СОГЛАСОВАНО
Совет школы
(наименование органа государственно-общественного управления)
«13» мая 2011 года,
Протокол № 3
|
| УТВЕРЖДАЮ
Директор
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 141» (наименование учреждения)
_____________________В.В.Хонина
«23» мая 2011 года,
Приказ № 32-од
| ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
«23» мая 2011 года,
Протокол № 6
Основная образовательная программа
начального общего образования
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 141»
(наименование МОУ по уставу)
2011
Основная образовательная программа
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №141»
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №141» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 №373), на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом возможностей, предоставляемых учебно-методическими комплектами, используемыми в МОУ« СОШ №141».
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МОУ« СОШ №141».
Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МОУ« СОШ №141» в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании». А именно:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
В соответствии с требованиями ФГОС Образовательная программа МОУ « СОШ №141» содержит следующие разделы:
Целевой раздел
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания УМК, используемых на начальной ступени образования: Школа России, Л.В. Занкова, «Планета знаний».
Целью реализации образовательной программы МОУ «СОШ №141» является:
создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе учебных программ по предметам на основе используемых УМК.
Задачи реализации образовательной программы МОУ «СОШ №141»:
Достижение личностных результатов учащихся:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению и познанию;
осмысление и принятие основных базовых ценностей.
Достижение метапредметных результатов обучающихся:
освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Достижение предметных результатов:
освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.
Муниципальная образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 141» действует в соответствии с Уставом с 1989 года; зарегистрированного как юридическое лицо с 06.09.1995 года; проведено последнее лицензирование 26.12.2007 года и аттестации 06.10.2009 года; получено Свидетельство о Государственной аккредитации и статуса средней общеобразовательной школы 28.12.2004 года.
Образовательная среда МОУ « СОШ №141» представляет собой сетевое взаимодействие следующих компонентов:
Совет школы
Методический совет Научное общество учащихся
Библиотечный информационный центр Педагогический совет
Совет старшеклассников
Социокультурная среда
Районный дом творчества
ДК «Светоч» ДК им. П.В. Будеркина
КТОС «Шинник» Стадион «Шинник»
Медсанчасть №9 Детский клуб «Садко»
Детская школа искусств №8
(ДХШ) Учебно- методический центр ПДД
Внешние связи школы
Театры города: драмы, юного зрителя, «Галерка», «Арлекин», лицейский
Омский государственный университет
Омский государственный педагогический университет Музеи города: Врубеля, Ф.М.Достоевского, Белова, краеведческий
Городской экологический центр
Центр по работе с детьми и молодежью
Городской центр профориентации Концертно- досуговый центр «Космос»
Городской центр занятости учащейся молодежи
Характеристика контингента учащихся: численность учащихся на 1 сентября 2010 года составила 615 человек, 24 класса- комплекта. Имеется ГПД.
Характеристика образовательных потребностей родителей ( выявлено при проведении анкетирования родителей обучающихся школы).
Родители обучающихся хотят, чтобы школа обеспечила:
возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;
качественную подготовку выпускников к поступлению в учреждения высшего образования;
профессиональную ориентацию учащихся третей ступени школы;
интересный досуг детей;
а также создавала условия для:
удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей детей;
формирования информационный грамотности и овладения современными информационными технологиями;
сохранения и укрепления здоровья детей.
Режим работы ОУ: пятидневная учебная неделя, образовательный процесс осуществляется в одну смену, продолжительность учебных занятий 40 минут.
Характеристика кадрового состава: на 1 сентября 2010 года 38 учителей, из них имеют высшее образование 94%, имеют высшую квалификационную категорию 48% преподавателей, 46% -первую, 3%- вторую, 3% - н/а (молодой специалист).
Имеют почетное звание:
отличник просвещения -1 человек;
награждены знаком «Почётный работник образования РФ» - 4человека;
Почётной грамотой Министерства образования РФ- 7 человек;
Соросовский учитель – 1 человек;
учитель - методист -2 человека;
победитель национального проекта «Образование» -2 человека.
Имеют ведомственные награды 84% педагогического коллектива.
Средний возраст педагогов составляет 35-45 лет. В школе работают молодые специалисты. Таким образом, большинство членов педагогического коллектива – учителя с большим опытом работы и высокой работоспособностью. Творческие достижения учеников МОУ «СОШ№141»:
победители и лауреаты международных, российских, региональных интернет- проектов;
победители интеллектуально- творческого регионального –эколого- биологического конкурса «Белая береза» в 2008, 2009 годах;
постоянные участники Региональной научно – практической конференции «Шаги в науку», «Сибирячек»;
призёры предметных олимпиад городского, областного уровней;
участники и лауреаты дистанционных олимпиад «Эйдос», «Планета здоровья»;
участники и лауреаты российских конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Британский Бульдог», «Инфознайка»;
призёры всероссийского конкурса «Социальное проектирование» г. Обнинск;
победители всероссийского конкурса потребительских знаний;
кандидаты в мастера спорта- 2 человека;
призёры городских спортивных соревнований по баскетболу, волейболу, дартсу, плаванию, полиатлону;
неоднократные победители городских соревнований среди оздоровительных лагерей, смотров- конкурсов пришкольных участков.
Участие педагогов в профессиональных мероприятиях различного уровня:
участники областной экспериментальной площадки «Формирование единого информационного пространства в условиях крупного города» - 60%;
участники городских методических сообществ, творческих групп – 45%;
победители национального проекта «Образование»- 2 человека;
участники и победители профессиональных конкурсов;
участники дистанционного конкурса «Мультимедиа урок в современной школе»;
призёры дистанционного конкурса на Лучшую разработку учебного проекта для младшего школьника;
авторы публикаций на Всероссийском педагогическом фестивале, на межрегиональных Чередовских чтениях; аксиологических чтениях;
авторы собственных дистанционных проектов для обучающихся муниципального и регионального уровней;
участники городской информационной ярмарки по обеспечению учебных кабинетов;
организаторы мастер-классов.
Материально-техническая база школы.
Для организации образовательной деятельности имеется типовое трехэтажное крупноблочное здание 1989 года постройки. Площадь задания составляет 8059,7 м² .
Общее количество аудиторий для проведения занятий учащихся – 42, количество классов для проведения практических занятий 6, кабинетов- лабораторий -3, компьютерных классов -1, мастерская -2, кабинет технологии -1, кабинет кулинарии – 1, спортивный зал -2.
Особенности воспитательного процесса
На протяжении ряда лет в школе развиваются формы ученического самоуправления. Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения, внеурочная деятельность, внешкольная деятельность. Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных «пространств», каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребенка. Создание воспитательной среды в рамках открытого социокультурного образовательного пространства школы предполагает:
- корректировку учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин;
- изменение форм и методов учебной работы, преодоление пассивности школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе;
- ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях как "человек" , "красота", "добро", "истина", "культура", "труд", "Отечество", "мир", которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности, образуют основу воспитания;
- создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка в социокультурном пространстве школы .
Результатом воспитательной деятельности школы является положительная динамика личностных качеств и ключевых компетенций выпускника школы. Внеурочная воспитательная работа.
В школе сложилась система воспитательной работы, основанная на личностно-ориентированном подходе. Одной из главных задач педагогического коллектива является создание психологически безопасных, комфортных условий каждому ребёнку, способствующих его личностной реализации в образовательном пространстве школы. В нашей школе стали традицией коллективные творческие дела, такие как праздник «День знаний», «Последний звонок», выпускной вечер, День святого Валентина, посвящение в первоклассники, «Супербабушка», туристический слет, слет отличников. В настоящее время воспитательную систему можно считать устойчивой и стабильной. Основными задачами следующего этапа являются сохранение жизненного уклада и принятие в образовательном пространстве школы зон неупорядоченности и проблем как источников её развития. Инициатива и самодеятельность участников образовательного пространства - основа развития самоуправления в школе. Оно осуществляется как на организационно – педагогическом уровне, как и на психолого-педагогическом.
Планируемые результаты
освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся1: • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты
освоения основной образовательной программы
начального общего образования
|