Программадисциплин ы социология управления





Скачать 319.14 Kb.
НазваниеПрограммадисциплин ы социология управления
страница1/3
Дата публикации22.11.2017
Размер319.14 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

(университет «Дубна»)


УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебной работе
____________ С.В. Моржухина
«_____»___________2013 г.


П Р О Г Р А М М А Д И С Ц И П Л И Н Ы
Социология управления

(наименование дисциплины)

по направлению (специальности)

081100 Государственное и муниципальное управление

(№, наименование направления, специальности)

Форма обучения: очная
Уровень подготовки: бакалавр
Курс (семестр): 4 (7 семестр)

г. Дубна, 2013г.
1. Цель освоения дисциплины
Дисциплина «Социология управления» призвана акцентировать внимание на аспекте управленческой деятельности государственных и муниципальных служащих. Социология управления помогает выбрать определенные методы и формы управления социальными процессами. Психология сосредотачивает внимание на особенностях поведения человека. Изучение психологии способствует познанию человеком самого себя, культуры общения, пониманию людей, с которыми приходится общаться в процессе осуществления профессиональных обязанностей, дает возможность правильно выстраивать линию поведения в конфликтных ситуациях, а также своевременно принимать меры по их предотвращению.

Задачи дисциплины:

  • раскрыть особенности управленческой деятельности в организациях;

  • построение эффективных групп и команд;

  • в формировании организационной культуры;

  • психологические и социальные механизмы, обеспечивающие эффективность деятельности управленческих систем.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Социология управления» (Б3.В.ОД.8) относится к вариативной части профессионального цикла учебного плана специальности 081100 «Государственное и муниципальное управление» для студентов, обучающихся на кафедре «Государственное и муниципальное управление» по образовательным программам бакалавриата. Курс и нацелен на формирование у будущих специалистов в области государственного администрирования и познания человека самим собой.
Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения дисциплины «Социология управления»:

  • социология

  • конфликтология

  • философия

Изучение дисциплины «Социология управления» дает основу для изучения последующих курсов управленческого профиля:

  • теория управления

  • теория организации

  • экономическая теория

  • основы менеджмента

3. Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате изучения дисциплины студент должен:

ЗНАТЬ:

  • предмет, объект, задачи и методы социологии и психологии управления;

  •    основные школы науки управления;

  •    содержание теорий и концепций, относящихся к социологии управления;

  •    специфику изучения структуры организаций и управления, внешней среды, мотивации, культуры и инноваций в социологии управлении;

  •    основные виды конфликтов в управленческой деятельности и стратегии их разрешения.


УМЕТЬ:

  • применять понятийный аппарат, описывающий управленческую деятельность в практической работе;

  •    использовать теоретические основы построения управленческой деятельности с учетом её социально-психологических характеристик в управлении организацией;

  •    применять методы оценки исполнительской деятельности на практике.

ВЛАДЕТЬ:

  • методами организации взаимодействия и профессионального общения;

  • приемами ведения деловой беседы;

  • методами принятия индивидуальных и коллективных решений;

  • приемами организации командной работы.


Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующим комплексом компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК):

ОК1, ОК2, ОК5, ОК7, ОК12, ОК13, ОК14, ОК15, ОК16

б) профессиональных (ПК):

ПК1, ПК2, ПК16, ПК29, ПК31, ПК34, ПК35, ПК36, ПК37, ПК38, ПК48, ПК49, ПК50
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.




Результат обучения

компетенция

Образовательная технология

Вид задания

знать

предмет, объект, задачи и методы социологии и психологии управления

ОК1

ОК5

ПК1

ПК16

ПК50

С3, С4, С9, Л 3, Л 9, Л 10, Л8-Л10, эссе, СЗ, ИР, экзамен

эссе, СЗ, ИР, Т

формулировать

основные школы науки управления

ОК7

ОК13

ПК31

ПК35

Л 1-Л10, С1-С10, эссе, СЗ, ИР, экзамен

эссе, СЗ, ИР, Т

знать

содержание теорий и концепций, относящихся к социологии управления

ОК12

ОК13

ОК15

ПК16

ПК29

ПК38

Л 2, Л 9, Л 15-Л 17, С2, С9, С 10, эссе, СЗ, ИР, экзамен

эссе, СЗ, ИР, Т

Формулировать

специфику изучения структуры организаций и управления

ОК2

ОК12

ОК16

ПК29

ПК37

Л 2, Л 9, Л 2-Л 10, С2, С9, С 10, эссе, СЗ, ИР, экзамен

эссе, СЗ, ИР, Т

Знать основные виды конфликтов в управленческой деятельности и стратегии их разрешения

ОК12

ОК16

ПК48

ПК49

Л 10, С10, эссе, СЗ, ИР, экзамен

эссе, СЗ, ИР, Т


умения:

Результат обучения

компетенция

Образовательная технология

Вид задания

Анализировать

понятийный аппарат, описывающий управленческую деятельность в практической работе

ОК2

ОК12

ОК16

ПК29

ПК37

Л2, Л 9, Л10, С 2, С9, С10, СЗ, ИР, экзамен

СЗ, ИР, Т

Организовывать

теоретические основы построения управленческой деятельности с учетом её социально-психологических характеристик в управлении организацией

ОК12

ОК16

ПК48

ПК49

ПК29

ПК38

Л 3, Л 4, Л5, Л 9, С3, С5, С 9, СЗ, экзамен

СЗ, Т

Анализировать

методы оценки исполнительской деятельности на практике

ОК1

ОК5

ОК7

ОК13

ПК1

ПК16

ПК50

ПК31

Л 6, Л9, С 6, С9,

эссе, СЗ, ИР, экзамен

эссе, СЗ, ИР, Т


владение:

Результат обучения

компетенция

Образовательная технология

Вид задания

методами организации взаимодействия и профессионального общения

ОК12

ОК16

ПК48

ПК49

ПК29

ПК38

Л6, С6, эссе, СЗ, ИР, экзамен

Т

приемами ведения деловой беседы

ОК1

ОК5

ОК7

ОК13

ПК1

ПК16

ПК50

ПК31

Л2-Л10, С2-С10, СЗ, ИР, экзамен

Т

методами принятия индивидуальных и коллективных решений

ОК2

ОК12

ОК16

ПК29

ПК37

Л3-Л9, С3-С9, ИР, экзамен

Т

приемами организации командной работы

ОК7

ОК13

ПК31

ПК35

Л3, Л5, Л8, С5, С8, эссе, СЗ, ИР, экзамен

Т


4. Структура и содержание дисциплины «Социология управления»

В подразделе «Содержание разделов дисциплины» в табличной форме (таблица 1) приводится описание содержания дисциплины, структурированное по разделам, с указанием по каждому разделу формы текущего контроля: защита практической работы (ПР), задачи (З), тестовые задания (ТЗ), написание эссе (Э).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единицы 1802 учебных часа.

Таблица 1

№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

История социологических учений


Социология, ее предмет и место в системе гуманитарных знаний. История социологических учений

Общество как предмет социологического анализа и объект управления


С, Э, СЗ, ИР, Т

2

Социологические аспекты исследования

Социологические аспекты исследования социальной структуры общества

Управление в системе общественных отношений

Понятие социологии управления

Социологические методы исследования процесса управления

Эволюция социологических взглядов на управление

Социальная организация и управление

Организационная культура, ее изучение и изменение

Социальное проектирование в системе управления


С, З, СЗ, ИР, Т


Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студента в семестре


Вид работы

Трудоемкость, часов

7

семестр

Всего

Общая трудоемкость

180

180

Аудиторная работа:

68

68

Лекции (Л)

34

34

Практические занятия (ПЗ)

34

34

Самостоятельная работа:

112

112

Домашние задания (ДЗ)







Итоговая исследовательская работа (ИР)







Написание эссе (Э)







Самостоятельное изучение разделов







Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям)







Подготовка и сдача экзамена







Вид промежуточного контроля






зачет


4.1. Структура преподавания дисциплины



п/п


Содержание раздела

Форма текущего
контроля

Объем учебной работы с применением интерактивных методов (в %)

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Лекции

Семинары.


Практические работы

Самостоятельная раб студ.



История социологических учений


Л1, Л2

38 %

1,2

4

4

4

34



Социологические аспекты исследования

Л3-Л19

32%

4-17

30

13

13

34


4.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1

Тема 1. Социология, ее предмет и место в системе гуманитарных знаний. История социологических учений.

Предмет социологии и ее функции. Объект и предмет социологии. Категории и законы социологии. Методология и методика социальных исследований. Место социологи в системе социально-гуманитарных дисциплин. Теоретическая и прикладная социология.

Вопросы:

  1. Различия тенденций стратегического развития в конце ХХ в. и начале ХХI в. в промышленно развитых странах (идеологии, информационные технология, отрасли промышленности).

  2. Препятствия развертыванию инновационного процесса и причины его сдерживания.

  3. Основные закономерности инновационного процесса (цели, задачи, первопричины). Внутренние и внешние мотивы инновационной активности или деятельности.

  4. Понятие «инновационный потенциал», его содержание и специфика


Тема 2. Общество как предмет социологического анализа и объект управления.

Понятие общества. Возникновение общества. Структура общества и его изменение. Первичные элементы общества: субъект, деятельность, отношения. Общество как целостная саморазвивающаяся система.

Вопросы:

  1. Авторские классификации инноваций (Завлин П.Н., Цветков А.Н., Уткин Э.А., Пригожин А.И.)

  2. Сопоставление механистических и органических структур управления деловыми организациями. Организационные инновации.

  3. Отличия организационных инноваций от реформирования.

  4. Макроэкономические последствия базовых инноваций

  5. Отличительные характеристики улучшающих инноваций

Раздел 2

Тема 3. Социологические аспекты исследования социальной структуры общества.

Понятие социальной структуры общества. Различные определения природы социальной структуры общества (структурный функционализм, интерпретивная парадигма М.Вебера, феноменологическая парадигма, интегральные и объединительные концепции, марксизм).

Вопросы:

  1. Процессный подход к анализу инноваций.

  2. Характеристики этапов инновационного процесса (участники, результаты, объекты)

3. Соотношение новации, нововведения, инноваций и инновационного процесса

4. Социально-экономические методы стимулирования инновационных процессов

5. Комплексы маркетинговой деятельности на этапах рыночной жизни инновации

Тема 4. Управление в системе общественных отношений.

Категория “управление”: концептуальные подходы к определению (организационно-системный, кибернетический, социологический). Смена парадигмы управления в контексте социальных изменений.

Вопросы:

  1. Типы стратегий государственной политики инноваций

  2. Инструменты прямого регулирования инновационной деятельности

  3. Возможности административно-ведомственного регулирования инновационной деятельности

  4. Выбор приоритетных направлений инноваций и его роль в государственном регулировании

  5. Основные направления реализации государственной поддержки инноваций

Тема 5. Понятие социологии управления.

Предпосылки возникновения научного управления. Понятие управления. Управление как функция в различных системах: биологических, технических, организационных, социальных. Объективные и субъективные факторы управления. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности.

Вопросы:

  1. Информационные ресурсы по определению инновационного потенциала региона и муниципалитета

  2. Разработка системы показателей инвестиционной привлекательности региона и территории

  3. Региональная политика инновационного развития территории

  4. Цели и задачи региональной маркетинговой деятельности

  5. Этапы составления стратегической программы регионального инновационного развития

Тема 6. Социологические методы исследования процесса управления.

Понятие социологического метода, его место в структуре социологической науки. Особенности социологического исследования управления. Методологические подходы и методологические принципы анализа социальных отношений в системе управления.

Вопросы:

  1. Виды эффективности инновационной деятельности, проектов и программ.

  2. Задачи экономической оценки эффективности инновационных проектов и программ.

  3. Метод приведенного чистого эффекта. Позитивные и негативные стороны метода.

  4. Определение срока окупаемости в экономической оценке инноваций.

  5. Понятие и расчет денежного потока при коммерциализации инновации.

  6. Примеры расчетов.

  7. Принцип дисконтирования в экономических расчетах.

Тема 7. Эволюция социологических взглядов на управление.

Социологический позитивизм О. Конта и его влияние на формирование научного подхода к управлению обществом. Законы общественного развития и их реализация посредством управления.

Вопросы:

1. Варианты региональных подходов к управлению инновационной деятельностью

2. Обобщение опыта региональных властей по проведению инновацонной политики на территории.

Тема 8. Социальная организация и управление.

Сущность организации её типы, виды и формы управления. Основные характеристики организации. Организации формального и неформального типов. Трудовая, производственная и социальная организация.

Вопросы:

  1. Сущность и специфика научной деятельности.

  2. Научное исследование: сущность, виды, задачи.

  3. Научная проблема, принципы ее определения и формулирования.

  4. Научная гипотеза, ее роль в исследовании.


Тема 9. Организационная культура, ее изучение и изменение.

Понятие культуры, основные черты культуры. Организационная культура, её происхождение. Образцы, ценности, символика как общие компоненты организационной культуры и их носители.

Вопросы:

  1. Принципы и требования к определению гипотезы научного
    исследования.

  2. Система управления как объект исследования.

  3. Особенности и трудности исследования систем управления.

  4. Основные методологические подходы к исследованию систем
    управления.

Тема 10. Социальное проектирование в системе управления.

Понятие социального проектирования, его объект и субъект. Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности. Понятие информационного массива и источники его создания.

Вопросы:

1. Аналитические подходы к исследованию систем управления
2. Структура системы управления. Структурный анализ.

3. Динамическая модель системы управления. Динамические переменные

анализа.

4. Факторная модель системы управления. Факторные переменные

анализа.

5. Социально-технологическая модель исследования системы

управления.
5. Образовательные технологии

В учебном процессе, помимо чтения лекций, которые составляют 30% аудиторных занятий, широко используются активные и интерактивные формы (обсуждение отдельных разделов дисциплины, защита практических работ). В сочетании с внеаудиторной работой это способствует формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся.

Для закрепления знаний студентов по отдельным разделам курса проводятся практические задания, целью которых является формирование первых навыков самостоятельной работы.

В учебном процессе, помимо чтения лекций, которые составляют 30% аудиторных занятий, широко используются активные и интерактивные формы (обсуждение отдельных разделов дисциплины, защита практических работ). В сочетании с внеаудиторной работой это способствует формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся.

Для закрепления знаний студентов по отдельным разделам курса проводятся практические задания, целью которых является формирование первых навыков самостоятельной работы.

Перечень обязательных видов работы студента:

  • посещение лекционных занятий;

  • ответы на теоретические вопросы на семинаре;

  • решение ситуационных задач на семинаре;

  • выполнение домашних заданий;

  • написание эссе;

  • решение задач;

  • выполнение итоговой исследовательской работы.


Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Семестр

Вид занятия

(Л, ПР, ЛР)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов

7

Л

Видеопрезентация

95 %

С

Работа по индивидуальному заданию, подготовка практических заданий, подготовка к семинарским занятиям, написание эссе, решение задач

95 %

ПР

Выполнение итоговой исследовательской работы

Защита итоговой исследовательской работы

50%

100 %


При изучении теоретического курса на лекциях предусматривается заложение материала в виде презентации.

Некоторые разделы теоретического курса изучаются с использованием опережающей самостоятельной работы: студенты получают задания на ознакомление с новым материалом до его изложения на лекциях.

При выполнении практикума студентам предлагается работать в группах: учебная группа разбивается на несколько небольших групп – по 5-6 человек.

Каждая группа выполняет задание практикума по планированию и проектированию организаций. Процесс выполнения работы осуществляется на основе обмена мнениями и выбора оптимального пути решения.

На основании полученных данных по всем опытам каждый студенты излагают свои пути решения.

На собеседовании с преподавателем студенты представляют оформленный отчет по данной практической работе и отвечают на вопросы преподавателя, связанные с методикой работы, результатами и выводами. По ряду работ предусматривается применение метода «защиты».

Групповая работа стимулирует согласованное взаимодействие между студентами, отношения взаимной ответственности и сотрудничества. При формировании групп учитывается два признака: степень активности и подготовленности студентов и характер межличностных отношений. В ряде случаев студентам самим предлагает разбиться на группы, состав которых впоследствии может корректироваться для повышения качества работы.

Семинарские занятия призваны закрепить теоретические знания студентов и познакомить их с методами решения конкретных задач, возникающих при практическом приложении управленческих знаний. Особое внимание уделяется овладению студентами методами аналитических расчетов, которые позволяют дать количественные оценки эффективности территориального прогнозирования и планирования. Семинарские занятия проводятся в специализированном кабинете.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программадисциплин ы социология управления iconПрограмма собеседования по направлению 040100. 68 Социология Программа...
Программа предназначена для подготовки к вступительному собеседованию в магистратуру Гуманитарного института чгу по магистерской...
Программадисциплин ы социология управления iconШифр специальности: 22. 00. 08 Социология управления Формула специальности...
Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна»
Программадисциплин ы социология управления iconПрограмма дисциплины «Социология труда, социология профессий» для...
Материалы лекций и практические занятия лягут в основу становления их общего социологического профессионализма в сфере управления...
Программадисциплин ы социология управления iconКафедра государственного и муниципального управления
«Социология управления» составлена в соответствии с требованиями гос впо для студентов специальности 0805004. 65 «Государственное...
Программадисциплин ы социология управления iconСписок рекомендуемых тем рефератов для поступающих в аспирантуру...
Список рекомендуемых тем рефератов для поступающих в аспирантуру по специальности 22. 00. 08. «Социология управления»
Программадисциплин ы социология управления iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
Программадисциплин ы социология управления iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
Программадисциплин ы социология управления iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
Программадисциплин ы социология управления iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
Программадисциплин ы социология управления iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине «Социология»
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы...
Программадисциплин ы социология управления iconПрограмма дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано...
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Программадисциплин ы социология управления iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Программадисциплин ы социология управления iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Программадисциплин ы социология управления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для освоения данного курса предполагается знание следующих дисциплин: «Основы менеджмента», «Система государственного и муниципального...
Программадисциплин ы социология управления iconПримерной программы наименование дисциплины: Современные социологические...
«Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,...
Программадисциплин ы социология управления iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки 39. 06....
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 39. 06. 01 Социологические науки (профиль «Социология управления»)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск