Скачать 1.55 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ «Утверждаю» Директор института В.Г.Ившин «_____» _________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ПРАВОВЕДЕНИЕ Направление подготовки: Информационная безопасность Профиль подготовки 090910 Организация и технология защиты информации Степень выпускника БАКАЛАВР Форма обучения очная ИЖЕВСК 2012 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:
5.1. Темы и аннотации к ним. 5.2. Планы практических занятий и самостоятельной работы студентов. 5.3. Программа самостоятельной работы студентов
Учебная дисциплина «Правоведение», входящая в перечень дисциплин предметной подготовки Государственного образовательного стандарта, имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов всех специальностей. Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности выпускника вуза определяется ролью права в обществе, в производственной и иных сферах человеческой деятельности. В условиях построения в России правового демократического государства каждый гражданин должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, проявлять глубокое уважение к закону, бережно относиться к социальным ценностям правового государства, обладать профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, высоким нравственным сознанием, неотъемлемой составной частью которого должно стать правосознание. Целью освоения дисциплины (модуля) Правоведение является формирование систематизированных представлений о содержании правовых норм, регулирующих общественные отношения в Российской Федерации. Задачи освоения дисциплины:
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА Дисциплина входит в Гуманитарный, социальный и экономичесий цикл. Дисциплина адресована студентам 1 года обучения направления подготовки «Информационная безопасность», профили подготовки: 090910 «Организация и технология защиты информации». Дисциплина изучается на 1 курсе в первом семестре, в связи с чем у студента при начале ее изучения еще не сформированы какие-либо компетенции. Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению профессионального цикла базовой и вариативной части ООП, дисциплинам: правовое регулирование труда государственных служащих, структура и основы деятельности предприятий различных форм собственности. Программа дисциплины построена блочно-модульно, в ней выделены разделы: 1) Общая теория государства 2) Общая теория права 3) Общая характеристика основных отраслей права 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями: способностью осознавать необходимость соблюдения Конституции Российской Федерации, прав и обязанностей гражданина своей страны, гражданского долга и проявления патриотизма (ОК-1); способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-2); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: права и обязанности гражданина своей страны, гражданский долг и проявления патриотизма (ОК-1). Уметь: осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-2). Владеть: Знаниями о необходимости соблюдения Конституции Российской Федерации, прав и обязанностей гражданина своей страны, гражданского долга и проявления патриотизма (ОК-1); способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-2). 4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, СООТНОШЕНИЕ ТЕМ И ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
Условные обозначения: кр – контрольная работа, к – коллоквиум, р – реферат, д – доклад, ди – деловая игра, рз – решение задач, кур – курсовая работа. 5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Темы и их аннотации Тема 1. Общая теория государства (2 часа) Государство и право. Их роль в жизни общества. Теории происхождения государства. Понятие и признаки государства. Формы государства: формы государственного правления, формы государственного правления и политический режим. Функции государства. Тема 2. Общая теория права (2 часа) Понятие и виды социальных норм. Понятие и признаки права. Норма права – понятие, виды и признаки. Соотношение норм права и морали. Материальное и процессуальное право. Частное и публичное право. Основные учения о праве. Российское право и основные правовые системы современности. Виды форм права: закон, судебный прецедент, договор, правовой обычай. Система российского права, ее структурные элементы. Структурные элементы нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Аналогия права и закона. Толкование права. Источники российского права Нормативно-правовые акты. Закон и подзаконные акты. Понятие правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Понятие правонарушения, виды правонарушений. Юридическая ответственность – понятие и виды. Понятие и структура правовой системы. Виды «правовых семей». Соотношение российского права и международного права. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Тема 3. Основы конституционного права Российской Федерации (4 часа) Конституция Российской Федерации – понятие, юридические свойства. Структура Конституции РФ. Изменение Конституции. Демократическое государство. Разделение властей. Политическое и идеологическое многообразие. Правовое государство. Светское государство. Федеративное государство. Социальное государство. Суверенитет. Гражданство РФ – понятие, способы приобретения. Основные права, свободы и обязанности граждан. Органы государственной власти в РФ. Институт президентства в РФ. Федеральное собрание – парламент РФ. Правительство РФ. Судебная система РФ. Тема 4. Основы гражданского права Российской Федерации (2 часа) Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица и как участники гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность граждан и юридических лиц. Признание гражданина умершим и безвестно отсутствующим. Образование, реорганизация и ликвидация юридических лиц. Виды юридических лиц. Понятие права собственности. Владение, пользование и распоряжение. Формы права собственности. Порядок приобретения. Понятие обязательства. Возникновение и исполнение обязательства. Стороны в обязательстве. Перемена лиц в обязательстве. Договор как отдельный вид обязательства. Ответственность за нарушение обязательств. Тема 5. Основы наследственного права Российской Федерации (2 часа) Основы наследственного права. Понятие и виды наследования. Наследование по закону. Наследование по завещанию. Принятие наследства. Тема 6. Основы семейного права Российской Федерации (2 часа) Понятие, принципы и значение семейного права. Брачно-семейные отношения. Условия и порядок заключения брака. Прекращение брака в ЗАГСе. Прекращение брака в суде. Брачный возраст. Личные права супругов. Имущественные права – законный и договорной режим имущества супругов. Брачный договор. Права несовершеннолетних детей. Понятие ребенка. Основные права ребенка. Защита прав ребенка. Понятие алиментов. Алиментные обязанности. Тема 7. Основы трудового права Российской Федерации (4 часа) Понятие трудового права и его социальное назначение. Источники трудового права. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой договор: понятие и виды. Заключение, изменение и прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха: понятие и виды. Нормальная продолжительность рабочего времени. Сокращенное рабочее время. Неполное рабочее время. Работа в ночное время, по совместительству, сверхурочная. Виды времени отдыха. Отпуск – понятие, порядок представления и использования. Правила внутреннего трудового распорядка. Виды поощрений и взысканий. Порядок наложения дисциплинарных взысканий. Способы защиты трудовых прав работников. Самозащита. Профсоюз. Комиссия по трудовым спорам. Инспекция труда. Судебная защита. Тема 8. Основы административного права Российской Федерации (2 часа) Понятие административного права как отрасли прав. Понятие административного правонарушения. Виды правонарушений. Субъект правонарушения. Порядок привлечения к административной ответственности. Административные наказания. Тема 9. Основы уголовного права Российской Федерации (2 часа) Понятие уголовного права как отрасли права. Понятие и задачи уголовного закона РФ. Понятие и состав преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Основания уголовной ответственности. Понятие, цели, задачи и виды уголовных наказаний. Действие уголовного закона во времени и пространстве. Принципы уголовного законодательства. Категории преступлений. Виды преступлений по особенности части УК РФ. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Соучастие в преступлении. Понятие, цели и виды наказаний. Назначение наказания. Освобождение от уголовной ответственности и наказания. Амнистия, помилование и судимость. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Тема 10. Основы экологического права Российской Федерации Экологическое право – самостоятельная отрасль Российского права. Понятие, предмет, метод и система экологического права. Государственное экологическое управление. Органы государственной власти и управления, осуществляющие государственное регулирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Законодательное регулирование и международно-правовая охрана окружающей среды. Основные нормативные акты РФ и международного права, осуществляющие охрану окружающей среды. Особенности регулирования отдельных видов природопользования. Пользование землями, недрами, водными объектами, лесным фондом, атмосферным воздухом, животным миром, особо охраняемыми природными территориями. Тема 11. Основы информационного права Российской Федерации (2 часа) Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации». Информация. Информационные ресурсы. Основные понятия, пользование информационными ресурсами, информационные системы. Понятие государственной тайны, перечень сведений, составляющих государственную тайну, отнесение сведений к государственной тайне. Защита государственной тайны, распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну, контроль и надзор за обеспечением защиты. Банковская, коммерческая тайна. Защита информации и прав субъектов и области информации. 5.2. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Краткое описание подходов к организации семинарских занятий Каждая тема семинарского (практического) занятия содержит вопросы для изучения и задачи для предварительной подготовки, которые по указанию преподавателя необходимо решить к семинарскому занятию. Начинать подготовку к последнему следует с внимательного изучения текста лекции, методических указаний, соответствующего раздела учебника и специальной литературы. При решении задачи сначала следует выяснить предмет спора, определить круг вопросов, которые нужно разрешить, и в письменном виде сформулировать их. Затем изучить соответствующие нормативные правовые акты (они, как правило, включены в список правовых источников к каждой теме), подобрать подходящие правовые нормы и дать их толкование применительно к данному казусу. Отвечая на поставленные в задаче вопросы, необходимо дать точные ответы и сделать конкретные ссылки на соответствующие нормативные акты с указанием их статьи и пункта. При этом нужно не только изложить содержание нормы, но и объяснить ее смысл, раскрыть ее регулирующее значение. Ответы должны быть полными, развернутыми, достаточно аргументированными. В заключение на основе теоретических положений и нормативного материала нужно сформулировать решение задачи и сделать четкие выводы. Имейте в виду, что условия некоторых задач содержат несколько вариантов решений, каждый из которых необходимо проанализировать. В ряде случаев вы можете сами ввести дополнительные условия задачи, чтобы выявить, как будет трансформироваться ее решение в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Отдельные казусы могут быть использованы для проведения деловых игр. Кроме задач, некоторые темы содержат задания (проанализировать правовые нормы, составить таблицу, разработать проект документа и др.), цель которых - углубленное изучение нормативного материала и комментариев к нему, практическое применение полученных знаний. Нормативные правовые акты к каждой теме указаны без источников официального опубликования, найти их можно в справочно-поисковых системах («Гарант», «Консультант», «Кодекс»). Помните, рекомендуемый перечень актов не является исчерпывающим, при необходимости привлекайте иные источники. Многие статьи, предложенные в разделе «Дополнительная рекомендуемая литература» можно найти в правовой системе «Консультант Плюс», либо в электронной библиотеке УдГУ. Тема 1. Общая теория государства (2 часа – семинарские занятия, 4 часа – самостоятельная работа) Методические рекомендации для студентов Любое явление жизни не существует само по себе. Оно всегда неразрывно связано с причинами его возникновения, с теми связями, которые существуют между самим явлением и его внутренним содержанием, с его внутренними частями и внешними связями с другими явлениями. В связи с этим, начинать свои познавательные поиски в понимании такой сложной формы общественного явления как государство, следует, прежде всего, с осмысления человеческих отношений. Во-первых, исходя из полученных знаний по программе общеобразовательной школы, а также применив дополнительную литературу, которую мы привели ниже, следует проанализировать развитие человеческих отношений с времен первобытной организации общества до сегодняшних дней. Попробовать понять: почему общество не нашло или не приняло никакой другой формы организации жизнедеятельности людей иной, чем государство. Попробуйте выделить все известные истории формы организации жизни общества: не забывая при этом, существовавшие в Древней Греции такие формы общежития людей как полисы, которые, по мнению И.Ю. Козлихина представляли собой "Самоуправляющиеся общины свободных и равных людей - гражданскую общину", являясь при этом "высшей формой общения между людьми". Проанализируйте, какие методы регулирования человеческих отношений применялись в древних первобытных общинах, в полисах, и какие методы применяли в государствах древних времен? Изменились ли они с развитием общества и государства? Во-вторых, понять сущность государства и то, почему оно существует невозможно без знаний о существующих в современной правовой науке теорий происхождения государства. Эти знания помогут осознать о существовании разных причин возникновения государства и понять, почему государство явилось самым удобным способом организации жизни людей. Подумайте, самым ли лучшим? Попробуйте поразмыслить и над таким вопросом: вечно ли государство? Какую роль играет народ в выборе формы организации жизни людей? Попробуйте сами выделить признаки государства. Совпадают ли они с признаками, выделенными правоведами в предложенной Вам литературе. Успешное понимание изначально поставленных перед Вами задач, поможет Вам сформировать свои политические убеждения, сориентироваться при выборе власти, а также понять причины жизненных проблем общества. Что касается тем, рассматривающих форму правления государства, государственное устройство, политический режим государства, студенту можно посоветовать следующее. При изучении любой предлагаемой темы всегда предпочтительно анализировать, вникать, понимать, а не запоминать. Студент, выбравший в качестве своего пути познания тех или иных явлений запоминание, обречен, может быть, много знать, но никогда не иметь собственное представление о вещах. Если же студент не успокоится в поисках своего понимания поставленной перед ним задачи, достигнув понимания, он сможет не только иметь собственное суждение, но видеть причину происходящих явлений, чувствовать голос последующих последствий. Постарайтесь открыть в себе свой собственный интерес к поставленным перед Вами задачам. Почувствуйте, как получаемые в процессе познавательной деятельности знания, и открывающиеся перед Вами понимания неразрывно связаны с жизнью. Такой подход сделает Вашу нелегкую задачу обучения поистине интересной. В рамках второй части темы о государстве, важно понять и различать формы государства по их организационно-функциональным признакам:
При изучении форм правления важно не только различать и выделять признаки каждой из форм, но и попытаться понять их достоинства и недостатки. Предлагается также проанализировать на примере современных государств, зависит ли успешность государства от выбранной ею формы правления. Если да, то как? Какая из форм правления, на Ваш взгляд, более близка России, исходя из сложившейся исторически ее культуры, быта, менталитета граждан?
В рамках этой части темы, следует понимать отличия форм государственного устройства. Проанализируйте, какие задачи государство решает с помощью выбора определенной формы государственного устройства. Реально ли существование такого масштабного по своей територрии, многонационального государства Россия в такой форме как унитарное государство?
Знания об особенностях форм политического режима, позволит понять, какие методы применяет власть при регулировании общественной жизни при тоталитарном, авторитарном режиме, и при демократии. Здесь важно не только отличать политические режимы, но и видеть последствия выбора государством неверных методов властвования, с точки зрения их плачевных последствий для развития и достойной жизни общества в целом и человека в отдельности. Вопросы для изучения:
Задания для практических занятий:
2. Приведите пример пяти государств с унитарной формой государственного устройства. Существует ли в данных государствах какое-либо внутреннее территориальное деление? Если да, то укажите, какими полномочиями обладают отдельные территориальные части государства? 3. Приведите пример пяти государств с федеративной формой государственного устройства. По какому принципу образованы субъекты перечисленных государств? Задания для самостоятельной работы 1. Составьте таблицу «Основные теории происхождения государства»:
2. Выберите одно из перечисленных ниже государств и подготовьте доклад, отражающий его особенности. В своем ответе отразите следующее: 1) Наименование государства; 2) Политический режим; 3) Форму правления; 4) Форму государственного устройства; 5) Наименование органов государственной власти и общий порядок их формирования.
Основная литература
Дополнительная литература
|
Рабочая программа по дисциплине включает в себя следующие разделы: Цель освоения дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа по дисциплине включает в себя следующие разделы: Цель освоения дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа по дисциплине включает в себя следующие разделы: Цель освоения дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... | ||
Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... | Рабочая программа по предмету английский язык для 11 класса общеобразовательных... Рабочая программа по предмету английский язык для 11 класса общеобразовательных учреждений включает в себя следующие разделы | ||
Рабочая программа по дисциплине «Основы генетики» включает следующие... По направлению подготовки 050700. 62 Бакалавр специального (дефектологического) образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по учебному предмету «Риторика» включает в себя следующие разделы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по учебному предмету «Технология» включает в себя следующие разделы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» включает в себя следующие разделы | ||
Рабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата | Учебно-методический комплекс рабочая программа включает следующие разделы ... | ||
Программа включает в себя следующие разделы: «Материаловедение» Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненноважными умениями... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык — один из основных предметов в специальной школе. Программа по русскому языку включает в себя следующие разделы | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы | Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 1-4 класс Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» включает в себя следующие разделы |