаника» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во с учетом рекомендаций и Проп во по направлению и профилю подготовки рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Ботаника» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономической географии и природопользования
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во с учетом рекомендаций и Проп во по направлению и профилю подготовки рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Ботаника» iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во с учетом рекомендаций и Проп во по направлению и профилю подготовки рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Ботаника» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во с учетом рекомендаций и Проп во по направлению и профилю подготовки рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Ботаника» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во с учетом рекомендаций и Проп во по направлению и профилю подготовки рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Ботаника» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во с учетом рекомендаций и Проп во по направлению и профилю подготовки рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Ботаника» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск