Опытная модель ювенальной юстиции Ростовской области





НазваниеОпытная модель ювенальной юстиции Ростовской области
страница1/3
Дата публикации30.08.2013
Размер0.75 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3


Опытная модель ювенальной юстиции

Ростовской области


Ростовская область признана базовым регионом по развитию судебно-правовой реформы – становлению правосудия в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом ( ювенальной юстиции).

С опытом Ростовской области по формированию ювенальной юстиции в системе правосудия РФ, совершенствованию судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних познакомились представители более 40 регионов России, в том числе, представители 26 регионов РФ непосредственно посетили Ростовскую область, многие регионы Российской Федерации приступили к его практическому внедрению.

О формировании какой именно модели ювенальной юстиции в Ростовской области идет речь?

Ведь в современном мире существуют разнообразные модели ювенальной юстиции, обусловленные особенностями каждой страны, менталитетом ее жителей, культурными и правовыми традициями. Именно поэтому невозможно механическое копирование даже самой успешной модели ювенальной юстиции, поскольку ее перенесение на другую правовую и культурную почву может принести результат, прямо противоположный желаемому.

В ряде стран правосудие в отношении несовершеннолетних как самостоятельная отрасль правосудия предусматривает только дела о преступлениях несовершеннолетних (ювенальная уголовная юстиция).

В других странах специализированное правосудие в отношении несовершеннолетних - это гражданское судопроизводство, в основном – дела, вытекающие из семейных отношений (семейные суды).

Есть и такие модели ювенальной юстиции, в которых предусматривается комплексная юрисдикция: специализированный суд рассматривает гражданские и уголовные дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний (причем это могут быть уголовные дела как о преступлениях несовершеннолетних, так и о преступлениях, по которым несовершеннолетние являются жертвами).

Так какая же какая модель ювенальной юстиции формируется в Ростовской области и в России?
Правовые основы ювенальной юстиции
Сегодня, говоря о ювенальной юстиции в Российской Федерации и об имеющемся опыте отдельных регионов, мы ведем речь, прежде всего, об уголовной ювенальной юстиции. Именно в сфере уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних, в первую очередь, апробируются ювенальные технологии в соответствии с международными правовыми нормами.

Ювенальная уголовная юстиция предусматривает, что профилактика преступности несовершеннолетних возможна, прежде всего, через воспитание и просвещение, поскольку без этого никакие меры принуждения, устрашения или наказания не предотвратят рецидив. Несовершеннолетние группы риска нуждаются в особом внимании: несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и осужденный имеют право на помощь и уважение человеческого достоинства и прав личности, наказание несовершеннолетнего не должно быть карой, местью, но должно способствовать исправлению.

Процесс формирования в России ювенальной юстиции в современном ее понимании с учетом приоритета обеспечения прав человека начался почти 20 лет назад и последовательно развивается все эти годы. Точкой отсчета создания в России ювенальной юстиции как отдельной отрасли правосудия в отношении несовершеннолетних является 1990 год.

Конституция Российской Федерации 1993 года установила особое правовое положение (правовой статус) несовершеннолетних - приоритет их прав и законных интересов.

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В основе философии Организации Объединенных Наций, всех ее членов, в том числе, Российской Федерации, лежит концепция устойчивого человеческого развития, где основное место уделяется правам человека.

Пойдет ли ребенок по преступному пути или его можно предохранить от подобной перспективы? Сможет ли ребенок получить защиту и помощь в случае нарушения его прав на жизнь, здоровье, выживание и развитие? Ответ на этот вопрос в большей степени зависит от общества и государства, принимающего законы, обеспечивающие устойчивое социальное развитие общества, основанного на правах человека.

Общеизвестно, что Конвенция ООН о правах ребенка была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года, ратифицирована СССР, а Российская Федерация, как его правопреемница, взяла на себя обязательства по ее исполнению.

Остановимся на некоторых положениях Конвенции ООН о правах ребенка, имеющих непосредственное отношение к теме нашей статьи.

Конвенция устанавливает, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Государства –участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства-участники обеспечивают, чтобы все учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (статья 3).

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей, членов расширенной семьи или общины, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка (статья 5).

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жесткого обращения с ребенком, указанными выше, а также в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры ( статья 19).

В статье 37 Конвенции установлены особые требования к случаям лишения ребенка свободы и обеспечения его прав (арест, задержание или тюремное заключение ребенка могут использоваться в соответствии с законом лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода времени; право ребенка на гуманное обращение; право на связь с семьей; право на незамедлительный доступ к правовой помощи и т.п.).

Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка ( статья 39).

Очень важные положения для формирования уголовного ювенального правосудия содержатся в статье 40 Конвенции. Прежде всего, это обязанность государства содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении.

Далее. Это - обязательство государства установить минимальный возраст, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законодательство. Принятие мер по обращению с такими детьми без использования судебного разбирательства при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантий.

Государства- участники обеспечивают гарантии для ребенка, считающегося нарушившим уголовный закон: презумпция невиновности; незамедлительное и непосредственное информирование его об обвинениях против него, информирование родителей (опекунов), получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты; безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным, независимым и беспристрастным органом или судом в ходе справедливого слушания в присутствии адвоката или другого соответствующего лица; свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины; знакомство с показаниями свидетелей обвинения; право на пересмотр дела вышестоящим органом или судом; бесплатная помощь переводчика, если ребенок не понимает используемого языка или не говорит на нем; полное уважение личной жизни ребенка на всех стадиях разбирательства.

Важное положение о защите прав ребенка-правонарушителя и предупреждении рецидива: государства-участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе. Необходимо наличие таких различных мероприятий, как уход, положение об опеке и надзоре, консультативные услуги, назначение испытательного срока, воспитание, программы обучения и профессиональной подготовки и другие формы ухода, заменяющие уход в учреждениях, с целью обеспечения такого обращения с ребенком, которое соответствовало бы его благосостоянию, а также его положению и характеру преступления.

Следующий важнейший для формирования правосудия в отношении несовершеннолетних международный акт - Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», принятые Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29.11.1985 г.).

Основные цели: государство стремится способствовать благополучию несовершеннолетнего и его семьи (правило 1.1.).

Государства должны стремиться к созданию условий, позволяющих обеспечить содержательную жизнь подростка в обществе, которая, в тот период жизни, когда он или она наиболее склонны к неправильному поведению, будет благоприятствовать процессу развития личности и получения образования, в максимальной степени свободному от возможности совершения преступлений и правонарушений (правило 1.2.).

Следует уделять достаточное внимание осуществлению позитивных мер, предполагающую мобилизацию всех ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом (правило 1.3.)

Правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе ( правило 1.4)

Следует систематически развивать и координировать службы правосудия в отношении несовершеннолетних в целях повышения и поддержания на должном уровне квалификации персонала этих служб, включая методы, подходы и отношение ( правило 1.6.).

Эти широкие основные цели касаются всеобъемлющей социальной политики в целом и направлены на оказание максимального содействия обеспечению как благополучия несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с уголовным законом, так и обеспечения безопасности общества, т.е. обеспечивая прав несовершеннолетнего - правонарушителя, тем самым государство предупреждает возможность совершения им повторных правонарушений в будущем, что, в свою очередь, способствует безопасности общества.

«Пекинские правила» регулируют сферу уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом: специализация процедур проведения дознания и расследования, особый порядок судебного разбирательства, особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, особенности исполнения судебных решений в отношении несовершеннолетних, которым применены воспитательные меры или назначено наказание, специализация учреждений для отбывания наказания несовершеннолетними, обязательность подготовки и повышения квалификации персонала всех органов и служб, работающих во всех сферах уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних, включая суд, проведение анализа и мониторинга эффективности работы с несовершеннолетними –правонарушителями и подготовка на его основе научно обоснованных изменений национального законодательства.

«Пекинскими правилами» предусмотрено, что ввиду различных особых потребностей несовершеннолетних, а также многообразия имеющихся мер, следует предусмотреть соответствующий объем дискреционных полномочий на всех этапах судебного разбирательства и на различных уровнях отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, в том числе при расследовании, рассмотрении дела в суде, вынесении судебного решения и осуществления контроля за выполнением судебных решений. Лиц, использующие дискреционные полномочия, должны обладать соответствующей квалификацией или подготовкой для их благоразумного применения в соответствии со своими функциями и полномочиями ( правило 6).

Правило 8 «Обеспечение конфиденциальности» устанавливает, что право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации. В принципе не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя.

Остановимся на тех положениях «Пекинских правил», которые регламентируют вынесение судебного решения и выбор мер воздействия.

Судебное разбирательство должно отвечать интересам несовершеннолетнего и осуществляться в атмосфере понимания, что позволит несовершеннолетнему участвовать в нем и свободно излагать свою точку зрения (Правило 14). Предусмотрена обязательность участие адвокатов несовершеннолетнего, его родителей (опекунов) в ходе всего судебного разбирательства ( правило 15).

Доклад суду о результатах социального обследования (правило 16): во всех случаях, за исключением мелких правонарушений, до вынесения компетентным органом власти окончательного решения, предшествующего приговору, необходимо тщательно изучить окружение и условия, в которых живет несовершеннолетний, обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, с целью содействия вынесения по делу разумного судебного решения.

Как указано в Комментарии к данному правилу, доклады о результатах социального обследования (социальные заключения или доклады до вынесения приговора) оказывают незаменимую помощь в большинстве случаев, связанных с судебным разбирательством дел несовершеннолетних, поскольку дают информацию о соответствующих фактах, касающихся несовершеннолетнего, его учебе в школе, о социальном и семейном окружении, воспитании и т.д. Для этой цели в некоторых судебных системах используются специальные социальные службы или сотрудники, выполняющие эти функции для судов, эти функции могут выполняться другими сотрудниками, в том числе, должностными лицами системы пробации.

Руководящие принципы вынесения судебного решения и выбор мер воздействия ориентируют суд на соразмерность меры воздействия на несовершеннолетнего, при которой учитываются обстоятельства и тяжесть правонарушения, положение и потребности несовершеннолетнего, потребности общества; при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его благополучии должен служить определяющим фактором; подход, имеющий чисто карающий характер не приемлем; с учетом требований безопасности должно быть максимально широкое применение мер наказания, альтернативных лишению свободы.

В «Пекинских правилах» указывается на важную роль семьи, которая является естественной и основной ячейкой общества, ни один несовершеннолетний не может быть изъят из-под надзора родителей, частично или полностью, если это не оправдано обстоятельствами его дела (правило 18.2). В рамках семьи родители имеют не только право, но и обязаны обеспечить уход и надзор за своими детьми. Поэтому в соответствии с указанным правилом, разлучение детей и родителей является крайней мерой, которой можно прибегать лишь в тех случаях, когда факты дела оправдывают этот серьезный шаг (например, жестокое обращение с детьми).

Помимо «Пекинских правил», к сфере правосудия в отношении несовершеннолетних имеет непосредственное отношение еще один важный международный акт –«Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» ( «Эр-Риядские руководящие принципы», принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи №45/112 от 14 декабря 1990 года).

В комментариях к «Пекинским правилам» отмечено, что основным содержанием политики государства должно быть принятие таких мер заботы о молодежи до совершения правонарушения, чтобы устранить вообще саму необходимость применения «Пекинских правил», не допускать столкновения несовершеннолетних с системой правосудия.

В «Эр-Риядских руководящих принципах» содержатся рекомендации для государств-участников по организации такой прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних, чтобы обеспечить раннюю профилактику правонарушающего поведения молодых людей, исключить криминализацию и наказание ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим.

Государства –участники в политике предупреждения преступности несовершеннолетних обязуются учитывать, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется.

«Эр-Риядские руководящие принципы» предусматривают тесное междисциплинарное сотрудничество между государственным (федеральными), провинциальными (региональными) и местными органами управления с участием частного сектора (гражданского общества), учреждений, занимающихся вопросами труда, ухода за детьми, образования, социальными вопросами, правоприменительных и судебных учреждений в принятии совместных мер по предупреждению преступности среди несовершеннолетних и молодежи.

Законодательство и отправление правосудия в отношении несовершеннолетних, согласно «Эр-Риядским руководящим принципам», должно содействовать осуществлению и защите прав и благополучия молодежи и обеспечивать соблюдение ее прав. Следует принять и обеспечить соблюдение законодательства, запрещающего жестокое обращение с детьми и молодыми людьми и их эксплуатацию, а также использование их в преступной деятельности. Никакой ребенок или молодой человек не должен подвергаться грубым или унижающим достоинство наказаниям в семье, в школе или в других учреждениях. Следует рассмотреть вопрос об учреждении поста омбудсмена (или аналогичного независимого органа для молодых лиц), который обеспечивал бы соблюдение статуса прав и интересов молодых людей и квалифицированное обращение к имеющимся службам, контролировал бы осуществление «Эр-Риядских руководящих принципов», «Пекинских правил» и Правил, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Следует также создавать службы защиты интересов детей.
Ювенальные технологии Ростовской области
Столь подробно на положениях международных актов в сфере ювенальной юстиции мы остановились не случайно, поскольку наша статья посвящена практическому опыту их апробирования в рамках существующей в России правовой и судебной системы.

Поэтому, говоря о внедрение ювенальных технологий в работу судов общей юрисдикции Ростовской области, мы хотим показать - какие именно положения международных актов, касающихся ювенальной юстиции, и в какой форме прошли апробацию в российских условиях.

Как видно из положений международных актов, государствам- участникам рекомендовано создание специализированной отрасли правосудия в отношении несовершеннолетних, к сфере которой были бы отнесены дела о несовершеннолетних -правонарушителях, а также дела о защите прав ребенка в широком смысле этого слова (защита от семейного насилия и злоупотребления родительскими правами, отсутствия надлежащего ухода и воспитания ребенка его родителями (опекунами), защита детей- жертв преступления).

В России традиционно под специализированным правосудием в отношении несовершеннолетних понималось правосудие в отношении несовершеннолетних – правонарушителей. Как Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР, так и УК и УПК РФ предусматривали и предусматривают особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, особенности уголовного судопроизводства с их участием.

Если обратиться к действовавшим в 60-80-е г.г. прошлого века Постановлениям Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР, касающихся судебной практики по делам о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, то видно, что все они содержали рекомендации о специализации судей по рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних. В советское время вопросам рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних всегда уделялось в судах самое серьезное внимание, в том числе, вопросам профилактики правонарушений, была работа с подростками, осужденными к условным мерам наказания.

В целом о проблемах несовершеннолетних известно давно, проблемы предупреждения преступных проявлений подростков, защита их прав в неблагополучной среде возникли не сегодня. Известно, что суды по делам несовершеннолетних начали создаваться в России в 1910- 1912 г.г. и назывались суды по делам малолетних, просуществовали до 1917 года, когда были ликвидированы вместе со всеми судами Российской империи.

Начиная с 1917 года и по настоящее время судоустройственного закона о судах по делам несовершеннолетних (ювенальных судах) в России нет.

Концепцией судебной реформы, утвержденной Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 года, предусмотрено создание ювенальных судов как специализированных судов.

Впервые термин «ювенальная юстиция» был введен в правовой оборот в Российской Федерации в сентябре 1995 года «Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальным планом действий в интересах детей)», утвержденным Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 года №942, которыми было предусмотрено «создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних», «создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков».

Поэтапная интеграция Российской Федерации в международное правовое поле, в том числе, вступление в Совет Европы, обусловили необходимость совершенствования национального законодательства в сфере защиты прав и законных интересов детей, обеспечения гарантий при отправлении правосудия по делам несовершеннолетних. Процесс изменения национального законодательства, учитывающего положения общепризнанных норм международного права, достаточно интенсивно проходил в 90-е г.г., когда были приняты Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.) и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»(1999 г.), Уголовный, Уголовно-исполнительный и Семейные кодексы, с 2002 г. действует Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Практика внедрения ювенальных технологий в уголовное судопроизводство с участием несовершеннолетних в Ростовской области стала формироваться в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г. №7, рекомендовавшим применение норм международного права в судебной практике.

Непосредственно апробирование норм международного права в сфере ювенальной юстиции в Ростовской области началось в январе 2001 года с начала реализации пилотного проекта в соответствии с Соглашением Ростовского областного суда, Управления Судебного департамента в Ростовской области и Программы Развития ООН «Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних» /ПРООН/ (2001-2003 г.г.).

Для реализации проекта ПРООН при Ростовском областном суде был создан Координационный Совет, в состав которого, помимо судей и работников Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ростовской области, вошли представители прокуратуры, правоохранительных органов, органов и служб государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, адвокатуры, ученые-юристы, представители общественных организаций.

В 2001 году в проект были включены все 8 районных судов г.Ростова-на-Дону, с 2002 г. в проект включились городские суды г.Новочеркасска и г.Батайска, в 2003 г.- суды г.Таганрога, Аксайского и Азовского районов. К моменту окончания проекта в декабре 2003 года по ювенальным технологиям работали 14 районных (городских) судов Ростовской области, которые рассматривали пятую часть всех дел, рассматриваемых всеми судами Ростовской области.

Основное содержание проекта ПРООН – экономия уголовной репрессии и оказание судом помощи несовершеннолетнему – правонарушителю в реабилитации, введение нового для России института - социального работника при суде, который готовил для суда доклад о личности несовершеннолетнего (Ростовским областным судом для этого была разработана совместно с министерством общего и профессионального образования Ростовской области «Карта социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя», одобренная Координационным Советом); при установлении фактов нарушения прав несовершеннолетнего подсудимого – готовил для судьи предложения о привлечении социальных служб (органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) для проведения с несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Такая профилактическая работа с несовершеннолетним стала проводиться после суда на основании частного постановления судьи ( ч.4 ст.29 УПК РФ).

В 2001-2003 г.г. в качестве социального работника при суде работали представители разных профессий -юристы, психологи, педагоги. Их отбор осуществлялся на конкурсной основе в соответствии с рекомендациями Программы ООН, все они в рамках проекта работали на основе контракта с ПРООН и финансировались этой программой.

К окончанию проекта в декабре 2003 г. стала ясна необходимость сохранения института социального работника при суде, поскольку именно социальный работник оказывал неоценимую помощь судье в подготовке доклада о личности несовершеннолетнего подсудимого, ресурсах семьи по его воспитанию и исправлению (эта информация позволяла шире применять такие меры, как принудительные меры воспитательного воздействия - передача несовершеннолетнего под надзор семьи, назначение наказаний, которые отбываются в обществе).

Кроме этого, именно через социального работника при суде к участию в судопроизводстве стали активно привлекаться социальные службы (органы и учреждения системы профилактики), которым суд поручал проведение с подростком индивидуальной программы реабилитации после суда, а также оказание семье подростка, находящейся в социально опасном положении, предусмотренной законом помощи.

Например, при исследовании условий жизни и воспитания несовершеннолетнего суд может установить, что подросток проживает в неблагополучной семье, находящейся в социально опасном положении, родители подростка не принимают мер по его содержанию и воспитанию, не контролируют его поведение. жестоко с ним обращаются; может быть также установлено, что подросток вообще утратил родительское попечение- не имеет родителей и лиц, их заменяющих. Либо, наоборот, семья подростка благополучная, совершенное подростком преступление осознается и тяжело переживается как им самим, так и его родителями, которые готовы со своей стороны принять все меры по устранению последствий преступления и могут оказать и оказывают на несовершеннолетнего положительное воздействие. Учет обстоятельств жизни и воспитания несовершеннолетнего для суда крайне важен, поскольку от этого во многом зависит выбор меры реагирования: применение принудительных мер воспитательного воздействия либо назначение наказания, а также его вид и размер, возможность применения ст.73 УК РФ, либо вообще освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием или за примирением с потерпевшим.

Не только ученые-юристы, но и юристы-практики единодушны в том, что Уголовный кодекс РФ очень психологизирован, достаточно сказать, что введение в правовой оборот новых положений о так называемой «возрастной невменяемости несовершеннолетних» (положения ч.3 ст.20 УК РФ) до сего времени вызывает вопросы в правоприменительной практике.

Поэтому с самого начала реализации проекта ПРООН в Ростовской области к участию в судопроизводстве по делам несовершеннолетних стали активно привлекаться специалисты - психологи и педагоги Областного психолого-педагогического и медико-социального Центра министерства образования Ростовской области, а также аналогичных центров и служб, расположенных в районах и городах области. Именно эти специалисты показали возможности их участия в судопроизводстве при проведении психологической диагностики несовершеннолетнего до суда, а также в проведении курса психологической коррекции несовершеннолетних после суда силами специалистов указанных центров.

Поскольку имелась возможность оказания несовершеннолетним психологических услуг, суды стали применять такую меру как возложение обязанности на несовершеннолетнего пройти курс психологической коррекции в указанных выше психологических центрах.

Такие обязанности на несовершеннолетнего возлагались как при применении принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии со ст.ст.90-92 УК РФ (например, в форме установления особых требований к поведению несовершеннолетнего) либо в качестве одного из обязательств при условном осуждении в соответствии со ст.73 УК РФ.

Деятельность по проведению курса психолого-педагогической коррекции (социально-педагогической реабилитации) образовательными учреждениями, оказывающими педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии, предусмотрена Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Но какой «обычный» судья знает эти положения специального законодательства, если только он не специализируется на рассмотрении дел с участием несовершеннолетних?

Важно, чтобы эта деятельность специалистов психологов, педагогов была востребована судами при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних.

Описанные выше ювенальные технологии (возложение обязанности пройти курс социально-педагогической реабилитации, получение заключения психолого- медико-педагогической комиссии органа образования перед возложением на несовершеннолетнего обязанности возвратиться в образовательное учреждение), апробированные в практике работы судов Ростовской области, впоследствии нашли отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 года №2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» ( п.25).

Сотрудничество судов со специалистами органов образования, педагогами и школьными психологами показало, что не всегда целесообразно формальное возложение судом на несовершеннолетнего такой обязанности (в соответствии со ст.73 УК или ст.ст.90-92 УК РФ) как обязанности возвратиться в образовательное учреждение, потому что не все дети могут выполнить эту обязанность в силу имеющихся у них сложностей в освоении учебной программы. Именно поэтому суды стали принимать во внимание рекомендации специалистов - психологов и педагогов, о том, что прежде чем возложить на несовершеннолетнего обязанность возвратиться в образовательное учреждение для продолжения обучения, необходимо получить заключение психолого - медико-педагогической комиссии органа управления образованием о том, что несовершеннолетний по своему психофизиологическому состоянию может обучаться. Эта практика работы судов Ростовской области также нашла отражение в названном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ.

Уже в рамках проекта ПРООН начал формироваться механизм взаимодействия судов с органами, исполняющими наказание. По инициативе Ростовского областного суда руководством ГУФСИН по Ростовской области была введена специализация работников уголовно-исполнительных инспекцией по ведению дел несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, которые отбываются в обществе.

Изменился подход к рассмотрению судами ходатайств об отмене условного осуждения несовершеннолетнего. Суд стал внимательно разбираться с причинами неисполнения несовершеннолетним условий условного отбывания наказания за весь период, стал вызывать в судебное заседание не только представителей органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного (уголовно-исполнительной инспекции), но и представителей ПДН ОВД, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательных учреждений и т.д. Практика такого неформального рассмотрения указанной категории дел показала, что подростки, зачастую, самостоятельно не могли выполнить такие возложенные на них в соответствии со ст.73 УК РФ обязанности, как возвращение в образовательное учреждения либо трудоустройство, поскольку в школу и на работу их отказывались брать.

Исходя из этого, Ростовским областным судом было рекомендовано судам области одновременно с возложением на несовершеннолетнего обязанностей условного осуждения по приговору суда, направление письма либо частного постановления в адрес, прежде всего, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, об оказании подростку помощи в выполнении судебного решения (помощь в трудоустройстве, продолжении учебы).

Если несовершеннолетний, с участием которого осуществлялась правоприменительная процедура, нуждался в педагогической, медицинской, юридической помощи или в социальной реабилитации, то суды стали поручать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принятие соответствующих мер и просили уведомить суд о предпринятых действиях.

Еще одна новация в работе судов Ростовской области стала складываться при применении части 7 статьи 88 УК РФ, а именно: при постановлении приговора или иного судебного решения суд стал давать указание органу, исполняющему наказание, учесть определенные особенности личности несовершеннолетнего при обращении с ним. Такие же указания суд мог давать специализированному учебно-воспитательному учреждению, в которое помещался несовершеннолетний, освобожденный от наказания в соответствии со ст.92 УК РФ. Формой такого указания суда органу, исполняющему наказание, стало направление одновременно с копией приговора/постановления также и «Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя» (направляется в уголовно-исполнительную инспекцию, если наказание отбывается в обществе, либо в воспитательную колонию, если реально назначено наказание в виде лишения свободы). Указанные выше ювенальные технологии также нашли отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 года №2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» ( п.п.24,47).

Следующая ювенальная технология - это ограничение гласности при судебном рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних и обеспечение права несовершеннолетних на конфиденциальность.

Судам Ростовской области рекомендовано непосредственно руководствоваться положениями «Минимальных Стандартных Правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних», согласно которым право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах судопроизводства, чтобы избежать причинения несовершеннолетнему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации; не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя.

При взаимодействии со средствами массовой информации судам необходимо учитывать положения ст.41 Федерального закона РФ «О средствах массовой информации», согласно которой редакция СМИ не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя, также редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего потерпевшего, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.

Обеспечение конфиденциальности при рассмотрении дел с участием несовершеннолетних соответствует правовым позициям Европейского суда по правам человека.

По завершении проекта ПРООН в Ростовской области институт «социального работника при суде» нами был трансформирован (с учетом возможностей российского законодательства и местных условий) в институт помощника судьи с функциями социального работника с сохранением прежних направлений работы социального работника.

Судья по делам несовершеннолетних привлекает помощника судьи (либо помощника судьи с функциями социального работника) для обеспечения надлежащего применения судом положений ст.ст.73, 88-92 УК РФ, ст.т.108-109, 421, 430 , ч.4 ст.29 УПК РФ, а также Федеральных законов «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

В своей работе помощник судьи (помощник судьи с функциями социального работника) руководствуется «Типовым положением о помощнике председателя суда (судьи) федерального суда общей юрисдикции», утвержденным приказом Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 14 июля 2002 г. №71.

Помощник судьи (помощник судьи с функциями социального работника) по поступившему в суд уголовному делу о преступлении несовершеннолетнего проводит работу по следующим основным направлениям:

1) в соответствии со ст.421 УПК РФ собирает данные об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровне его психического развития и иных особенностях его личности (социально-психологическое обследование несовершеннолетнего подсудимого с целью уточнения данных о его личности и подготовки предложений о мерах по его реабилитации и ресоциализации;

2) о проведенном социально-психологическом обследовании несовершеннолетнего подсудимого представляет отчет суду (судье)- составляет Карту социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего ( в соответствии со ст.ст.73, 86, 58, 285 УПК РФ);

3) взаимодействует со специалистами органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при социально-психологическом обследовании несовершеннолетнего подсудимого, подготовке индивидуальной реабилитационной программы несовершеннолетнего подсудимого;

4) проводит примирительные процедуры между потерпевшим и несовершеннолетним подсудимым;

5) готовит предложения суду (судье) о необходимости направления частного постановления в соответствующие организации либо должностным лицам для принятия мер по предупреждению преступлений несовершеннолетних, по поручению судьи готовит проекты судебных постановлений, частных постановлений в адрес органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

6) осуществляет контроль за исполнением судебного решения (приговора, постановления, частного постановления суда)- проведением органами профилактики социально-реабилитационной работы с несовершеннолетним осужденным или с несовершеннолетним, которому судом применены принудительные меры воспитательного воздействия (в соответствии с Федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

7) направляет копию приговора и карту социального сопровождения несовершеннолетнего в уголовно-исполнительную инспекцию ( в отношении несовершеннолетних, которым назначено наказание, отбываемое в обществе) или в воспитательную колонию; в отношении несовершеннолетних, к которым применены принудительные меры воспитательного воздействия, направляет копию постановления и карту социального сопровождения в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для установления контроля за поведением несовершеннолетнего; вместе с копией приговора в порядке ч.2 ст.92 УК РФ направляет карту социального сопровождения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием;

8) обобщает судебную практику рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних и материалов о применении ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (помещение несовершеннолетних в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, направление несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием); ведет учет своей работы и отражает его в отчете.

Отчет о проделанной работе помощника судьи с функциями социального работника представляется по итогам полугодия и года в Управление судебного департамента для составления сводного отчета. Основные показатели отчета: сколько всего рассмотрено судом несовершеннолетних лиц, из них -сколько лиц получили социальное сопровождение; количество лиц, которым оказана помощь в трудоустройстве; количество лиц, которым оказана психологическая помощь; количество лиц, направленных к наркологу; восстановлены на учебе (возобновили учебу, поступили в учебные заведения); оказана помощь семье социальными службами по инициативе суда; налажены отношения в семье; проведены примирительные процедуры; количество лиц, отказавшихся от предлагаемой помощи.

Работа судов по ювенальным технологиям выявила пробелы правового регулирования и необходимость совершенствования регионального законодательства: по вопросам исполнения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия (например, какому органу поручать контроль за их исполнением несовершеннолетним, если ни УК, ни УПК РФ на содержат указания на такой орган), работы по исполнению частного постановления суда о проведении с несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы и др.

Поскольку сфера правового регулирования деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то ряд правовых пробелов был устранен региональным законодательством, в подготовке которого приняли участие члены Координационного Совета при Ростовском областном суде.

Например, указанные выше проблемы правового регулирования в Областном Законе Ростовской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области» от 26.12.2005 г. №425 решены следующим образом.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав выполняют функции специализированного государственного органа, которому суд передает под надзор несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности (ч.3 статьи 4 Областного Закона).

КДН при защите и восстановлении прав и законных интересов несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обращаются в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних и принимают участие в рассмотрении судом дел, возбужденных по инициативе комиссий; принимают участие в рассмотрении судом иных дел в случаях, предусмотренных законодательством РФ; утверждают подготовленный органом опеки и попечительства план по защите прав ребенка в отношении несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, и контролируют его исполнение (ч.1 ст.6 Областного Закона).

КДН при работе с несовершеннолетними правонарушителями обладают следующими полномочиями: осуществляют контроль исполнения назначенных несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия и проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним, переданным судом под надзор комиссии в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ; в случаях систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, назначенной судом, обращаются в суд с представлением о ее отмене и о направлении материалов для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности; ходатайствуют перед судом о возможности освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности и применении к нему принудительных мер воспитательного воздействия, освобождения несовершеннолетнего от наказания и применении к нему принудительных мер воспитательного воздействия, назначения несовершеннолетнему наказания, не связанного с лишением свободы; в случаях и порядке, установленном Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», рассматривают вопрос о возможности применения к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия либо ходатайствуют перед судом о помещении указанного несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (статья 7 Областного Закона).

КДН при социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних обладают следующими полномочиями: на основании решения суда разрабатывают индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего, включающую в себя оценку/экспертизу/ состояния несовершеннолетнего, в том числе, проведенную учреждениями здравоохранения оценку состояния здоровья несовершеннолетнего, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации несовершеннолетнего, которые комиссиями осуществляются самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями; своим постановлением поручают проведение индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации ( статья 8 Областного закона).

Следует отметить, что сначала на практике сложились ювенальные технологии, которые затем уже были закреплены в Областном Законе «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области».

В системе уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются одним из главных координирующих органов, с которыми взаимодействует суд по вопросам реабилитации, профилактики, защиты прав несовершеннолетних. Однако до настоящего времени на федеральном уровне отсутствует закон о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, который бы соответствовал требованиям времени и изменившемуся российскому законодательству. Достаточно сказать, что до настоящего времени на федеральном уровне вопросы деятельности КДН регулируются «Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года.

Становление в России ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних - это задача трех ветвей власти. Судебная власть эту задачу решает путем совершенствования судопроизводства с участием несовершеннолетних, приведения его в соответствие с международно-правовыми стандартами в этой сфере.

Опыт Ростовской области показал, что специализированное судопроизводство в отношении несовершеннолетних (как центральное звено ювенальной юстиции) является не только инструментом профилактики, но и выступает как системный механизм, обеспечивающий законность, персональную адресность и квалифицированность решений в отношении несовершеннолетнего и его семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Именно судейское сообщество сегодня все больше берет на себя инициативу по разработке механизмов взаимодействия судов с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, разработке методических рекомендации по совершенствованию правоприменительной практики названных органов и изменению законодательства о несовершеннолетних. Одной из инициатив судейского сообщества Ростовской области является идея формирования опытной модели пробации (на сегодняшний день осуществляется без каких-либо финансовых затрат), поскольку применение ювенальных технологий в суде показало настоятельную необходимость внедрения ювенальных технологий в сферу уголовно-исполнительного производства. О формировании опытной региональной модели пробации более подробно будет сказано ниже.

Проект Программы Развития ООН в Ростовской области положил начало формированию механизмов взаимодействия «суд - социальные службы», показал возможность совершенствования процедур отправления правосудия в отношении несовершеннолетних без каких-либо дополнительных финансовых затрат только путем решения организационных вопросов.

Следует отметить, что одной из сложившихся ювенальных технологий в Ростовской области является судебное решение, содержащее индивидуальный план реабилитации конкретного подростка.

Например, суд возлагает на условно осужденного несовершеннолетнего обязанности вернуться в общеобразовательное учреждение, получить основное общее образование или трудоустроиться. Однако возложенные судом обязанности подросток зачастую выполнить не может по объективным причинам: в связи с тем, что его не берут в образовательное учреждение, отказывают в приеме на работу. Поскольку причины, способствовавшие совершению преступления, оказываются неустраненными, подросток становится для уголовно-исполнительной инспекции формально злостным неисполнителем возложенных на него судом обязанностей. Поэтому возложение судом обязанности оказать содействие подростку в обеспечении его прав и свобод на должностных лиц органов и учреждений государственной системы профилактики правонарушений приняло форму частного постановления суда (часть 4 статьи 29 УПК РФ). Такое судебное решение является правовой основой помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении. Тем самым суд выполняет профилактическую функцию в отношении правонарушений несовершеннолетних.

Другой процессуальной формой, которая используется судами Ростовской области для подготовки программы реабилитации несовершеннолетнего, взаимодействия с его семьей и оказания помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, является постановление суда, вынесенное в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Согласно данной статье основанием проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 названного Закона, если они зафиксированы в приговоре, постановлении или определении суда.

Суд также принимает меры по оказанию помощи ребенку и его семье путем вынесения постановления или направления письма суда в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

К особенностям формирующейся модели ювенальной системы в Ростовской области можно отнести активное использование элементов восстановительного правосудия, заключающегося в применении примирительных процедур, проводящихся с обоюдного согласия потерпевшего и несовершеннолетнего правонарушителя.

С одной стороны, эти процедуры могут способствовать обоснованному прекращению дела за примирением сторон. С другой стороны, обязанности, добровольно взятые на себя несовершеннолетним правонарушителем в процессе примирительной процедуры, могут быть возложены на него в соответствии с положениями статей 73 и 90 УК РФ. Процедуры восстановительного правосудия имеют воспитательное значение и способствуют подлинной ресоциализации несовершеннолетнего правонарушителя, формируя у него ответственное отношение к своим поступкам, а также дают реальную возможность защитить законные интересы потерпевшего.

Один из вариантов осуществления примирительной процедуры, проводимой на тех же условиях, используется в судах Ростовской области в рамках досудебной подготовки гражданских дел. По инициативе суда к участию в деле привлекаются специалисты-психологи. При проведении психологом обследования и тестирования истец и ответчик (например, оба родителя), при общении со специалистом-психологом, могут прийти к взаимопониманию и учесть интересы ребенка, а в ряде случаев, психологическая помощь, полученная родителями, приводит к тому, что они вообще прекращают судебную тяжбу и находят компромиссное решение, устраивающее обе стороны и соответствующее интересам ребенка. Даже небольшой опыт внедрения ювенальных технологий в гражданское судопроизводство с участием несовершеннолетних показал их положительное значение, поскольку с помощью новых процедур удается сохранить и поддержать семью, помочь родителям найти взаимопонимание и сохранить семейные связи.

В 2001 году в первом чтении Государственной Думой РФ был принят проект изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе», согласно которому вносилась новая статья 26-1. «Ювенальные суды» (которые в пределах своей компетенции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний).

Таким образом, законодатель обозначил модель ювенального суда как суда комплексной юрисдикции.

Теоретически идея хорошая, но как она будет выглядеть на практике - не знал никто. Именно поэтому была необходимость апробировать предлагаемую законодателем модель, что и было сделано в Ростовской области.

25 марта 2004 года в г.Таганроге был открыт первый в России «модельный ювенальный суд» (специализированный судебный состав по делам несовершеннолетних Таганрогского городского суда), расположенный в отдельном здании. В его штате судья по уголовным делам и судья по гражданским делам, помимо кабинетов судей и работников аппарата суда, имеется кабинеты для работы психолога, проведения процедур примирения, приема несовершеннолетних, условно осужденных, инспектором по делам несовершеннолетних уголовно-исполнительной инспекции, кабинет помощника судьи с функциями социального работника. Два зала судебных заседаний не имеют «решеток», участники процессу сидят за одним полуовальным столом перед судьей. Процесс проходит в закрытом режиме, без участия публики и СМИ. Если несовершеннолетний содержится под стражей, то его дело рассматривается ювенальным судьей в здании Таганрогского городского суда (там имеется конвойное помещение). Основная идея в оформлении здания «ювенального суда», организации его взаимодействия с социальными службами и волонтерами-общественниками была взята из канадской системы ювенальной уголовной юстиции (Ювенальный суд г.Монреаля).

В сентябре 2005 года был открыт 2-й «модельный ювенальный суд» в г.Шахты Ростовской области (специальный судебный состав Шахтинского городского суда), который расположен в одном здании городского суда, но имеет отдельный вход, оформление залов заседаний как в Таганрогском ювенальном суде, кроме этого, имеются комнаты психолога, «Комната примирения» (если стороны желают обсудить свою проблемы до суда, они могут провести в ней свои встречи).

В сентябре 2006 года был открыт 3-й «модельный ювенальный суд» в сельской местности на базе Егорлыкского районного суда, который располагается также в здании районного суда, но имеет отдельный вход и оформление как в ювенальных судах г.Таганрога и г.Шахты. Такая же специализация судей по уголовным дела и по гражданским дела с участием несовершеннолетних, особенность рассмотрения дел в этом модельном суде - к ведению ювенального судьи переданы уголовные дела, по которым несовершеннолетний является потерпевшим; помощник судьи с функциями социального работника оказывает помощь не только федеральным судьям, но и мировым судьям, к которым на рассмотрение поступают дела несовершеннолетних. Для всех трех наших «модельных судов» характерно, что помощник судьи с функциями социального работника работает не только с несовершеннолетними подсудимыми, но оказывает помощь судьям при рассмотрении гражданских дел с участием несовершеннолетних и уголовных дел, по которым несовершеннолетний является потерпевшим.

В начале статьи мы упоминали, что в Ростовской области поддерживается тесное взаимодействие суда с органами исполнительной и законодательной власти, правоохранительными органами при формировании опытной региональной модели ювенальной юстиции.

Остановимся подробнее на вопросах формирования на региональном уровне элементов пробации.

Вот как описывает взаимодействие уголовно-исполнительных инспекцией с судами, работающими по ювенальным технологиям, заместитель начальника управления психолого-педагогической работы с осужденными- начальник ОРУИИ ГУФСИН России по Ростовской области полковник внутренней службы Копылов Ф.В. ( письмо в Ростовский областной суд №62/17/3-165 от 11.12.2007 г.):

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опытная модель ювенальной юстиции Ростовской области iconОтчет о работе государственного бюджетного образовательного учреждения...
Функции и полномочия учредителя Колледжа осуществляет в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом Ростовской...
Опытная модель ювенальной юстиции Ростовской области iconДубовского района ростовской области постановление
О комплексе мероприятий Территориальной избирательной комиссии Дубовского района Ростовской области по организационно-разъяснительной...
Опытная модель ювенальной юстиции Ростовской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основы ювенальной юстиции: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт сост. Ю. Е. Петухов. – Киров:...
Опытная модель ювенальной юстиции Ростовской области iconДоклад о состоянии и использовании земель в ростовской области в...
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
Опытная модель ювенальной юстиции Ростовской области iconДоклад о результатах за 2011 год и основных направлениях деятельности...
Ростовской области, осуществляющим функции по развитию инвестиционной, инновационной деятельности и туризма в Ростовской области,...
Опытная модель ювенальной юстиции Ростовской области iconДоклад о результатах за 2012 год и основных направлениях деятельности...
Ростовской области, осуществляющим функции по развитию инвестиционной, инновационной деятельности и туризма в Ростовской области,...
Опытная модель ювенальной юстиции Ростовской области iconСтепанцова Валентина Николаевна, председатель Егорлыкского районного...
Особенности рассмотрения уголовных и гражданских дел в отношении несовершеннолетних
Опытная модель ювенальной юстиции Ростовской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Законодательное Собрание Ростовской области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Ростовской...
Опытная модель ювенальной юстиции Ростовской области iconДиректор гоу спо ро «нмк»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное образовательное учреждение среднего профессионального...
Опытная модель ювенальной юстиции Ростовской области iconДиректор гоу спо ро «нмк»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное образовательное учреждение среднего профессионального...
Опытная модель ювенальной юстиции Ростовской области iconДиректор гбоу спо ро «нмк»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего...
Опытная модель ювенальной юстиции Ростовской области iconДоклад ю. А. Пескова члена общественной палаты Ростовской области...
Агропромышленный комплекс представляет собой систему взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства по производству,...
Опытная модель ювенальной юстиции Ростовской области iconИнформационная карта государственного бюджетного образовательного...
Общие сведения о Государственном бюджетном образовательном учреждении Ростовской области среднего профессионального образования «Ростовское...
Опытная модель ювенальной юстиции Ростовской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охватывает все направления деятельности главного распорядителя средств областного бюджета – министерства общего и профессионального...
Опытная модель ювенальной юстиции Ростовской области iconОтчет по Воспитательной работе за 2011-2012 учебный год
Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и Ростовской области, приказов министерства общего и профессионального...
Опытная модель ювенальной юстиции Ростовской области iconДоклад государственного бюджетного образовательного учреждения начального...
Нпо государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области начального профессионального образования профессиональный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск