МКОУ «Основная общеобразовательная школа» с. Антопьево
Согласовано утверждаю
на педагогическом Директор школы
совете Гринина И.В
№
( для учащихся 1-4 классов) Срок реализации
четыре года
Учитель:
Панюшкина Е.Н. Пояснительная записка.
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
изменение характера чтения;
преобладание «делового» чтения над «свободным»;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Для решения данной проблемы нами создана программа литературного кружка для учащихся 1-4 классов «как хорошо уметь читать…» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС. Программа нацелена на решение следующих задач:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.
На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации занятий:
занятие-диспут,
занятие-спектакль,
занятие-праздник,
занятие-интервью,
интегрированное занятие,
конференция,
устный журнал,
конкурсы,
литературные встречи,
литературная гостиная,
литературный ринг и т. д.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.
Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, мы разработали свою систему проведения занятий, основой которого является правило «вдумчивого чтения». Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед. В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными
понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Ведущие принципы программы литературного кружка
«Как хорошо уметь читать…».
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
художественно-эстетического;
литературоведческого;
коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное
установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа
охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и городской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Тематическое планирование занятий
по программе литературного кружка «Как хорошо уметь читать…»
1 класс
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
| №
| Тема внеклассного чтения
| Предлагаемая к использованию литература
| Основное содержание работы
| Индивидуальная работа с детской книгой
| Групповая работа с детской книгой
| 1
| Литературные сказки
| В.Берестов «Мастер птица»
| Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие.
| Чтение-рассматривание книги, пересказ сюжете по вопросам учителя.
| Инсценирование одного эпизода по выбору:
1.Птицы посылают аиста и соловья учиться пению,
2.Аист у мудреца,
3.Соловей у мудреца.
| 2
| Из серии « Мои первые книжки»
| С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». Словацкая сказка.
| Слушание и рассматривание книг,уточнение значений непонятных слов.
| Хоровое проговаривание,работа с иллюстрациями, оглавлением.
| Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок.
| 3
| «Ни окошек, ни дверей». Загадки
| Народные и литературные загадки в стихах и прозе.
| Учимся разгадывать загадки различной тематики.
| Выделение тематических групп загадок, иллюстрирование.
| Книжки–самоделки «Загадки для моих друзей»
| 4
| «Ребятам о зверятах». Книги о животных.
| Е.Чарушин «Волчишко» С.Маршак «Детки в клетке»
| Слушание, чтение и рассматривание книги
| Пересказ по вопросам, составление характеристики героя.
| Выставка книг о животных. Выставка рисунков «Мой четвероногий друг»
| 5
| «О хороших людях»
| С.Сахарнов « Самый лучший параход».
Р.Сеф. «Необычный пешеход»
А. Барто «Мы с Тамарой»
| Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника.
| Выделение фамилии автора в оглавлении, беседа с элементами рассуждения, иллюстрирование знаменитого корабля «Аврора».
| Найти книги, стихи, песни, журналы про «Аврору».
Конкурс стихов «О хороших людях»
| 6
| Русские народные игры.
| Игра «Вася – гусёночек»
| Разучивание считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам.
| Выбор для себя роли: ведущий, Вася, гусёночек.
| Инсценировка с элементами хоровой декламации. Оформление выставки «Народные игры, считалки.
| 7-8
| «Зарубежные писатели детям»
| Ш.Перро «Красная шапочка»
| Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание.
| Восстановление диалога по памяти.
| Замена характеристики главного героя (волк – положительный герой; Красная шапочка – отрицательный герой.
| Ш. Перро «Мальчик с пальчик»
| 9
| «Лес не школа, а всему учит»
| Ю.Тувим «Птичье радио»
Н. Сладков «Лесные шорохи».
М. Пришвин «Ёж».
| Чтение, рассматривание книги.
| Выразительное чтение (интонация: радость, чувство облегчения, удивления, неудовольствия, усталости).
| Составление выставки книг «Лес не школа, а всему учит».
| 10
| Сказки о животных
| Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»
С. Михалков «Как медведь трубку нашёл»
| Чтение и рассматривание книги
| Рисование петушка, воспроизведение сюжета сказки по вопросам учителя.
| Утренник «Наши сказки»
| 11
| Угадайка. Стихи и загадки «Подскажи словечко»
| Стихи и загадки Е. Серова
| Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых загадок, воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма».
| Отыскание новых загадок в детских книгах, журналах, Интернете.
| Изготовление книжки – самоделки.
Конкурс «Загадай загадку».
| 12
| Друзья детства
| К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце»
| Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин».
| Разучивание хвастливой и жалостливой песен Танечки и Ванечки.
| Инсценировка сказки, оформление выставки книг К. И. Чуковского.
| 13
| Из серии « Мои первые книжки»
| К.Чуковский «Доктор Айболит»
| Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение.
| Запись на карточках героев. Самостоятельное чтение надписей-заглавий предугадывание продолжения содержания.
| Литературный эксперимент: сравнение сказки в стихотворной форме (по Гью Лофтингу) и прозе.
| 14
| «Ступеньки мастерства»
| А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки»,
Я Аким «Неумейка»
| Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки».
| Изготовление игрушки из бумаги, пластилина по страницам книг.
| Игра-драматизация.
| 1516
| О наших сверстниках
| Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец»
| Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям.
| Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
| Разучить игры по сюжетам известных песен и сказок.
| А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота»
| 17
| Татарские народные сказки
| Камыр-Батыр
| Рассматривание книги, чтение сказки на двух языках.
| Составление характеристики героев, выборочное чтение.
| Составление выставки книг «Татарские сказки».
| 18
| Татарские литературные сказки
| Абдулла Алиш «Болтливая утка»
| Чтение-рассматривание сборника сказок А. Алиша. Работа с содержанием.
| Иллюстрирование выбранного эпизода.
| Литературная викторина «Мы любим сказки» по мотивам татарских литературных и народных сказок
| 19
| Стихи о родном крае
| И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу».
| Рассматривание сборника стихов И. Сурикова, выразительное чтение.
| Заучивание стихотворения наизусть.
| Устный журнал «Родной край»
| 20
| О героях
| А.Митяев «Богатыри»
| Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина»
| Нарисовать иллюстрацию к былине, научиться правильно называть предметы вооружения русских воинов.
| Составление книжной выставки «О богатырях и о подвигах».
| 21
| О доброте
| В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья»
| Чтение и рассматривание книги.
| Придумать своё название сказки. Пересказ сказки от имени девочки, петушка.
| Беседа-дискуссия с элементами инсценировки.
| 22
| «Поговорим о наших мамах»
| Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др..
| Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение
| Заучивание одного стихотворения наизусть.
| Конкурс стихотворений о маме.
| 23
| «В стране Вообразилии»
| Б.Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».
| Рассматривание сборника Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное чтение выбранного стихотворения.
| Разучивание повторяющихся четверостиший.
| Парад домашних творческих достижений «В стране Вообразилии»
| 24
| Знакомые незнакомцы
| Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок».
| Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям.
| Нарисовать каким ты себе представил медвежонка, зайчонка.
| Словесное рисование портрета главного героя. Оформление выставки книг «О животных».
| 25
| Книги о животных
| Е. Чарушин «На нашем дворе», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты».
| Рассматривание сборника книг «О животных», комментированное чтение.
| Пересказ по серии картинок, выбрать самый радостный эпизод, самый грустный. Выделение научно-познавательных сведений. Нарисуй рисунок к произведению.
| Составление правил обращения с домашними животными «Братья наши меньшие» Воспроизведение диалогов по памяти. Загадывание друг другу загадок о животных.
| 26
| О любимых игрушках
| Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки»
| Рассматривание сборника стихов «Игрушки», выразительное чтение стихотворений.
| Вспомнить стихи про зайку, мишку и т.д Осмысление содержания в форме разгадывания загадок.
| Выставка рисунков к знакомым стихам А. Барто по выбору. Составление книжной выставки «Стихи Барто».
| 27
| О чем я мечтаю
| В.Катаев « Цветик – семицветик»
| Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.
| Разучивание волшебной песенки. Рисование цветика-семицветика. Соотнесение эпизодов сказки с лепестками волшебного цветка.
| Драматизация с правильным интонированием реплик.
| 28
| Про школу.
| С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело»
| Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение.
| Воспроизведение содержания по вопросам учителя.
| Беседа-дискуссия с элементами инсценировки.
| 29
| Экскурсия в школьную библиотеку
| Выставка
« Книги для летнего чтения»
| Знакомство с хранилищем книг
| Работа с выставкой книг.
| Составление памятки «Правила чтения и сохранности книг и журналов».
| 30
| Первичное диагностирование читательского кругозора
| Тестирование
|
| Составление индивидуального списка летнего чтения по итогам тестирования.
|
| В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь:
Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов,
Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.
| |