Скачать 92.42 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Комсомольский-на-Амуре техникум легкой промышленности Педагогическая мастерская Самостоятельная работа студентов на уроках и во внеурочное время Л.С. Лисицына, преподаватель социологии 2006 План
Любая учебно-познавательная деятельность учащихся имеет следующую структуру: Деятельность Цель Мотив Содержание Предметные действия Умения Результат Самоконтроль. Данная педагогическая структура позволяет строить учебное занятие в техникуме на деятельной основе, в ходе которой преподаватель осуществляет не простое раскрытие содержания изучаемых программных вопросов, а организует самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, позволяющую им самим открывать новые знания и овладевать новыми умениями. Важным моментом самостоятельной работы студента является направленность на то, чтобы студенты могли продуктивно мыслить, работать творчески, активно осваивать социальные перемены в обществе, ориентироваться в политических процессах своей страны. Любой педагог должен четко представлять свои цели и придерживаться следующего правила «Усваиваемые знания должны быть прочными. Иначе учеба бесполезна? Для прочности полученных знаний и существуют разнообразные методики самостоятельной работы студентов на уроках и вне учебных занятий. Педагог должен управлять деятельностью учащихся, учить их самостоятельно использовать полученную информацию и имеющиеся навыки для решения возникающих задач. Самостоятельная работа позволяет формировать и способствовать дальнейшему развитию таких черт личности-студента как инициативность, собственное мнение, самостоятельность, уверенность, самооценка.
Самостоятельная работа студентов – это деятельность студентов в процессе обучения и во внеурочное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия. Основными признаками самостоятельной работы студента я считаю:
Ядром самостоятельной работы является познавательная и проблемная задача. Именно наличие задачи обуславливает весь процесс самостоятельной работы. Для самостоятельной работы потребуется практический опыт личности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Это позволит формировать общую грамотность, высокую культуру труда и общения. Для того чтобы самостоятельная работа студентов не носила принудительно-обязательный характер необходимо из урока в урок поддерживать устойчивое внимание к предмету, использовать на уроках наглядность, технические средства обучения, обязательно обновлять информационный материал, продумывать и использовать межпредметные связи, учитывая предшествующую подготовку и опыт студентов. Итак, самостоятельная работа может активно применятся как в урочное, так и внеурочное время, т.к. это один из этапов повышения качества обучения и воспитания специалистов. Самостоятельная работа также развивает готовность студентов к учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе.
По этим предметам студенты должны познакомиться с базисными элементами социальной жизни общества, войти, так сказать, в проблемное поле социологии и политологии. Нынешние студенты, которые займут общую позицию в будущем российском обществе должны быть не только профессионально подготовленными в избранной области, но и социально компетентными людьми, знающими законы социальной организации, развития общественных перемен, владеющим азами грамотного общения. Поэтому даже за короткий курс лекций обязательно должна быть организована, продумана самостоятельная деятельность студентов, это поможет воспитать культуру разумного мышления, отстаивать свою точку зрения, ориентироваться в быстро меняющемся обществе. 1) Домашняя самостоятельная учебная работа состоит из выполнения заданий по повторению и более глубокому усвоению учебного материала. Она предполагает составление конспектов, используя при этом научную литературу, анализ научно-публицистических статей, исследований. Например, по теме: «Культура как предмет социологического исследования» возможно, предложить написать реферат или сделать выступление по вопросу – взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры в современном обществе. Или при изучении темы «Социальная структура и социальная стратификация» очень любопытно будет послушать выступление студентов по вопросу «особенности развития стратификационной структуры современного российского общества» (для такой работы нужно просмотреть периодическую печать, ориентироваться в политике, сделать сравнительный экскурс в истории России). На домашнюю работу можно предложить студентам творческие сочинения (см. Приложение № 1). Например по теме «Личность в системе социальных связей» студенты прекрасно написали мини-сочинение по теме «Черты личности современного молодого человека». Во внеурочное время студенты могут по пройденной теме составить опорный конспект или составить схему, таблицу и т.д. Например изучая политологию студентам дома ответить на вопрос в виде таблицы. «Сравните характеристики гражданского общества и государства. Определите: общее и различие; при каких обстоятельствах государство имеет тенденцию поглощать гражданское общество, а при каких – гражданское общество путем саморегулирования исключает государственное вмешательство». Предлагаю студентам при изучении темы «Государство как политический институт. Формы государственного правления и устройства» самостоятельно составить опорный конспект по форме устройства и правления любой страны. На следующем уроке по опорному конспекту рассказать об устройстве страны, о роли исполнительной, законодательной и судебной властей. Самостоятельная работа должна быть организована при нарастающей ее сложности, она должна развивать познавательные способности студентов, содействовать выработке умений и навыков, повышать культуру умственного труда, делать приобретаемые знания более осмысленными и глубокими. Я стремлюсь к тому, чтобы в поисках ответов знания студентов приобрели личностный смысл и не были просто материалом для формальной сдачи зачетов и экзаменов. 2) Самостоятельная учебная работа в урочное время может быть организована с большим размахом. Метод обучения в сотрудничестве. а) обучение в команде. Особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работе каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом. Задача каждого студента состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Например, я предложила студентам: Придумать свою политическую партию, молодежное объединение или союз. Предложила план работы и результатом стали созданные или партийные, политические, общественные объединения (см. приложения № 3). Пример! б) «Учимся вместе» Студенты разбиваются на разнородные группы (по уровню обученности). Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работают все. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается условие всего материала. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой социальную или скорее социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Например. Тема: «Политическая культура и Сознание» очень сложная для изучения поэтому я предлагаю группам самостоятельно подумать над предложенными вопросами, чтобы более тщательно разобраться в данной теме.
Моя задача как преподавателя при групповой работе студентов выполнять роль организатора. Помочь им самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы. В рамках урока любой формы приемлемы индивидуальные самостоятельные задания с учетом индивидуальных особенностей студентов, их разной подготовленности. Такая деятельность может быть как в виде контроля знаний по пройденному материалу, так и в виде закрепления только что изученного. Студентам предлагаются индивидуальные карточки (см. Приложения 1,2). Индивидуальная карточка может быть с разным заданием:
Думаю, что такие здания тренируют память, активизируют образное мышление, развивают интуицию. в) При изучении темы: «Методы социологического исследования». Я предлагаю ребятам самим разработать тематику, программу, цели, методику любого социологического исследования. Подсказываю тему «Отцы и дети» или «Почему растет престиж образования?» и т.д. Студенты составляют вопросы или в виде анкеты или как интервью… Делают выводы. Эта своеобразная игровая технология. Одни учатся формировать вопросы, другие кратко на них отвечать. 3) Итак хорошо организованная самостоятельная работа студентов с постановкой задач исследовательского характера, сочетание индивидуальных и групповых форм работы, использование различных методов, способствует за отведенное учебное время совершенствованию коммуникативных навыков, дальнейшему формированию умений, обеспечивающих Приложения включают
Приложение № 1 Карточка № 4Заполните таблицу, опираясь на лекционный материал по теме: «Политические режимы, их основные черты».
Приложение №2 Карточка № 2Какими признаками характеризуется правовое государство? Выскажите свое мнение о том, является ли современная Россия правовым государством
Приложение №3Органы государственной власти и государственногоуправления в РФ. |