Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Теория организации и организационное поведение»





НазваниеМетодическое пособие к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Теория организации и организационное поведение»
страница1/4
Дата публикации24.11.2017
Размер0.57 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Право > Методическое пособие
  1   2   3   4
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра государственного и муниципального

управления

М Е Т О Д И Ч Е С К О Е ПОСОБИЕ

к самостоятельной работе студентов

по дисциплине «Теория организации и организационное поведение»
направление подготовки

«Государственное и муниципальное управление»

Краснодар 2015

Методическое пособие разработано доцентом кафедры государственного и муниципального управления Зыряновой О.Г.
Методическое пособие рассмотрено на заседании кафедры государственного и муниципального управления 8 июня 2015 г. (протокол № 32) и рекомендовано к использованию в учебном процессе.
Рассмотрено и рекомендовано к изданию методической комиссией факультета управления от 24 июня 2015 г. (протокол № 11).
Рецензент: профессор кафедры менеджмента Путилина И.Н.

Содержание

Введение 4

1. Формы самостоятельной работы 5

2. Содержание дисциплины 5

3. Перечень вопросов для самостоятельной работы 12

3.1. Выполнение домашних заданий, домашних и контрольных

работ по темам 13

3.2.Задания к самостоятельной работе по темам 15

4. Подготовка рефератов 19

5. Рекомендуемая литература для самостоятельного изучения

отдельных тем (вопросов) 21

6. Тестовые задания по дисциплине 23

7. Вопросы к экзамену 31

8 Литература для самостоятельного изучения дисциплины 37


ВВЕДЕНИЕ

Цель изучения дисциплины. Дать студенту, будущему специалисту в области управления, глубокие и систематизированные знания по организационному поведению, организационному развитию, культуре управления, деловому поведению руководителя, развитию его лидерских качеств, поведению в конфликтных ситуациях

Задачи изучения дисциплины.


  • ознакомить студента с природой и характеристикой организации.

  • ознакомить студента с личностным потенциалом и его развитием в организации.

ознакомить с целевой структурой организации.

  • научить пониманию цели как планируемого результата в организации.

  • рассмотреть понятия : лидерство, коммуникации.

  • научить пониманию конфликта и правилами поведения в конфликтной и стрессовой ситуации.

  • ознакомить с особенностями оформления делового письма и визитной карточки.

  • ознакомить студента с организационной культурой.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Организационное поведение» студенты должны:
а) знать:

основные принципы и функции менеджмента;

подходы и теории поведения личности в организации;

основы развития личности организации;

закономерности социальных процессов в организациях, основные понятия социальной психологии;

б) уметь:

Применять знания полученные в ходе обучения:

Методы создания управленческой команды;

Методы построения корпоративной культуры;

Методы разрешения конфликтов;

Методов планирования и управления карьерой в организации;

в) иметь представление:

Об использования методов сбора информации, анализа результатов; создания и управления малыми группами, выявления структуры групп и механизмов поведения людей в группе;



  1. Формы самостоятельной работы



При изучении дисциплины используются как традиционные формы занятий - лекции, практические занятия, семинарские занятия, разбор профессионально-значимых ситуаций; так и инновационные технологии, предусматривающие использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Значительная часть теоретического курса предусмотрена для самостоятельного изучения, основными формами которого являются: проработка конспектов лекций, самостоятельное изучение отдельных вопросов, подготовка докладов, рефератов и выполнение индивидуальных домашних заданий.

При самостоятельном изучении отдельных вопросов студенту предлагается изучить не менее трёх литературных источников, провести их сравнительный анализ и сформулировать свою точку зрения по изучаемому вопросу.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(Лекционный курс)

Тема № 1. Природа и характеристика организации.

Становление организационного поведения как научной дисциплины. Четыре важнейших концепции менеджмента: научное управление, административное управление. Управление с позиции психологии и человеческих отношений, управление с позиций науки о поведении. Предмет и задачи организационного поведения. Понятие и сущность организационного поведения, этики управления и деловых отношений, основные закономерности и движущие силы, которые определяют поведение людей в условиях совместного труда и межличностного общения. Сущность организационного поведения государственных и муниципальных служащих. Основные принципы организационного поведения государственных и муниципальных служащих. Закономерности межличностных отношений. Этические проблемы деловых отношений. Методологические особенности предмета. Метод научного познания, методы обыденного и художественного познания и религиозного познания. Системность. Свойства систем.

Тема № 2 Система организационного поведения, и ее структура.

Природа поведения. Способности и нормы поведения. Структура сознания. Потребности человека. Пирамида Масслоу. Проектирование поведения.

Профессионализм как объективная сторона деятельности человека в совершенствовании общества и повышению эффективности организации культуры труда. Понятие профессионализма. Признаки профессионализма.

Дилеммы профессиональной морали.

Нормы и принципы организационного поведения: сущее и должное.. Принципы служебного поведения государственного служащего. Этический кодекс государственного и муниципального служащего.

Тема № 3. Жизненный цикл организации и модели организационного поведения.

Стадии жизненного цикла организации. Формирование. Интенсивный рост. Стабилизация. Спад. Возрождение. Система организационного поведения.

Модели организационного поведения. Авторитарная, опекающая, поддерживающая. Люди типа «Х». Люди типа «Y»., бизнес модели. Власть , ресурсы, руковдство. Партнерство, самоуправление. Ориентация руководства: полномочия, деньги, поддержка, работа команды.

Формы модели. Теория «Z» Оучи. Коллегиальная. Развивающая Уровни развития личности .Уровни развития коллектива.

Этапы схемы процесса моделирования. Технология моделирования ОП. Модель центральной стратегии. Модель ценностей организации. Формулировки ценностей в идеологической работе.

Тема № 4. Социально – психологическая структура личности.

Природа человека .Структура свойств, характеризующих личность. Направленность, темперамент. Способности. Характер.

Социально – психологическая структура личности. Понятие личность. Принципы прогнозирования поведения людей. Анализ социально-психологической структуры личности Айзенка.

Деятельность как форма взаимодействия человека с окружающей средой. Социальная система. Мотивированность и мотивации. Установка личности. Умственные способности. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента человека. Мораль. Эмоции. Чувства. Привычки

Тема № 5. Личность как субъект организационного поведения.

Личность и ее социальная роль в организации. Установки личности. Структура социальной роли

Уровень притязаний личности. Теория самопознания. Принцип веры. Принцип ожиданий. Принцип согласованности. Идеальное представление человека о себе.

Восприятие ситуации. Факторы влияющие на восприятие. Самопрезентация. Стратегии управления впечатлением.

Тема № 6. Основные теории и концепции для моделирования организационного поведения.

Теории психоанализа. Структурные элементы личности Зигмунда Фрейда. Способы психической защиты. Степени активности личности по Адлеру. Теория типов характеров Эриха Фрома.

Теории бихевиоризма. Теории о поведении человека в трудах В.М. Бехтерева, Ганса Айзенка, Рэймонда Кэтэлла.

Теории гуманистической психологии. Теории Абрахама Маслоу, Карла Роджерса, Курта Левина.

Тема № 7. Персональное развитие в организации.

Личностный потенциал. Профессионализм. Трудолюбие и работоспособность. Нравственный потенциал.

Подбор и прием на работу. Анализ профессиональных и личностных качеств кандидата. Кэйсы. Деловые ситуации. Анкета для определения факторов отношения к труду. Характер и содержание работы.

Требования социальной роли. Общечеловеческие нормы поведения. Социальные нормы. Организационные нормы. Удовлетворенность трудом. Карьера.
Тема № 8. Мотивация и научение.

Сущность и понятие мотивации труда. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Функция мотивации. Основные параметры трудовой деятельности с точки зрения мотивации.

Теоретические основы мотивации труда. Иерархия потребностей Маслоу. Теория потребностей Маккленанда. Двухфакторная теория Герцберга. Процессуальные теории мотивации. Теория ожиданий. Теория справедливости.

Разработка программ стимулирования труда. Формы оплаты труда. Системы оплаты труда. Участие работников в прибылях и управлении организации.

Тории научения в работах И.П. Павлова, Д.Б. Уотсона, Б.Ф. Скиннера Система поощрений и наказаний. Планирование карьеры. Обучение персонала.
Тема № 9. Анализ и конструирование организации.

Понимание цели как планируемого результата. Опыт определений. Способы формирования целей. Многократный субъект. Тактическая коалиция. Цель как единство мотивов и результатов.

Классификация целей организации. Целенаправленность. Целеустремленность. Целеобразование в организациях. Стратегия и тактика управления организацией. Понятие стратегия. Маркетинговые исследования. Визуальный образ организации.

Носители целей в организации. Владельцы организации. Организация. Руководители. Персонал. Противоречия между носителями целей.
Тема № 10. Группа как субъект организационного поведения.

Группа как субъект организационного поведения. Формирование группового поведения в организации. Групповая динамика. Групповое взаимодействие. Формирование группы и ее основные характеристики.

Типы групп. Формальные группы. Неформальные группы. Процессы адаптации, интеграции, индентификации и коммуникации.

Структура группы. Размер и состав группы. Статус. Роли. Нормы. Сплоченность.
Тема № 11. Методы формирования управленческих команд.

Понятие управленческая команда. Признаки определяющие наличие команды в организации. Состав. Регулярность совместной работы. Правила в команде. Определение потребности в команде. Патологии в команде.

Мотивация руководителя на работу по командообразованию. Избегательная мотивация. Достижительная мотивация.

Методы командообразования. Формирование состава управленческой команды. Типы управленческой команды. Кодекс командного поведения. Необходимые личностные качества входящих в команду людей. Способы разрушения команды.
Тема № 12. Лидерство в организации.

Теория власти и влияния. Стили управления и личные качества руко водителя государственной и муниципальной службы. Ситуационный подход. Поведенческий подход.Развитие личных и управленческих качеств руководителя. Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе. Нормы этичного поведения руководителя. Теория черт.

Теория харизматического лидерства. Теория социального научения. Концепция заменителей лидерства.
Тема № 13. Коммуникативное поведение в организации.

Эффективность деловой коммуникации. Виды делового общения. Коммуникативная культура в деловом общении. Управление деловым общением. Организация и проведение служебных совещаний. Собеседование при приеме на работу.

Основы деловой риторики в управленческом общении. Культура речи в деловом общении. Использования средств эмоциональной выразительности деловой речи. Культура дискуссии. Особенности речевого поведения Публичное выступление.

Дистанционное общение. Разговор по телефону.

Основы невербального общения. Звуковая организация речи. Компоненты интонации: мелодика, интенсивность, длительность, темп речи, пауза и тембр голоса. Функции интонации в языке: коммуникативная, выделительная, эмоциональная, модальность. Возможности использования интонации в деловом общении речевой этикет.

Тема № 14. Изменения в организации и управление нововведениями.

Природа изменений в организации. Основные виды изменений. Основные проблемы изменений в организации.

Сущность сопротивления изменениями в организации. Формы сопротивления изменениями в организации. Сложность реакции на изменения формальных и неформальных групп. Логические, психологические и социологические факторы сопротивления изменениям.

Управление нововведением. Стадии размораживание, проведение изменений, замораживание. ее оформление и правила использования. Методы позволяющие уменьшить или сломить сопротивление. Тактика обращения с сопротивлением изменениями.

Поведенческий маркетинг. Стадии формирования поведенческого маркетинга. Типы поведенческого маркетинга.

Тема №15. Служебные взаимоотношения руководителя и подчиненного в организации.

Основные принципы и нормы взаимоотношения сотрудника с руководителем организации. История субординационных отношений в России. Этический кодекс взаимоотношений руководителя и подчиненного на государственной и муниципальной службе.

Взаимоотношения сотрудника и руководителя на службе. Правила корректирующего поведения руководителя по отношению к сотруднику. Распоряжение. Наказание. Поощрение. Обращение. Общение с подчиненными. Совещание. Увольнение с государственной и муниципальной службы. Границы лояльности государственного и муниципального служащего по отношению к руководителю или учреждению.

Манипуляции в общении при проведении деловой беседы, деловых переговорах и общении с сотрудниками. Характеристика манипуляций в общении. Правила нейтрализации манипуляций. Приемы стимулирующие общение. Создание доверительных отношений в общении с деловым партнером.

Тема № 16 . Организационная культура.

«Организационная культура": генезис, особенности, социальные по­следствия. Организационная культура и механизмы ее построения в организациях сельского хозяйства и АПК. Модель ценностей организации Миссия организации. Визуальный образ организации. История организации. Герои организации. История организации

Понятие "организационная этика". Социальные основы ее формирования. Этические нормы в деятельности организации. Факторы, способствующие распространению "организационная этики" на государственной и муниципальной службе. Внутриорганизационные стандарты, регламентирующие поведение людей.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» iconУчебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение»
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» iconУчебная мотивации студентов при организации самостоятельной работы....
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» iconРабочая программа дисциплины Теория менеджмента: организационное поведение
Дисциплина «Теория менеджмента: организационное поведение» входит в профессиональный цикл дисциплин ( Б. 3). Преподавание дисциплины...
Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» iconРабочая программа дисциплины Теория организации и организационное поведение
Менеджмент. Это означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций в рамках выбранного образовательного...
Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» iconРоссийской федерации
...
Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» iconПрограмма дисциплины Теория организаций и организационное поведение...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»...
Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Правоведение: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. С. И. Гутник. – Красноярск: Сиб федер...
Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» iconМетодическое пособие по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «информатика»
...
Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» iconУчебно-методическое пособие по самостоятельной работе Специальность...
Большой практикум. Раздел «Свободнорадикальные процессы в биологических системах»: Учебно-методическое пособие по самостоятельной...
Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» iconУчебная мотивация – один из критериев
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» icon«профилактика агрессивного поведения у молодежи» Студенты
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» iconУчебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов
Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
В. И. Попов, И. С. Романчук. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения направления «Юриспруденция»....
Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» iconА. О. Алексеева, студентка; рук. Н. Л. Кетоева, к э. н., доц. (Мэи (ТУ))
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» icon2011-2012 уч г. Введение в специальность Вопросы к экзамену
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» iconМкоу «Основная общеобразовательная школа» с. Антопьево Согласовано утверждаю
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск