Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме «Семейные правоотношения»
Учитель МОУ СОШ №42 пгт Шерловая Гора Перебоева Ольга Васильевна
Цель урока: познакомясь с правовой базой современной семьи в Российской Федерации и правовым разрешением семейных проблем, учащиеся смогут выделить особенности правового регулирования семейно-брачных отношений и основные права и обязанности родителей и детей в семье. Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, проверка знаний и практическое выполнение заданий). Работа в группах.
Задачи урока:
Обучающие:
дать знания и представление о семье, семейных ценностях, семейных проблемах;
познакомить с семейным законодательством.
Развивающие:
развивать коммуникативные способности, внимание, логическое мышление;
формировать навыки обобщения и анализа;
Воспитательные:
прививать навыки цивилизованного (правового) разрешения конфликтов и споров в современном обществе
воспитывать культуру делового общения.
Ожидаемые результаты
В результате изучения темы учащиеся смогут:
Давать объяснения понятиям: «семья», «брак», «усыновление», ЗАГС, «развод», «брачный договор».
Знать особенности правового регулирования семейно-брачных отношений, основные права и обязанности родителей и детей в семье;
Понимать различия между моральным и правовым регулированием семейных отношений;
Уметь формулировать свои идеалы в области семейных отношений, разрешать противоречия, возникающие в семейной жизни
Осознавать единство своих прав и обязанностей в семье, необходимость уважения прав всех членов семьи.
Занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права.
Оборудование и материалы
Компьютер (песня «Дружная семья»). Конституция РФ. Семейный кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ. Анкета, выдержки из Семейного кодекса РФ, карточки с заданиями.
Опорные знания
.Даты и события: декабре 1995 г - Семейный кодекс РФ был принят Государственной Думой РФ
Понятия: брак, семья, органы опеки и попечительства, усыновление, ЗАГС, развод, брачный договор.
УУД (условные обозначения):
Регулятивные УУД – *
Личностные УУД – @
Познавательные УУД - #
Коммуникативные УУД - &
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| УУД
| Предполагаемый результат
| Мотивация
| «Сегодня мы будем обсуждать тему, которая касается каждого из нас. О чем мы будем говорить на уроке, это слово скрыто в загадках. Первые буквы слов – загадок составляют слово, скрытое в квадратах».
1.Как называется состояние человека, когда ему «летать хочется»? (счастье).
2.Дерево, украшающее дом в Новый год. (ель)
3.Она - жена, он -…? (муж)
4.Его подбросила греческая богиня ссор и раздоров на пир богов. (яблоко)
Вопрос к классу: с какими понятиями у вас ассоциируется слово «семья»?
(учитель вокруг слова «семья» записывает слова, которые обучающие называют)
|
Учащиеся разгадывают загадки, заполняя квадратики
Учащиеся называют слова «дом», «уют», «дети», «доброта», «поддержка», «любовь» и т.д,
| *
@
&
|
Отгадают слово «семья»
| Вывод. Сколько бы не прошло лет, веков, тысячелетий люди всегда будут стремиться создать семью, без которой нет дома, любви, тепла.
Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Конечно о семье, но говорить мы будем о семейных правоотношениях (тема появляется на слайде1)
Что называется правоотношением?
|
Ответы ребят
| *
&
@
#
|
Учащиеся определяют тему урока.
| - Давайте познакомимся с планом работы и поставим себе цель на урок. (план на слайде
|
| *@
|
| Проблема
| Я уверена, что не найдется на свете человека, которого не интересовала бы тема семьи. Мы с вами не исключение.
Но вот что интересно, люди стремятся создать семью, семьи создаются добровольно, на моральных принципах, т.е. любовь, взаимоуважение, взаимодоверие. Но тем не менее существует в законодательстве право, которое регулирует семейные отношения. Вам не кажется, что в этом заключается противоречие. Что дает семейное право? И нужно ли оно?
|
|
|
| Информационно-аналитический блок
| Но прежде чем мы ответим на этот вопрос, попробуем дать определение понятию «семья».
Что же такое семья? (можно поработать со словарем)
| Ответы ребят
| * &
@#
| Учащиеся дадут свое определение понятию «семья».
| Давайте сравним два понятия семьи. В прошлом году мы определили семью как малую группу людей, объединенных брачными и кровнородственными узами, связанных общностью быта, взаимопомощью и моральной ответственностью (Появляется определение на Слайде 3).
Правоведы (юристы) определяют семью как круг лиц, связанных неимущественными и имущественными правами и обязанностями, которые вытекают из отношений брака, родства или усыновления (Появляется определение на Слайде 4).
В чем вы видите разницу? (Слайд 5)
Во втором определении речь идет о семейном праве. Что такое «семейное право», какие отношения оно регулирует? (работа со словарем)
| Учащиеся слушают и смотрят на слайды
Сравнивают два понятия и выделяют разницу
Находят определение понятию 2Семейное право»
| *
@
#
| Учащиеся смогут увидеть разницу при анализе двух определений понятия «семья»
| Отрасль права, регулирующая отношения между супругами, между родителями и детьми, между усыновителями и усыновленными, называется семейным правом. (Слайд 6)
Как вы думаете, какие юридические документы регулируют семейные отношения?
После заслушивания ответов, учитель: Вы правы, семейные отношения в РФ регулируют следующие юридические документы: (демонстрирует документы)
-Конституция РФ
-Гражданский кодекс РФ
-Уголовный кодекс РФ
-Жилищный кодекс РФ
-Семейный кодекс РФ и другие правовые акты.
| Записывают в тетрадь определение понятия «семейное право»
Ответы учащихся
| *
@
#
|
Обучаемые смогут назвать основные юридические документы, как Конституция РФ и Семейный кодекс РФ и т.д.
| Семейный кодекс РФ был принят в декабре 1995 г. Государственной Думой РФ, с 1 марта 1996 г. введен в действие. – прошу записать в тетрадь
Состоит из 8 разделов, 22 глав и 170 статей, которые регулируют следующие отношения: (Слайд 7)
1.Условия и порядок вступления в брак
2. Прекращение брака и признание его недействительным
3. Личные имущественные отношения между членами семьи
4. Права и обязанности супругов
5. Права и обязанности родителей и детей
6. Алиментные обязательства членов семьи
7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
8. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
| Ребята записывают в тетрадь
| *
@
#
|
|
| Что нужно для того, чтобы создать семью?
Что такое брак?
С какого возраста в РФ можно вступить в брак? Где заключается брак? Каковы препятствия к заключению брака? Об этом вы узнаете, прочитав наш учебник стр. 135
| Учащиеся после чтения текста учебника, отвечают на вопросы:
- Что такое брак?
- С какого возраста в РФ можно вступить в брак?
- Где заключается брак? - Каковы препятствия к заключению брака?
| *
&
@
#
| Учащиеся конкретно ответят на поставленные вопросы, используя материал учебника
| Как вы думаете, что регулирует семейное право?
Давайте поработаем по группам и определим:
1 группа – права и обязанности супругов, стр. 136
2 группа – права и обязанности родителей, стр. 138
3 группа – права и обязанности детей в семье, стр. 139 На примере решают правовые ситуации:
на стр. 138
Стр. 139
| *
&
@
| Учащиеся, выделяя особенности правового регулирования, отмечают важность семейного права и назвают основные права и обязанности, супругов, родителей и детей в семье
|
| Что дает семейное право? И нужно ли оно?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо поработать с юридическими документами, решить правовые ситуации из жизни.
Для этого я хочу предложить вам игру. Все мы представители известной адвокатской фирмы «Узы Семьи» специализирующейся на семейных конфликтах. В нашей фирме проводится конкурс на право стать «Ведущей адвокатской группой». Условия конкурса следующие: необходимо рассмотреть заявления 3 клиентов и оказать им квалифицированную юридическую помощь. Как мы построим нашу работу? Каждая адвокатская группа проработает все 3 ситуации, но в определенной последовательности, отвечая на свой круг вопросов. Инструкции к деятельности я буду давать на каждом этапе. Успех фирмы зависит от согласованной работы в группах
Первый этап. Инструкция учителя: Прочитать свою ситуацию и выделить юридические проблемы, записав их в карточку. Время ограничено – 5 минуты
Передача карточек между группами 1 2 3
Второй этап. Инструкция учителя: Прочитать и выяснить какие статьи Семейного кодекса РФ помогут разрешить эти проблемы, для этого обращаемся к Приложению 3. Внимание, ребята если, на ваш взгляд в ответе на 1 вопрос допущена ошибка или неточность вы имеете право исправить или дополнить. Время ограничено – 4 минуты.
Передача карточек между группами 2 3 1
Третий этап. Инструкция учителя: Прочитать и предложить правовые (цивилизованные) способы разрешения ситуации. Время ограничено – 4 минуты.
Передача карточек между группами 3 1 2
| Работа в группах с документами.
Учащимся предлагаются рабочие листы с извлечениями из Конституции РФ и Семейного кодекса.
Учащиеся по группам рассматривают ситуации:
Приложение 2 и
Приложение 3, выполняя инструкции учителя:
| *
&
@
#
| Учащиеся смогут показать свои умения работать с документами и, прочитав ситуацию, смогут выделить юридические проблемы, разрешить эти проблемы и выделить статью закона, которая регулирует семейные правоотношения.
| Практическая часть – в форме игры
|
| После работы в группах идет обсуждение документов и ребята пытаются разрешить проблему: Что дает семейное право? И нужно ли оно?
|
|
| Рефлексивно-оценочный блок
| Прошу сдать все заполненные каждой адвокатской группой карточки, на которых указана ситуация клиента, юридические проблемы, статьи закона, способы решения ситуации.
Благодарю всех адвокатов за проделанную работу. И как глава фирмы, хочу повысить вам зарплату и в этом вы мне поможете, но для этого оцените себя.
| Ребята оценивают себя по карточке:
Оцените свою работу на уроке по 10-балльной шкале
Критерии оценки:
1.Весь урок активно работал, материал урока освоил полностью – 10 баллов;
2.Часто работал на уроке, материал урока освоил на 80 %- 8 баллов;
3.Работал на уроке добросовестно, редко отвечал, материал освоил на 50% - 5 баллов;
4.Работал плохо, редко отвечал, материал не понял – 3 балла.
В чём, по вашему мнению, причины низкой самооценки_____________
| *
&
@
| Учащиеся смогут оценить свою работу на уроке
| Рефлексия
Вопросы для обучающихся:
-Что нового вы сегодня узнали?
- Как вы думаете, пригодятся ли знания, полученные при изучении темы в реальной жизни?
Прошу вас посмотреть цель, которую вы поставили себе на урок. Кто выполнил? Для чего нужно семейное право, какие отношения оно регулирует?
| Ответы ребят
Некоторые ребята, по просьбе учителя, зачитывают свою цель и говорят как выполнена она..
| *
@
|
| Домашние задание
| Параграф 24, вопрос 2 стр. 141
Какие проблемы, возникающие в семье, не регулируются Семейным кодексом РФ? Обсудите с родителями.
| Записывают домашнее задание в дневники
|
|
|
Список использованной литературы:
Учебник Соболева О.Б.«Обществознание: право в жизни человека, общества и государства» 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2011.
Пособие к программе «Основы планирования семьи и здорового образа жизни», Российская ассоциация Планирования семьи. – М., 1997.
Семейный кодекс РФ. Материал из Википедии — свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/
|