№ п/п
| Наименование темы, раздела
| Всего часов
| Теория
| Содержание
| Практика
| Содержание
| Формы контроля
|
1.
| Вводное занятие
| 1
| 1
| Правила поведения и техники безопасности на занятиях по морской практике.
Беседа с курсантами о флоте и об особенностях флотской службы.
| -
|
| Опрос
|
2.
| 2. Повторение пройденного за 1-2 курс
| 17
| 2
|
| 15
|
|
|
2.1.
| Повторение морских узлов и тросов.
| 3
|
|
| 3
| Урок проходит в форме практических занятий. Наработка навыков вязки узлов
| Зачет
|
2.2.
| Повторение назначения и применения шлюпки, ТТХ.
| 1
| 1
| Урок проходит в форме лекции о всех типах шлюпок используемых на флоте. Термины: ял, бот, баркас, тузик, шлюпка
| -
|
| Зачет
|
2.3.
| Повторение устройство корпуса шлюпки, снабжение шлюпки.
| 4
| 1
| Основные элементы конструкции шлюпки:
Носовая и кормовые металлические угловые кницы; кницы; носовой и кормовой рымы и т.д. Средства снабжения шлюпки – набор обязательных и рекомендуемых средств
| 3
| Урок проходит в форме практических занятий. Наработка навыков свободного ориентирования в элементах устройства и снабжения шлюпок
| Зачет
|
2.4
| Повторение команды при гребле.
| 4
|
|
| 4
| Практическая отработка выполнения всех команд: «Отваливай» «Весла», «На воду», «Суши весла», «Весла по борту», «Весла в воду». «Табань», «Весла под рангоут» ,«Навались», «Легче гресть», «Весла на укол», «Весла на валек». Отработка слаженной работы всего экипажа.
|
|
2.5
| Повторение устройства рангоута.
| 2
|
|
| 2
| Уроки проходят в форме практических занятий. Курсанты должны свободно ориентироваться в компонентах устройства рангоута. Термины: стоячий такелаж, ванты, фал, талреп и т. д.
|
|
2.6
| Повторение устройства парусного вооружения
| 3
|
|
| 3
| Уроки проходят в форме практических занятий. Курсанты должны свободно ориентироваться в устройстве парусного вооружения, уметь рейковать паруса.
|
|
3.
| 3. МПСС
| 12
| 12
|
|
|
|
|
3.1
| Знаки,регулирующие судоходную обстановку
| 3
| 3
| Уроки проходят в форме лекций. Курсанты должны: знать знаки, регулирующие судоходную обстановку
|
|
|
|
3.2
| Правила движения по внутренним водным путям
| 3
| 3
| Уроки проходят в форме лекций. Курсанты должны знать правила движения по внутренним водным путям
|
|
|
|
3.3
| Правила движения на рейде, гавани, стеснённых местах.
| 3
| 3
| Уроки проходят в форме лекций. Курсанты должны правила движения на рейде, гавани, стеснённых местах.
|
|
|
|
3.4
| Навигационные огни
| 3
| 3
| Уроки проходят в форме лекций. Курсанты должны: знать ,виды и положение огней информирующих о местонахождении, размерах и характере действий судна.
|
|
|
|
4.
| Команды рулевого, при ходе под парусом
| 12
| 4
|
| 8
|
|
|
4.1
| Действия рулевого и экипажа при подъёме и спуске парусов.
| 3
| 1
| Уроки проходят в форме лекций. Курсанты должны знать действия рулевого и экипажа при подъёме и спуске парусов.
| 2
| Уроки проходят в форме
практических занятии на макете. Курсанты должны научиться быстро и правильно выполнять все команды.
|
|
4.2
| Действия рулевого и экипажа при шквале
| 3
| 1
| Уроки проходят в форме лекций. Курсанты должны знать действия рулевого и экипажа при шквалах
| 2
| Уроки проходят в форме
практических занятии на макете. Курсанты должны научиться быстро и правильно выполнять все команды.
|
|
4.3
| Действия рулевого и экипажа при подходе к пристани и на ходу
| 3
| 1
| Уроки проходят в форме лекций. Курсанты должны знать действия рулевого и экипажа при при подходе к пристани и на ходу.
| 2
| Уроки проходят в форме
практических занятии на макете. Курсанты должны научиться быстро и правильно выполнять все команды.
|
|
4.4
| Действия рулевого и экипажа при выполнении поворотов
| 3
| 1
| Уроки проходят в форме лекций. Курсанты должны знать действия рулевого и экипажа при при выполнении поворотов фордевинд и оверштаг.
| 2
| Уроки проходят в форме
практических занятии на макете. Курсанты должны научиться быстро и правильно выполнять все команды.
|
|
5.
| Средства визуальной связи
| 6
|
|
| 6
|
|
|
5.1
| Флажный семафор
| 2
|
|
| 2
| Практические занятия по приему-передаче фраз с помощью семафорной азбуки.
| Зачет
|
5.2
| Азбука Морзе
| 2
|
|
| 2
| Практические занятия по приему-передаче фраз с помощью фонаря.
| Зачет
|
5.3
| Международная жестовая и знаковая сигнализация
| 2
|
|
| 2
| Отработка подачи сигналов с помощью специальных и подручных средств и жестов.
| Зачет
|
6.
| Техника безопасности при ремонте и обслуживании шлюпок.
| 1
| 1
|
|
|
|
|
6.1
| ТБ при ремонте и обслуживании шлюпок
|
| 1
| Уроки проходят в форме лекций с последующей сдачей зачета по ТБ. Курсанты должны четко знать все пункты инструкции по ТБ.
|
|
|
|
7.
| Ремонт шлюпок.
| 8
|
|
| 8
|
|
|
7.1
| Ремонт корпуса шлюпки
| 2
|
|
| 2
| Практические занятия, направленные на овладение основными навыками столярных работ: замена частей шлюпки, проконопачивание щелей и т.д. Научится использовать инструмент.
| Опрос.
Контроль качества выполняемых работ
|
7.2
| Ремонт снаряжения
| 2
| -
|
| 2
| Практические занятия, направленные на овладение основными навыками столярных работ: ремонт элементов снабжения шлюпки.. Научится использовать инструмент.
| Контроль качества выполняемых работ
|
7.3
| Ремонт парусного вооружения
| 2
|
|
| 2
| Практические занятия, направленные на овладение основными навыками такелажных работ: сплесни, коуши, марки, огон, кноп, бензели.
| Контроль качества выполняемых работ
|
7.4
| Покрасочные работы
| 2
| -
|
| 2
| Практические занятия направленные на овладение основными навыками покрасочных работ: подготовка поверхностей к покраске, грунтовка, способы наложения краски
| Контроль качества выполняемых работ
|
8.
| Правила и тактика гонок
| 12
| 12
|
|
|
|
|
8.1
| Правила и тактика гребной гонки
| 3
| 3
| Уроки проходят в форме лекций. Курсанты должны: уметь брать старт и финишировать, знать особенности командования и управления шлюпкой, прохождение дистанции, правила хода на дистанции, предфинишный рывок, правила пересечения линии финиша и освобождения своей воды после гонки.
|
|
|
|
8.2
| Правила и тактика парусной гонки
| 3
| 3
| Уроки проходят в форме лекций. Курсанты должны знать: взятие старта, фальстарт, правила старта под парусами. Выгодная/невыгодная позиция шлюпки, прохождение дистанции, понятие связанности шлюпок, борьба на фордевинде, выгодный/невыгодный галс, финиш гонки, навалы, подача протестов, разбор протестов, освобождение финишного створа.
|
|
|
|
8.3
| Лавировка
| 3
| 3
| Уроки проходят в форме лекций. Курсанты должны знать и уметь рассчитывать прохождение дистанции гонки с учетом всех факторов, так чтобы пройти дистанцию наименьшим количеством галсов.
|
|
|
|
8.4
| Борьба у знаков
| 3
| 3
| Уроки проходят в форме лекций. Курсанты должны знать: способы борьбы на знаках, наиболее выгодные способы обхода знаков и т.д.
|
|
|
|
9.
| Итоговое занятие.
| 3
| 1
|
| 2
|
| Зачет
|
9.1
| Прохождение по водному маршруту
| 2
| -
|
| 2
| Занятие проводится в форме крейсерской гонки с выполнением различных заданий по темам учебного года
| Зачет
|
9.2
| Подведение итогов
| 1
| 1
| Подведение итогов прохождения водного маршрута. Обсуждение, награждение.
| -
|
| Зачет
|
№
| Раздел программы
| Форма занятий
| Методы и приемы
| Использование наглядности, ТСО
| Форма контроля
|
| Вводное занятие
| Урок
| Беседа на темы:
1. Цели и задачи изучения морской практики.
2. Правила поведения в кабинете и клубе.
3. Уставы.
4. Значение дисциплины на флоте.
5. Наша страна - Великая морская держава.
| Уставы, инструкция поТБ
| Беседа
|
| Повторение пройденного за 1 и 2 курсы.
| Уроки и практические занятия
| Беседа «Морские узлы и их назначение». Повторение способов вязки узлов.
Беседа «Особенности устройства шлюпок», «Командные слова при гребле», «Устройство рангоута и парусов», «Командные слова при ходе под парусом», «Возможные аварийные ситуации на воде».
| Макет шлюпки Ял-6, парусное вооружение
Плакаты и стенд «морские узлы», приспособления для вязки узлов, штерты разного диаметра, плакат «устройство шлюпки»
| Беседа
|
| Международные правила предупреждения столкновения судов (МПСС)
| Урок
| Лекции на темы: «Знаки, регулирующие судоходную обстановку», «Правила движения по внутренним водным путям», «Правила движения на рейде, гавани, стеснённых местах», «Навигационные огни».
| Стенд «Навигационные огни»,
Образцы бортовых огней, таблица «Судоходные знаки»
МПСС-72
| Зачёт
|
| Команды рулевого при ходе под парусами.
| Лекции и практические занятия
| Лекции на темы:
«Действия рулевого и экипажа : при подъёме и спуске парусов, при шквале, при подходе к пристани и на ходу, при выполнении поворотов.
Практическая отработка действий экипажа
| Макет шлюпки Ял-6,
парусное вооружение, компьютер, видео сюжеты
| Зачёт
|
| Ремонт шлюпок.
| Практические занятия
| Ремонт шлюпки и снаряжения.
Беседы «Материалы, применяемые для ремонта шлюпки», «Организация окрасочных работ и соблюдение мер предосторожности при их выполнении».
| Шлюпка, инструмент, материалы
| Контроль качества выполнения работ
|
| Техника безопасности при ремонте и обслуживании шлюпок.
| Урок
| Беседа «ТБ при ремонте и обслуживании шлюпок».
| Инструкции по ТБ
| Зачёт
|
| Правила и тактика гонок
| Урок
| Лекции «Правила и тактика гребной гонки», «Правила и тактика парусной гонки»
«Лавировка», «Борьба у знаков»
| Стенд «Правила гонок», компьютер, видео сюжеты
| Зачёт
|
| Средства визуальной связи
| Урок и практические занятия
| Беседы «Флажный семафор и его применение»,
«Азбука Морзе и способы передачи сигнала», «Жестовая и знаковая сигнализация».
Практическая отработка приема и передачи сигналов
| Плакаты по темам, флажки, фонарь, подручные средства
| Зачет
|
| Итоговое занятие
| Соревнование
| Крейсерская гонка
| Шлюпка со снаряжением, буи, секундомер, мегафон
| Соревнование
|