Программа учебной дисциплины История финансовой мысли





Скачать 321.21 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины История финансовой мысли
страница1/3
Дата публикации03.10.2013
Размер321.21 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики
Факультет государственного и муниципального управления


Программа учебной дисциплины
«История финансовой мысли

(теория государственных финансов в период XVIII – начало XX в.в.)»

для направления 080504.65 - «Государственное и муниципальное управление»

Подготовка специалиста
Авторы программы: д.э.н., проф. М.П. Афанасьев

к.соц.н., доцент А.В. Климова

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


Факультета ГиМУ Государственных финансов

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ М.П. Афанасьев _______________

«_____» __________________ 2007 г. «____»_____________________ 2007г.

Утверждена УС факультета

Государственного и муниципального

управления

Ученый секретарь

Л.М. Симонова ________________

« ____» ___________________2007 г.


Москва, 2007
Краткая аннотация курса

Курс «История мысли государственных финансов» рассчитан на студентов 5-го курса факультета Государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, выбравших специализацию «Управление государственными и региональными финансами», а также студентов магистратуры по другим связанным с данной тематикой специальностям. Курс является дополнением к основному блоку изучаемых дисциплин, давая углубленное представление об истории развития науки о государственных финансах.

От студентов, на которых рассчитан данный курс, требуются: устойчивый интерес к изучению проблем государственных финансов в их историческом развитии, навыки активного восприятия лекционного материала, умение аналитически работать с литературой, главным образом - первоисточниками, навыки обоснованного и развернутого изложения своей точки зрения в форме эссе и устных докладов, участие в круглом столе по изученным проблемам. Предполагается, что в течение предшествующих лет обучения студенты приобрели необходимые знания по проблемам управления государственными и региональными финансами.

На базе этих знаний предполагается более глубокое изучение основной проблематики в ее историческом развитии. Данный курс, прежде всего, рассчитан на ознакомление студентов с историей развития науки о финансах и с влиянием идей классиков финансовой мысли зарубежных стран и России на современное состояние науки о государственных финансах.

Выбор различных направлений деятельности в настоящем можно осуществлять или на основе требований будущего, или на основе результатов работ и уроков истории прошлых веков. Предвидеть будущее очень сложно, даже, скорее, невозможно. Поэтому великие стратеги поступали иначе – они это будущее конструировали. В данном учебном курсе мы попытаемся на основе изучения основных идей, сформулированных классиками финансовой мысли 17-19 веков, извлечь некоторые уроки, полезные для развития современной финансовой науки, и предложить определенные рекомендации для учета их в настоящем.

Надо отметить, что в 18-19 веках были подготовлены многочисленные работы по проблеме теории государственного (финансового) хозяйства, по финансовой науке и финансовому праву как за рубежом, так и в России. Как отмечает проф. Ходский Л. В своей работе «Основы государственного хозяйства» (1901г.): «Предмет государственного, или финансового, хозяйства составляет совокупность материальных и денежных средств, их приобретение и расходование, неразрывно связанное с самим существованием государства… В состав этой науки входят:

1. Изложение теоретических оснований различных видов государственных доходов, включая сюда и доходы местных общественных сборов(муниципальные финансы);

2. Изучение действующего финансового законодательства и его исторического развития (финансовое право);

3. Изучение и критическая оценка фактического материала, относящегося к государственному хозяйству (государственное счетоводство);

4. Установление рациональных основ для ведения всех частей государственного хозяйства (финансовая и бюджетная политика).

В той или иной степени эти вопросы рассматривались многими исследователями того времени, которые раскрыли свои взгляды в интересных работах, которые будут являться предметом нашего рассмотрения в данной учебной дисциплине.

Программой курса предусматривается проведение лекций, семинарских занятий, а также самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Самостоятельная работа включает в себя освоение теоретического материала по рекомендованным первоисточникам, подготовка к семинарским занятиям и круглому столу.

Учебным планом предусматривается написание студентами одного эссе. По окончании курса проводится экзамен.

ОГЛАВЛЕНИЕ



Название раздела

Стр.

1.

Краткая аннотация

2

2.

Оглавление

4

3.

I. Организационно-методический раздел

5




1. Общий объем учебной дисциплины

5




2. Цель и задачи курса

5




3. Целевая аудитория

6




4. Вырабатываемые компетенции

7




5. Начало преподавания дисциплины «История финансовой мысли»

7




6. Методическая новизна курса

7




7. Место курса в системе формируемых инновационных квалификаций.

8

4.

II. Содержание учебной дисциплины

9




1. Научная новизна и актуальность

9




2. Обоснование содержания курса.

10




3. Тематический план учебной дисциплины (курса)

13

5.

III. Содержание программы

14




Темы курса

14

6.

IV. Примерная тематика письменных работ (эссе)

24

7.

V.Вопросы для оценки качества освоения учебной дисциплины (экзамен)

26

8.

VI. Текущий контроль

28

9.

VII. Базовые учебники и первоисточники

29


I. Организационно – методический раздел.

1. Общий объем учебной дисциплины.

Объем учебной нагрузки по дисциплине: 44 часа аудиторных занятий, из них 32 часа - лекции, 12 часов - семинарские занятия, 64 часа для самостоятельной работы студентов.

2. Цель учебной дисциплины.

Цель учебного курса «История мысли государственных финансов»:

- дать комплекс знаний, относящихся к процессу становления и развития науки о государственных финансах и финансовому праву, возникновению и развитию бюджетного процесса в период 17-19 веков;

- содействовать углубленному пониманию специальных дисциплин по тематике государственных финансов за счет изучения основные работы классиков финансовой мысли стран Западной Европы и России;

- показать роль этих работ в практической реализации конституционного права одобрения народными представителями статей бюджета, которое коренится в идее суверенитета;

- отметить трудности, с которыми столкнулись бюджетное и финансовое право при их становлении, показать роль бюджетного вопроса при разрешении проблем свободного развития нации и ее политической независимости.

Вместе с тем, данная учебная дисциплина должна убедить студентов в том, что финансы – это наука, опирающаяся на культурные ценности нации, дающая возможность выявить круг вопросов, входящих в область финансовых явлений, соблюдая осторожность в своих выводах и в своих утверждениях.

Актуальность учебного курса «История мысли государственных финансов» обусловлена происходящими в настоящее время процессами реформирования системы государственных финансов в Российской Федерации и, в первую очередь, формированием новых подходов в повышении эффективности расходования государственных средств, направленных на решение социальных вопросов жизнеобеспечения народа.

Задачи учебной дисциплины.

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны знать:

  1. Историю развития теоретических и практических основ функционирования финансовой системы государства;

  2. Исторические процессы развития финансовой науки, финансового права, бюджетного права, науки о государственных доходах и расходах;

  3. Механизмы управления государственными финансами в странах с различным характером государственного устройства;

  4. Основные проблемы, суждения и решения, предложенные классиками финансовой мысли прошлых лет: А. Смитом, В. Пети, К.Г. Рау, Ф. Нитти, Ф. Кенэ, К. Т. Фон Эебергом, И.Х. Озеровым, И.И. Янжулом, Е.Ф. Канкрином, С.Ю. Витте, М.М. Сперанским и др.

  5. Уметь применять на практике полученные теоретические знания при проведении сопоставительного анализа идей прошлого и настоящего в финансовой науке.


3. Целевая аудитория.

Учебная дисциплина «История мысли государственных финансов» предназначена для студентов 5 курса, а также магистров, обучающихся на факультете «Государственное и муниципальное управлении» по специализации «Управление государственными и региональными финансами». Она должна дополнить изучение специальных дисциплин «Финансы государства», «Бюджетная политика и бюджетный процесс».

Полагаем, что курс «История мысли государственных финансов» будет интересна студентам и других специальностей.

4. Вырабатываемые компетенции:

По итогам изучения учебного курса студенты должны обладать набором ключевых компетенций, позволяющих ориентироваться в основных направлениях развития науки о государственных финансах и теориях, разработанных ведущими учеными-классиками в этой области. Студенты получат необходимый набор знаний, позволяющий им проводить анализ исторического развития науки и ее влияния на современное состояние финансовой мысли.

Все ученые прошлых лет отмечали, что знакомство с финансовой жизнью страны имеет громадное значение для каждого жителя любого государства.

Знание истории развития финансовой науки позволит студентам ориентироваться в вопросах:

- правильно или неправильно, справедливо или грабительски поставлено государственное (финансовое) хозяйство в стране?

- какая сумма материального богатства затрачивается государством на нужды совместной жизни?

- какими способами эти богатства собираются и как употребляются?

- какие способы участия в расходах более выгодны для частных лиц? и т.д.

На все перечисленные вопросы и на многие другие поможет ответить изучение данной учебной дисциплины.
5. Начало преподавания дисциплины «История финансовой мысли».

С 2008/2009 учебного года.
6. Методическая новизна курса.

Методическая новизна данного учебного курса состоит в том, что он основан на изучении и анализе основных работ (первоисточников) известных ученых и практиков в области государственных финансов прежних веков. Автору неизвестны подобные курсы лекций по профилю государственных финансов.

Семинарские занятия проводятся в виде дискуссии по изучаемой теме, что требует самостоятельной предварительной подготовки студентов.

Для усвоения материала учебной дисциплины студентам будет предложено самостоятельно ознакомиться с отдельными работами классиков.

Также студентам предлагается на выбор темы для написания письменных работ (эссе), целью которых является развитие навыков анализа рассматриваемой проблемы, а также стимулирование творческого подхода к анализу практических задач.

В качестве наглядного материала в лекционных занятиях широко используется компьютерная презентация.
7. Место курса в системе формируемых инновационных квалификаций.

Данная учебная дисциплина должна дополнить изучение специальных дисциплин «Финансы государства», «Бюджетная политика и бюджетный процесс» и др.

Важность изучения истории государственных финансов обуславливается ее значением, в первую очередь, для знакомства с общей культурной историей того или иного государства. Только сравнительно-историческое изучение финансовых систем различных государств может дать ответы на актуальные вопросы современной науки: в каком направлении должна развиваться наука дальше? Какая из известных систем управления финансами государства является наиболее эффективной в той или иной стране? и т.д.

Данный курс может быть использован при формировании следующих инновационных квалификаций в области государственного и муниципального управления:

- государственные и региональные финансы;

- теория и практика государственной службы.

- финансовый менеджмент на государственной службе.

Программа может стать частью инновационных магистерских программ:

- магистерской программы «Мастер государственного и муниципального управления» (Master of Public Administration).
II. Содержание учебной дисциплины.

1. Научная новизна и актуальность.

Научная новизна и актуальность представляемой учебной дисциплины определяется анализом обширного объема идей классиков финансовой мысли пошлых веков, их взглядов на развитие науки о финансах, ее связи с другими науками.

В учебной дисциплине, построенной на изучении основных работ классиков, приводится большое количество исторических фактов, дается множество определений основных понятий финансовой науки, иногда диаметрально противоположных, но имеющих право на существование.

В данном курсе намеренно во многих материалах выдержан стиль изложения того времени, когда были написаны рассматриваемые работы, что сохраняет их колорит и подтверждает истинность рассуждений самих авторов без исправлений редакторами.

Кроме того, впервые делается попытка не просто изложить некоторые отрывочные исторические факты, а на основе системного рассмотрения основных идей, суждений, взглядов ученых-финансистов 17-19 веков проанализировать, что внедрено, что отброшено, а что незаслуженно забыто в настоящее время в практике государственных финансов.

При проведении лекционных и семинарских занятий реализуется единый подход к рассмотрению проблем, возникавших в процессе становления финансовой науки. Особое внимание при рассмотрении основной составляющей финансовой науки – бюджетного устройства – уделено проблеме разделения властей и связанной с ней проблеме парламентской инициативы.

Научность подхода к рассмотрению финансовых явлений определила необходимость внимательного изучения вопросов связи финансовой науки и практики, которые только вместе должны обосновывать истинный прогресс, а также необходимость обоснования конечной цели финансовой науки – превратить полученные познания в общие принципы для научного разрешения финансовых проблем, что позволит объяснить финансовые явления как настоящего, так и будущего.
2. Обоснование содержания курса.

Библиография по финансовой науке прошлых лет содержит тысячи наименований. Мы выбрали для рассмотрения лишь часть работ, носящих фундаментальный характер и во многом определивших развитие финансовой науки.

Это, прежде всего, работа К.Г. Рау «Основные начала финансовой науки», которая представляет собой одну из лучших сводок результатов, выработанных финансовой наукой.

Капитальный труд Ф. Нитти «Основные начала финансовой науки» представляет собой сжатое и общедоступное руководство по финансовой науке. Изложение богато историческими фактами, выражающими теорию самых прогрессивных идей того времени.

Подлежат рассмотрению в учебном курсе и работа К. Т. Фон Эеберга как наиболее обширный курс по финансовой науке и небольшая работа Л. Косса, в которой содержится изложение финансовой науки в наиболее сжатом и доступном виде.

Конечно, достаточно подробно предполагается рассматривать пятую книгу работы А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов», в которой он старался показать:

- каковы необходимые расходы государя и как покрывать эти расходы (за счет всего общества или нет)?

- каковы различные методы привлечения всего общества к покрытию расходов и каковы преимущества и недостатки этих методов;

- какие причины побуждают правительства заключать займы и как они влияют на действительное богатство общества.

Такое внимание к изучению работы А. Смита объясняется не только тем. Что велика мера успеха этой работы (уже в 18 веке «Богатство народов…» выдержало десять английских изданий и было переведено на датский, голландский, французский, немецкий и испанский языки), но, главным образом, тем великим его признанием во всем цивилизованном мире, которое не просто измерить и сложно завоевать. Недаром примерно с 1790г. А. Смит становится наставником не только новичков, но и профессионалов, особенно университетских преподавателей. В течение полувека А. Смит оставался для всех экономистов источником основных идей, считаясь основоположником.

Что касается русских исследователей, то, по нашему мнению, превосходным введением в понимание русского государственного хозяйства служит работа И.Х. Озерова «Основы финансовой науки» как наиболее полный курс. Злободневность материала и живое его изложение послужило основанием для включения его в нашу учебную дисциплину.

Также в наш курс включено изучение прекрасной работы проф. И.И. Янжула «Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах», удостоенной премией Императорской Академии наук им. С.А. Грейга. Надо отметить, что учение о государственных расходах исключено автором из своей работы по принципиальным соображениям. И.И. Янжул так определяет задачи финансовой науки: «Финансовая наука есть учение об общественном хозяйстве, имеющее своей задачей изложение тех правил, которые должны быть соблюдаемы при добывании материальных средств, потребных для выполнения общественных целей».

Еще несколько работ русских авторов мы включили в рассмотрение в нашем курсе.

Прежде всего, это курс лекций, прочитанный графом С.Ю. Витте великому князю Михаилу Александровичу. Эта книга вызывает интерес не как научный труд, а как анализ вопросов практической экономики. Главная мысль, которую высказывает автор, состоит в том, что государственное хозяйство ведется не для личной выгоды хозяйствующих органов, а ради высших целей общежития, ради интересов всего народа.

Такой же практический интерес представляет работа бывшего министра финансов Российской империи графа Е.Ф. Канкрина. Он сам отмечает, что его «заметки в видах практичности относиться будут не вообще ко всем нациям, а в отдельности к каждой нации… «Говоря о финансах, разумеем мы общественный сундук, общественную кассу вообще». Заслуживают отдельного внимания идеи Канкрина о главных правилах оценки финансовой системы, а также его рекомендации по государственным расходам, размер которых «должны быть сообразны с силами народа». Интересны также его суждения об условиях «хорошего» бюджета.

Огромный вклад в развитие отечественной системы государственных финансов внес видный государственный деятель 19 века М.М. Сперанский. Его финансовые инициативы, обусловленные насущными требованиями современной ему российской экономической жизни, опирались на тенденции, уже существовавшие в ней, и указывали ей пути дальнейшего развития и улучшения бюджетной системы.

Завершается изучение основных идей классиков финансовой мысли 18-19 веков круглым столом, во время работы которого студенты и преподаватели кафедры будут обсуждать наиболее яркие и содержательные идеи, которые или уже внедрены, или должны быть внедрены в современной жизни, или незаслуженно забыты современной финансовой наукой.

3. Тематический план учебной дисциплины





Название темы

Всего

часов по

дис-циплине

Аудиторные часы


Самостоят. работа

Лекции

Семин. и

практич.

занятия

1.

Государственное (финансовое) хозяйство. Его история и теория. Наука о финансах (общий обзор).


18


8




10

2.

Адам Смит. «Исследование о природе и причинах богатства народов» (книга 5).


14


4




10

3.

Наука о финансах. Ее значение, сущность и состав. История становления и развития науки о финансах.


20


8


2


10

4.

Бюджет и бюджетный процесс.

14

4

2

8

5.

Государственные расходы и доходы. Налоги и налоговая система.


14


4


2


8

6.

Исполнение бюджета. Государственный финансовый контроль.


14


4


2


8

7.

Круглый стол: сопоставительный анализ идей прошлого и настоящего о финансах государства.


14





4


10




ИТОГО:

108

32

12

64

III. Содержание программы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины История финансовой мысли iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается...
Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе...
Программа учебной дисциплины История финансовой мысли iconI. Цели и задачи дисциплины Преподавание дисциплины «История финансовой мысли»
Цель: Создать условия для формирований знаний и осмысление блога информации о значении звука в жизни человека, о строении и функциях...
Программа учебной дисциплины История финансовой мысли iconРабочая программа учебной дисциплины «Международные стандарты учета и финансовой отчетности»
Дисциплина «Международные стандарты учёта и финансовой отчётности» предназначена для ознакомления с системами регулирования учёта...
Программа учебной дисциплины История финансовой мысли iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Целью дисциплины является предоставление практических и теоретических знаний в сфере истории этической мысли в России, знакомство...
Программа учебной дисциплины История финансовой мысли iconРабочая программа учебной дисциплины «история политической мысли»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части (Б 2 1) гуманитарного, социального и экономического...
Программа учебной дисциплины История финансовой мысли iconРабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины «История управленческой мысли»
Целью учебного курса является формирование базовых мировоззренческих и методологических представлений в области генезиса и истории...
Программа учебной дисциплины История финансовой мысли iconРабочая программа учебной дисциплины теория менеджмента: история...
Профиль подготовки: «Менеджмент на предприятиях ресторанно – гостиничного бизнеса»
Программа учебной дисциплины История финансовой мысли iconРабочая программа дисциплины специальность 08. 00. 01 «Экономическая теория»
«Экономическая теория» (области исследования: экономическая история; история экономической мысли). – М.: Финансовый университет,...
Программа учебной дисциплины История финансовой мысли iconПрограмма дисциплины История правосознания, политической и правовой...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....
Программа учебной дисциплины История финансовой мысли iconПрограмма учебной дисциплины история
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Программа учебной дисциплины История финансовой мысли iconТемы рефератов по курсу «История управленческой мысли»
Причины содержательных различий древнегреческой и древнеримской экономической мысли
Программа учебной дисциплины История финансовой мысли iconСоставлена на основании
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов комплексного представления о функционировании финансовой системы России...
Программа учебной дисциплины История финансовой мысли iconОбразовательная программа послевузовского профессионального образования
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов комплексного представления о функционировании финансовой системы России...
Программа учебной дисциплины История финансовой мысли iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа учебной дисциплины История финансовой мысли iconРабочей программы учебной дисциплины философия права по подготовке...
Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы продемонстрировать, как в истории философско-правовой мысли, в борьбе различных воззрений...
Программа учебной дисциплины История финансовой мысли iconФинансовый менеджмент в системе экономических наук
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов комплексного представления о функционировании финансовой системы России...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск